Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта»




Скачать 284,86 Kb.
НазваниеПрирода конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта»
страница1/3
Дата публикации19.05.2013
Размер284,86 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3

  1. Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта».

Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Предмет К – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Ситуация, сопровождающая К.

Объект К - конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта.

Цели и задачи курса:

-профилактика конфликта

-ознакомление с различными типами конфликтов

-умение продуктивно разрешать конфликты


  1. ^ Роль конфликтов в развитии человека и общества.

Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика.

развитие живой природы осуществляется в условиях посто­янной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.

Одна из общих функций конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.
Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил. Революции — локомотивы истории; экономическая конкуренция — могучий рычаг прогресса экономики; социальные движения — факторы общественного развития; противоречия и конфликты в науке — непременное условие превращения знаний, перехода от одних систем научного мышления к другим. В стабильных социальных организмах конфликты выявляют проблемы, способствуют формированию новых потребностей и тенденций развития, играют важную роль в артикуляции интересов.


  1. ^ Проблема конфликтности в животном мире.

Биосоциальный характер эволюции животных вызывает не­обходимость изучения зооконфликтов в интересах познния конфликтов у людей.

Биологическое значение агрессии заключается в обеспече­нии выживания вида в целом и каждого из животных в усло­виях естественного отбора. Внутривидовая агрессия позволяет поддерживать необходи­мые для нормальной жизни дистанции между животными, раз­граничивает индивидуальные и стадные территории, обеспечи­вает расширение среды обитания более сильных животных. Аг­рессия является инструментом, позволяющим устанавливать и поддерживать иерархическую структуру в сообществе животных.
Существуют зооконфликты:

- интрапсихические (борьба мотивов, потребностей, конфликт программ)

- зоосоциальные (1) между 2 животными: за статус, за возможность продолжения рода, за территорию, за пищу; 2) м животным и группой; 3) м группами жив)


  1. ^ Эволюция представлений о конфликтности в человеческом обществе.

6 в до н.э – восточно-китайские инь и янь

6-5в – Гераклит (закон борьбы противоположностей)

4-3 Платон (война – величайшее зло)

3-2 Эпикур (исторический процесс протекает от мира к войне)

1в Цицерон (понятие справедливой войны)

Ср.Века 12-14 Фома Аквинский (война - грех)

15-16 Макиавелли (конфликт – универсальное и непрерывное состояние общества. Причина соц.конфликта – выделение знати)

16-17в Ф.Бэкон (причина К - бедность)

18в Гоббс (война – стремление к равенству, исправлению перекосов)

18в Ж-Ж Руссо (война – этапность всемирного процесса)

18в Смит (причина К – классовое противоречие)

18в Кант (мир должен быть установлен насильственно)

19в Гегель (причина К – соц.поляризация)

Дарвин (развитие живой природы осуществляется в условиях посто­янной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.)



  1. ^ Проблемы конфликта в отечественной и зарубежной психологии.

Рассматривались в разных направлениях:
1) Психоаналитическое направление (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло об­ласти причин конфликтов у личности:

  • в бессознательном человека;

  • во взаимодействии с окружающей средой;

  • невозможностью реализации личностных стремлений.

2) этологическое направление, в рам­ках которого теории конфликта австрийского исследователя К. Лоренца и его нидерландского последователя Н. Тинбергена. Главной причиной конфликта здесь выступает агрессия, которая может возникнуть как у отдельного индивида, так и у целой группы или толпы.

3) теория групповой динамики, основателем которой является К. Левин. Теория объясняет функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структур, взаимоотношения образующих их индивидов между собой. Между индивидом и окружающей средой существует неоспоримая связь, нарушение или искажение этой связи приводит к напряжению и вызывает конфликт у личности.
4)


  1. ^ Периодизация истории отечественной конфликтологии.

- до 1924 конфликтология имела религиозный характер (борьба добра и зла), противоречия рассматривались через религиозную призму

- 1924-1990 по идеологии в обществе не было борьбы классов, не изучались конфликты

- с 1990г появилась конфликтология. Психология конфликта – её подраздел.


  1. ^ Объект, предмет конфликта.

Объект – та соц, мат, дух ценность, к обладанию или защите которой стремится чел.

Предмет – ситуация, сопровождающая К.


  1. Трехвекторная модель конфликта (В.Орлов)

Противоречие, противоборства, острые негативные переживания


  1. ^ Структура конфликта.

- объект

- предмет

- личности оппонентов (активных участников К)

- группа поддержки

- третьи лица

- стратегия – постановка цели, вектор (а цель – ожидаемый результат), направление усилий по достижению цели.

- тактика – технологическая сторона, каким образом достичь желаемого

- субъективная модель К

- мотивы (любая деятельность полимотивированна, нужно выделитьдоминирующие мотивы, оказывающие наиболее сильное влияние на процесс)

- микросреда – непосредственное окружение участников к

- макросреда – явления, кот косвенно оказывают влияние на К
Есть субъективные и объективные стороны; на одни мы можем повлиять, на другие нет. В объективном событии м.б объективные факторы.
К бывает, когда силы примерно равны.

Чтобы победить, над найти доп.ресурс. Сначала он ищется в себе, потом вовне. Ресурс вовне – группа поддержки.


  1. ^ Динамика конфликта.

2 оси: степень напряженности отношений и время.
Латентный период (предконфликтный):

1. Возникновение объективной проблемной ситуации

К еще нет, но ситуация уже складывается

2. осознание ей участниками К

Отражение возникающих противоречий

3. попытки решить проблему неконфликтным путем

Напряженность все равно возрастает, хоть и меньшим путем

4. предконфликтная ситуация

Подготовка к борьбе, мобилизация ресурсов.
Открытый период

5. Инцидент – спусковой крючок

Какие-то действия, случай, кот имеет смысл провокации для создания чувства враждебности, снятия психологического блока, кот мешает сделать безнравственное

6. Эскалация К

Максимум энергии, сильные негативные эмоции. Реализуется весь подготовленные ресурс.

7. Сбалансированное противостояние

Происходит отреагирование и эмо состояние чть снижается. Наступает небольшая разрядка

8. Завершение К

Осталось чувство враждебности, нет прежнего доверия.
Латентный период (постК)

9. частичная нормализация отношений

Снижение напряженности

10. полная нормализация отношений
+ остаточное недоверие

Кривая до 0 не доходит



  1. Функции конфликта.

  1. сигнальная – сигнал о наличии проблемы

  2. стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся в противоборстве субъектов

  3. интегративная. Казалось бы, мы имеем дело с парадоксом: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе

  4. Конфликт — фактор социальной дифференциации

  5. функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями.

  6. Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил.




  1. ^ Основные типы конфликтов. Проблема классификации.


К имеет разные структуры, модальности, и т.к. нет одного основания, трудно сделать классификацию.
I. Зооконфликты:

- интрапсихические

-зоосоциальные (м/двумя особями, м/особью и группой, м/группами)
II. С участием чел

1) Социальные

- межличностные

- м/личностью и группой

- малыми группами

- средними группами

- большими группами

- м/государственные (между отдельными гос или коалициями)
2) Внутриличностные

- хочу и хочу

- хочу и не могу

- хочу и надо

- могу и не могу (есть ресурс, но условия не позволяют)

- надо и надо

- надо и не могу


  1. ^ Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов.

Объективные:

- нормативно-ценностная система общества

Причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.).

Субъективные:

- ориентации и деятельностные установки самих субъектов

Однако не везде они являются определяющими. Чем выше уровень конфликта, чем он масштабнее, тем большее влияние на его возникновение оказывают объективные причины, в частности, надличностные общие потребности и интересы развития.


  1. ^ Конфликты в различных сферах человеческих взаимоотношений.

- межличностный

- внутрисемейный

- в сфере образования

- в профессиональной деятельности

- межэтнические К


  1. ^ Внутриличностные конфликты.

внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Показатели ВЛК:

- когнитивная сфера

(снижение самооценки, ощущение психол тупика, задержка принятия решений, проблема ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, противоречивость образа Я)

- Эмоциональная сфера

(острое негативное переживание; психоэмоциональное переживание)

- Поведенческая сфера

(снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деят, негативный эмо фон общения)

- Интегральные показатели

(нарушение норм механизма адаптации, усиление психол стресса)
Сферы ВЛК:

  1. переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира

  2. осознание изменчивости собств желаний и притязаний, трудности их реализации

  3. колебания самооценки

  4. борьба мотивов


ВЛК – 1) результат перехода объективных противоречий внешнего мира во внутренний мир чел

      1. результат отношения личности к окружающей среде


Уровни психологического противоречия:

1 – нарушение гармонии внутреннего мира, затруднение основных видов деятельности, проекция психол дискомфорта на общение с окр и на деят

2 – Глубинный уровень: невозможность реализации планов и программ, невозможность выполнять свои жизненные ф до тех пор, пока не разрешится жизн кризис
Личностные условия предрасположенности к ВЛК

1. осознание своего сложного внутреннего мира

2. развитая иерархия потр и мотивов

3. высокое развитие чувств и системы ценностей

4. развитая когн структура

5. развитая способность к самоанализу
Ситуативные условия возникновения ВЛК:

- должны быть равной значимости

- личность осознает субъективную неразрешимость ситуации = чел кажется. Что он не в состоянии изменить сит
Типы ВЛК

1. Конфликт нереализованного желания, комплекс неполноценности (к между желанием и действительностью, которая блокирует удовлетворение желания)

2. Мотивационный (2 мотива разной направленности хочу-хочу)

3. Нравственный (хочу-надо)

4. Ролевой (надо-надо)

5. Адаптационный (надо и могу)

6. К неадекватной самооценки (адекватность самооценки личности зависит от ее рефлексивности, критичности)

7. К поколений (ценностный К)
Последствия ВЛК

1. Конструктивные – максимальное развитие конфл структур и минимальные личностные затраты на его разрешение

2. Деструктивные – усугубляют раздвоение л, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических состояний.



  1. ^ Характеристика основных типов невротических состояний.

Истерический

Определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий. Возникает под воздействием генетич. Предрасположенностью, история развития личности ( индивид. Опыта), проблемности воспитания( ослабление способности остановить свои желания противоречащие общественным нормам). Быстро становится агрессивным, когда потребности не выполняются. Постоянные претензии, чем ближе окружение, тем выше претензии. Ребенка, воспитывая, травмируют и ограничивают, заставляя считаться с желаниями других. Он идет в школу, а там он уже не центр внимания, как привык. Он ждет, что все будут с ним общаться как мать, но этого нет.

Аутоагрессия

Неврастенический

Противоречие между возможностями личности и ее стремлениями, завышенными требованиями к себе. Формируется при повышенных требованиях в процессе воспитания, когда постоянно стимулируется чрезмерное стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида. Поощряются успехи, ребенка загоняют прочь с его оптимальной кривой развития. На психофизиол уровне он перегружен. Темп успехов замедляется и м.б. ниже, чем нормальный уровень его развития. У ребенка остается завышенный уровень ожиданий от себя. Это различие между осознанием, что чел выдохся, и завыш ожиданиями приводит к неврозу. Ребенок вынужден имитировать свой успех, подтверждать свои способности. Конфликт неосознаваемый, переход на репродуктивную деятельность. Идет соматическое разрушение. Очень остро переживается. Причины неудачи в себе. Предъявляют себе высокие требования, которые не могут быть реализованы.
Обсессивно-психастенический

Обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями борьбой между желаниями и долгом ; между моральными принципами и личностными привязанностями; если к личности предъявляются противоречивые требования ,( в процессе воспитания, обучения, личных отношениях), то формируется чувство собственной неполноценности, отрыв от жизни, неадекватные установки. Снижение активности, нерешимость, депрессивные состояния. Человек постоянно мечется между внутренними тенденциями, состояние неопределенности.


  1   2   3

Похожие:

Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» iconДинамика конфликта
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание...
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» iconТема 7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта
Какова функциональная роль конфликта в нашем обществе? Можно ли избежать конфликта?
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» iconВ. Н. Шаленко Структурная модель конфликта
Слабая изученность самого феномена конфликта, особенно организационного конфликта как отдельного его типа, обладающего определенной...
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» iconВопросы к экзамену
Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» iconВопросы к экзамену
Основные концепции современной конфликтологии: “конфликтный функционализм” (Л. Козер); “структурная конфликтология” (Р. Дорендорф);...
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» icon15. Современные теории социального конфликта Определение конфликта
«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями»....
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» iconУрок по литературе в 11 классе Особенности жанра и конфликта в пьесе...
Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляю­щие жанра и конфликта в пьесе; подготовить учащихся к егэ
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» iconЛекция конфликтология в системе социальных дисциплин
Так, Л. Козер пишет: «Карл Маркс является классическим теоретиком конфликта». Как известно, в центре внимания марксизма оставалась...
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» icon10 политический конфликт
Идею естественности конфликта еще в середине ХIX в высказал немецкий социолог Г. Зиммель, который собственно и ввел в научный оборот...
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта» iconМатериалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница