В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой




Скачать 63,78 Kb.
НазваниеВ тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой
Дата публикации10.04.2013
Размер63,78 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Нарушение речи


В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей с нарушениями в развитии — о детях с речевыми нарушениями.

Для обозначения нарушений речи используются также термины — расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.


Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).

Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.

Речевое нарушение не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается отрасль дефектологии — логопедия.

Таким образом, в настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Эти классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

^ Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, она ориентирована на коррекцию дефекта речи, поэтому основывается на подходе от общего к частному.
Основные виды нарушений речи, рассматриваемые в данной классификации подразделяются на две группы.
Нарушения устной речи

^ I. Расстройства фонационного оформления высказывания.

• Дисфония

• Брадилалия

• Тахилалия 

• Заикание 

• Дислалия 

• Ринолалия 

• Дизартрия

^ II. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания.

• Алалия

• Афазия

^ Нарушения письменной речи

• Дислексия 

• Дисграфия

Психолого-педагогическая или педагогическая классификация речевых нарушений была разработана Р.Е.Левиной в 50-60-х годах 20 века, когда возникла необходимость в организации групповых форм логопедической работы. Принципы группировки нарушений, положенные в ее основу, удобны при комплектовании речевых групп в детских садах, отборе детей в специальные учреждения. В этой классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). 

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. 

Первая группа — нарушение средств общения. В ней выделяют:

• ^ Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

• Общее недоразвитие речи (ОНР)

Вторая группа — нарушения в применении средств общения. К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР). 

 

^ Причины речевых нарушений.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.

Выделяют следующие причины речевой патологии.

 1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое «готическое» небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.

 2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.

 3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка — вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.

 4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.

 5. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

^ Основные направления медицинской и педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

1.Лечебные мероприятия:

•медикаментозное лечение (по показаниям), 
•гомеопатия (по показаниям), 
•фитотерапия (по показаниям), 
•психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям), 
•физиотерапия (по показаниям), 
•массаж, 
•лечебная физкультура.

^ 2. Развитие познавательной деятельности.

3. Развитие речи:

•развитие понимания обращенной речи; 
•развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций); 
•развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения); 
•развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика); 
•работа над дыханием и голосом; 
•работа над темпом и ритмом речи.

4. Логоритмика.

5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

6. Формирование математических представлений.

7. Подготовка к обучению грамоте.

8. Физическое развитие.

9. Эстетическое воспитание.

^ 10.Социальная адаптация:

•формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
•формирование представлений о самом себе.

 Учимся произносить правильно!

^ Основные виды неправильного произношения

Нарушение произношения может касаться любого звука, но, в действительности, чаще всего это относится к определенным группам звуков.
Так, довольно высок процент неправильного произношения свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р] и [Л]. Реже встречаются дефекты произнесения заднеязычных звуков ([К], [Г], [Х] и их мягких пар) и звука [j] (йот). Среди замен звуков можно выделить дефекты озвончения, при которых звонкие согласные звуки уподобляются глухим (парным по признаку глухости-звонкости), и дефекты смягчения, выражающиеся в мягком произнесении твердых звуков, например: «лук» — «люк», «сам» — «сям».

Существует зависимость частоты и разнообразия проявлений нарушения произношения от сложности артикуляции звуков: чем сложнее звук, тем позже появляется он в речи ребенка и тем труднее усваивается его правильное произношение.

Принято выделять следующие виды неправильного звукопроизношения:

сигматизм — дефект произношения свистящих и шипящих звуков;

ротацизм - дефект произношения звуков [Р], [Р'];

ламбдацизм — дефект произношения звуков [Л], [Л'];

каппацизм — дефект произношения звуков [К], [К'];

гаммацизм — дефект произношения звуков [Г], [Г'];

хитизм - дефект произношения звуков [Х], [Х'];

йотацизм - дефект произношения звука [j](йот).

Эти международные термины образованы от названий букв греческого алфавита, соответствующих основному звуку каждой из вышеперечисленных групп. 
Случаи замены звука носят те же названия, только с добавлением приставки «пара-»: парасигматизм и т.д.

 

Похожие:

В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой iconКонсультация для родителей
Некоторые позволяют себе прикрикнуть на ребенка только в тех случаях, когда очень расстроены или разгневаны. Подумайте о том, что...
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой iconКонференциях, а также в качестве рефератов на семинарских занятиях....
Оценку «удовлетворительно» студент получает в случае, когда задачи, поставленные в работе, раскрыты не в полной мере, имеются значительные...
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой icon«организация работы воспитателя в группе детей с фонетико-фонематическим...
Понятие о фонематическом слухе и его формировании. В современной педагогической, психологической и методиче­ской литературе используются...
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой icon      Простое предложение считается
Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой iconПрактические рекомендации по снижению агрессии 
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой iconПрактические рекомендации по снижению агрессии
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой iconЭлементы специальной теории относительности
Сто применима в тех случаях, когда речь идет о скоростях, близких скорости света. Теория основывается на двух постулатах
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой iconI. Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные
В тех случаях, когда нормативный правовой акт, принятый Московской областной Думой, противоречит федеральному правовому акту, всегда...
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой iconРоберт Аллан Монро путешествия вне тела
...
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой iconИзучение истории интеллигенции и синергетика
Интеллект  как здоровье: когда он есть и когда он работает, его не замечаешь и о нем не думаешь, когда же его недостаточно и когда...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница