Изложение материала




Скачать 112,9 Kb.
НазваниеИзложение материала
Дата публикации15.08.2013
Размер112,9 Kb.
ТипИзложение
pochit.ru > Психология > Изложение
Родительское собрание по теме

«Психическое здоровье школьника как компонент его здоровья в целом»

Цель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья школьников.

Задачи:

  • Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.

  • Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

  • Осмысление значимости психического здоровья школьника как компонента его здоровья в целом.

  • Выявление причин нарушения психического здоровья старшеклассников.

^ Изложение материала

Уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Предметом нашего сегодняшнего разговора будет главный стержневой компонент здоровья — психическое здоровье школьников. По данным всемирной Организации здравоохранения, количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего числа школьников. А ведь учеными неоднократно доказано, что психическое здоровье во многом определяет физическое.

Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей?

1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых.

2. Зависимости – компьютерная и др. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста.

3. Некомпетентность взрослых в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Взрослые должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

4. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.

5.  Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. Из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «ну что за почерк?», «опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!», «У соседей сын как сын, а ты — сплошное недоразумение!». Такая манера общения с детьми стала привычкой, что можно говорить о серьезном педагогическом давлении на подростка.

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Эксперты ВОЗ на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.

^ Анкета для родителей

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?

  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?

  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.

А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Накануне собрания было проведено анкетирование уровня тревожности учащихся.

^ Шкала тревожности Сирса

Инструкция эксперту

Оцените утверждение одним из следующих баллов: 0- признак отсутствует, 1- признак слабо выражен, 2- признак достаточно выражен, 3- признак резко выражен.

Утверждения

1.Обычно напряжен, скован. 2. Часто грызет ногти. 3. Легко пугается. 4. Плаксив. 5. Очень ко всему чувствителен. 6. Часто бывает агрессивным. 7. Обидчив. 8. Нетерпелив, не умеет ждать. 9. Легко краснеет и бледнеет. 10. Испытывает трудности с сосредоточением. 11. Суетлив. 12. Потеют руки. 13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.

Оценка результата

До 20 баллов — низкий уровень тревожности; 20-30 баллов — средний уровень тревожности, более 30 баллов — высокий уровень тревожности.

Результаты анкетирования по классам.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5-19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

В Оренбургской области на протяжении последних трёх лет отмечается тенденция по снижению количества суицидальных попыток несовершеннолетних: 2008 год – 183 случая (38 со смертельным исходом, 145 попыток), 2009 год – 61 случай (25 со смертельным исходом, 36 попыток), на 08.11.2010 год – 34 случая (19 со смертельным исходом, 15 попыток).

Вместе с тем, количество таких фактов остаётся значительным, в связи с чем проблема детского суицида требует особого внимания.

Сегодня психологи выделяют следующие основные мотивы суицидального поведения среди молодёжи:

  • Переживание обиды, одиночества, отчуждения.

  • Реальная или кажущаяся утрата родительской любви, неразделённая любовь, ревность.

  • Переживания, связанные со смертью одного из родителей, развод родителей.

  • Чувство вины, стыда, неудовлетворённости собой.

  • Страх перед позором, насмешками, унижением.

  • Страх перед наказанием.

  • Любовные неудачи, нежелательная беременность.

  • Стремление привлечь к себе внимание, вызвать сожаление, сострадание.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

1. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении.

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

В профилактике депрессий и суицидов у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.

Во-вторых, следует заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать благополучное физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, нужно обратиться за консультацией к специалисту (психологу, психотерапевту) либо позвонить по кризисной линии всероссийского телефона доверия 8-800-2000-122, где окажут качественную, анонимную, доступную психологическую помощь. На территории Оренбургской области также действует телефон доверия – 64-63-07.

Уважаемые собеседники! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили ее. Поиск ее разрешения — процесс длительный и кропотливый.

Предлагаем вам небольшую памятку.

^ Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения.

  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

  • Не унижайте ребенка криком.

  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

^ Практические психологи предлагают множество упражнений

для снятия последствий стресса.

  1. Глубокий вдох, задержка дыхания на четыре секунды, а затем медленный выдох. При этом состояние вегетативной нервной системы нормализуется, наступает покой и душевное равновесие. Процедуру необходимо выполнить как минимум шесть раз.

  2. Чтобы добиться максимального эффекта, стоит научиться полностью расслаблять тело. "Нужно сделать вдох и собраться в комочек. Потом резко расслабиться. Чередование расслабления и жесткой группировки мышц дает возможность вместе с телом расслабить и психику", - советует психолог Ирина Гончарова.

  3. Если некая неприятная для вас ситуация происходит прямо сейчас, и избежать этого физически вы не можете, например, у вас берут кровь на анализ, или вы у стоматолога на приеме, или на вас кричит начальник, а может, наоборот, - слишком нервный клиент, можно применить диссоциацию. Как это? Очень просто. Ассоциированное состояние это вы в себе, вы видите, слышите, обращаете внимание на то, что происходит с вами и вокруг. А диссоциация это как бы наблюдение за происходящим со стороны. Скажем, представьте себе, что вы смотрите в видоискатель видеокамеры, расположенной в дальнем верхнем углу комнаты: снимаете фильм про то, как вам сверлят зуб. Если все еще страшно, или ощущается напряжение, сделайте эту съемку черно-белой. И без звука!

  4. В ситуации, где кто-то проявляет агрессию по отношению к вам, а вы вынуждены молча выслушивать обращенные к вам претензии, вообразите вокруг себя защитный колокол выше человеческого роста. И пусть он медленно вращается вокруг, и стенки его, прозрачные для вас, будут непроницаемыми для всего того, что посылает вам недоброжелательный собеседник.


Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основные вещи:

  1. Нам нужно, чтобы нас любили.

  2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

Только тогда мы научимся ценить и свою жизнь, и жизнь наших близких, и жизнь всех окружающих.
Проект решения:

  1. Проанализировать психологический климат с семье и стараться делать его комфортным для всех членов семьи.

2. Учить ребенка и учиться самим избегать стрессовых ситуаций.



Похожие:

Изложение материала iconИзложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия
В. В. Кучменко. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы...
Изложение материала iconИзложение основ науки
Точность, не допускающая инотолкований, громоздкость, стандартное расположение материала
Изложение материала iconМетодика начальной снайперской подготовки
Основой обучения является индивидуальная подготовка. Основными методами являются изложение материала, по­каз и тренировка
Изложение материала iconИзложение нового учебного материала
Предложенная С. В. Алексеевым дифференциация содержания обучения не будет понятна, если ее не рассмотреть детально. В своей работе...
Изложение материала iconСистемное программное обеспечение
Ассемблер, приемы разработки программ на ассемблере и основные компоненты инструментальных средств. Рассмотрены вопросы применения...
Изложение материала iconИзложение материала начнем со средств, влияющих на афферентную иннервацию
Следует напомнить, что в частной фармакологии вопросы фармакодинамики и фармакокинетики излагаются применительно к конкретным группам...
Изложение материала iconУрок русской литературы в 9`-м классе по технологии «Развитие критического...
Формы работы: перспективные задания, проблемные вопросы, тезисное и формульное изложение материала, построение логико-смысловой модели...
Изложение материала iconГосударственная итоговая аттестация по обществознанию за 9 класс в традиционной форме
Первый вопрос предполагает систематизированное изложение обществоведческого материала по предложенной теме. При этом учащийся должен...
Изложение материала icon«Кухни стран мира»
Иллюстративный: изложение нового материала с демонстрацией слайдов (по кухням стран мира, разделам меню), деловые игры «Составление...
Изложение материала iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Методике обучения информатики»
Разработать методику обучения конкретной темы, включающую цели, детальное изложение содержания учебного материала, формы и методы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница