1. закономерности общения и взаимодействия людей




Название1. закономерности общения и взаимодействия людей
страница1/6
Дата публикации04.07.2013
Размер0,55 Mb.
ТипЗакон
pochit.ru > Психология > Закон
  1   2   3   4   5   6
1.Определение соц. психологии как науки, история её развития.
Соц. психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в соц. группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длит времени соц. - психологические идеи разрабатывались в различных рамках философских учений.
В истории соц. психологии выдел 3 периода:

1.накопление знаний в сфере философии и общей психологии.

(VI в. до н.э.–сер. XIX)

2. Выделение соц. психологии из философии в самостоятельную науку.(50-60 гг. XIX в- 20гг XX в)

3. оформление соц. психологии в экспериментальную науку (20-е гг.XXв - до наших дней).

Начало существования соц. психологии как дисциплины - 1908г, когда появились работы английского психолога У.Мак Доуголла и американского социологага- Э.Росса в работах которых содержится термин соц. психология.

Само сочетание соц. психология указывает на специфическое место, которое занимает дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук, соц. психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что и социология и психология охотно включают в себя соц. психологию в качестве составной части. Соц. психология выделилась в самостоятельную науку, т.к. существует класс фактов обществ жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при определенных усилиях двух наук. Современная соц. психология представляет собой сложный коллаж знаний, полученных в рамках различных по методологической направленности школ в ходе прикладных исследований и богатой практики соц. - психологического обучения.
^ 2.Подходы к определению предмета соц. психологии.
Соц. психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в соц. группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Предмет соц. психологии:

1. соц. психология должна рассматривать поведение индивидов как функцию соц. стимулов.

2.поведение как следствие когнитивной (мыслительной) активности

3.зависимость и взаимозависимость между индивидуальным поведением.

4.связь человека и изменения соц. среды.

5. Гордон Оилпорт видел цель соц. психологии в объяснении того, как реальное, воображаемое и предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида.

В отечественной психологии большинство авторов разделяют взгляды на соц. психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны психологические свойства человека проявляются во взаимодействии с другими людьми, с другой стороны особенности соц. психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства.

Андреева - разделы соц. психологии:

1.закономерности общения и взаимодействия людей.

2.соц-психологические характеристики групп, взаимосвязь личности и группы.

3.соц-психологические особенности личности.

^ 3.Задачи и основные проблемы соц. психологии.
Соц. психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в соц. группы, а также психолог характеристики самих этих групп.

^ Задачи соц. психологии.

1. продолжение углубления исследования проблем, относящихся к предмету социальной психологии.

2. содержательный пересмотр соц. - психологических проблем, в связи с изменившимися соц. условиями в нашей стране.

3. исследование новых соц. - психологических явлений: экономических, этнических, классовых, политических, идеологических и др.

4. исследования социально-психологических изменений массового сознания, общественного настроения и общественного мнения.

5. анализ возрастания роли соц. психологии в современном обществе.

6. взаимодействие соц. психологии с практической психологией.

7.обеспечение взаимосвязи отечественной соц. психологии с различными направлениями зарубежной соц. психологии.

Основные проблемы соц. психологии.

1. закономерности и механизмы общения совместной деятельности.

2.особенности соц.- психологических явлений в малых группах (образование групп, групп динамика, структура группы, межличностные отношения, лидерство и руководство группой).

3.особенности соц. - психологических явлений в больших соц. группах.

4. соц. - психологические качества личности. Социализация личности, соц. установки личности

5. роль личности в группе.
^ 4.Методы сбора социально - психологических данных.
Методы сбора соц. - психологических данных - это совокупность приёмов, процедур, операций, с помощью которой эти данные могут быть установлены и подвергнуты первичному анализу.

Методы.

1.наблюдение-это метод сбора соц. - психологической информации путём непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов. Наблюдение в соц. психологии представлено в самых разнообразных видах: житейское и научное, включенное и не включенное, структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное. Наблюдение имеет свою содержательную специфику с точки зрения предмета наблюдения. Предметом является взаимодействие людей в различных системах. Взаимодействие-это обмен поведенческими реакциями или их отсутствие. В соц. психологии разрабатываются специальные схемы и алгоритмы соц. - психологического наблюдения и подходы к анализу наблюдаемых данных.
2.опрос - метод направленный на сбор данных о мнениях и убеждениях людей, позволяет выявить особенности мотивации и соц. установок респондента.

^ Виды опроса.

▪ устный (интервью)

▪ письменный (анкетирование).анкетирование: прессовое, почтовое, раздаточное. Качество полученных данных зависит от форм материала, формулировки вопроса, от их порядка и др.

▪ соц. – психологический тест. В соц. психологии чаще всего применяются личностные тесты, с помощью которых можно измерить соц. – психологические явления (сплочённость). Наиболее распространенным среди тестов является социометрия. С помощью социометрии исследуются отношения в группе

▪ эксперимент - выступает одним из основных методов исследования. Представляет собой особую научную деятельность, направленную на установление причинно - следственных связей между исследуемыми переменными.

^ Виды эксперимента.
▪ лабораторный

▪ естественный

▪ констатирующий основных

▪ формирующий - анализ результата деятельности

▪ анализ документов

▪ метод обобщения независимых характеристик.
^ 5. Методы активного соц. - психологического обучения.
Методы активного социально - психологического обучения формируют коммуникативную культуру.

Основные методы реализации (по Емельянову)
1. дискуссионные - основные методы усвоения и реализации общения, построенного по принципу диалога. Дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения, и в результате обмена мнениями подойти к всестороннему видению предмета
Дискуссионные методы включают

▪ групповую дискуссию

▪ разбор случаев из практики

▪ анализ ситуации морального выбора.
2. игровые методы - это разнообразные творческие и дидактические игры (ролевые и деловые). Главную роль играет психолог. Обучающая деятельность участников разворачивается в рамках, которые задаёт психолог.
3. тренинг сензитивности - тренировка межличностной чувствительности. В результате у человека развивается психологическая наблюдательность, формируются и развиваются способности прогнозировать поведение другого человека и предвидеть своё воздействие на него.
^ 6. Исследования в области соц. психологии и этика.
Мотивы, побуждающие человека стать участником эксперимента:

1.желание приобрести знание.

2. желание испытать приятные или стимулирующие ощущения.

3.оказать экспериментатору любезность, которую, возможно, будет как либо возвращена.

4.желание внести вклад в науку.

5.денежное вознаграждение.

6.принятие участие в эксперименте для того, чтобы поступить на псих факультет (характерно для Запада).

7.возмож-ть вступить в контакт с человеком, имеющим психологическую подготовку, быть им замеченным и поведать ему что-то личное. По отношению к экспериментатору испытуемые занимают подчиненное положение.

Межличностные отношения между экспериментатором и испытуемым обладают уникальными чертами. В лаборатории испытуемый попадает в незнакомую обстановку с неясными правилами поведения. Это порождает беспокойство, тревогу и пассивность, из-за которой испытуемый в лаборатории склонен к повиновению и поддаётся внушению больше чем в люб другом месте. С т. зрения испытуемых наибольший вред причиняют процедуры связанные с унижением достоинства, снижения доверия к авторитетам (психологам). После эксперимента псих-г должен принять все необходимые меры, чтобы испытуемый ушёл из лаборатории, не испытывая чувства унижения, неуверенным в себе, с чувством отчуждения или враждебности, которых у него не было до эксперимента.

Психолог имеет право подвергать испытуемых эмоциональному стрессу или причинять им любой другой вред, только если проблема имеет большое значение и не может быть исследуема другим способом. При проведении таких исследований психолог должен серьёзно продумать возможность вредных последствий и должен быть готов устранить их сразу же, как только позволит план эксперимента. При существовании опасности серьёзных последствий исследования могут проводиться лишь в том случае, если испытуемые полностью проинформированы о такой возможности и, несмотря на это дали своё добровольное согласие участвовать в эксперименте.
Исследование подчинения, проводимое Милграмом в 1963г.
1.влияние эксперимента на испытуемых было травмирующим.

2.эмоц волнение было опасным, т.к. оно могло вызвать изменение собственного «я».

3.в ходе эксперимента испытуемый совершал действия, которые считал недостойными, причём в эти действия его ввёл тот человек, которому он доверял.

4.испытуемый понял, что его обманули, следовательно, это привело к снижению самооценки.

5.испытуемому было трудно выразить открыто свой гнев после того, как экспериментатор не считая себя виноватым, дружеским тоном сообщил об обмане.

6. компенсирующие мероприятия не проводились.

7.у испытуемого возникало потрясение оттого, что экспериментатор делает с ним, а также потрясение оттого, что они сами делали со своими жертвами.
^ 7.Понятие соц. группы. Классификация групп.
Соц. группа - это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных единством интересов и находящихся в систематическом взаимодействии. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организациям, назначению и общему значению. В связи с этим Андреева предлагает следующую классификацию групп. Условные - объединены по общему признаку (пол, возраст, профессия…) Реальные - люди постоянно находящиеся вместе в повседневной жизни и деятельности. Лабораторные - создаются в интересах их научного изучения. Естественные – складываются сами по себе, формируются в реальных жизненных ситуациях. Большие: стихийные (толпа, публика, аудитория) и устойчивые (соц. классы, этнические группы). Малые: становящиеся - люди не сплочены совместной деятельность (экскурсия) и развитые: люди, включенные в совместную деятельность (различное кол-во)


^ 8.Основные характеристики группы
Соц. группа-это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных единством интересов и находящихся в систематическом взаимодействии.
Основные характеристики (параметры) групп.
1.состав группы. Описывается по-разному, в зависимости от значимости социальной характеристики членов группы. Описание состава группы и задач исследования
2.структура группы – рассматривается с точки зрения структуры групповой деятельности, т.е. описываются функции каждого члена группы в совместной деятельности.
3.групповые процессы. Зависят от характера самой группы. Однако, групповым процессам присущи следующие закономерности:

▪ группа неизбежно структурируется

▪ группа развивается (процесс, регресс)

▪ место человека в группе постоянно меняется.
4.груповые нормы и ценности. Групповые нормы - это социальные нормы, которым должны следовать все члены группы. Это правила, которые вырабатывает группа для следования им членами группы, при совместной деятельности. Нормы выполняют регулятивную функцию. Они тесно связаны с ценностями каждой группы. Складываются на основе выработки определенного отношения к социальным явлениям. Ценности продиктованы местом данной группы в системе обществ отношений. Ценности разных групп могут не совпадать.
5.система санкций предназначена для обеспечения соблюдения норм. Санкции бывают след видов:

▪ поощрительные и закрепит

▪ позитивные и негативные.
^ 9.Ф-ции группы.

Соц. группа - это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных единством интересов и находящихся в систематическом взаимодействии.
Функции.
1.социализация - заключается в усвоении личностью определенных норм и ценностей в результате включения в определенную социальную среду.

2.нормативная – проявляется в том, что группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностной ориентации человека.

3.инструментальная - состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Т.к. многие виды деятельности, возможно выполнить лишь совместно с другими людьми.

4.экспрессивная - состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии.

5.поддерживающая - проявляется в том, что люди стремятся к одобрению в трудных для них ситуациях

6. сравнительная - заключается в том, что группа может выступать в качестве эталона, с помощью которого человек может оценить себя и др.
^ 10.Понятие групповой динамики. Фазы развития группы.
Понятие групповой динамики ввёл в 30-е гг. XX в. Курт Левин. Под динамическими процессами понимают всю совокупность внутригрупповых соц. - психологических явлений, характеризующих жизнедеятельность группы: образование группы, формирование группы, развитие, стагнация, регресс, распад.

К процессам групповой динамики относятся: феномен руководства и лидерства, процессы принятия групповых решений и нормативное образование, т.е. выработка группой мнений, правил, ценностей, сплочённости и групповых процессов. Кроме того к групп динамике относятся процессы группового давления и другие способы регулирования индивидуального поведения (опр. псих словаря). По мнению Андреевой, групп динамика- « совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в единичное время, и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. её развитие».

Групповая динамика-это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимовлиянием членов групп между собой, а также внешними взаимодействиями на группу.
^ Характеристика основных элементов группой динамики.
1.цели группы - определяются тем, какую более общую систему практической работы с людьми включает группа и в значительной мере личностными качествами её лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.
2.нормы группы - возникают в результате преследования общей цели, стремление к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в других группах, поддержание других групп и страха перед санкциями. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя подчиняться групповым нормам.
3.структура группы и проблема лидерства. Лидер-это такой член группы, который ведёт группу, формирует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности. Ценностные ориентации и нормы лидера совпадают с групповыми, лидер-это соц. роль. В группе встречаются и другие роли: мученик, моралист, любимчик, шут, защитник, провокатор, мышки, агрессор, педант.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1. закономерности общения и взаимодействия людей iconIi. Закономерности общения и взаимодействия
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
1. закономерности общения и взаимодействия людей iconРеферат на тему: общение как деятельность. Уровни общения и его особенности
С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и...
1. закономерности общения и взаимодействия людей icon«Живое слово». Программа элективного курса
Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. Как говорил Л. Толстой, «единственное средство умственного общения людей...
1. закономерности общения и взаимодействия людей iconРабочая программа по английскому языку (углублённое изучение) для 7
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
1. закономерности общения и взаимодействия людей iconУрок 15. Радости и сложности общения
Цель урока: сформировать представления учащихся о необходимости общения и культуре общения как одном из условий эффективного общения;...
1. закономерности общения и взаимодействия людей iconФормирование толерантной культуры общения и взаимодействия детей...

1. закономерности общения и взаимодействия людей iconПлан 28. Общение. Ошибки восприятия
Интерактивная сторона общения. Теории межличностного взаимодействия. Взаимодействие в группе
1. закономерности общения и взаимодействия людей iconЗнания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей...
В основе коммуникативной культуры лежат общепринят нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости,...
1. закономерности общения и взаимодействия людей iconТематическое планирование изучения учебного материала по русскому языку Обучение грамоте
Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения, способы проявления...
1. закономерности общения и взаимодействия людей iconПредмет макроэкономики (macroeconomics)  закономерности функционирования...
В современных условиях важное значение приобрело также изучение взаимодействия национальных экономик
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница