Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век»




Скачать 131,26 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век»
Дата публикации30.05.2013
Размер131,26 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Военное дело > Урок
Открытый урок окружающего мира во 2 классе УМК «Начальная школа 21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Общая тема: « Мы – жители Земли» Подтема: «Лес и его обитатели»

Тема: «Лесная аптека», «Лес – источник здоровья» (3 урок в теме)

Цель:

-образовательная: познакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, применения и охраны растений

- сформировать понятия об альтернативных лекарственных средствах и условия их применения
-развивающая: создать условия для развития логического мышления, воображения, памяти, наблюдательности; расширять кругозор учащихся;

-воспитывающая: формировать у учащихся доброе отношение к природе, миру растений; создавать условия для развития коммуникативных качеств учащихся.

Оборудование: компьютер с мультимедийным оборудованием, колонки, экран. Ход урока:

1. Орг. Момент.

Девчонки и мальчишки вы здесь? (здесь)

У вас настроение есть? (есть)

К уроку готовы? (да)

Крикните ура! (ура)

Начинаем урок окружающего мира.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать

И получить оценку «пять»!

2. Организация процесса усвоения учащимися нового материала

Посмотрим отрывок из сказки: (слайд)

Отчего они плачут? (от боли)

Кто придет на помощь? (доктор Айболит)

Что он им пропишет? (лекарства)

Где можно приобрести лекарства? (в аптеке)

Что такое аптека? Аптеказаведение, в котором хранят, готовят и отпускают медицинским заведениям и продают населению лечебные средства, перевязочный материал санитарии и ухода за ними.
У меня в руках аптечка. Что в ней может находиться? (микстуры, таблетки, мази) - показываю.

Все это сделано руками человека?

Кто делает лекарства? (люди, которые делают лекарства – формацевты)
3. Проблемная ситуация.

(пауза) (звучит грамм запись «Звуки леса»)

- Что услышали? Где побывали? (в лесу)

Можно ли лес назвать аптекой? (ответы 3 детей)
Мы побываем в сказочном мире, название которому – лес.
Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои! (С. Погореловский)
-О чем стихотворение? К кому же мы пришли в гости?
- Вспомните, что такое лес? (Деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.) Союз растений и животных.

В парках тоже есть животные и лес.

-Так чем же отличается лес от сада, парка? (слайд) (человек садит и ухаживает)
Вывод: Лес может существовать многие тысячелетия и не нуждается в специальном уходе со стороны человека.
-А что дает лес человеку? Возьмем листы зеленого цвета.

Рассмотрите схему. Какое слово написано в центре? (лес)

От этого слова идут стрелки. Есть одна подсказка: лес – строительный материал, который человек использует в своей деятельности.

В оставшиеся прямоугольники, дополните, что дает человеку лес?

Работаем парами. Пододвинтесь друг к другу. Время 1 минута.

лес


Итак, что дает человеку лес? У кого есть ответы поднимаем руку.

лес
красоту материалы

пищу

здоровье воздух
Т. о. в наших лесах для человека есть ……

А какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные и д.р.)

Как распределяются растения в лесу? (по этажам)

Значит лес - это многоэтажный дом или одноэтажный. (многоэтажный)

- Назовите этажи (Деревья, кустарники, травы)

-Почему разместились этажами? (свет и тепло) Все растения так сгруппированы. Разным растениям нужно разное количество света и тепла.

-Почему в разных количествах? (одни выше, другие ниже)

Давайте посмотрим по классу (нарисованные карточки) посмотрите и мысленно распределите какие из растений всех выше?

Кому нужно больше света и тепла? (вызываю детей к доске, одевают карточку на голову)



Дуб-

Сосна-

Ель-

Пихта-

Липа-

Осина-

Ольха-




Развитие креативного мышления:

- Я иду по лесу. По какому лесу я иду? (смешанный)

-Разделитесь на хвойный и лиственный. Лиственный лес к дверям, хвойный у доски. Молодцы. Спасибо. Садитесь.

О каком дереве пойдет речь, узнаете отгадав ребус.

Составьте слово в котором буквы находятся в таком порядке:

Насос - сосна

45123 1235 (на ушко)

Возьмите на столе желтый листок. Придвиньте их к себе.

-Как называется текст? Сейчас вы будете читать тест и делать в нем пометки слева:

+ если вы уже это знаете

- ели этого не знали

Возьмите ручку в руки. (Работаем самост)
Сосна.

Сосна лечит, дарит красоту и здоровье.

Чистую смолу накладывают на рану вместо бинта.

Из хвои сосны делают компрессы.

В Греции и Риме использовали хвою при лечении простудных заболеваний. На Руси жевали смолу для укрепления зубов и десен.

Отвар почек сосны служит микстурой при ангине.

Сосновый воздух благотворно влияет на людей с заболеваниями сердца.

В апреле — середине мая в холодном лесу увеличивается выделение смолистых веществ, которые улучшают отхождение мокроты и облегчают кашель.

Что узнали нового?

Стакан хвойного напитка содержит столько же витамина С, сколько стакан томатного сока, и в 5 раз больше, чем стакан лимонного.

-Является ли сосна лекарственным растением?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?

Физпауза Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки - плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.
Какое дерево является долгожителем? (дуб)

Физпауза про дуб.
Работа со схемой в учебнике.

-Назовите дерево символ России. (береза)

Откройте учебники на с. 105

Найдите иллюстрацию березы. Найдите слева от иллюстрации текст.

Прочитайте.

Читают из учебника: листья убивают болезнетворные бактерии,

древесный деготь заживляет раны, ожоги

сок укрепляет организм

- Что такое деготь? (смола)

-Сейчас деготь используют в приготовлении мыла и шампуня. (показать и дать понюхать)

- Как вы думаете, зачем в банях русские люди используют березовые веники? (массаж, эфирные масла)

Значит береза – это лекарственное дерево?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?
О каком дереве можно сказать:

Пушинки свои распустила

Запахом липовым пчел приманила?

-Какая от липы польза? (липовый мед)

-Почему так названо дерево- липа?

Потому что излучает аромат, запах и к нему слетаются все насекомые, как бы «липнут»
-Прочитаем из учебника, какую пользу для здоровья приносит дерево – липа.

Читают из учебника: цветки понижают жар, снимают простуду

древесный уголь помогает при отравлениях
Значит липа – это лекарственное дерево?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?

О каком этаже говорили? Что мы положили в нашу аптечку с 1 этажа леса?
^ Назовите второй этаж леса. (кустарники)

Найдите кустарники по классу. (выходят)

Шиповник-

Калина-

Можжевельник-

Волчье лыко-
-Про какой кустарник мы уже знаем? (про волчье лыко)

-Какое это растение? (ядовитое)

-Будем брать в свою аптечку?

Угадайте, о каком растении мы поговорим сейчас:

Он шипы свои выставил колко

Шипы у него, как иголки

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов мы с него соберем (о шиповнике)
Доклад о шиповнике:

- Шиповник за его красивые цветы называют «дикой розой». Витамина С в несколько раз больше, чем в лимоне и апельсине.

Доклад о калине.

Растет по опушкам леса, вырубкам, берегам рек. Плоды горькие, но теряют свою горечь после заморозков. Из ягод делают сироп, который применяют при повышенном давлении, проблемах с работой сердца и почек. Но главное – это кора. Она останавливает кровь.
Значит шиповник – это лекарственное растение?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?

А калина– это лекарственное растение?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?
На столе 2 вида напитков. Они различаются по вкусу. Калина, узнай свой напиток? (пробует 1 напиток и другой)

Каковы на вкус? (один сладкий, другой кислый)

Как отличить на цвет? (коричневый - шиповник, и ягоды коричневого цвета, а калина красного цвета)
О можжевельнике

Всегда зеленый хвойный кустарник. Из него делают веники для бани – при радикулитах, болях в позвоночнике. Этот кустарник лучше всех очищает воздух, убивая всех вредных микроорганизмов. Древесину и хвою используют в хирургии, когда зашивают раны, чтобы не гноились.(показать веник)

О каком этаже говорили? Что мы положили в нашу аптечку со 2 этажа леса?
Физпауза.
^ Назовите 3 этаж в лесу (травы)

Найдите по классу.

Выходите к доске.

Крапива

Ландыш

Черника

Брусника

Как разделить их на – группы? (травянисты и ягоды)

На столе в тарелочках у каждого варианта находятся лекарственные травы (пазлы)

1вариант собирает травянистые растения, 2 вариант ягоды.


Слушаем стихотворение:

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень-

И этот звон услышит лес,

И птицы, и цветы вокруг.

Цветы ландыша идут на изготовление капель, которое употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы используют для изготовления духов, одеколона и мыла. При всем этом растение ядовито.
Значит ландыш – это лекарственное растение?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?
- А вот про бруснику мы прочитаем в учебнике с. 105.

Читают: листья понижают жар, снимают воспаление, помогают при болях в сердце.

Значит брусника – это лекарственное растение?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?

Отгадайте загадку:

- Это растение в лесу знает даже и слепой (крапива)

Крапива как лекарственное растение известна очень давно. Одна крапива заменяет семерых врачей – так гласит народная мудрость. Её используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяют при заболевании кожи, а настой из листьев используют для полоскания горла при ангине. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны. После кулинарной обработки годятся они для щей и салатов.

Какую еще пользу приносит крапива? прочитаем в учебнике.
Значит крапива – это лекарственное растение?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?
О каком этаже говорили? Что мы положили в нашу аптечку с 3 этажа леса?

^ ИТОГ УРОКА

Сколько аптечек у нас получилось? (2)

У нас с вами получилось 2 аптеки. Значит лечиться можно чем?

(не только таблетками, но и лекарственными растениями)

Где растут лекарственные растения? (в лесу)

Значит лес – это? (Лекарственная аптека?)

- Как назвать вторую аптечку? (лесная)

- Подумайте, на каждом ли этаже леса есть то, что можно положить в лесную аптечку?

Зачем людям нужна лесная аптечка? (чтобы быть здоровыми)

Значит, что еще приносит человеку лес? (по схеме – здоровье)

Это новое, что вы были должны понять и усвоить на уроке.

Проверим ваши знания. Хлопните, если услышите о лекарствах из лесной аптеки:

Аспирин, крапива, калина, тетрациклин, анаферон, отвар шиповника, липовый чай, настой крапивы, анальгин, береза.

На прощание лес приготовил испытание. Посмотрим внимательны ли вы были? Будем работать в группах по 4 человека. Вам выданы лекарственные растения в пакетиках. Нужно соединить растение и название. Возьмите пакетики с тарелочки и начинайте работать.

Брусника

Крапива

Липа

Шиповник (Проверяю по классу)
У нас в гостях кукла Маша. Она гуляла по лужам и заболела. У нее высокая температура. Как будем лечить? (отвар брусничника)

У нее кашель? Как поможем? (отвар крапивы)

Что дадим на ночь Маше, чтобы она крепко спала? (липового меду)

А что нужно дать, чтобы Маша в дальнейшем не болела? (отвар шиповника который укрепляет иммунитет)
На слайде появляется солнышко. Мы вылечили Машу?

Значит эта аптека лекарственная?

Какие правила нужно соблюдать в лесу? Подберите слова с не, надо
• Нельзя рвать цветы!

• Не ломайте ветки деревьев!

• На новогодний праздник лучше наряжать искусственную ёлочку.

• Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её.
«Правила друзей природы» :

Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.

Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются Но и при их сборе надо помнить правила сбора лекарственных трав.

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме!

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!


  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!

  • Не собирай березовый сок, это вредит дереву!

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через поврежденную кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.




  • Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина —вытаптывание.

  • В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.


Если вам понравился урок, принесите свои шишечки мне на поднос. Я оставляю вам шишки в классе, чтобы вы работали с ними на уроках.
Учитель дает домашнее задание:

Задание по выбору: (написаны на листочках)
1) Кто желает в будущем стать доктором, изготовьте книжку-малышку «Зеленая аптека» (о лекарственных растениях)
2) кто в будущем хочет стать писателем - найдите пословицы, поговорки, загадки о лекарственных растениях. Оформите их в альбом.
3) кто в будущем мечтает о профессии художника – нарисуйте плакаты в защиту леса и лесного сообщества.

Давно ли человек знает про эти растения?

Прочитаем в учебнике и узнаем с. 104.

- Значит, о каких растениях мы сегодня говорили на уроке? (о лекарственных)

- травник?.......
- Какие ягоды растут в лесу? (малина черника, клюква, брусника)

- Почему мама, врачи советуют их есть?

Малина – от простуды.

Чернику - для улучшения зрения, при расстройствах желудка.

Клюква – заменяет лимоны.
Учитель: « Какое же значение имеет лес для человека? Как вы ребята думаете?»

А) дом для растений и животных

Б) защитник воздуха

В) место отдыха

Г) источник древесины

Д) источник сбора ягод, грибов, лекарственных растений
Влияние человека на лес- показ видеофильма ( 2 мин.)

Нужно ли беречь лес?

У меня есть для вас задача:

На прогулку ходило в лес 20 человек. Сколько цветов пошло бы, Если бы каждый сорвал по1? По2? По 3 цветочка?
лес






Сосна.

Сосна лечит, дарит красоту и здоровье.

Чистую смолу накладывают на рану вместо бинта.

Из хвои сосны делают компрессы.

В Греции и Риме использовали хвою при лечении простудных заболеваний. На Руси жевали смолу для укрепления зубов и десен.

Отвар почек сосны служит микстурой при ангине.

Сосновый воздух благотворно влияет на людей с заболеваниями сердца.

В апреле — середине мая в холодном лесу увеличивается выделение смолистых веществ, которые улучшают отхождение мокроты и облегчают кашель.

Сосна.

Сосна лечит, дарит красоту и здоровье.

Чистую смолу накладывают на рану вместо бинта.

Из хвои сосны делают компрессы.

В Греции и Риме использовали хвою при лечении простудных заболеваний. На Руси жевали смолу для укрепления зубов и десен.

Отвар почек сосны служит микстурой при ангине.

Сосновый воздух благотворно влияет на людей с заболеваниями сердца.

В апреле — середине мая в холодном лесу увеличивается выделение смолистых веществ, которые улучшают отхождение мокроты и облегчают кашель.


Похожие:

Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconУрок окружающего мира. Умк «Начальная школа 21 века» 3 класс Тема:...
Вот прозвенел наш колокольчик школьный. Мы пригласили на урок гостей. На них вы поглядите и кивните
Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconУрок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб главное богатство...
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб – главное богатство России" (по программе "Начальная школа XXI в." под ред. Н....
Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconКонспект урока окружающего мира в 3 «А» классе по теме: «Дары рек и озёр»
Данный урок проводится в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа», в соответствии с календарно – тематическим планированием,...
Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconУрок по окружающему миру в 1 классе. Умк «Школа России». Учитель:...
Цель: познание учащимися процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей
Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconРазвитие у младших школьников социокультурных, информационных и коммуникативных...
Высшей категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №132 с углубленным изучением отдельных...
Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconПрограмма коррекционной работы умк «перспективная начальная школа»
Концепции умк «Перспективная начальная школа», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Данная программа имеет...
Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Анников, а также концептуальных положений умк «Перспективная начальная школа» и умк «Начальная школа XXI века», реализующих фундаментальное...
Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Умк «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые...
Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Система Л. В. Занкова. Учебник...

Урок окружающего мира во 2 классе умк «Начальная школа 21 век» iconУрок окружающего мира в 1 2 классе
Слайд 2) (По мере отгадывания загадок по щелчку левой кнопки мыши картинки выводим на экран)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница