Гбоу нпо «Профессиональное училище №130»




Скачать 95,95 Kb.
НазваниеГбоу нпо «Профессиональное училище №130»
Дата публикации10.12.2013
Размер95,95 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ НПО «Профессиональное училище №130»




«Психолого-педагогическая диагностика

учащихся 1-го курса в период адаптации»


  1. Этапы психолого-педагогического диагностирования


Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации уч-ся 1-го курса проходит в 3 этапа.

1-ый этап проведения диагностики предполагает установление контакта с учащимися:

  • предоставить информацию уч-ся о работе психолога,

  • проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику учебно-воспитательного процесса,

  • располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать,

  • предложить уч-ся совместную работу, построенную на взаимном доверии и уважении.


На первом этапе диагностирования целесообразно провести методику экспресс-диагностики характерологических особенностей личности, тест «Несуществующее животное».

^ Методика экспресс-диагностики используется для получения первичной информации о личностных особенностях учащихся группы, при знакомстве мастера производственного обучения с вновь поступившими подростками.

В основе данной разработки лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание каждого типа.

С целью получения дополнительных сведений используется проективный тест «Несуществующее животное». Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление, мысль). Так, образы и мысли – представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах кожной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъём, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству. Пространство в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими фигурами.

Как показывает практика, использование данного теста приводит к психологической разгрузке, раскрепощает испытуемых, поднимает настроение, способствует доверительным отношениям с психологом и предоставляет дополнительные сведения о характерологических особенностях уч-ся.

2-ой этап диагностирования целесообразно проводить с начала октября месяца, предварительно предоставив уч-ся и мастерам п/о результаты диагностики.

2-ой этап представляет собой углубленное диагностирование:

  • типа акцентуации личности,

  • межличностные отношения в учебной группе.

Для диагностики типа акцентуации личности используется тест–опросник Шмишека. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

  1. ^ Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда к власти, похвалы, перспектива быть незамеченным отягащает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоценризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит, стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцируют конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем говорит, в данный момент для него является правдой, по-видимому, внутренне он осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

  2. ^ Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим и подозрителен, отмечается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид . Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

  3. ^ Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. в то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скурпулёзен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

  4. ^ Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной провоцирующей стороной, раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловестность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет также нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из его массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая редукция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

  5. ^ Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем. деловитые, изобретательные, блестящие собеседники, люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. они трудно переносят условия жесткой дисциплины.

  6. ^ Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а так же низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами, общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

  7. ^ Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождается неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. В следствии своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

  8. ^ Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко переходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтной ситуации они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали.

  9. ^ Эмотивный тип. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, глубокие реакции в области чувств. Наиболее сильно выраженная черта – гуманность, сопереживание другим людям, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.

  10. ^ Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей, печаль, подавленность, замедленность реакций и мышления, также часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В результате проведения диагностики типа акцентуации личности проводится анализ результатов и выводится «профиль личностной акцентуации»

В целях измерения межличностных отношений используется метод Социометрия, который позволяет определить статус учащихся в учебной группе, динамику взаимоотношений уч-ся.

Психологическая диагностика дополняется показателями социального развития:

  • наличие жизненных планов и профессиональных намерений,

  • степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной и трудовой деятельности,

  • отношение к педагогическим воздействиям,

  • коллективные проявления,

  • самокритичность, наличие навыков самоанализа,

  • способность критически относится к окружающим,

  • волевые качества,

  • внешняя культура,

  • негативные потребности и интересы,

  • уровень обучаемости.

Результаты психолого - педагогического диагностирования позволяют выявить уч-ся «группы риска». Совместно с социальным педагогом и мастерами п/о на педагогическом консилиуме рассматриваются личностные особенности уч-ся и совместно вырабатывается коррекционная программа.

3-ий этап психолого-педагогического диагностирования предполагает проведение социометрических измерений, а также проведение индивидуальной диагностики с уч-ся, которые относятся к «группе риска».

Социометрические измерения позволяют определить динамику взаимоотношений в учебной группе, влияние типа акцентуации личности на изменение статуса уч-ся в группе. На основании результатов диагностики проводится коррекция межличностных отношений через изменение личности.

Для индивидуальной диагностики используются следующие методики:

  • Шкала самооценки (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)

  • Личностная шкала проявлений тревоги (Тейлора)

  • Исследование самооценки (Дембо- Рубинштейна)

  • Метод «Незаконченные предложения»

  • «Ценностные ориентации» М. Рокича

  • Диагностика межличностных отношений Т.Лири

Похожие:

Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconГбоу нпо «Профессиональное училище №1»
Гбоу нпо «Профессиональное училище №1» г. Челябинска является государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального...
Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconГбоу нпо «Профессиональное училище №130»
В современном мире приоритетным становятся ценности качества жизни – общегумманистические, правовые и экологические
Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconОгбоу нпо «Профессиональное училище №36» общие положения
Огбоу нпо «Профессиональное училище №36», дополнением к «Порядку проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся огбоу...
Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconОгбоу нпо «Профессиональное училище№6» общие положения
«Положению о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся огбоу нпо «Профессиональное училище№6», дополнением к...
Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconПо итогам деятельности за 2011-12 учебный год
Полное наименование Учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Республики...
Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconУтверждаю: Директор гбоу нпо пу №14
Настоящий Порядок обеспечения стипендиями обучающихся (далее именуется — Порядок) устанавливает порядок выплаты стипендий обучающимся,...
Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconГбоу нпо «Профессиональное училище №130» кураторский час
Вот почему так важно не растерять свои самые лучшие качества, не очерстветь, не ожесточиться, а сохранить в себе все доброе, чистое,...
Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconГбоу со нпо «Профессиональное училище №31» Результаты контрольных...

Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconСмк сто гбоу нпо ро пу №73П 01-13-12
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное...
Гбоу нпо «Профессиональное училище №130» iconПравила использования сети интернет в училище
Использование сети Интернет в огбоу нпо «Профессиональное училище №32» (далее – Училище) направлено на решение задач образовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница