Скачать 112,9 Kb.
|
Родительское собрание по теме «Психическое здоровье школьника как компонент его здоровья в целом» Цель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья школьников. Задачи:
^ Уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет главный стержневой компонент здоровья — психическое здоровье школьников. По данным всемирной Организации здравоохранения, количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего числа школьников. А ведь учеными неоднократно доказано, что психическое здоровье во многом определяет физическое. Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей? 1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. 2. Зависимости – компьютерная и др. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. 3. Некомпетентность взрослых в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Взрослые должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками. 4. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. 5. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. Из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «ну что за почерк?», «опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!», «У соседей сын как сын, а ты — сплошное недоразумение!». Такая манера общения с детьми стала привычкой, что можно говорить о серьезном педагогическом давлении на подростка. Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок. Эксперты ВОЗ на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству. ^ Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда! Накануне собрания было проведено анкетирование уровня тревожности учащихся. ^ Инструкция эксперту Оцените утверждение одним из следующих баллов: 0- признак отсутствует, 1- признак слабо выражен, 2- признак достаточно выражен, 3- признак резко выражен. Утверждения 1.Обычно напряжен, скован. 2. Часто грызет ногти. 3. Легко пугается. 4. Плаксив. 5. Очень ко всему чувствителен. 6. Часто бывает агрессивным. 7. Обидчив. 8. Нетерпелив, не умеет ждать. 9. Легко краснеет и бледнеет. 10. Испытывает трудности с сосредоточением. 11. Суетлив. 12. Потеют руки. 13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе. Оценка результата До 20 баллов — низкий уровень тревожности; 20-30 баллов — средний уровень тревожности, более 30 баллов — высокий уровень тревожности. Результаты анкетирования по классам. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5-19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. В Оренбургской области на протяжении последних трёх лет отмечается тенденция по снижению количества суицидальных попыток несовершеннолетних: 2008 год – 183 случая (38 со смертельным исходом, 145 попыток), 2009 год – 61 случай (25 со смертельным исходом, 36 попыток), на 08.11.2010 год – 34 случая (19 со смертельным исходом, 15 попыток). Вместе с тем, количество таких фактов остаётся значительным, в связи с чем проблема детского суицида требует особого внимания. Сегодня психологи выделяют следующие основные мотивы суицидального поведения среди молодёжи:
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные. Словесные признаки: 1. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”. 2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”. 3. Много шутить на тему самоубийства. 4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Поведенческие признаки: 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: – в еде — есть слишком мало или слишком много; – во сне — спать слишком мало или слишком много; – во внешнем виде — стать неряшливым; – в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; – замкнуться от семьи и друзей; – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния. Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если: 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении. 3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального. 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе. В профилактике депрессий и суицидов у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния. Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего. Во-вторых, следует заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад. В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать благополучное физическое состояние подростка в этот период. И, в-четвертых, нужно обратиться за консультацией к специалисту (психологу, психотерапевту) либо позвонить по кризисной линии всероссийского телефона доверия 8-800-2000-122, где окажут качественную, анонимную, доступную психологическую помощь. На территории Оренбургской области также действует телефон доверия – 64-63-07. Уважаемые собеседники! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили ее. Поиск ее разрешения — процесс длительный и кропотливый. Предлагаем вам небольшую памятку. ^
^ для снятия последствий стресса.
Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основные вещи:
Только тогда мы научимся ценить и свою жизнь, и жизнь наших близких, и жизнь всех окружающих. Проект решения:
2. Учить ребенка и учиться самим избегать стрессовых ситуаций. |
![]() | Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия В. В. Кучменко. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы... | ![]() | Изложение основ науки Точность, не допускающая инотолкований, громоздкость, стандартное расположение материала |
![]() | Методика начальной снайперской подготовки Основой обучения является индивидуальная подготовка. Основными методами являются изложение материала, показ и тренировка | ![]() | Изложение нового учебного материала Предложенная С. В. Алексеевым дифференциация содержания обучения не будет понятна, если ее не рассмотреть детально. В своей работе... |
![]() | Системное программное обеспечение Ассемблер, приемы разработки программ на ассемблере и основные компоненты инструментальных средств. Рассмотрены вопросы применения... | ![]() | Изложение материала начнем со средств, влияющих на афферентную иннервацию Следует напомнить, что в частной фармакологии вопросы фармакодинамики и фармакокинетики излагаются применительно к конкретным группам... |
![]() | Урок русской литературы в 9`-м классе по технологии «Развитие критического... Формы работы: перспективные задания, проблемные вопросы, тезисное и формульное изложение материала, построение логико-смысловой модели... | ![]() | Государственная итоговая аттестация по обществознанию за 9 класс в традиционной форме Первый вопрос предполагает систематизированное изложение обществоведческого материала по предложенной теме. При этом учащийся должен... |
![]() | «Кухни стран мира» Иллюстративный: изложение нового материала с демонстрацией слайдов (по кухням стран мира, разделам меню), деловые игры «Составление... | ![]() | Экзаменационные билеты по дисциплине «Методике обучения информатики» Разработать методику обучения конкретной темы, включающую цели, детальное изложение содержания учебного материала, формы и методы... |