Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны




Скачать 372,13 Kb.
НазваниеИскалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны
страница1/3
Дата публикации27.11.2013
Размер372,13 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3




Искалиева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Владимирский Ровенского района Саратовской области
Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области
Глава 1. Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны.

§1. Восстановление системы школьного образования после депортации немцев.

По сведениям Министерства народного просвещения, в первой половине XX века Саратов по расходам на народное образование вышел на четвёртое место среди губернских городов Европейской России. Однако это не означало, что проблема образования в городе была решена. По грамотности населения (48%) Саратов был далёк от первого места. Более грустная картина наблюдалась в губернии. Больше трёх четвертей её населения было неграмотным. Из 400 тысяч детей обучался только каждый четвёртый. В сельской местности существовало 1549 школ, из них одна треть – школы грамотности, одна четверть – церковно-приходские школы1.

Школьное образование в немецких колониях Поволжья было представлено, прежде всего, системой церковно-приходских школ, поскольку центром общинной жизни являлись церкви. Они служили делу единения народности, сохранения её языка, обычаев и культуры. Школу посещали дети от семи до четырнадцати лет, для мальчиков обучение было обязательным. Затем появились земские школы, они давали лучшее образование.

В 1929/30 учебном году прошла реорганизация школы.С осени 1937 года было введено обязательное семилетнее образование. Это привело к росту количества школ, особенно повышенного типа (семилеток и средних). Большую часть учителей в школах Немреспублики представляли выпускники Марксштадского, Краснокутского, Зельманского и Энгельсского педучилищ, многие из которых продолжали образование в Немпединститутах, высших учебных заведениях Саратова и обеих столиц. Учителя с высшим образованием встречались редко1.

Военное лихолетие нанесло удар по системе образования. Война создала чрезвычайно тяжёлые условия для работы школы, затормозила осуществление семилетнего обязательного образования. Развёртыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, массовые мобилизации учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи. Были разрушены школьные здания, в уцелевших часто размещались госпитали, интернаты, зернохранилища. Например, в здании Кривоярской школы (до 1942 года с. Кривояр называлось Бруненталь) с 1943 года размещался эвакуированный из Ленинграда интернат, а в Новокаменке (бывшее Штреккерау) школа была отдана под зернохранилище2. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию школьного образования. Газета «Правда» в первые годы войны настойчиво предупреждала работников народного образования, что никаких скидок на трудности и ссылок на военные обстоятельства не может быть, что все дети, несмотря на военное время, должны учиться. «Как бы мы ни были поглощены войной, - писала газета, - забота о детях … остаётся одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении остаётся незыблемым в условиях войны…Никаких ссылок на военную обстановку»1.

После депортации немцев в 1942 году многие школы, функционирующие на территории АССР НП, были закрыты, остались только те, где преподавание велось на русском языке. В Ровенском районе (на основании Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 мая 1942 года Зельманский район был переименован в Ровенский) в первой половине 40-х годов функционировало пятнадцать школ: две средних - в Зельмане (Ровное) и Брунентале (Кривояр), шесть неполных - в Штреккерау (Новокаменка), Брунентале (Кривояр), Визенмиллере (Луговое), Прайс (Краснополье), Хельцель (Кочетное), Совхоз № 102 (Первомайское), семь начальных – в Зельмане (Ровное), Хомутинке (затоплена), Цикове, Мариенберге (Песчаное), Фридентале (Александровка), Ней-Варенбург (Новопривольное), Фриденберге (Мирное)2. Дети учились и трудились, оказывая посильную помощь взрослым. При некоторых школах открывались учебно-производственные мастерские. Например, в Зельманской (Ровенской) средней школе, кроме общеобразовательных предметов, преподавались столярное, переплётное и тракторное дела. Школы развернули широкую общественно полезную деятельность, провели большую работу в организации помощи фронту. Учащиеся совместно с учителями собирали деньги на постройку танков и самолётов, организовывали сбор металлолома, посылали подарки воинам, оказывали помощь семьям фронтовиков, шили одежду для солдат. 23 ноября 1941 года пионеры Зельманской средней школы обратились через газету к жителям района с предложением собрать средства на строительство танка3.

В районной газете «Коллективист» в 1943 году было опубликовано письмо И.В.Сталина: «Директору Ровенской средней школы товарищу Климушевой, секретарю комсомольской организации товарищу Фридман, старшей пионервожатой товарищу Фарбер, комсомолке товарищу Фёдоровой, пионерам Романовой, Чиркиной, Керльбедюк, Овчинникову. Передайте учащимся Ровенской средней школы, собравшим десять тысяч рублей на строительство авиационной эскадрильи, благодарность Красной Армии, мои пожелания им здоровья и успехов в учёбе и общественной работе»1.

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. В школах Ровенского района было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем. Учителям предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодёжи для широкого её участия в общественно полезном труде; наладить труд школьников в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами ровенские учителя успешно справились2.

Итак, мы видим, что школа в годы Великой Отечественной войны оказалась в чрезвычайно сложном положении. Масса детей была лишена возможности учиться. В 1941-1942 учебном году в РСФСР школу не посещали двадцать пять процентов учащихся. В дальнейшем ситуация несколько улучшилась: в 1942-1943 учебном году занятия не посещали семнадцать процентов начального школьного возраста, в 1943-1944 учебном году – пятнадцать процентов, 1944-1945 учебном году – десять-двенадцать процентов3.

Можно условно говорить о существовании двух этапов в борьбе за школу, которые различаются направленностью и существом самих мероприятий. На первом этапе (1941-1943гг.) принимаются меры, направленные на борьбу против возникающих трудностей и недостатков, за сохранение существовавшей школы и системы народного образования. Особенностью второго этапа (1943-1945гг.) являлись меры по организационно-педагогическому укреплению школы, повышению качества всей учебно-воспитательной работы, укреплению дисциплины и порядка среди учащихся1.

Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались. К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы.

§. 2. Организация учебно-воспитательного процесса.

В условиях войны проблемой общегосударственного значения и первостепенной важности явилось осуществление «Закона о всеобщем обязательном обучении детей и подростков школьного возраста». В те годы, как никогда раньше, необходимо было усилить воспитательное воздействие школы, обеспечить ей максимальную наполняемость, вести решительную борьбу с отсевом, возникавшим в связи с трудностями военного времени. А это означало, что борьба за всеобуч становилась основной задачей школы. В дни Великой Отечественной войны деятельность всех организаций и учреждений страны была подчинена интересам фронта, задачам разгрома агрессора. Перестройка всей жизни и работы на военный лад нашла своё выражение и в содержании воспитательной работы в школе, и в её общественной деятельности, и в постановке всего дела обучения и воспитания учащихся в духе патриотизма. Основное требование, которое правительство предъявляло школе, состояло в том, чтобы ещё больше усилить борьбу за качество обучения, за патриотическое воспитание подрастающих поколений2

Большие изменения произошли за время войны в содержании учебно-воспитательной работы школ Ровенского района. Как и во всей стране, особое внимание в этот период обращалось на воспитание патриотизма. В преподавании истории и литературы усилился показ героического прошлого русского народа, учащиеся знакомились с великими творениями русских писателей и учёных. В курсе географии ярко раскрывались огромные природные богатства нашей страны. Велась работа по совершенствованию и корректировке учебных планов и программ. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонительные темы и военно-физическая подготовка. Рассмотрим это на примере Привольненской школы. До 1942 года село Привольное называлось Альт-Варенбург. В 1917 году в доме бывшего богатого колониста Миллера разместили школу. Это была семилетка. В 1936 году открыли восьмой класс. В годы войны в селе было много эвакуированных из разных областей, в том числе и детей. В 1941 году школа стала десятилетней, называлась Варенбургской средней. Она работала в две смены. Экзамены сдавали в четвёртых-шестых классах по всем предметам, они назывались «переводные испытания». Неуспевающие оставались на осень или на повторное обучение. Учеников седьмого класса допускали к выпускным экзаменам по всем предметам, но тем, которые не усваивали программу, предоставлялась возможность переноса экзамена на осень или на повторный курс. Существовала детская организация, пионерской вожатой была Черпович З. М. Из школы забирали учителей в ряды Красной Армии. Одной из наук, преподававшихся в школе, была агротехника. Преподавал её агроном из Варенбургской МТС. В дни Отечественной войны работа школы проходила по-военному чётко, организованно. Подготовка учителей была добросовестной, это отражалось в ежедневных рабочих планах. В школе проводились военно-спортивные игры, носившие название «Рейд в тыл врага». Существовали классы-комплекты в четвёртых-седьмых классах. В 1942 году школа стала называться Привольненской. В условиях Отечественной войны работа учителя требовала напряжения всех сил и способностей. Директором школы в это время работал Шкляров В. В. Все классные руководители обеспечивали инструктаж учащихся и обязательный рапорт перед уроками. В 1944 году за отличную подготовку был отмечен военрук школы, инвалид войны М.И.Михайлов. В 1945 году директором школы была назначена Н.Я.Толстонирова. В послевоенные годы эвакуированные разъехались по своим родным местам, и школа вновь перешла на семилетнее образование, так как в ней осталось всего сто пятнадцать учащихся1. В 1971 году в Привольненской школе прошла встреча выпускников 1941 года, в числе которых была Л.Я.Токарева (Петерсон), коренная жительница села Привольное. Принимал выпускников директор Ф.А.Тюкалин.

Кривоярская школа (до 1942 года село называлось Бруненталь) была построена сельской общиной в 1902 году. На верхнем этаже находилась молитвенная комната, в которой проводились церковные службы, а внизу – четыре классные комнаты и учительская. Одно большое помещение использовалось для занятий гимнастикой в зимнее время. Преподавание в школе велось на немецком языке. Все расходы по содержанию школы несли жители села. Учащиеся всегда уважительно относились к учителям. Если кто-то из учеников жаловался родителям на учителя, то это не приветствовалось домашними. Школа была центром села. В 1941 году школа закрылась, а с 1943 года в здании размещался эвакуированный из Ленинграда интернат. Организация школьных интернатов в военных условиях спасла много тысяч детей и помогла организовать их воспитание. В Кривоярском интернате удалось организовать дружный детский коллектив, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь. Вновь функционировать школа начала только в 1961 году.2

Первое упоминание о Первомайской школе (в годы войны – 102 совхоз) датировано в архивных документах 1934 годом. Вначале была открыта начальная школа, а в 1944 году реорганизована в семилетнюю. Первым директором школы была Фирсулина Татьяна Матвеевна, учитель немецкого языка. В школе работало два учителя начальных классов: Федосеева Н. М. и Колесникова Е. И. Все предметы в пятых-седьмых классах вели три учителя: Рожихина М. Ф., Потухина А. М., Гуляева А. Т. Школа занимала площадь сто шестьдесят квадратных метров. В ней размещались три классные комнаты, три квартиры для учителей, квартиры директора школы и технички. Школа работала в две смены: в первую – первый и третий классы (двадцать три ученика), во вторую – второй и четвёртый классы (семнадцать учеников)1.

Тяжёлое грозное время затронуло далёкую от фронта Новокаменку (бывшее Штреккерау). Школа была образована в 1910 году. Вначале она занимала два здания. В нынешнем помещении сельского клуба располагалась начальная школа, а средние и старшие классы постигали азы образования в новом здании. Выпускники имели на руках аттестаты об окончании средней школы. 1941 год… Основное здание Новокаменской школы было отдано под зернохранилище, в селе сохранялась только начальная школа. В пятидесятые годы в Новокаменке открылась семилетка2.

К началу войны село Зельман (Ровное) было под стать небольшому городу. В селе была своя электростанция, в народном доме регулярно шли кинофильмы, выступали приезжие артисты, давала концерты местная интеллигенция. В селе функционировали педагогический техникум, одна средняя и три начальных школы, богатая библиотека с немецкой и русской классикой, многими уникальными изданиями. Когда в Москве появилась радиостанция, в Зельмане построили высоченную антенну, приобрели радиоаппаратуру и стали принимать радиопередачи из столицы. Это было чудом. Инициатива организации радиовещания принадлежала учителям. Радиоточку установили в школе. Жители всё чаще стали по вечерам захаживать в школу, где слушали радиопередачи из далёкой Москвы. Таким образом, школа стала культурным центром села. Во время войны преподавание велось на русском языке. Кроме общеобразовательных предметов, преподавались столярное, переплётное и тракторное дела. Средняя школа находилось в здании нынешнего Дома культуры. В 1941 году в селе Зельман (Ровное) сформировалась Вторая маневренно-воздушная десантная бригада. Она насчитывала в своих рядах шесть тысяч пятьсот добровольцев. Командиром этой бригады был Василенко Гавриил Тарасович, Герой Советского Союза. Штаб бригады находился в двухэтажном кирпичном здании школы, о чём свидетельствует мемориальная доска у входа. Ученики и учителя школы вели большую общественно полезную работу, организовывая посильную помощь фронту: сбор средств на строительство военной техники, посылки на фронт, собирание лекарственных трав, шитьё одежды для солдат1.

В воспитательной работе особое внимание уделялось укреплению сознательной дисциплины. В ряде школ, в том числе и в школах Ровенского района, вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщён, и в августе 1943 года Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил «Правила для учащихся», в которых определялись главные обязанности детей в учении и поведении2. Условия военного времени продиктовали школе задачи, имеющие большое государственное значение. Это, во-первых, организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста всеобщим обучением; во-вторых, повседневная забота о миллионах детей в связи с тем, что их родители были призваны в армию или заняты на производстве; в-третьих, перестройка учебно-воспитательного процесса в преподавании всех учебных дисциплин, вооружение школьников твёрдыми знаниями и навыками в целях подготовки их к труду и обороне Родины; в- четвёртых, усиление идейно-политического и патриотического воспитания учащихся, укрепление их дисциплины; в-пятых, улучшение военно-физической подготовки, выучки и закалки юношей и девушек; в-шестых, всемерное развёртывание массовой оборонной и политико-просветительной работы среди учащихся и населения; в-седьмых, оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, совхозам и колхозам страны, семьям фронтовиков1.

Правительство проявило большую заботу об улучшении материально-бытового положения учителей: им была повышена зарплата, установлен порядок снабжения продуктами питания. Учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению подрастающего поколения2.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что в военные годы были приняты правительственные решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с семилетнего возраста (1943 год), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодёжи (1943 год), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944 год), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944 год), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной и семилетней школ и экзаменов на аттестат зрелости (1944 год), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средних школ (1944 год)3. Эти правительственные решения нашли своё отражение и в работе учителей Ровенского района, которые активно трудились, стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, исходя из всего сказанного в этой главе, мы видим, что, несмотря на колоссальные трудности военного времени и сложность внутренней и международной обстановки, правительство не ослабляло внимания к школе, к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В годы войны школа не только не остановила поступательное развитие, но, преодолев все трудности, сумела выполнить свои основные задачи.

  1   2   3

Похожие:

Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Начальник управления общего образования администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconПрограмма Варгашинского района Курганской области «Развитие сельского...
Паспорт целевой программы Курганской области «Развитие сельского хозяйства в Варгашинском районе на2008– 2012 годы»
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconВ 2010-2011 учебном году деятельность школы определялась Законом...
Программы Президента РФ медведева Д. А. «Наша новая школа», Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской...
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconИзбирательная комиссия саратовской области постановление
Саратовской области на 2009-20012 годы, утвержденной постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 26 декабря 2008...
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconИдеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconРеферат развитие познавательного интереса у учащихся на уроках литературы...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской...
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconОбщие сведения об образовательном учреждении
Полное наименование учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Балаши» Озинского...
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconО проведении областной олимпиады среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных...
Ения избирателей и повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в Саратовской области на 2009–2012...
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны iconМуниципальная программа «Развитие воспитания и дополнительного образования...
Муниципальной программы «Развитие воспитания и дополнительного образования в Моздокском районе»
Искалиева Н. В., учитель русского языка и литературы моу сош п. Владимирский Ровенского района Саратовской области Развитие школьного образования в Ровенском районе Саратовской области Глава Развитие школьного образования в Ровенском районе в годы Великой Отечественной войны icon«война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне
Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Поэзия периода Великой Отечественной войны:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница