Дополнительная образовательная программа




НазваниеДополнительная образовательная программа
страница1/7
Дата публикации11.11.2013
Размер1,28 Mb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  2. дополнительного образования детей

  3. дом детского творчества №2





  1. УТВЕРЖДЕНА.

  2. Приказ №___ о/д

  3. от_____ ____________ 2010г

  4. Директор МОУ ДОД ДДТ №2

  5. ______________ Белых Л.В.



  6. Принята на методическом

  7. совете _____________2010 г







  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



  2. «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»



  3. Возраст обучающихся 7 - 18 лет

  4. Срок реализации программы 5 лет.







  1. Составитель:



  2. Запорожский А.А.

  3. педагог дополнительного образования







  1. г. Заполярный

  2. 2010 г.

Настоящая программа имеет физкульткрно-спортивную направленность она является модифицированной , составлена на основе образовательной программы для системы дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование»

ФЦДЮТиК, Москва 2005 год

Авторы:

Ю. Лукашов — мастер спорта СССР, методист Белгородского областного Центра детско-юношеского туризма; В. Ченцов — мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, директор Белгородского областного Центра детско-юношеского туризма; О.Л. Глаголева — заслуженный тренер России, педагог дополнительного образования высшей категории, мастер спорта СССР; А.В. Иванов — заслуженный тренер России, педагог дополнительного образования высшей категории, мастер спорта СССР
Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса должны пройти за­данное число контрольных пунктов (КП), расположенных на мест­ности.

Актуальность.

Ориентирование в форме спортивных соревнований имеет доволь­но продолжительные традиции. Сначала этим видом увлекались по­чти исключительно как соревновательным спортом, но в последнее время возрос интерес к ориентированию как к движению в форме «Спорт для каждого».

В нашей стране этот вид спорта получает все большее признание. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах начиная с 10 лет и заканчивая 70 и старше, среди инвали­дов), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции, - все это спо­собствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.

Занятия ориентированием содействуют умственному и физичес­кому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и пони­мать природу.

Кроме оздоровительной и спортивной направленности, ориенти­рование имеет большое прикладное значение. Умение ориентировать­ся - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необхо­димые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях боль­ших физических нагрузок, быстрая реакция.

Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий спортивным ори­ентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.

Для плодотворной и успешной работы тренер и его ученики долж­ны видеть итоги своего труда. Тренер - для определения эффектив­ности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для даль­нейшего продвижения вперед.

Отличительная особенность программы.

Программа предусматривает продолжение обучение кружковцев, занимающих­ся в туристических объединениях 2 и более лет как интегрированное (совмещенное) или самостоятельное направление, и рассчитана на 5 лет.

В ходе выполнения программы совершенствуются психологичес­кие, эстетические, морально-волевые качества.

Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством заня­тий спортивным ориентированием.

Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитатель­ных задач:

  • соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

  • укрепление здоровья, соблюдение требований личной и обще­ственной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачеб­ного контроля;

  • повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

- совершенствование технической и тактической подготовки обу­чающихся;

  • охрана окружающей среды;

  • пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства для активного отдыха;

  • профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту;

  • формирование представлений о межпредметных связях и полу­чение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология.

Комплексность программы, рассчитанной на 5 лет обучения, осно­вывается на цикличности и круглогодичное учебно-тренировочно­го процесса. В образовательно-воспитательном процессе «педагог -ребенок - родители - общеобразовательное учреждение» особое мес­то занимает деятельность педагога и воспитанника. Принцип реали­зации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и при­емов дополнительного образования и воспитания.
Весь материал Программы разделен на три взаимосвязанных эта­па, на каждом из которых решаются свои задачи.

Первый этап - информационно-познавательный. Воспитанники на этом этапе повторяют основы ориентирования и начинают позна­вать новую для них информацию по психологии физиологии, крае­ведению.

Второй этап - операционно-деятельтостный. На этом этапе фор­мируются умения обучающихся самостоятельно выполнять опреде­ленные задания педагога: планирование дистанций для младших возрастных групп, их постановка, подготовка и ремонт снаряжения, разбивка бивака, приготовление пищи в полевых лагерях и на сорев­нованиях.

Третий этап - практнко-ориентационный. Результатом его явля­ется овладение спецификой работы и практическая деятельность, ко­торая выражается в подготовке судей по спорту, профессиональная ориентация по выбранному виду деятельности (тренер, картограф, учитель, специалист ГО МЧС ), спортивное долголетие.

Модель структуры программы. Программа состоит из поясни­тельной записки, пяти годичных циклов дополнительного образова­ния, методических рекомендаций, списка необходимого оборудова­ния и снаряжения, списка литературы.

Описание годового цикла состоит из взаимосвязанных:

  • тематического учебного плана занятий объединения (с наиме­нованием тем занятий и распределением часов на изучение теорети­ческого и практического материала);

  • рабочей учебной программы занятий объединения дополнитель­ного образования;

  • предполагаемых педагогических результатов, знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть обучающийся к концу каждого года занятий.

В методических рекомендациях даны практические советы по ис­пользованию программы, о том, как строить учебный процесс, ка­кие средства лучше использовать.

Список оборудования включает в себя перечень необходимого сна­ряжения для реализации занятий объединения дополнительного об­разования.

Список литературы представлен разделами - список литературы для детей и список используемой литературы для создания программы.
Первый годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировоч­ной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 68 часа, на практические - 364 Учебный материал рассчитан на повышение уров­ня всесторонней физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей и специальной выносливости, ловкости и коорди­нации движений; овладение основными приемами ориентирования на местности и опытом участия в соревнованиях. В течение первого года обучения по программе воспитанники должны выполнить нор­матив III юношеского разряда по спортивному ориентированию.

Второй годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировочной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 52 часа, на практические—380. Предполагается совершенствование базовых зна­ний, умений и навыков, полученных в первом цикле, совершенствова­ние техники и тактики быстрого передвижения по незнакомой местно­сти с использованием компаса и карты, развитие морально-волевых качеств, приобретение инструкторских навыков. В течение второго года обучения по программе воспитанники должны выполнить нор­матив II юношеского разряда по спортивному ориентированию.

Третий годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировоч­ной нагрузки 432 часа, по 12 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 42 часа, на прак­тические - 390. Предусматривается совершенствование знаний, уме­ний и навыков, полученных в 1-2-й год обучения. Увеличение учебно-тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей вос­питанников; совершенствование технических и тактических приемов; приобретение опыта судейства соревнований. В течение года воспи­танники должны выполнить III взрослый разряд по спортивному ори­ентированию, сдать требования на звание «Судья по спорту».

Четвертый годичный цикл предусматривает объем учебно-трени­ровочной нагрузки 540 часов, по 15 часов в неделю на протяжении учебного года. На теоретические занятия в программе отводится 40 часов, на практические - 500. Предусматривает углубление знаний, полученных на 1-3-м году обучения. Совершенствование двигатель­ных навыков, расширение функциональных возможностей организ­ма,, дальнейшее развитие специализированных восприятий ориенти-ровщика (чувства расстояния, чувства направления). В течение года воспитанники должны выполнить II взрослый разряд по спортивно­му ориентированию.

Пятый годичный цикл предусматривает объем учебно-тренировоч­ной нагрузки 540 часов, по 15 часов в неделю на протяжении учебно­го года. На теоретические занятия в программе отводится 58 часов, на практические - 500. Предусматривает расширение знаний полу­ченных на 1-4-м году обучения. Совершенствование технико-такти­ческих приемов ориентирования, схем прохождения дистанций, вы­бора вариантов пути движения. В течение года воспитанники долж­ны выполнить II-I взрослый разряд по спортивному ориентированию.

Организация учебно-тренировочного процесса программой рассчи­тана на 36 учебных недель в течение учебного года с общим объемом нагрузки 504 часа, по 14 часов в неделю, а в 4 и 5-й год обучения -общий объем нагрузки 576 часов, по 16 часов в неделю. Предполагает­ся увеличение объема учебно-тренировочной нагрузки в каникуляр­ное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями, а также когда обучающиеся направляются в спортивно-оздоровитель­ные лагеря юных ориентировщиков и туристов по индивидуальным, оперативным планам с учетом календаря спортивных мероприяитй и результативности обучающихся.

. Комплектовать учебно-тренировочные группы следует согласно подготовленности и результативности обучающихся, в одной группе разница в квалификации (разрядах) не должна превышать двух ступеней. Программу можно считать выполненной если освоен текущий этап (год обучения).

Возраст занимающихся 7-18 лет.

^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ


№ н/н

Наименование темы занятий

Всею, ч

В том числе

теорети­ческих

практи­ческих

1.

Введение

10

4

6

2.

Техника безопасности

8

4

4

3.

История спортивного ориентирования

4

2

2

4.

Гигиена спортсмена

6

6

-

5.

Правила соревнований по спортивному ориентированию

4

2

2

б.

Снаряжение ориентировщика

10

4

б

7.

Судейская практика

6

2

4

8.

Общая физическая подготовка

78

6

72

9.

Специальная физическая подготовка

51

2

49

10.

Техническая подготовка

51

4

47

11.

Тактическая подготовка

30

4

26

12.

Контрольные нормативы

6

-

6

13.

Участие в соревнованиях

20

2

18

14.

Краеведение

18

4

14

15.

Психологическая и морально-волевая подготовка

20

4

16

16.

Охрана природы, памятников истории и культуры

10

4

6

17.

Основы туристской подготовки

30

4

26

18.

Медико-санитарная подготовка, врачебный контроль

22

б

16

19.

Топография

18

4

14

20.

Походы, экскурсии

30(миннимум)

-


30

21.

Учебно-тренировочные сборы, оздоровительные и тренировочные лагеря.









ВСЕГО, ч

432

68

364


^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ» 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ -10 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Организационное занятие объединения. Планирование деятель­ности объединения в учебном году. Ориентирование - средство фи­зического воспитания, оздоровления, закаливания. Эмоциональность, связь с природой.

Практические занятия (б часов)

Знакомство с материалами наглядной агитации (видео-, фотома­териалами и т.д.). Прогулка в лес.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ- 8 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности. Правила дорожного движения. Меры лич­ной безопасности детей в криминальной ситуации.

Практические занятия (4 часа)

Выработка навыков и умений предотвращения криминальных ситуаций. Моделирование нестандартных ситуаций на дистанции по спортивному ориентированию. Поиск условно заблудившихся по карте.

ИСТОРИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ - 4 часа

Теоретические занятия (2 часа)

Обзор развития ориентирования как вида спорта в стране и за. рубежом. Виды спортивного ориентирования.

Практические занятия (2 часа)

Встреча с ведущими спортсменами города по спортивному ори­ентированию.

^ ГИГИЕНА СПОРТСМЕНА - б часов Теоретические занятия (6 часов)

Гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Режим дня. Гигиена тела, одежды и обуви.

^ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ

ОРИЕНТИРОВАНИЮ - 4 часа

Теоретические занятия (2 часа)

Агитационное значение соревнований. Права и обязанности уча­стников. Виды и способы проведения Соревнований, характер сорев­нований.

Практические занятия (2 часа)

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт.

^ СНАРЯЖЕНИЕ ОРИЕНТИРОВЩИКА - 10 часов Теоретические занятия (4 часа)

Компас, планшет, лыжное снаряжение, одежда, обувь. Вспомога­тельное снаряжение. Правила эксплуатации .практические занятия (6 часов) Устройство, изготовление, подборка и установка снаряжения.

СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА - 6 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Судейская коллегия соревнований, судейские бригады, судья-конт­ролер КП, обязанности судьи-контролера КП. Оборудование старта и финиша.

Практические занятия (4 часа)

Протоколы, работа с протоколами. Протоколы старта, результа­тов. Подсчет результатов по ориентированию.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 78 часов

Теоретические занятия (6 часов)

Задачи ОФП. Систематизация круглогодичного тренировочного процесса. Взаимосвязь физической, технической, тактической, воле­вой, психологической подготовок. Разминка, заминка, их значение и содержание.

Практические занятия (72 часа)

Ходьба (на пятках, носках, спортивная, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая колени). Бег (вперед, назад, галопом влево, вправо, на носках, с изменением направления движения). Уп­ражнения для рук и плечевого пояса (сгибание, разгибание, вращения, махи, отведение и приведение, рывки, движение рук в сочетании с ходь­бой и бегом). Упражнения для мышц ног (приседания, махи, прыжки, выпады). Упражнения для шеи и туловища (наклоны головы, тулови­ща). Гимнастические упражнения с предметами: скакалки, набивные мячи, палки, обручи, гантели. Акробатика (стойки кувырки перека­ты, перевороты). Упражнения на гимнастических снарядах: канат, скамейка, бревно, перекладина, конь, гимнастическая стенка. Легкая ат­летика (бег на короткие, средние дистанции, из различных исходных положений, бег по пересеченной местности). Плавание. Лыжная под­готовка: изучение попеременных, одновременных ходов, техники по­воротов на месте и в движении, спуски, торможения. Спортивные и подвижные игры: игры на внимание, сообразительность, координа­цию. Туризм: походы выходного дня, туристская полоса препятствий.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 51 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщиков. Характер и методика развития физи­ческих и специальных качеств, необходимых спортсмену-ориентиров-щику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Практические занятия (49 часов)

Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая, суб­максимальная, максимальная. Фартлек - игра скоростей.

Развитие специальных качеств, необходимых ориентировщику.

Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, открытой закрытой забо­лоченной, бег в «гору» специально-беговые упражнения.

Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого стар­та на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быст­ром темпе с высоким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе.

Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упраж­нения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перека­ты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивные мячи, амортизаторы).

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 51 часов

Теоретические, занятия (4 часа)

Понятие о технике ориентирования, ее значение для достижения вы­соких результатов. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и отличия. Изучение технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование.

Практические занятия (47 часов)

Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визу­ально). Развитие глазомера. Спортивный компас. Приемы пользова­ния компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Опреде­ление точки стояния. Движение по азимуту, Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности, 00 углу пересечения линейных объектов и углу схода с них.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 30 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Понятие о тактике. Взаимосвязь тактики и техники в обучении и тренировке ориентировщиков. Значение тактики для достижения наилучших результатов.

Практические занятия (26 часов)

Тактические действия на соревнованиях с большим количеством групп, с ограниченным количеством групп, действия в стартовом го­родке. Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, ог­раничивающие, рассеивающие ориентиры, линейные ориентиры. Под­ход и уход с контрольного пункта. Раскладка сил на дистанцию.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ - 6 часов

Практические занятия (6 часов)

Сдача теоретических и практических умений и навыков по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам. Сдача нормативов по общей и специальной физической подготовке.

УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ - 20 часов

Теоретические занятия (2 часа)

Положение о соревнованиях. Условия проведения. Действия уча­стников в аварийной ситуации. Основы безопасности.

Практические занятия (18 часов)

Участие в соревнованиях согласно календарному плану. Первен­ствах города, области. Соревнованиях среди кружковцев ЦДЮТур, школ, клубов.

КРАЕВЕДЕНИЕ- 18 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Значение и место краеведческой подготовки в общей системе обу­чения. История города и области. Край в годы Великой Отечествен­ной войны. Замечательные земляки. Музеи и экскурсионные объек­ты города и области.

Практические занятия (14 часов)

Посещение экскурсионных объектов города и области, музеев. Просмотр фото-, видеоматериалов. Встреча с ветеранами войны. Участие в краеведческих викторинах.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ

ПОДГОТОВКА - 20 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Задачи и средства морально-волевой подготовки. Психологичес­кая подготовка - одно из средств повышения спортивного мастер­ства. Участие в соревнованиях - необходимое условие для совершен­ствования и проверки моральных качеств и умения управлять эмо­циональной настройкой.

Практические занятия (16 часов)

Воспитание целеустремленности, самостоятельности, решитель­ности и смелости, выдержки, настойчивости в достижении цели- предстартовое состояние: боевая готовность, предстартовое волнение, предстартовая апатия.

ОХРАНА ПРИРОДЫ И ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ-10 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Важность охраны природы, памятников истории и культуры. Физико-географическая характеристика родного края. Ее особенно­сти: климат, растительность, реки, озера, животный мир. Памятные исторические места.

Практические занятия (6 часов)

Охрана природы: маркировка и оборудование маршрутов походов выходного дня, совершенствование снаряжения, использование которого не причиняет вреда окружающей природе. Охрана памятников.

ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ - 30 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Туризм как средство общефизической подготовки спортсмена-ориентировщика. Туризм - один из видов активного отдыха. Виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др

Практические занятия (26 часов)

Туристское снаряжение: групповое и личное. Требования к снаря­жению: легкость, удобство, практичность, целесообразность. Турист­ские палатки: устройство, уход и ремонт. Рюкзак: виды рюкзаков, ос­новные требования к ним, укладка рюкзака. Бивак. Требования к месту бивака. Снятие бивака. Уборка территории. Противопожарные меры. Узлы. Их назначение и применение.

МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА - 22 часа

Теоретические занятия (6 часов)

Значение медико-санитарной подготовки, врачебного контроля

и самоконтроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Медицинская аптеч­ка. Спортивные травмы и их предупреждение.

Практические занятия (16 часов)

Оказание первой доврачебной помощи: ушибы, растяжения, раз­рывы связок, мышц и сухожилий, кровотечения (артериальное, ве­нозное, капиллярное), вывихи, переломы, ожог, солнечный удар, теп­ловой удар, озноб, обморожение. Способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первичной шины. Приемы искусственного дыхания. Способы транспортировки пострадавшего.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - 18 часов

Теоретические занятия (4 часа)

Основы топографии. Способы изображения земной поверхности. Топографические карты. Масштаб карты.

Практические занятия (14 часов)

Условные знаки топографических карт. Рисовка топографических знаков. Виды масштабов, упражнения с масштабами топографических карт. Изображе­ние высоты местности с помощью горизонталей. Определение кру­тизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов.

^ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАВЕРШИВШИХ 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение

Должны знать:

  • значение ориентирования в системе физического воспитания, оздоровления, закаливания;

  • место и время проведения занятий объединения дополнительно­го образования.

Должны уметь:

- коллективно участвовать в планировании деятельности объеди­нения дополнительного образования в учебном году.

Техника безопасности

Должны знать:

  • основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности;

  • правила дорожного движения;

  • меры личной безопасности в криминальной ситуации.
    Должны уметь:

  • находить выход из аварийных, криминальных ситуаций;

  • искать условно заблудившихся в лесу.

История спортивного ориентирования

Должны знать:

  • развитие ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом;

  • виды ориентирования;

  • прикладное значение ориентирования.

Должны уметь:

-давать характеристику современного состояния ориентирования.

Гигиена спортсмена

Должны знать:

  • строение организма человека;

  • влияние физических нагрузок на развитие организма;

  • гигиену физических упражнений;

  • гигиену тела, одежды, обуви.
    Должны уметь:

  • соблюдать меры личной гигиены;

  • составлять и соблюдать режим дня.

Правила соревнований

Должны знать:

  • агитационное значение соревнований;

  • права и обязанности участников соревнований;

  • виды соревнований;

  • способы проведения соревнований;

  • действия участника на старте, при опоздании на старт, на КП, в финишном коридоре, после финиширования.

Должны уметь:

  • соблюдать права и обязанности участников соревнований;

  • коллективно составлять программу проведения соревнований.

Снаряжение ориентировщика

Должны знать:

  • вспомогательное снаряжение;

  • лыжное снаряжение;

  • правила эксплуатации снаряжения;

  • правила хранения снаряжения;

  • компас и его устройство;

- планшет и его устройство.
Должны уметь:

  • правильно эксплуатировать личное, групповое, вспомогатель­ное снаряжение;

  • хранить снаряжение;

  • подбирать, изготавливать и производить установку снаряжения.



Судейская практика

Должны знать:

  • судейскую коллегию соревнований;

  • судейские бригады;

  • обязанности судьи;

  • оборудование старта и финиша;

  • виды протоколов.
    Должны уметь:

  • работать с протоколами старта, протоколами результатов соревнова­ний по ориентированию, протоколами пункта контроля, пункта оценки;

  • производить подсчет личных результатов по ориентированию.

Общая физическая подготовка

Должны знать:

  • задачи общей физической подготовки;

  • взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок;

-значение систематизации круглогодичного тренировочного про­цесса;

  • обоснование принципов постепенности, повторное, разносто­ронности, индивидуализации в процессе тренировки;

  • технику лыжных ходов;

- специфические особенности бега ориентировщика.
Должны уметь:

  • выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, пле­чевого пояса, спины, живота, ног;

  • передвигаться на лыжах, выполняя технические приемы: поперемен­ный ход, одновременный ход, повороты, подъемы, спуски, торможения;

  • удерживаться на плаву, плавать.

Специальная физическая подготовка

Должны знать:

  • роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщиков;

  • методику развития специальных качеств, необходимых спортсмену- ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Должны уметь:

  • выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивно­сти тренировочных нагрузок;

  • выполнять бег с учетом характера местности: открытая, закры­тая, горная, заболоченная;

  • выполнять специально-беговые упражнения ;

  • выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из различных стартовых положений на короткие и средние дистанции, игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе);

  • выполнять упражнения на развитие гибкости (упражнения на растяжку, упражнения с партнером, активные и пассивные, упражне­ния с предметами);

  • выполнять упражнения на развитие ловкости н прыгучести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие;

  • выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и разгиба­ние рук в упоре, растягивание, приседания на двух и одной ногах,
    приседания с отягощениями, упражнения с предметами: набивные ячи, амортизаторы).

Техническая подготовка

Должны знать:

- понятие о технике ориентирования;

  • значение техники для достижения высоких результатов;
    - разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);

  • общие черты и отличия карт;

  • преимущества каждого из видов карт;

- понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное риентирование;

  • компас и его устройство.
    Должны уметь:

  • правильно пользоваться компасом;

  • ориентировать карту;

  • определять расстояние на карте;

  • измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально);

  • определять стороны горизонта по компасу;

  • определять точку стояния;

  • двигаться по азимуту;

  • определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ори­ентиров и углу схода с них;

  • восстанавливать ориентировку после ее потери;

  • выполнять простейшую маршрутную топографическую съемку местности вдоль линейных ориентиров.

Тактическая подготовка

Должны знать:

  • понятие о тактике;

  • взаимосвязь техники и тактики в обучении и тренировке ориен­тировщиков;


- значение тактики для достижения наилучших результатов; -понятия: опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.

Должны уметь:

- правильно распределять силы на дистанции;

- выполнять действия по подходу и уходу с контрольного пункта;

- выполнять действия по выбору пути движения;

  • из нескольких вариантов выбрать лучший;

  • последовательно осуществлять выбранный путь движения;

- правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.

Контрольные нормативы

Должны знать:

  • методы проведения (зачет, соревнования);

  • нормативные требования Должны уметь:

  • выполнять нормативы по общей и специальной физической под­готовке;

  • выполнять теоретические и практические умения и навыки по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам.

Участие в соревнованиях

Должны знать:

  • положение о соревнованиях;

  • условия проведения соревнований по спортивному ориентиро­ванию в заданном направлении;

  • действия участников в аварийной ситуации;

  • основы безопасности при участии в соревнованиях.
    Должны уметь:

  • закончить дистанцию I - II уровня.

Краеведение

Должны знать:

  • значение краеведческой подготовки в общей системе обу­чения;

  • историю города и области;

  • историю края в годы Великой Отечественной войны;

- местонахождение экскурсионных объектов города и области.
Должны уметь:

-рассказать об истории родного края;

- посетить музеи и экскурсионные объекты города.

Психологическая и морально-волевая подготовка

Должны знать:

  • значение психологической подготовки для повышения спортив­ного мастерства;

  • методы и средства развития волевых качеств;

  • особенности проявления волевых качеству ориентировщиков в связи с индивидуальным характером прохождения тренировочных и соревновательных трасс на незнакомой местности

  • Охрана природы и памятников культуры

Должны знать:

-важность охраны природы памятников истории и культуры;

- место в системе образовательного процесса;

- взаимосвязь с тренировочным процессом; -памятные и исторические места.
Должны уметь:

- участвовать в маркировке и оборудовании маршрутов выходного дня;

  • коллективно. участвовать в разработке походов выходного дня;

  • принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего вреда окружающей природе;

  • участвовать в акциях по охране памятников.

Основы туристской подготовки

должны знать:

- туризм - одно из средств общефизической подготовки; -виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипед­ный и др.;

  • основные туристские узлы, их применение и назначение: пря­мой, булинь, проводники, схватывающий, стремя, встречный, удавка и др.;

  • основное групповое и личное снаряжение;

  • виды рюкзаков, основные требования к ним; туристские палатки, устройство и назначение;

  • требования к выбору места для организации бивака группы;

  • противопожарные меры в туристском путешествии.
    Должны уметь:

  • укладывать рюкзак;

- составлять список личного и группового снаряжения в зависи­мости от сезона;

-осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;

  • устанавливать основные типы палаток; ,

  • убирать место привалов и биваков;





- разжигать костры (по назначению) в зависимости от погодных условий.

Медико-санитарная подготовка

Должны знать:

Значение медико-санитарной подготовки;

  • характерные спортивные травмы и их предупреждение;

  • состав медицинской аптечки группы;

  • основы первой доврачебной помощи пострадавшему;

  • способы и приемы первой помощи при пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, утомлении, обморожении, тепловом и солнечном ударе переохлаждении, простуде, переломах конечностей (открытых и закрытых), кровотечениях артериальном, венозном, ка­пиллярном);

  • методику и правила наложения простых повязок, наложение шин;

  • правила промывания желудка;

- правила пострадавшего требования к носилкам. Должны уметь:

- оказывать доврачебную помощь пострадавшему; -«транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;

  • пользоваться групповой медицинской аптечкой;

  • изготавливать носилки;

  • осуществлять промывание желудка;

  • производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые по­вязки;

- обрабатывать различные типы ран;
- распознавать признаки заболеваний и травм.

Топографическая подготовка

Должны знать:

  • основы топографии;

  • способы изображения земной поверхности;

  • понятие «топографическая карта».

  • понятие «масштаб».

  • масштаб и их виды;

  • основные типы топографических знаков;

  • понятие «горизонталь».

  • понятие «крутизна склона».
    Должны уметь:

  • читать масштабы карт

  • читать и расшифровывать основные топографические знаки;

  • определять крутизну и высоту склона;

  • осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности.

Походы, лагеря

Должны знать:'

  • маршрут туристского путешествия;

  • цели и задачи учебно-тренировочного мероприятия;

  • правила поведения и техника безопасности;

  • контрольные сроки проведения путешествия;

  • границы полигона.
    Должны уметь:
    передвигаться в составе группы.



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа по «Фитнес аэробике» составлена на основе Интернет источника «Методика организации и проведения...
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа, направленная на формирование...
Дополнительная образовательная программа «Горница» разработана для учащихся средних, старших классов в возрасте 13-18 лет. Программа...
Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа молодежного объединения «Лидер»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа детского объединения «Юный репортёр»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Дополнительного образования детей «Детский оздоровительно – образовательный (профильный) центр»
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент...
Модуль Психолого-педагогическая характеристика субъектов инновационной деятельности
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет
Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Обуховой Л. А., Лемяскиной...
Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка. Дополнительная образовательная программа имеет...
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница