Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология)




Скачать 120,33 Kb.
НазваниеОтчет по педагогической практике (педагогическая антропология)
Дата публикации10.10.2013
Размер120,33 Kb.
ТипОтчет
pochit.ru > Психология > Отчет

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)


студентки 402а группы КП

Чижонок Екатерины Ивановны

Москва 2001.
  1. Охарактеризуйте стили педагогического общения на основе рекомендованной литературы.

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но существуют такие виды труда, где оно является профессионально значимым, как, например, в педагогической деятельности.


Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, ус­тановления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Специфика педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов. Управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Оптимальное педагогическое общение - такое общение учителя с учащимися, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению "психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений с учащимися преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным победам и поражениям, успехам и ошибка обучаемых, сопереживать им.

Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственно "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на "Другом" проявляется неосознанной подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения, крайне пассивное инициирование из активности. У педагогов с центрацией "Я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.

А.Н. Леонтьев дает следующее определение педагогического общения:

"Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

Н.Ф.Маслова выделяет два стиля руководства учителя - "демократический" и "авторитарный".


Демократический Авторитарный


1.Работает с классом в целом. 1.Работает "один на один" с

учеником.

2.Стремится учесть индивидуальные 2.Исходит из "усредненного

особенности и личный опыт представления об ученике, из

школьника, его активности и абстрактных требований, не

потребности. учитывает его индивидуальных

особенностей.

3. Характерен личностный подход. 3.Характерен функционально-

деловой подход.

4.Не имеет (или не проявляет) 4. Резко выраженные установки.

(негативных) установок.

5.Не стереотипен в оценке и поведении. 5. Стереотипен в оценке и

поведении.

6.Не избирателен в контактах и не 6.Избирателен и субъективен.

субъективен в оценках.
Интересно, что по данным того же автора, стереотипность "авторитарного" учителя, по-видимому, имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы.

Н.А.Березович и Я.Л.Коломинский выделили пять стилей отношения учителя к школьникам: активно-положительный, ситуативно-положительный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный и активно-отрицательный.

Различие стилей влияет на оценку учителем социально-психологической ситуации в детском коллективе и на саму эту ситуацию, на оценку школьниками учителя и взаимоотношений с ним учащихся.

Другой известный психолог В.А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:

  • Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом.

  • Общение на основе дружеского расположения. Предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. При этом, однако, следует избегать панибратства.

  • Общение- дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

  • Общение- устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

  • Общение- заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

В конечном итоге, именно стиль педагогического общения определяет характер взаимодействия между педагогом и учащимся, а, следовательно, и эффективность учебно-воспитательного процесса.

Общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач. Без организации продуктивного общения преподавателя и ученического коллектива невозможно плодотворно реализовать дидактические и собственно воспитательные задачи педагога.

Общение имеет три аспекта и выступает как:

  • Средство решения учебных задач;

  • Система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;

  • Способ организации взаимоотношений преподавателей и учащихся, в котором сочетается воспитание и обучение; и как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.

Преподаватель предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и учебного коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательое воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым.

Этапы педагогического общения включают:

  • Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.

  • Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.

  • Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

  • Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.


  1. Дайте анализ особенностей общения с обучаемыми и воспитываемыми в педагогике сотрудничества у педагогов-новаторов.



Идеи педагогики сотрудничества идут из глубины веков: от Коменского, Песталоцци и т.д. XVI век можно считать началом научного осмысления урока, а вмести с ним и коллективных способов организации деятельности учащихся.

Выдающийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский считал, что учитель на уроке с помощью лучших учеников-помощников может обучать одновременно до 300 человек.

Совместное развитие, формирование творческой личности педагога и учеников является ведущим принципом педагогики. Честь его открытия по праву принадлежит Л.Н. Толстому.

Существует определенный набор профессиональных требований к преподавателю, главное в которых - это умения, связанные с различными видами деятельности, в которые преподаватель должен уметь включать учащихся.

Е.А. Климов считает, что в комплекс "педагогических способностей" входят следующие компоненты:

  • Высокий уровень умственных способностей

  • Высокий идейный и моральный облик

  • Организаторские способности

  • Способность быстро и правильно понимать внутреннее душевное состояние другого человека

  • Волевые качества человека

  • Способность использовать речь как средство воздействия на людей

  • Способность одновременно быть внимательным ко многим объектам

  • Способность с большей вероятностью предвидеть дальнейшее поведение и развитие ученика.



Хотелось бы привести пример педагогического общения и сотрудничества с обучаемыми по теории Ш.А. Амонашвили. Прежде всего, он выделяет доброту души и любовь к детям таким, какие они есть: " Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного". Доброту души нужно делить поровну между своими воспитанниками, однако, доброта должна быть не только внутренне переживаемым состоянием, но и главным мотивом. Следовательно, нельзя обращаться грубо с детьми, ущемлять их самолюбие и достоинство, нельзя кричать на них, пугать их, не замечать огорчений и не радоваться успехам каждого из них. Во-вторых, очень важно уметь понимать детей. Понимать детей - значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные (поскольку для них они являются действительно серьезными) и считаться с ними. Понимать детей - значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки завтрашней жизни. Ребенок должен стать соратником учителя в своем же воспитании. В-третьих, необходимо быть оптимистами, так как только лишь оптимизм учителя воодушевляет ребенка, будит дремлющие в нем силы. Однако, оптимизм должен быть деятельным. Когда педагог глубоко вникает в индивидуальность, внутренний мир ребенка и в зависимости от этого ищет методические пути его преобразования: воспитания, обучения, развития. Деятельный оптимизм требует от педагога постоянного творчества, непрекращающегося поиска.

"В нас должно пленять все: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и одежда, и знания, и чуткость, и искренность, и интеллигентность. И общительность, и любовь к жизни. Нам должно быть присуще все наилучшее, что людям нравится в человеке. Учитель- посредник между ребенком и ценностями ( материальными и духовными), лишь через него дети познают действительность, познают людей" И это "через" означает, что разные ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки, мировоззрение. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Завоевать любовь детей - насущнейшая забота первого (и всякого последующего) учителя, ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества. Методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными

Корчак полагает, что воспитатель должен уметь:

Любого в любом случае целиком простить.

Все понимать и все прощать.

Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребенка за то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь.

Ребенок перестает бороться с собой, когда он смириться или решит, что люди- общество- не стоят его тяжелой борьбы с собой.

Воспитатель обязан, затаив дыхание, следить за новыми путями дрессировки - лаской. Не нужно требовать от детей исправления, нужно отрабатывать их поступки. Оценивается человек, а не действия.

Задача воспитателя, как врача, приносить облегчение, если он не может помочь, приостановить ход болезни, если он не может излечить, ослаблять симптомы: все - или некоторые, если нельзя иначе - немногие.


  1. ^ Покажите и проанализируйте особенности стиля общения преподавателя иностранного языка Вашей студенческой группы.



Стиль общения преподавателя группы, в которой я проходила практику относится к демократическому стилю общения, так как ему присущи все характеристики данного типа:

  • Преподаватель работает с группой в целом, опрашивает всех, беседует, общается со всеми, никого не оставляет без внимания;

  • Учитывает индивидуальные особенности всех студентов, в том числе их активность и потребности;

  • Не проявляет негативных установок, не делает резких замечаний, характеристик, комментариев;

  • Не стереотипна в оценке и поведении, справедливо дает оценку работе студентов;

  • Не избирательна в контактах, общается со всеми, уделяет всем равную долю внимания.


  1. Элементы какого стиля были в большей степени присущи учителям школы, которую Вы окончили?


В школе, которую я закончила, основной стиль общения учителей с учениками складывался по принципу общения- дистанции. Этот стиль присущ в основном учителям с большим педагогическим стажем. Дистанция с таким учителем чувствовалась во всем: в общении, в обучении, в воспитании. В процессе такого общения ученик чувствует постоянный прессинг и дискомфорт, подавляется его творческий потенциал, вследствие чего снижается активность на уроке. Ученики боятся сказать "не то, что требуется", задавать дополнительные вопросы, высказывать свое личное мнение.

Были молодые учителя, которым было присуще общение-заигрывание. В своем стремлении завоевать авторитет учеников они стерли ту невидимую, но так необходимую грань учитель-ученик, что повлекло за собой необратимые последствия: их авторитет был ложным, и вовсе потерянным.

Мне приходилось сталкиваться и с учителями, стилем общения которых было устрашение. Их методы влекли за собой отчуждение, потерю интереса к предмету и привычку учиться "из-под палки".


  1. ^ Охарактеризуйте особенности проявления педагогического такта преподавателя Вашей студенческой группы в учебном и не учебном общении.


Преподаватель должен обеспечивать на занятиях оптимальный психологический климат, стимулирующий работу внимания, памяти, мышления, восприятия, дающий ровное и спокойное эмоциональное ощущение. Для этого и необходимо такое понятие как педагогический такт.

В моей группе преподаватель всегда была очень тактична: она обращается к студентам по имени, а не по фамилии, в уважительной форме - на "Вы", не делает резких замечаний, характеристик, если студент дает неправильный ответ, то очень корректно исправляет его; если студент плохо готов или не готов вообще преподаватель интересуется причиной, принимает активное участие в проблемах и просит повторно подготовиться по данной теме, при этом ведет себя демократично и тактично. Если студент не готов постоянное или плохо готовится систематически, преподаватель беседует с ним в индивидуальной форме, вникает в его проблемы, дает совет. В целом помогает студенту настроиться на оптимистический лад.


  1. ^ Выявите барьеры (сложности) в Вашем педагогическом общении. Наметьте пути и методы их преодоления.


В моей практике, как и у любого другого начинающего учителя, были определенные сложности.

Самым трудным для меня было преодолеть такой психологический барьер как преподавание перед достаточно большой аудиторией. К счастью, мне попалась группа с доброжелательными, понимающими студентами и они помогли мне обрести уверенность.

В целом моя практика прошла удачно: я постаралась задействовать такие умения преподавателя (по Н.В.Кузьминой) как:

  • конструктивная деятельность-отбор и организация учебного материала;

  • организаторская деятельность - организация собственной деятельности и деятельность учащихся;

  • Коммуникативная деятельность - способность передавать знания кратко, понятно и интересно, способность понимать ученика, основанная на наблюдательности; и т.д.

  • Суггестивные способности - способности к внушению, заключающиеся в силе непосредственного волевого влияния на учащихся;


Хотела бы выразить особую благодарность моему наставнику Татьяне Степановне, которая тактично помогала мне справиться с трудными ситуациями, подсказывала правильное решение и направляла меня.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Сластенин В.А. и др. "Педагогика", М., "Школа-Пресс",2000.



  1. Леонтьев А.А. "Педагогическое общение", М.,1979.



  1. Амонашвили Ш.А. "Размышление о гуманной педагогике", М., 1996.



  1. Кан-Калик В.А. " Учитель о педагогическом общении" М., 1986.



Похожие:

Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconВопросы к экзамену по курсу педагогическая антропология
Педагогическая антропология как наука: её объект, основные категории, методы исследования. Её место в системе наук о человеке
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconЛекция Сущность и специфика педагогической задачи
Как было показано в параграфе 1, педагогическая технология отражает задачную структуру педагогической деятельности. В связи с этим...
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconВопросы по курсу «Педагогическая психология»
Предмет и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе других наук
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconМетодические рекомендации по летней педагогической практике для студентов...
Лето это маленькая жизнь. Составители: Якунина Л. Л., Афанасьева Т. А., Величко Л. Н., Колчанова А. И., Овчелупова Г. К., Локтионов...
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconАнализ содержания понятия «индивидуальность» в различных концептуальных подходах
Однако само понятие «индивидуальность» в педагогической практике носит чрезвычайно неопределенный характер, используется в обыденном...
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconПедагогическая технология это продуманная во всех деталях модель...
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации...
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconПоложение о II международной педагогической Ассамблее общие положения...
Международная педагогическая Ассамблея – это единое информационное пространство для педагогической общественности, дающее возможность...
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconПрограмма дополнительного образования по туризму
Обоснование выбора образовательной программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике...
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconОтчет по практике составляется студентом по мере прохождения каждой...
Методические указания по прохождению практики по бухгалтерскому финансовому учету
Отчет по педагогической практике (педагогическая антропология) iconПрикладная антропология Елена Ярская-Смирнова
Наука начинается с ее практического применения. Антропология должна заниматься поиском оптимального сочетания традиционного образа...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница