Программа начального общего образования




НазваниеПрограмма начального общего образования
страница1/21
Дата публикации12.04.2013
Размер2,79 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №94»

^ СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на МО учителей на педагогическом Директор МОУ «Средняя

начальных классов совете протокол №___ общеобразовательная школа №94»

протокол № ____ от «___» ______2011г _________ Н.И. Гранкина

от «___» ________2011г приказ № ____ от «____» _____2011г

^ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на 2011 – 2015 г)

НОВОКУЗНЕЦК 2011г

Содержание



Введение

1. Пояснительная записка к основной образовательной программе.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования.

3. Учебный план начального общего образования.

4. Рабочие учебные программы по предметам начальной школы(1 класс).

5. Рабочие программы по внеурочной деятельности (1 класс) .

6. Программа духовно – нравственного воспитания и развития младших школьников.

7. Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

8. Программа формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни.

9. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального общего образования. 10. Рекомендуемая литература по разделам программы.

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785.

Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального:

  • Стандарт ориентирован на новые результаты образования.

  • Стандарт обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению.

  • Стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: Требования к структуре основных образовательных программ общего образования; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.

  • Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.

Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою очередь, это с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и требований.

Все основные положения ФГОС отражены в основной образовательной программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94».

Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования состоит из разделов:

  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной; образовательной программы начального общего образования;

  3. Учебный план школы с пояснительной запиской;

  4. Рабочие учебные программы по предметам начальной школы(1класс);

  5. Рабочие программы по внеурочной деятельности (1 класс);

  6. Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников;

  7. Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников;

  8. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

^ I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94» разработана в соответствии  с Законом   РФ «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), к структуре основной образовательной программы и Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №94». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Срок реализации программы – 4 года.

Основная образовательная программа начального общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94» сформирована с учётом особенностей первой ступени образования как фундамента последующего обучения, которые связаны с изменениями при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка -  переходом к учебной деятельности, освоения новой социальной позиции, принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, формировании у школьника способности к реализации своей деятельности, изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности, моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

^ Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

^ Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

•     личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

•     метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

•     предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Основная образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94» предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказа в области образования и направлена на удовлетворение потребностей:

- учащихся и родителей – в развитии умственного и физического потенциала каждого ребёнка; его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья; готовности к продолжению образования на следующей ступени образования;

- общества и государства – в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной и творческой деятельности в различных сферах жизни, нацеленного на совершенствование и преобразование общества.

Реализация содержания основной образовательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа№94» позволит достичь основных задач начального образования, обозначенных в Федеральном государственном стандарте:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Информационная справка о МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94»:

               Содержание основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94» формируется с учетом социокультурных особенностей и потребностей Кемеровской области, города Новокузнецка, в которых осуществляется образовательный процесс.

Обучение ведется в одну смену. Режим работы – по 5-ти дневной учебной неделе в 1 классах и по 6-ти дневной учебной недели во 2 - 4 классах. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся соответствуют действующим санитарным  правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. 2821-10 от 03.03.2011г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
Учебно-методическое и информационное обеспечение

Нацелено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94»:

- программы к УМК «Школа -2100» и «Школа России»;

- рабочие программы учебных предметов, разработанные педагогами с учётом ФГОС НОО;

- учебники и рабочие тетради для учащихся;

- методические пособия для педагогов;

- комплекты таблиц и наглядных пособий, мультимедийные пособия.

Материально-техническое оснащение

Учебные классы начальной школы оснащены телевизорами, мультимедийным комплексом, музыкальными центрами. В школе 2 спортивных зала, библиотека и классные «уголки чтения», 2 компьютерных класса с возможностью бесплатного доступа в Интернет, актовый зал, оснащенный современным звуковым, световым и проекционным оборудованием; игровая комната (комната психологической разгрузки).

Основные способы достижения результатов образовательного процесса

  • В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • начального общего, основного общего образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Особенности  первой ступени образовательного процесса  и виды деятельности  младшего  школьника

  • Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Виды деятельности  младшего школьника:

- совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

- игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)

- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Программа  отражает основные принципы обучения: 

- деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

-    принцип целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения ЗУН;

-    принцип приоритета самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения;

-    принцип включения опыта ребенка в процесс усвоения ЗУН;

-    принцип создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой ЗУН;

Портрет выпускника начальной школы:

Выпускник начальной школы должен обладать универсальной школьной подготовкой, позволяющей ему успешно обучаться в школе второй ступени.

Выпускник начальной школы – это человек:

-                     любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

-                     владеющий основами умения учиться;

-                     владеющий приемами умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения;

-                     любящий свой край и свою страну;

-                     уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-                     готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

-                     доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

-                     соблюдающий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором обучающиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94», реализующая основную образовательную программу начального общего образования обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом школы.

^ Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

^ Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

^ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Программа начального общего образования iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа начального общего образования iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Основная образовательная программа начального общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт...
Программа начального общего образования iconУчебный план начального общего образования Программа формирования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования с. 8-37
Программа начального общего образования iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения основной образовательной...
Модуль Основная образовательная программа начального общего образования, реализуемая федеральный государственный образовательный...
Программа начального общего образования iconПояснительная записка. 4 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 48
Программа начального общего образования iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа начального общего образования iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа начального общего образования iconОсобенности реализации основной образовательной программы начального...
Основная образовательная программа начального общего образования в нашей школе разработана в соответствии с требованиями федерального...
Программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница