«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности»




Скачать 153,43 Kb.
Название«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности»
Дата публикации25.10.2013
Размер153,43 Kb.
ТипОтчет
pochit.ru > Психология > Отчет
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.П.Гайдара» п. Архара

Тема ОЭР: «Становление индивидуальности учащегося адаптивной профильной школы в процессе подготовки к выбору профессионального образования и карьеры».
Отчёт исследовательской работы по теме:

«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности».
Выполнила: Гирман Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.

п.Архара

2008 год

^ Развитие мыслительной деятельности -

основа формирования самостоятельности школьника.
Приучи ребёнка к тому, чтобы он

самостоятельно думал, искал, про-

являл себя, развивал свои дремлю-

щие силы…

А. Дистерверг.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом.

Главное, на мой взгляд, вооружая школьников знаниями, воспитать личность, стремящуюся к познанию, а стремление к познанию возникает у школьников при сформированной самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности.

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами - это основной вектор взросления. Проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. Но оттого, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.

Поэтому предметом моего исследования стали психолого – педагогические и методические условия развития самостоятельности школьника.

^ Объектом исследования – образовательный процесс.

Гипотеза исследования – если создать психолого – педагогические и методические условия для развития мышления школьников, включая в образовательный и воспитательный процесс стимулирующие организационно – деятельностные формы взаимодействия и сотрудничества, то это будет способствовать развитию самостоятельности школьника и их самоорганизации.

^ Целью своей работы считаю создание оптимальных условий для развития мыслительной деятельности как основы формирования самостоятельности.

Данная проблема актуальна, так как именно самостоятельность школьников является: во-первых, средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, во-вторых, способствует становлению рефлексивной деятельности школьников и главное - влияет на воспитание личностных качеств: инициативности, самостоятельности, организованности, креативности, что важно для будущей жизни школьника.

Формирование самостоятельности состоит прежде всего в том, чтобы научить детей мыслить. Мыслить осознанно и творчески. Следовательно, первой задачей в достижении данной цели является развитие мыслительных способностей школьника. Поскольку предпосылками развития мышления являются мотивы учения, то следующие задачи – это формирование мотивации учащихся и развитие рефлексивной деятельности.
Итак, самостоятельность мышления. Огромное значение развитию самостоятельности мышления школьников придавали учёные, педагоги и психологи. К.Д.Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны « по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для этого материал».

Исследования Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова и др. убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьников, сформированным приёмам умственной деятельности. Важность этой задачи неоднократно подчёркивал и видный психолог С.Л.Рубинштейн: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления,…поскольку всякая попытка взрослых «внести» в ребёнка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребёнка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребёнка, формирование его личностных свойств и качеств». Эти идеи близки мне и я опираюсь на них в своей работе.

Взяв детей в первом классе, совместно с психологом, провожу первичную диагностику уровня развития мыслительных процессов школьников. Учитывая психологические особенности детей, начинаю работу по этапам. Ставлю задачи собственной деятельности и деятельности учащихся; прогнозирую результат.



Этапы работы

Задачи учителя

Задачи учащихся

Прогнозируемый результат

Понимание

Все мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение), приёмы умственной деятель ности (сравнение, классификация, определение), приёмы логических рассуждений, доказательства выполняет сам учитель.

Проследить за ходом и результатами проводимого учителем

рассуждения, за логичностью его суждений.

1.Развитие волевой

сферы.

2.Развитие мышления,

т.к. ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений.

3.Понимание является предпосылкой самостоятельного решения учащимися

познавательных задач

и ступенью их познавательной активности.


Логическое мышление

1.Подбор заданий предусматривающих выполнение каких - либо умственных действий( сравнение, классификацию…) или их совокупность.

2.Предлагать часть заданий, которые лежат в зоне ближайшего развития учащихся (т.е несколько опережают уровень развития детей).


Самостоятельно анализировать, сравнивать, клас сифицировать изучаемые объекты.


В процессе мышления самостоятельно, на основе собственной аналитико-синтетической деятельности приходить к выводам,

«открытию новых

знаний».

Творческое мышление

Создание условий для развития творческого мышления.

Учиться наблюдать,

фантазировать,

сопоставлять со своим жизненным опытом и опытом окружающих

Развитие самооценки собственной деятельности, самостоятельности, готовности к саморазвитию.



Предлагаю детям такие задания, которые требуют размышления, рассуждения, доказательств. Например:

- какое правило объединяет несколько предложенных заданий;

- чем задачи (примеры) отличаются;

- на какие группы можно разделить…;

- найди лишнее, объясни почему и т. д.

Вот несколько примеров таких заданий:


  1. Задание на выделение различного и сходного.

-Чем похожи рисунки?

- Чем отличаются?




  1. Покажи «лишнюю» фигуру.

-Постарайся найти разные способы выполнения задания.


Учу детей анализировать с точки зрения различных признаков: цвет, форма, размер, количество; упражняю в счёте предметов, устанавливаю соответствие между количеством и числительным.


  1. Задание на выявление закономерности.

Результат: осознанность действий со стороны самого ученика, развитие логического мышления.
- Разгадай закономерность и продолжи её: 14, 18, 22,…,…,…

1, 2, 4, 5, 7,…,…,…

Составь и реши числовые равенства к каждой закономерности.


  1. Задание на выполнение причинно – следственных связей.

Для выполнения этих заданий ученик должен провести ряд логических рассуждений, сделать выводы.
9+7 8+4 7+6

19+7 48+4 27+6

29+7 58+4 67+6

39+7 68+4 87+6

-Сравни выражения в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Что происходит со значением суммы в каждом столбике?

- На сколько изменяется сумма в каждом столбике и почему?

- Как можно воспользоваться закономерностью при нахождении значения суммы в каждом столбике?
Урок русского языка. Тема «Состав слова»

Даны слова: говор, платье, ежонок, расплата, воришка, разговор.

-Что общего в данной группе слов?

-Сгруппируйте их по разным признакам.

-Однокоренные слова разберите по составу.

Подобные задания требуют от учащихся совершения различных мыслительных операций: обобщения, классификации и т. д.

Умение осознанно мыслить побуждает к решению задач различными способами. Поиск другого варианта решения играет большую роль в развитии творческого мышления школьников. Для этого подбираю нестандартные задания, в которых ребёнок должен проявить смекалку. Например:
«Ошибки – невидимки».
Цель: развитие логического мышления, внимания, сообразительности.

^ Форма работы: индивидуальная; фронтальная; в парах.

Прогнозируемый результат: развитие интереса к предмету, умения сравнивать, анализировать.
-Ничего не зачёркивая, сделай ошибку «невидимкой».
27+16 45 (27+16)* 2 45 27+16 45-40

«Анаграмма»

Цель: развитие воображения, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.

Результат: развитие логического мышления, рост уровня учебно – познавательной деятельности.
фражи лсон гирт тосл
-Поменяй местами буквы. Какие слова получились? Найди лишнее. Почему?

Такие же задания включаю в контрольные работы. Они способствуют развитию мышления, так как побуждают и направляют мысли учащихся, требуют от ребят самостоятельного решения познавательных задач. А разные формы работы помогают сделать эти задания доступными для всех.

Самостоятельность мышления – качество сложное и формируется постепенно. Работая в данном направлении, выделяю важные моменты:

1) Подражание. Дети действуют по готовому образцу с моей помощью, копируя его.

2) Частичная самостоятельность, когда дети в состоянии выполнить самостоятельно часть работы.

  1. Более полная самостоятельность. Учащиеся выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности.

Для этого в своей работе использую приёмы, которые способствуют развитию активных мыслительных действий учащихся. Для себя их определила так:

* ученик защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретённые знания;

*задаёт вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;

*помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

*выбирает задания повышенного уровня сложности, творческие;

* осуществляет самопроверку и анализ собственных познавательных и практических действий.

Для отслеживания результатов и коррекции данной работы совместно с психологом использую диагностические исследования. Мониторинг развития мыслительных операций фиксирую в таблицах.



При формировании мыслительной деятельности опираюсь на дидактические принципы: системность, систематичность, научность, доступность, наглядность. Руководствуюсь и теми положениями, которые выдвигал в 20-м веке Василий Александрович Сухомлинский. Считаю, что они актуальны и в наши дни. Чтобы научить ребёнка труду мысли, необходимо:

1) учить детей задумываться над явлениями жизни путём совместной работы;

2) способствовать развитию творческого мышления;

3) учить школьников самостоятельно добывать знания;

4) заинтересовать через создание на уроках проблемных ситуаций.

В работе опираюсь на концептуальные идеи современных педагогических

технологий: 1. На основе личностной ориентации - гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, которая способствует становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородства путём раскрытия его личностных качеств. Облагораживая душу и сердце ребёнка, обеспечиваются условия для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.

Моя система гуманных отношений с детьми складывается из понимания, признания и принятия ребёнка таким, каков он есть.



2.На основе эффективности управления и организации учебного процесса - информационные компьютерные технологии, как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам). Данную технологию использую с целью формирования умений работать с информацией, для активизации познавательной деятельности, повышения уровня мотивации и подготовки личности « информационного общества».

3.На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся -технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях Д. Дьюи. Данная технология имеет ряд преимуществ для достижения постав-

ленной мной цели:

1) учит детей мыслить логично, научно, творчески, следовательно активизирует мыслительные процессы;

2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;

3)самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить;

4)развивает самостоятельность, инициативность, нестандартность мышления, критичность и самокритичность.

Главное, позволяет активизировать познавательные способности ребёнка, развивать логическое мышление, учит преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.

В образовательном процессе использую традиционные формы обучения: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу. Применяю методы, классифицированные И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным. Они дают возможность перехода от преподносящих методов к методам взаимодействия учителя и ученика, и, наконец, к методам самостоятельной работы, что наиболее эффективно для достижения поставленной мной цели. Поиск решения проблемы развития самостоятельности мышления привёл меня к необходимости использования и таких методов, которые позволяли бы включить ребёнка в активную учебно-познавательную деятельность. Одним из них является метод проблемного обучения. Роль проблемного обучения в развитии мышления неоспорима. С.Л.Рубинштейн писал: « Начало мышления в проблемной ситуации». Метод проблемного обучения помогает как в развитии мыслительной деятельности школьника, так и в формировании познавательной самостоятельности учащихся.

На уровне начального обучения дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые побуждают их к мышлению. Например,

простое распределение тетрадей, учебников становится для учащихся первого класса проблемой, если я задаю вопрос: « Хватит ли учебных принадлежностей для всего класса?» Проверкой правильности предположения детей будет раздача тетрадей. Указанная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества единиц множества.

Проблемность при обучении возникает совершенно естественно. В сущности, каждая текстовая задача по математике и половина других упражнений, представленных в учебнике, есть своего рода проблема, над решением которой ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу.

В работе использую такие методы создания проблемных ситуаций, в которых реализуется различного рода инициатива учащихся.

1. ^ Методы, стимулирующие познавательные вопросы учащихся. К ним относится предъявление учащимся заданий с неопределённым окончанием, что заставляет их задавать вопросы для получения дополнительной информации. Именно вопросы позволяют детям «поймать» великое множество идей.

2. ^ Методы, стимулирующие самостоятельное проявление инициативы. Например, самостоятельное творческое составление задач, самостоятельное составление аналогичных заданий на новом содержании и т.д.

3^ . Методы, стимулирующие инициативы, выдвигаемые в ходе осуществления деятельности. Здесь удачен приём намеренных ошибок, когда учащиеся должны обнаружить ошибку, допущенную мной в ходе деятельности, и исправить её; приём совместного поиска решения, когда намеренно избираю неверный путь достижения цели, учащиеся обнаруживают его, начинают предлагать свои пути и способы решения задачи и т.д .

Проблемное обучение особенно удачно на уроках изучения нового материала. Для себя составила и применяю следующую схему урока в рамках данного метода.



В условиях проблемного обучения у ребят развиваются такие важные качества мышлении, как глубина, критичность, гибкость, которые являются фундаментом для развития самостоятельности школьников.

Результатом работы по развитию мыслительных процессов является позитивная динамика их уровня развития.



Для развития самостоятельности необходимо решать вторую задачу- формирование мотивации.

К.Д.Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт».

Первичная диагностика мотивационной сферы помогает мне выявить проблемы, определить уровень тревожности школьника (УТ) и скорректировать дальнейшую работу. Данные оформляются в виде мониторинга диагностических таблиц.


Коррекционную работу по снижению уровня тревожности провожу в двух направлениях:

^ 1.С родителями:

* тренинговый практикум по преодолению детской застенчивости и неуверенности;

* методика психокоррекционной работы в семейных отношениях с детьми:

- методика открытия новых сторон своей личности и личности ребёнка;

* консультации частного характера.

2.^ С учащимися:

* упражнения на релаксацию – снятие напряжения, утомляемости; повышения настроения: «Рисуем настроение», «Дракон кусает свой хвост»,

«Игра с песком», «Игра с муравьём».

* упражнения на коррекцию произвольных интересов, интеллектуальных способностей: «Танграм», «Слушай и исполняй», «Тень» и др.

Уровень мотивационной сферы повышается в результате работы по снижению уровня тревожности и работы над развитием личностных качеств учащихся: силы воли, трудолюбия, прилежания, познавательной активности, дисциплинированности.

Развитию мотивационной и волевой сфер способствовали следующие методы стимулирования, которые побуждали учащихся к выполнению определённой деятельности:

* поощрение (одобрение) – вселение уверенности, желание преодолеть трудности, создание ситуации успеха;

* метод соревнования – проведение спортивных состязаний, конкурсов, КВНов по предметам и др.

Для создания положительной мотивации формирую интерес к уроку и развиваю любознательность. Этому способствует чёткая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, чёткая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. Всё это является мощным средством развития познавательного интереса.

(приложение)

С повышением уровня мотивации параллельно повышается и уровень развития внимания, работоспособности, самостоятельности и творческой активности. При этом осуществляю педагогическую поддержку ученика, а она возможна только при доверии детей к учителю. В своей работе придерживаюсь следующих правил:

  • учить детей радоваться своим успехам и успехам одноклассников;

  • учить слушать и слышать;

  • не мешать делать неправильно;

  • не объяснять всего учебного материала самому – не лишать детей радости самостоятельного поиска;

  • никого ни с кем не сравнивать- уважать в ребёнке индивидуальность;

Формирование самостоятельности предполагает и развитие рефлексивной деятельности. Научить ребёнка размышлять, заниматься самонаблюдением, осмыслением своей деятельности; умение оценивать предпосылки, условия и результаты собственной деятельности так же важны, как и сформированные ЗУНы. Становление и развитие будущей духовной жизни ребёнка связано, прежде всего, с рефлексией.

Рефлексивная деятельность позволяет ребёнку сравнить себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается на уровне достижений. «Не умел - умею», «не мог - могу», «был - стал». В работе использую, в зависимости от обстоятельств, разные виды учебных рефлексий:

  1. физическую (успел - не успел);

  2. сенсорную (оценивается самочувствие на уроке: комфортно - дискомфортно);

  3. интеллектуальную (что понял - что не понял…)

  4. духовную (личностную позицию), которая проводится индивидуально, либо письменно и без огласки результатов.

( приложение)

Если на первых порах формирования рефлексии учащиеся только фиксируют, сколько сделано за занятие, как работали, что мешало работать лучше, то в дальнейшем они уже пытаются выяснить, почему не получается задание, каковы причины затруднений или неудач. Рефлексия выступает способом развития мыслительной деятельности, раскрывающим цель, содержание, средства собственной деятельности; отражая внутреннее состояние ребёнка и являясь средством самопознания. Ключевые оценки результата рефлексии достижений и изменений школьника фиксирую в портфолио ученика.

Таким образом, решение всех поставленных задач является фундаментом для развития самостоятельности, при этом взрослеющий школьник не только убеждается в могуществе знаний, но и умеет их применять для разрешения противоречий жизни. Диагностика уровня самостоятельности моих учеников показала, что 35% ребят имеют высокий уровень самостоятельности, выше среднего – 17%, 40% - средний, 4% - ниже среднего, 4% - низкий.


В целом, вся работа позволяет моим ученикам адаптироваться к условиям жизни на следующем этапе: стать более уверенными, самостоятельными. …Они выросли и стали пятиклассниками. Мне немного грустно, что расстаюсь с ними, но в то же время в душе радуюсь за них. Многие из выпускников поступили и учатся в ВУЗах, окончили техникумы, стали уважаемыми и нужными людьми. Я чувствую гордость от того, что помогла им научиться мыслить самостоятельно, развить в себе личность и просто стать хорошими людьми. Значит, все мои усилия были не напрасны. А разве это на счастье? Счастье!




Похожие:

«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» iconРазвитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания
В соответствии с этой целью мною была создана собственная методическая система учителя «Многообразие путей самореализации личности...
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» iconСамосознание и образ «Я» младшего школьника. Рафикова В. А, учитель начальных классов
Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» icon2. Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника
Психолого-педагогическая типология общего отставания в учении младшего школьника
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» iconТема: «Физическое развитие младшего школьника дома и в школе»
Цель: рассказать родителям о факторах, влияющих на физическое развитие учащихся
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» iconЛашина Ольга Леонидовна, учитель психологии моу "Общеобразовательная Киземская средняя школа"
Стное развитие учащихся; формирование у них критичности, самостоятельности мышления и устойчивости детей к информационным воздействиям....
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» iconВоспитания человека, способного в будущем совершенствовать самого...
Учебное сотрудничество как педагогическое условие формирования рефлексии младшего школьника
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» icon«Я-концепция» как генератор формирования мобильной личности младшего школьника
Анализ практики начального обучения в нашей школе говорит о целесообразности развития уже в младшем школьном возрасте представлений...
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» iconЦель: Обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие...
Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» iconТема: Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
Тема: Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день
«Развитие мышления младшего школьника как основа формирования самостоятельности» iconО проведении муниципального сетевого проекта «Я лиру посвятил народу...
Ртищевского района, расширения знаний учащихся, развития их познавательной активности, творческого мышления, самостоятельности, выявления...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница