Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год




Скачать 95,35 Kb.
НазваниеАнализ психологической службы за 2011-12 учебный год
Дата публикации28.05.2013
Размер95,35 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Психология > Анализ
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год

Цель психологической службы: Содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения были определены и решались следующие задачи:

  • реализация возможностей и резервов развития в каждом возрасте;

  • создание благоприятного климата в классных коллективах и в гимназии в целом;

  • оказание своевременной психологической помощи учащимся, педагогам, родителям;

  • предпрофильная подготовка, решение проблем выбора профессии

  • сопровождение одаренных детей;

  • формирование психологического настроя в период прохождения государственной аттестации и сдачи регионального экзамена;

  • формирование основ здорового образа жизни, установка на жизненные ценности.

Направления деятельности:

  • диагностическое;

  • коррекционно-развивающее;

  • консультативное;

  • организационно-методическое;

  • психологическое просвещение.

1. Психологическая диагностика:

1.1 Учащихся 9-х классов - изучение интересов, склонностей, способностей в рамках предпрофильного курса «Мой выбор». Данные исследования позволили выделить три группы учащихся желающих обучаться в 10-м классе: 58% на социально-гуманитарном профилю; 22% на естественно-научном профиле; 20% на математическом профиле.

В течение года по результатам диагностики с учащимися проводились консультации, собеседования, что способствовало самопознанию, самоопределению учащихся. Результаты диагностики проанализированы совместно с учащимися на классных часах, с родителями на собраниях. Анализ за последние три года показывает, определенный процент учащихся (46 %) затрудняются с выбором профиля на этапе начала прохождения предпрофильной подготовки (имеют широкие интересы). Необходимо активизировать работу учащихся по самоопределению профиля и профессии.

1.2 Учащихся 7-8 классов - изучение уровня тревожности, интересов, склонностей. Среди учащихся выделена группа с некоторым повышением уровня тревожности по фактору «страх проверки знаний». В процессе индивидуальных консультаций учащимся предложены способы саморегуляции и снятия напряжения, советы по подготовке домашних заданий и распределении рабочего времени. Проблемные моменты проанализированы вместе с учащимися на классных часах, с родителями на индивидуальных консультациях. Подростковый возраст-это возраст опасный для самого подростка. Наличие тревоги у подростка создает психологический дисбаланс и может привести к необдуманным поступкам, поэтому необходимо постоянное внимание психолога с использованием различных форм психологической помощи.

Профориентационная и предпрофильная работа с данной группой учащихся помогает осознать свои интересы и склонности и создает условия для анализа своих возможностей, а знания о мире профессий расширяют профоринтационный кругозор.

1.3 Учащихся 1-х классов – изучение особенностей течения адаптация к обучению в школе. Среди учащихся (26) выделены две группы:

83% (23 уч-ся) - адаптация завершена и у 13%(5 уч-ся)- не завершена, но имеет благоприятное течение (причины – состояние здоровья, социальные). Повторное исследование (январь) - показало что не адаптировались 2 учащихся. Адаптация напрямую зависят от уровня школьной готовности: 69% посещали ДОУ №1, 23% - группу «Малышок», 6% - домашнее воспитание. Чем выше уровень школьной готовности, тем быстрее проходит адаптация к школе.

1.5 Учащихся, 5-х классов - адаптация при переходе на 2-ю ступень обучения. Выделены следующие группы: у 86%- адаптация завершена, у 14%- адаптация не завершена, но имеет благоприятное течение (причина социального характера). С педагогами проводилась следующая работа – групповая консультация по возрастным психофизическим особенностям, правилами общения с пятиклассниками. Очень важно на данном этапе учитывать возрастные особенности детей, осуществлять дифференцированный подход, придерживаться единых требований. Родителям давались конкретные рекомендации по воспитанию и созданию комфортной атмосферы дома. На индивидуальных беседах затрагиваются проблемы воспитания, неадекватное отношение к возрастным особенностям младших подростков. Повторная диагностика (январь, апрель) показывает состояние психологической комфортности и допустимый уровень школьной тревожности. Достаточно высокий % адаптированных детей к концу 1-й четверти говорит о хорошей готовности учащихся к переходу в среднюю школу, в сравнении с прошлым годом сохраняется положительная динамика.

1.6. Учащихся 10-х классов - адаптация при переходе на 3-ю ступень обучения. Адаптировались к новым условиям обучения 86% уч-ся; 14% имели благоприятное течение, адаптация завершилась к концу декабря (новые учащиеся). Признаками адаптации стали: благоприятная атмосфера в классе, преобладание познавательных мотивов, адекватная самооценка, допустимый уровень школьной тревожности у большинства учащихся. Успешная адаптация – это следствие правильно организованной предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. По сравнению с прошлым учебным годом наблюдается положительная динамика.

1.7. Дошкольников - изучение условий подготовки к обучению в школе. Отработана система общения с сотрудниками ДОУ, родителями, детьми. Это посещение занятий, анкеты-характеристики (заполняемые в ДОУ), собеседование с родителями и ребенком, диагностика уровня школьной готовности. С родителями будущих первоклассников проводятся групповые и индивидуальные консультации.

Среди дошкольников, зачисленных в 1 класс, посещали: ДОУ- 65%, «Малышок» - 30%, домашнее воспитание – 5%. Высокий уровень школьной готовности – 40%, готовы к обучению в школе – 30%; готовы «условно» - 24%; не готов к обучению – 6%.

Физическое и психическое развитие детей соответствует возрасту, но имеются индивидуальные особенности, проблемы развития речи, которые следует учитывать в процессе обучения.

Чем выше уровень школьной готовности, тем быстрее проходит адаптация к школе. О проблемах школьной готовности необходимо знать как можно раньше родителям старших дошкольников, поэтому следует заранее знакомиться с дошкольниками, родителями с целью коррекции возможных проблем (декабрь).

1.8. Учащихся 4-х классов - уровень психологической готовности для перехода в среднюю школу. Результаты исследования показали, что уровень развития соответствует возрастным нормам, а это даст возможность детям адаптироваться к новым социальным условиям на этапе перехода в основную школу и успешно учиться. Один учащийся имеет слабое здоровье (ребенок - инвалид). В целом все учащиеся готовы к условиям обучения в средней школе. Учет индивидуальных особенностей учащихся и решение их проблем на уровне начальной школы в последующем дает детям возможность успешного функционирования в среднем звене. По результатам диагностики проведены консультации для учащихся, родителей, педагогов.

Всего:

  • Индивидуальная диагностическая деятельность – 78;

  • Групповая диагностическая деятельность – 408.

2. Психологическая коррекция и развитие.

В течение года:

  • коррекционно-развивающие занятия в 1-х классах: адаптационные часы, развитие познавательных функций;

  • коррекционно-развивающие занятия в 5-х классах: адаптационные часы, проблемы адаптации;

  • занятия по предпрофильной подготовке и профориентации в 7-8 классах:

  • предпрофильной курс «Мой выбор» с учащимися 9-х классов;

  • занятия с учащимися 4, 7,8 в период подготовки к региональному экзамену;

  • занятия, мини-тренинги в 9, 11 классах: подготовка к экзаменам;

  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1, 2, 3 – классов.

Особое внимание уделялось учащимся 7-11 классов (профилактика суицидов и суицидальных настроений), использовались следующие формы: беседа, мини-тренинг, диспут, анализ результатов диагностики и др. Учитывая сложную обстановку в области и районе, а так же влияние различных психотравмирующих ситуаций (ссоры с друзьями и одноклассниками, непонимание со стороны родителей, учебные неудачи и др.) регулярно проводить мониторинг склонностей к виктимному поведению. (сентябрь, январь)

Всего проведено индивидуальных коррекционно-развивающих занятий – 110; групповых – 161.

3^ . Психологическое консультировани.

Проконсультировано на индивидуальных консультациях 285 человек, на групповых консультациях – 679 человека (по записи в тетради учета) по различным вопросам развития, воспитания и обучения, проблем взаимоотношений со сверстниками и родителями.

4. ^ Организационно-методическая работа.

4.1 Школьным психолого-педагогическим консилиумом проведено 4 плановых заседания и 1 внеплановое.

Плановые заседания рассматривали проблемы протекания адаптации у учащихся 1, 5, 10-х классов. В ходе работы изучалась информация, полученная в ходе посещений уроков, изучения продуктов деятельности учащихся, анализа результатов диагностики учащихся и родителей, собеседований с педагогами и родителями, а также характеристики администрации и педагогов-предметников. Работу консилиума можно считать эффективной, так как продуктом становятся совместно выработанные рекомендации по дальнейшему взаимодействию как с классом в целом, так и с отдельными учащимися. Упор делается на индивидуальные особенности учащихся и, следовательно, индивидуальные особенности течения адаптации.

Внеплановое заседание рассмотрело проблемы 3-х учащихся 1-го класса – трудности в усвоении учебного материала и проблемы развития, в процессе изучения накопленного материала педагогами и психологом пришли к выводу о необходимости консультации специалистами районной ПМПК. Данные заседания помогают лучше понять проблемы отдельно взятого учащегося с последующей разработкой конкретной помощи со стороны педагогов, психолога, родителей и других специалистов.

4.3 Посещено 10 уроков с целью изучения: адаптации к условиям обучения, проявления познавательной активности и психологического благополучия учащихся, индивидуального подхода со стороны педагогов.

Посещение уроков дает возможность увидеть настроение ребенка, его активность, атмосферу в классе, стили взаимодействия ученик-учитель, ученик-ученик. Наблюдение во время урока является одной из форм психологической диагностики. По результатам наблюдений проводятся консультации, беседы с учащимися, педагогами, родителями с целью коррекции увиденных проблем обучения и поведения.

5. ^ Психологическое просвещение.

5.1 Выступления на родительских собраниях и занятия педагогического всеобуча- 22, по вопросам: особенности периода адаптации; особенности воспитания в подростковый период; возрастные особенности первоклассников, младших школьников, подростков, старших подростков, обзорный анализ по результатам диагностики, роль родителей в период выбора профессии и профиля обучения, профилактики суицидальных настроений, роль родителей в период подготовки к ГИА, ЕГЭ., причины семейных конфликтов, пути их разрешения.

Для педагогов – 22 мероприятия, рассматривались следующие вопросы: профилактика суицидов и суицидальных настроений, психологическое сопровождение учащихся 9,11-х классов при подготовке к ГИА, ЕГЭ; психологическое сопровождение на этапе внедрения ФГОС; кризисы одаренности, ловушки обучения и воспитания; школьная готовность на этапе внедрения ФГОС.

6. ^ В рамках психологического сопровождения деятельности по внедрению ФГОС психологической службой решались следующие задачи:

- определение уровня формирования компетенций учащихся;

- определение состояния комфортности в гимназии и в классе;

- учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

- взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей.

На этапе внедрения ФГОС сохранились традиционные направления работы, такие как диагностика, коррекция, развитие, психологическая профилактика, консультирование, психологическое просвещение, которые объединились в три основных блока:

  • диагностико-прогностический;

  • экспертно-аналитический;

  • коррекционный.

Виды работ и содержание деятельности:

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) – уровень школьной готовности, уровень развития УУД, состояние комфортности, выявленные особенности деятельности, поведения и психического состояния школьников, были учтены педагогами и родителями.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – дало возможность оказания помощи и создание условий для развития личности.

4. Составление индивидуального образовательного маршрута с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – проводилась работа, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых –обогащение психологических знаниями, создание условий для полноценного личностного развития, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в развитии.

^ 7. Работа с одаренными детьми.

7.1 Исследовательская работа – 2 учащихся.

Данная работа говорит о том, что у определенной группы учащихся есть интерес к науке психологии. Под руководством психолога они изучают теоретические основы проблем, над которыми работают, проводят исследования, делают выводы, разрабатывают рекомендации. Завершающим этапом стала защита работ на районной научно-практической конференции «Науки юношей питают» - 1 место, на научно - практической конференции ОГУ 3 место.

Последние три года учащихся привлекает внимание психологическая тематика.

6.2 Расширяет психологический кругозор и участие учащихся 8-11 классов (8 учащихся) в «Молодежном психологическом чемпионате», результат трое учащихся лучшие в районе. Ежегодное участие с 2009 года.

Проблемы, требующие к себе особого внимания в 2012-2013 уч.году:

  1. Активизировать работу учащихся по самоопределению профиля и профессии.

  2. Психологическое сопровождение подростков с использованием различных форм психологической помощи.

  3. Проведение мониторинга склонности к виктимного поведения (сентябрь, январь)

  4. Определение уровня формирования компетенций учащихся; состояния комфортности в классе и гимназии на этапе внедрения ФГОС.

5. психологическое сопровождение учащихся 4, 7, 8-х классов при подготовке к региональным экзаменам; учащихся 9,11-х классов при подготовке к ГИА, ЕГЭ.

Похожие:

Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconПлан работы социально-психологической службы школы №183 за 2011 —2012 учебный год
Основная задача деятельности социально-психологической службы заключается в оказании помощи учащемуся в его развитии, воспитании,...
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconАнализ работы педагога-психолога мбоу ксош №32, за 2011-2012 учебный год
Целью работы психологической службы школы является – создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического...
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconПриказ о создании социально-психологической службы Положение о социально-психологической...
Нормативно-правовые документы специалистов социально-психологической службы образовательных учреждений
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconАнализ учебного плана за 2011-2012 учебный год
Учебный план на 2011-2012 учебный год был разработан в соответствии со следующими документами
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconАнализ работы методической службы (информационно-методического центра)...
Законом РФ «Об образовании», Положением об имц, «Приоритетными направлениями национального проекта «Образование», национальной образовательной...
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconАнализ учебно-воспитательной и методической работы за 2011-2012 учебный год
Анализ работы муниципального автономного учреждения гимназия №1 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан...
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconАнализ учебно-воспитательной и методической работы за 2010-2011 учебный год
Анализ работы муниципального автономного учреждения гимназия №1 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан...
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconАнализ работы школы за 2010-2011 учебный год
Цель анализа: получение целостного представления о состоянии образовательного и воспитательного процесса в школе, определение цели...
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconПлан работы психологической службы моу школы №58 на 2010/2011 учебный год Цель работы
Цель работы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса с целью сохранения их психического здоровья в ходе...
Анализ психологической службы за 2011-12 учебный год iconАнализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год мкоусош №9 пгт. Сибирцево Черниговского района
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница