Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология»




Скачать 440,32 Kb.
НазваниеПрограмма итогового государственного экзамена по специальности «психология»
страница1/4
Дата публикации19.05.2013
Размер440,32 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии
Утверждаю.

Декан факультета психологии

К.псх.н. Е.В. Приходько______

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности «ПСИХОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛЫ: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Авторы: д. псх. н. Телегина Э.Д., к. псх. н. Араканцева Т.А.,

к. псх. н. Гриншпун И.Б., к. псх. н. Ермолаева М.В.,

к.псх.н. Федорова Т.М.
Москва 2012


^ ЧАСТЬ I . ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел I. Введение в общую психологию.
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки.

Определение психологии как науки. Описательная характеристика психических явлений. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психики.

Психика и отражение. Формы отражения в живом и неживом мире. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функция психики.

Современная психология и ее место в системе наук. Основные отрасли психологии, их характеристика. Задачи психологии. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Междисциплинарные связи психологической науки.

Основные методологические принципы современной психологии (единства сознания и деятельности, системности, развития, историзма и др.), их характеристика.

Общее представление о методах психологии. Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Психодиагностические тесты. Применение математических методов в психологическом исследовании. Специфика использования методов психологии в различных областях психологической науки.

^ Тема 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии за рубежом.

Развитие психологии в рамках философии. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Явления сознания как предмет психологического исследования. Задачи психологии сознания. Метод интроспекции и его критика.

Поведение как предмет психологии. Основные понятия, методы и задачи классического бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Торндайк). Обоснование необходимости разработки объективного метода в психологии. Схема «стимул-реакция». Понятие «обуславливания». Представления о научении. Виды и законы научения. Развитие идей объективного подхода в необихевиоризме Э. Толмена. Понятие «промежуточной переменной». «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера.

Бессознательное как предмет психологии. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного. Защитные механизмы личности (проекция, сублимация, вытеснение и т.д.). Развитие психоаналитических идей в работах А. Адлера и К. Г. Юнга.

Возникновение и развитие гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные идеи, понятия. Современная когнитивная психология: базовые понятия, проблемы и направления экспериментальных исследований (У. Найссер, Д. Норманн, Р. Солсо и др.).

^ Тема 3. Представления о предмете психологии в отечественной традиции.

Культурно-исторический подход в психологии (В.С. Выготский). Две линии развития психических процессов человека. Понятие высших психических функций (ВПФ), их структура генез и развитие. Инструментальный метод в психологии. Понятие интериоризации. Исследование механизмов формирования ВПФ в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других.

Понятие установки в школе Д.Н. Узнадзе. Бессознательное и установка. Виды и условия возникновения установок. Основные направления экспериментальных исследований установки.

Деятельностный подход в психологии. Категория «деятельность» в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Общее строение деятельности. Предметность деятельности. Практическая деятельность как исходная основная форма деятельности человека. Виды деятельности, их характеристика. Внешняя и внутренняя деятельность. Понятие ведущей деятельности. Освоение деятельности: умение, навыки, привычки. Механизмы и стадии формирования навыков.

Действие как единица деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение цели. Процессы целеобразования. Двигательный состав действия. Понятие задачи, двигательная задача и программа выполнения действия. Понятие «рефлекторного кольца» и его основные составляющие (Н.А. Бернштейн). Уровни построения движения. Операции как способы, с помощью которых выполняются действия; их зависимость от условий и средств достижения цели. Виды операций. Действия и операции. Взаимосвязь действий и операций в процессе формирования и автоматизации навыка. Психофизиологические функции, их характеристика.

Мотивационный аспект деятельности. Проблема побуждения к деятельности. Понятие потребности. Свойства потребностей. Специфика потребностей человека. Виды и свойства потребностей. Опредмечивание потребностей. Понятие мотива. Виды мотивов, основные классификации. Функции мотивов.

Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности. Проблема интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (П.Я. Гальперин).

Концепция системной динамической локализации ВПФ (А.Р. Лурия). Понятие функциональной системы как психофизиологической основы ВПФ. Принципы мозговой организации ВПФ.
^ Тема 4. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
Проблема критериев психического. Субъективные и объективные критерии наличия психики. Необходимость возникновение психики в эволюции. Соотношение понятий раздражимости и чувствительности. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности как элементарной формы психики. Этапы развития психики в эволюции (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Характеристика стадий развития психики (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальное поведение животных). Сравнение психики животных и человека.

Общественно-историческая природа психики человека. Совместная (трудовая) деятельность человека, ее основные характеристики (коллективность, орудийность, продуктивность). Выделение действий и операций. Особенности человеческих операций и их роль в процессе присвоения общественно-исторического опыта.

Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания. Коллективная трудовая деятельность и язык как условие возникновения сознания. Принцип единства сознания и деятельности. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Язык как средство хранения и передачи общественно-исторического опыта. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл (А.Н. Леонтьев).

Развитие психики человека в онтогенезе. Развитие сознания и личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Характеристика и условия присвоения общественно-исторического опыта. Формирование высших психических функций, их социальный, опосредствованный характер.

Сознание и неосознаваемые психические процессы. Классификация неосознаваемых процессов: неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий); неосознаваемые побудители сознательных действий; «надсознательные процессы».
^ Раздел II. Психология познавательных процессов.



Тема 1. Психология ощущений и восприятия.
Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификация ощущений. Понятие порога чувствительности. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Методы измерения порогов. Основные законы психофизики (Бугера-Вебера, Фехнера, Стивенса). Типы измерительных шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений). Общее представление о многомерном шкалировании. Основные понятия теории обнаружения сигнала.

Понятие перцептивного образа. Виды образов. Основные свойства восприятия (предметность, константность, категоризованность и др.). Феномены восприятия. Законы перцептивной организации. Иллюзии восприятия. Механизмы возникновения иллюзий.

Проблема развития восприятия. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Перцептивные действия, этапы их формирования. Механизмы перцептивного научения. Экспериментальные исследования ощущений и восприятия.

Восприятие пространства. Признаки удаленности и глубины, восприятие формы. Восприятие движения и стабильность видимого мира. Механизмы восприятия времени.

^ Тема 2. Психология внимания и памяти.
Общее представление о внимании. Внимание в системе психических процессов. Различные подходы к определению внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер). Внимание и сознание. Субъективные и объективные явления и проявления внимания. Виды явлений невнимания: рассеянность, ошибки внимания. Виды рассеянности. Избирательное невнимание. Явления предельного внимания. Эффекты внимания. Критерии наличия внимания (Ю. Б. Гиппенрейтер).

Основные вида внимания, основания для классификации. Виды непроизвольного и произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Непосредственное и опосредствованное внимание.

Основные свойства внимания, их характеристика (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение и т.д.).

Внимание как высшая психическая функция. Социальная природа высших форм внимания. Развитие средств в организации внимания. Параллелограмм развития внимания. Развитие внимания в деятельности.

Проблема внимания в когнитивной психологии. Внимание как отбор. Место и функция внимания в системе переработки информации. Модель фильтра в исследованиях Д. Бродбента. Развитие представлений о ранней селекции. Модель аттенюатора Э. Трейсман. Модели внимания как поздней селекции (Д. и Дж. Дойчи, Д. Норман). Ресурсный подход к вниманию. Внимание как умственное усилие (Д. Канеман). Теория апперцептивного цикла У. Найссера.

Общее представление о памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды памяти и основания их классификации. Образная память, моторная память, эмоциональная память, словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры деятельности. Непосредствованное и опосредствованное запоминание. Уровни и типы памяти.

Основные факты и закономерности памяти. Влияние характера материала на запоминание. Роль упражнения. Влияние установок и мотивации на научение и память. Эффект Б. Зейгарник. Способа заучивания и мнемотехнические приемы.

Забывание и реминисценция. Кривая забывания Г. Эббингауза. Исследование мотивационно-обусловленного забывания в работах З. Фрейда. Исследования мотивационно-обусловленного запоминания в школе К. Левина.

Навыки и память. Законы научения. Кривая научения. Понятие переноса и эффект переноса.

Память как высшая психическая функция. Культурно-историческая концепция развития памяти человека. Социальная природа припоминания. Опосредствование памяти с помощью знаковой системы. Параллелограмм развития памяти (А.Н. Леонтьев). Развитие памяти в деятельности (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

Основные понятия и методологические положения когнитивной психологии памяти. Общая характеристика системы памяти. Сенсорные регистры: основные характеристики. Кратковременная память, ее характеристики и функция. Долговременная память, ее характеристики и функция. Теории уровней переработки информации. Семантическая и эпизодическая память. Процедурная память. Автобиографическая память. Основные модели памяти (Д. Норман, Н. Во, Э. Тульвинг, Р. Аткинсон и др.).
^ Тема 3. Психология мышления, речи, воображения.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и предметно-практическая деятельность. Мышление как процесс постановки и решения задач. Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация». Структура мыслительной деятельности (О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин). Операции и формы мышления.

Различные подходы к классификации видов мышления: основные критерии выделения различных видов мышления. Характеристика основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; практического и теоретического; репродуктивного и продуктивного (творческого), интуитивного, критического и др. Механизмы творческого мышления.

Проблемы соотношения мышления и речи. Основные подходы к анализу проблемы взаимоотношения мышления и речи. Культурно-историческая теория развития ВПФ Л.С. Выготского и проблема изучения речевого мышления. Генетические корни мышления и речи. Понятие как единица вербально-логического мышления. Значение слова как единство общения и обобщения. Значение и смысл слова.

Проблема формирования понятий. Экспериментальные исследования формирования понятий. Методика «двойной стимуляции» Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова. Основные этапы формирования понятий: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Развитие научных и житейских понятий. Проблема формирования понятий в работах П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова.

Развитие мышления в антропогенезе. Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Механизмы и этапы интеллектуального развития (Ж.Пиаже).

Соотношение понятий «язык» и «речь». Функции речи: коммуникативная, сигнификативная, номинативная, индикативная. Различные классификации видов речи (внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая и т.д.). Понятие эгоцентрической речи.

Общее представление о воображении. Воображение как преобразование реальности и его связь с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, эмоциями. Операции воображения. Функции воображения. Виды воображения. Творческое воображение как создание новых образов. Психологические механизмы творческого воображения. Воображение и творчество. Методы стимуляции творчества. Развитие творческих способностей.
^ Раздел III. Психология личности
Тема 1. Общее представление о личности
Основные понятия и проблемы психологии личности. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект». Проблема личности в зарубежной психологии. Проблема личности в отечественной психологии. Проблема биологического и социального в структуре личности, различные подходы. Движущие силы развития личности. Понятие структуры личности, анализ основных подходов (черта, диспозиция, отношение и т.д.). Мотивационная сфера личности, основные характеристики и механизмы развития. Проблема направленности личности. Виды направленности; основания для возможных классификаций. Понятие социализации личности. Механизмы и этапы социализации личности. Защитные механизмы личности; разработка этой проблемы в различных психологических подходах.

Самосознание личности. Различные подходы к пониманию структуры самосознания. Характеристика основных структурных компонентов самосознания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Понятие самооценки. Виды самооценки. Соотношение самооценки и уровня притязаний. Механизмы и этапы развития самосознания (различные подходы).

Анализ основных подходов к проблеме формирования личности в онтогенезе. Два «рождения» личности (А.Н. Леонтьев), их критерии. Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл.
^ Тема 2. Психология мотивации.
Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Проблема опредмечивания потребности. Возможные основания для классификации потребностей. Специфика человеческих потребностей, их социальная обусловленность. Проблема иерархии потребностей.

Понятие мотива в психологии. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация». Мотив как результат опредмечивания потребностей. Возможные классификации мотивов (актуальные и потенциальные; предметные и функциональные; смыслообразующие и мотивы-стимулы и т.д.). Функции мотивов. Проблема осознаваемости мотивов, пути их осознания.

Ситуативное развитие мотивации. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации.

Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Понятие оптимума мотивации, закон Йеркса-Додсона.

Основные направления исследований мотивации в психологии. Проблема мотивации в психоанализе. Основные понятия и представления о мотивации в гуманистической психологии. Специфика исследования мотивации в школе К. Левина. Понятие уровня притязаний. Изучение ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии.

Проблема мотивации в отечественной психологии. Понятие ведущей мотивации. Механизм «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев). Мотивационная сфера личности. Основные характеристики мотивационной сферы личности, ее иерархическое строение. Факторы, определяющие иерархию мотивов. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Ценности, интересы и нормы как мотивационное образование.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма итогового (государственного) комплексного междисциплинарного...
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма Государственного экзамена по специальности 030301. 65-«Психология»,...
Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена дополнительной квалификации...
Программа итогового междисциплинарного экзамена дополнительной квалификации «Воспитатель» соответствует гос спо по специальности...
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Целью экзамена является проверка знаний студентов по основным курсам, включая проверку понимания целостности материала и владения...
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрофессиональный институт управления
Для сдачи итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности (080105. 65) “Финансы и кредит”
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности...
Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта, с учетом требований учебного плана, рекомендаций Учебно-методического...
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Взаимосвязь ограниченности ресурсов и проблемы выбора. Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей....
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 060400 «финансы и кредит»
Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры финансов и кредита
Программа итогового государственного экзамена по специальности «психология» iconПрограмма Государственного экзамена принята на заседании Ученого...
Программа Государственного экзамена согласована с председателем гак по специальности ( направлению) «Социология»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница