Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения




Скачать 266,2 Kb.
НазваниеОрганизация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения
Дата публикации17.09.2013
Размер266,2 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Военное дело > Урок
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения.
Автор Дементьева Т.В., учитель русского языка и литературы.


Перед учителем, работающим в классах, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся.

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает обучение прочной наглядно-действенной опоры. Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических; сформировались элементарные фонематические представления; сложилось умение производить несложный звуковой анализ; дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах.

Опыт показывает, что устная речь детей указанной категории, проучившихся год в общеобразовательной школе, отличается бедностью словаря и примитивностью грамматических конструкций, хотя она удовлетворяет потребности повседневного общения ребенка, в ней нет грубых нарушений произношения, грамматического строя. Практические языковые обобщения у таких детей сформированы в значительно меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Обнаруживается диффузность фонематических представлений и слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слов, недостаточная вариативность и гибкость в использовании грамматических средств.

Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

Коррекционная работа по русскому языку с детьми с ЗПР имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и коррекционное занятие имеют одну и ту же цель: развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

В связи с тем, что обучаемые дети с низким уровнем сформированности общеучебных знаний и умений, Программа по предмету должна быть составлена с учетом познавательной деятельности. Она должна предусматривать повторяемость в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса, опору на чувственный опыт школьников с постепенным переходом от общей информации к обобщенным знаниям.

По сравнению с обычной программой обучения в школе, в коррекционной школе программой должно быть предусмотрено, чтобы ученики овладевали более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой учебных сведений. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий.

Содержание дифференцированных заданий, их распределение в системе курса предмета - задача учителя в процессе обучения школьников. Систему таких упражнений следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития.

Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших психических процессов и функций осуществляется непосредственно во время учебного процесса, на любом уроке и во внеурочное время. Все упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения и, учитывая требования программы, знаниям и умениям учащихся. Упражнения базируются на логической системе учебного предмета и межпредметных связей.

Необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и, чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.

Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и направленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся:

  • комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий;

  • комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность;

  • комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов);

  • комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию.

Использование упражнений из любого комплекса позволяет смоделировать урок с учетом особенностей учащихся конкретного класса.



Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами воспитанников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации.

В целом система коррекционных мер, реализуемая в образовательных учреждениях, направлена:



  • на активизацию познавательной деятельности и социально-тру­до­вую адаптацию воспитанников;

  • повышение уровня умственного развития детей;

  • формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

  • овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

  • коррекцию недостатков эмо­цио­на­льно-личностного и социального развития детей.



Педагоги-психологи отмечают следующие индивидуальные различия воспитанников в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах:


  • темп усвоения знаний, умений, навыков;

  • предрасположенность к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе с материалом;

  • уровень выделения и обобщения способов оперирования знаниями;

  • экономичность мышления;

  • особенности самооценки и уровень развития самокритики;

  • уровень развития саморегуляции поведения, готовности к совершению волевого акта и др.


При организации коррекционно-раз­вивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов.

^ Принципы коррекционно-развивающей деятельности
При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов:

  • 1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.

  • 2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.

  • 3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).

  • 4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).

  • 5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).

  • 6. Индивидуальный подход к обучающимся.

  • 7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).

Функциональные возможности элементов системы

- Коррекция и развитие познавательной и мотивационной сферы личности учащихся.

- Адаптация учащихся к учебной нагрузке, овладение навыками планирования различных видов учебной деятельности, их самоанализ; сохранение учебной активности в течение урока, включение учеников во внутригрупповое общение со сверстниками и личное общение с учителем.

- Моделирование педагогических ситуаций, направленных на реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения на уроке.
Поведенческая саморегуляция


  • овладение учащимися навыков самоанализа и самоконтроля (задания по самостоятельной обработке и последующему самоконтролю: «выполнить задание и проверить», «сравнить с записью на доске», «взаимопроверка» и другие).

  • Организация взаимопомощи учащимися.

^ Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы.
Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал.

Актуализация опорных знаний, которая используется при традиционном обучении, по отношению к ученикам с ограниченными возможностями здоровья имеет особенность, заключающуюся в том, что повторение осуществляется на протяжении длительного периода учебного времени.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают учебный материал легче, если его разбить на определенные темы и предварительно с ними ознакомиться. Поэтому излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем.

Система упражнений, заданий должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

При выполнении заданий и упражнений учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств обучения (алгоритмические предписания, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы) на протяжении периода обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание.

При выполнении заданий учащиеся постоянно нуждаются в помощи учителя.

Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому эффективны уроки с применением наглядности.
Стимулы повышения интереса к предмету разнообразны:

  1. занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);

  2. заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;

  3. похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.



^ Учет индивидуальных особенностей слабоуспевающих детей


Дети в силу различных причин генетического, физиологического и социального свойства приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обуславливает предрасположенность этих детей к патологическим и социально-психологическим срывам, снижает степень обучаемости.

У таких детей слабо развито (недостаточно сформировано) логическое мышление, хотя патологических изменений в памяти нет. Эти дети не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания учебного материала, у них отсутствуют навыки концентрации внимания. Несформированность навыков интеллектуальной деятельности приводит к тому, что уровень интуитивно-практического мышления выше словесно-логического. Они предпочитают показать, как надо сделать, чем объяснить вербально. Им чрезвычайно трудно перейти от отвлеченного к конкретному и наоборот. Они проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, стремясь копировать уже известные способы решения, избегая интеллектуального напряжения. Прием и переработка сенсорной информации требует более длительного периода, чем у обычных детей. У таких детей обнаруживается низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, бедный словарный запас.

Эффективность и качество умственной деятельности повышается при применении наглядных средств обучения.


^ Общие педагогические правила работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья


  • На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.

  • Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.

  • Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.

  • Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения.


^ Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.



  1. Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.

  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.

  3. Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, телевидение, литература, факультативные занятия, интернет) в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.

  4. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых аспектов программы по предмету, отработка основных умений и навыков).

  5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата логического комфорта, обеспечение положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися; физическое закаливание.

  6. Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.

  7. Системный разносторонний контроль за развитием учащихся с помощью специалистов: классных руководителей, социальных педагогов, психологов.

  8. Социально-трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений).


Мотивация к обучению:


  • постановка конкретных задач на уроке;

  • проблемные задания, познавательные вопросы;

  • словесная оценка деятельности учащегося (похвала со стороны учителя);

  • поведенческая саморегуляция, сдерживание непроизвольных эмоций (коррекция слухового восприятия: прослушивание фонограммы 2-3 минуты)

      • - Кто что услышал? (шум воды, ветра);

  • развитие коммуникативных навыков; повышение согласованности взаимодействий

  • тренировка креативных способностей, способности фантазировать; занимательная деятельность (необычное, интригующее, дающее выход эмоциям).


^ Приемы по развитию основных психических процессов,

используемых на уроках русского языка и литературы.

Автор Дементьева Т.В., учитель русского языка и литературы.
Внимание: удерживание устойчивого внимания (приблизительно 5 минут) через смену видов деятельности, индивидуальный подход к каждому ученику, педагогический такт учителя.

Восприятие образное, творческое через коллаж, таблицы, карточки, схемы, занимательные средства.

Мышление: анализ текстов, орфограмм, составление планов, схем предложений, проблемные вопросы, чередование умственной и практической деятельности, дифференцированные задания.

^ Память: зрительные опоры, многократные повторения, заучивание наизусть.

Внимание

не является познавательным процессом, является сквозным, регуляторным. Это психический процесс, заключенный на сосредоточении сознания ребенка на предмете, явлении.

Внешнее внимание === на социальные и природные объекты.

Внутреннее внимание === собственные мысли, переживания, чувства.
Виды внимания:

  • непроизвольное;

  • произвольное (волевые усилия);

  • послепроизвольное (увлечься чем-то).



Факторы, оказывающие влияние на внимание:

  • доступность материала;

  • связь с эмоциональной сферой (эмоциональный фон урока);

интересы и потребности ребенка (доступность, интерес, эмоции).


Характеристика процесса внимания.



Характеристика внимания

Формулировка коррекционных целей

Виды упражнений

Переключение и распределение внимания

Развитие умений переключать и распределять внимание

Найти, назвать по порядку (цвет, буквы и др.), шифровки

Устойчивость (длительность) внимания

Развитие устойчивости внимания

1 А

2 Б

3 В

4 Г

5 Д

Концентрация внимания (продуктивность)

Развитие и умение концентрировать внимание (волевой акт)




Объем внимания (количество знаков 7+2)




Норма детей с ограниченными возможностями здоровья 7 плюс, минус 2

Восприятие -

это сложный психический процесс. Восприятие – познавательный процесс, результатом которого являются образы, воздействующие на органы чувств в их совокупности (свойств и признаков). Главная роль в восприятии – создать целостный образ.
Роль восприятия в психических процессах
Объединение предметов в образ.

Объединение познавательных процессов в совместную согласованную деятельность по переработке информации.

Формирование целостной картины мира через полученный опыт, через совместную согласованную деятельность по переработке информации в форме представлений и образов.
Особенности восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает непроизвольное восприятие. Воспринимая предмет целостно, они могут проанализировать только части, детали: пропуск букв, слогов, слов, замена букв – это нарушение восприятия.

Восприятие развивается в процессе обучения, но оно не становится анализирующим, дифференцированным. Оно локализуется в нас самих (подушка - мягко, огонь – боль).

Восприятие – результат работы всех органов ощущения.


Приемы:

  • развитие зрительного анализатора;

  • развитие слухового анализатора;

  • целостный образ – результат восприятия.


Свойства восприятия


Свойства

Коррекционные цели

Приемы, виды упражнений

Целостность (объект воспринимается или познается как единое целое)

Развитие целостности восприятия

По неполному изображению или перечню узнать предмет

Дифференцированность (в целом предмете видеть детали)

Развитие дифференцированного восприятия

Упражнения, связанные с деталями сюжета, предмета

Осмысленность (воспринимаемый объект-предмет воспринимается с точки зрения сформированности умений или опыта)

Развитие осмысленности восприятия

Речевое озвучивание предмета, явления - есть осмысленность

Обобщенность (все, что воспринимаем, классифицируем)

Развитие обобщенности восприятия

Речевые формулировки, слова - понятия

Константность (способность воспринимать предметы независимо от меняющихся условий восприятия)

Развитие константности восприятия

Уничтожение в речевых формулировках признаков, характерных для определенного класса


Объем восприятия – влияем на него опосредованно.


Вид

Коррекционная цель

Упражнения, приемы

простые

виды

восприятия

Восприятие величины, формы, цвета

Развитие восприятия величины, формы, цвета

Упражнения или вопросы на анализ указательных свойств «Сравни по цвету, форме, размеру»

сложные

виды

восприятия

Сочетание простых видов

Развитие сложных видов восприятия

Упражнения и задания на описание предмета, явления и др. Техника восприятия: умение видеть, разделять в целом предмете детали. Для такой деятельности на уроке ставиться конкретная цель либо дается схема, план, алгоритм наблюдения

социальные

виды

восприятия

Восприятие пространства

Развитие восприятия пространства

Восприятие форм, объема, удаленности. Уметь выражать умения в речевых формулировках

Восприятие времени

Развитие восприятия времени

Чувство времени развивается и через организацию урока (секунда, минута, час, эпоха, век и др.)

Восприятие движения

Волевое усилие

Развитие восприятия движения

Развивается на 3-х уровнях:

1.двигательный (сам совершает движение);

2.зрительный (видить как делают другие);

3.понятийный (иметь представление)

Непроизвольное и произвольное восприятие выражается в том, что учащиеся не могут самостоятельно анализировать

Развитие произвольного восприятия

Обучение техники восприятия при наличии плана, схемы, алгоритма


Память
Память-это гарантия сохранного интеллекта
Виды памяти


Виды памяти

Коррекционные цели

Виды упражнений

По приоритету анализатора

Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная

Развитие, тренировка памяти




По преобладанию форм психической активности

Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Развитие различных видов памяти

Все, что сопровождается опорой на движение.

Запоминание или вспоминание упражнений на чувства, эмоции.

Упражнения, связанные с образами предметов (лиц, черт и т.д.)

По способу запоминания

Механическая, смысловая или логическая

Развитие механической или смысловой памяти (малопродуктивная цель)




По продолжительности хранения информации

Кратковременная (оперативная) Долговременная

Активизация оперативной памяти

Развитие долговременной памяти

Способствуют все приемы запоминания

По характеру цели деятельности

Произвольная и непроизвольная (дана от природы, обусловлена нашим интересом к тому, что интересно)

Развитие произвольного запоминания, обучение приемам рационального запоминания




Свойства памяти

характеристика, объем, быстрота, точность воспроизведения, организованность


Развитие свойств памяти, активизация работы ведущих анализаторов – слуха, зрения и др.

Рациональное запоминание


Мнемотехнические приемы по развитию памяти


  1. Прием - запоминание == прием группировки == установление либо смысловых, либо структурных связей между главами, между темами, параграфами и т. д.

  2. Прием – классификация.

  3. Прием – доставание материала (привнести дополнительные данные, информацию к полученной ранее).

  4. Прием – систематизация

  5. Прием – опорный материал (мнемотаблица).

  6. Прием – аналогия (при заучивании правил).

  7. Прием – ассоциация

- На что похоже?

- Что тебе это напоминает?

Мышление
Это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражает предметы и явления действительности в их общественных признаках, связях и отношениях.

Законы мира мы познаем через абстрактное мышление.

Понятие

Знания об наиболее существенных, общих признаках, свойствах, связях и закономерностях, выраженных словом или группой слов.

-- Как формулировать коррекционную задачу?

  • Развитие умения выражать понятие в речевых формулировках.

  • Развитие понятийного мышления.

Суждение
Мысль, выраженная словами или группой слов, заключающая в себе утверждение или отрицание чего-либо.

-- Как формулировать коррекционную задачу?

  • Развитие умения или формирование высказывать суждение.


Умозаключение
вытекает из ряда последовательных суждений.

-- Как формулировать коррекционную задачу?

  • Развитие или формирование умения составлять умозаключение.


Операции мышления


Операции мышления

Коррекционные цели

Виды упражнений

Анализ (разъединяем)

Синтез (объединяем)

Развитие аналитических способностей

Упражнения, которые включают в себя слово «анализ»

Сравнения (сходства и различия), на первом месте сходства

Формирование умения сравнивать

- Назовите одним словом.

- Вычеркните лишнее, а оставшееся назовите одним словом.

Формулировка определений

Конкретизация (операция, направленная на установление связей и отношений)

Формирование умения конкретизировать

- Какая часть слова?

- По каким признакам определяем?

Классификация

Развитие или формирование умения классифицировать

Упражнения на классификацию.

- Разделите слова на группы.

- По каким признакам разделили?

Абстрагирование (способность развивается к 14-15 годам).

Абстрагируется от несущественного и конкретизируется на существенном

Умение выделять существенный общий признак





Понятие всегда отражает существенные признаки предмета, выражается словом.

Понятие может быть единичным, общим, частным, но существует еще и всеобщее. Может быть конкретным (белый снег), может быть абстрактным (юность, скорость и др.)
Понятия: видовые ( часть речи - имя существительное),

родовые (рыба – окунь);

причина – следствие;

способность выделять существенное;

противоположность (антонимы);

порядок следования (что за чем);

функциональность отношений (повесть, писатель).

Виды воображения


Пассивное

Коррекционная задача

Активное

Создает образы, которые не воплощаются (программы действий не предполагается)

Развитие активного воображения

Продумывает, обдумывает результат. Осуществляется волевая деятельность























Непреднамеренное

Преднамеренное

Творческое

Воссоздающее

Граничит с болезненным состоянием (психические заболевания)

Фантазии человека

Создание образов, которые реализуются в творческой деятельности

Образы, соответствуют предъявленному описанию; нового ничего нет. Обычные люди



Мечта может быть мотивом деятельности. Упражнения: дано начало, завершить конец, либо наоборот (развитие речи), поиск решений, создание сказок (ассоциативные слова).

Воображение

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, на основе имеющихся представлений, опыта, знаний.

Главное значение – может представлять результат труда до его начала. Теснее всего воображение связано с памятью и мышлением. В любом психическом процессе задачу может решать либо мышление, либо воображение. В подростковом возрасте воображение- процесс, регулирующий состояние подростка.

Из сказанного видно, сколь важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей для создания у них готовности к усвоению основ научных знаний. Соответствующая работа должна войти в содержание первоначального обучения школьников с ЗПР и осуществляться на протяжении ряда лет, поскольку изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых, как показали исследования, у рассматриваемой категории детей обычно не достает.





Похожие:

Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения icon-
«Инновационные технологии в классах коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка»
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconПроблемное обучение как метод развивающего обучения
В н6астоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова....
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconГ. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках...
Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах/авт сост. Г. В. Жадейко – Дятлово, 2009. 47с
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconУроках математики в системе развивающего обучения Л. В. Занкова Обобщение...
«Развитие логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л. В. Занкова»
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconУрок истории, как и любой другой урок в школе, должен строиться на...
Проблема развивающего обучения на уроках одна из актуальных проблем современной школы, так как методика развивающего обучения отличается...
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconТребования к составлению
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение индивидуальных коррекционных занятий с учащимися общеразвивающей...
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconПрезентация открытых уроков в плане общешкольной методической недели...
Подбирали инновационные подходы, соединяли элементы ранее известных методик с современными технологиями коррекционно – развивающего...
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconОтчёт по теме самообразования «Организация проблемного обучения на уроках в начальной школе»
Актуальность данной проблемы обусловила выбор моей темы по самообразованию «Организация проблемного обучения на уроках в начальной...
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconТехнология коррекционно-развивающего обучения худенко е. Д
Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», автор учебников по развитию речи и программы по воспитательной...
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения iconАктуализация субъектных свойств учащихся начальных классов
Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способности к...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница