Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса»




НазваниеТема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса»
Дата публикации08.12.2013
Размер98,4 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
МОУ СОШ № 19 г. Невинномысска

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: «Основы психолого-педагогической диагностики

личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса»


Дата проведения - 9 октября 2006 года
Цель семинара: сформировать у участников представление о системе современных методов диагностики личности школьника; обсудить проблемы оценивания интересов и достижений учащихся; познакомиться с методами диагностики интеллектуально-образовательной составляющей школьников

Задачи семинара:


  • Охарактеризовать основные функции диагностики учащихся.




  • Ознакомить участников семинара с современными методами диагностики школьников.




  • Познакомить с программой психолого-педагогических процедур личности ребенка с 1-го по 11-й класс.




  • Проанализировать методы диагностики и коррекции интеллектуально-образовательной составляющей.




  • Обсудить проблемы оценивания достижений учащихся.

Структура семинара:


  1. Теоретическое рассмотрение проблемы;




  1. Возможности решения данной проблемы в педагогической практике;




  1. Собственный опыт школы и отдельных педагогов в решении проблемы;




  1. Обмен мнениями.



Раздаточный материал:


  1. Контрольно-методические срезы на определение уровня обученности учащихся.




  1. Методика определения уровня обучаемости (по модифицированной методике П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского)




  1. Контрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости учащихся.




  1. Структура срезовой тестовой работы на уровень сформированности интеллектуальных умений и навыков.




  1. Методика определения типа логического мышления. Тест Павлова И.П.




  1. Таблица, характеризующая деятельность «правополушарных» и «левополушарных» учащихся.




  1. Темпинг-тест Ильина




  1. Таблицы изучения познавательных интересов учащихся. Мониторинг учебно-воспитательного процесса.



МОУ СОШ № 19 г. Невинномысска
^ ПЛАН СЕМИНАРА
Тема: «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника.

Мониторинг учебно-воспитательного процесса»


Дата проведения - 9 октября 2006 года
1. Основные функции диагностики учащихся.

Современные методы диагностики личности школьника

- Кононенко О.П.
2. Программа психолого-педагогических процедур личности ребенка с 1-го по 11-й класс. – Ющенко И.Р.

3. Мониторинг учебно-воспитательного процесса

- Кононенко О.П.
4. Используемые в работе методы диагностики. - Руковод. МО
5. Обмен мнениями. - Педагоги

МОУ СОШ № 19 г. Невинномысска
Доклад к семинару по теме «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса»

Дата проведения 09.10.2006г.
Тема доклада: Основные функции диагностики учащихся. Современные методы диагностики личности школьника»

Кононенко Ольга Петровна - зам.

директора школы по учебно-

воспитательной работе


2006г.
Модернизация образования на современном этапе предполагает совершенствование структуры образования, обеспечение его доступности, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений и, конечно же, улучшение качества знаний и умений учащихся.

Сегодня это качество определяется оценкой, которая, как всем известно, не всегда является объективной. Количество факторов, влияющих на оценку, столь велико, что она часто не отражает реальных знаний, интересов и наклонностей учащихся (ребенок перешел в другую школу, пришел новый учитель, у ребенка заболел зуб, голова или желудок, удалось списать, родители настойчиво занимаются дома, у учителя плохое настроение, появились проблемы в семье и т. д.). Но не смотря на это из года в год от нас требуют сводок об успеваемости, качестве и степени обученности. Из года в год проводятся контрольные работы и срезы, а результаты работы учителя осуществляются по одним критериям без учета исходных данных, без учета количественного и качественного состава школьников, без учета их индивидуальных особенностей.

ООАГ постоянно требует от школ подсчета то одних показателей, то других, называя это мониторингом, превращая образовательный процесс в информационно-бухгалтерскую педагогику. И, вместо того, чтобы заниматься делом воспитания и обучения, мы проводим сотни замеров, анкетируем, считаем, вычисляем и делаем ту работу, которая нужна не педагогам, а тем, которые потом упомянут об этом в своих отчетах.

Только все эти данные выглядят и являются сплошным формализмом. В общих сводках сравниваются разные классы, разные предметы, разные по способностям ученики. Выводы делаются без учета ситуации, без учета объективных причин сложившегося положения, без видимого интереса к личности школьника и учителя. Часто учитель вкладывает больше сил и энергии, для того, чтобы учащиеся овладели стандартами знаний по предмету, чем на то, чтобы подготовить талантливого ученика к олимпиаде. Талантливых учеников, как и талантливых педагогов единицы, а профессия учителя - массовая, поэтому мерилом качества работы должны стать совершенно другие критерии, чем те, которые предлагает нам на сегодняшний день информационно-бухгалтерская педагогика.

Но, несмотря на все это, школы упорно осуществляют мониторинг знаний или, правильнее сказать, не знаний, а оценок учащихся, отслеживая, как у каждого ученика меняются не знания, а теже оценки или не меняются вовсе, или меняется отношение учителя к данному ученику, сколько их, этих оценок (вот почему так необходимы эти бесконечные фронтальные контрольные работы, вернее списывания, переписывания).

Сегодня результаты так называемой диагностики никак не совпадают с тем, что показывают экзамены в институтах, фактическое поведение детей в обществе, их готовность к производственной деятельности. Для того, чтобы информационно-бухгалтерская педагогика стала действительно диагностикой, необходимо организовать ее таким образом, чтобы она стала постоянным непрерывным циклом, предполагающим:

  • объективное изучение ситуации (диагностика);

  • системный анализ (изучение причин, породивших явление);

  • постановка целей и задач работы;

  • ресурсное обеспечение решения поставленных задач (научное, правовое, кадровое, материально-техническое, финансовое, методическое);

  • обучение коллектива впрок и под задачи;

  • организация образовательного процесса;

  • вторичная диагностика (мониторинг движения, изменений);

  • коррекция и развитие.



Ежегодно, в сентябре, в школах проводится входной контроль или так называемые диагностические контрольные работы по предметам. Но, практически, мы проверяем не реальную образовательную картину, а долговременную память. Не секрет, что после каникул учащиеся естественным образом забывают почти все и результаты не будут объективными. Для получения реальной картины, необходимо провести серьезную подготовительную работу с тем, чтобы определиться что и как мы будем проверять, что именно и какие именно вещи нужно диагностировать, какой уровень следует считать достаточным, оптимальным или уникальным. Необходимо разработать контрольно-методические срезы на определение уровня обученности учащихся по предметам такого содержания, чтобы было больше интеллектуальных и логических заданий (раздаточный материал 1). Полученный результат не идет в журнал и дневник, но дает возможность учителю получить реальную образовательную картину. С помощью предлагаемых заданий можно проверять актуальный уровень знаний учащихся (в конце или начале четверти), необходимый для дальнейшего изучения материала по предмету. Результаты проверки позволяют учителю организовать индивидуальную работу с каждым учащимся, вовремя оказать необходимую помощь, поддержку, являются мобильным средством контроля и оказания своевременной помощи.

Известно, что треть учеников усваивают учебный материал на лету и все им понятно с первого раза, еще треть учеников понимают материал после второго или третьего объяснения, а третья часть ничего не понимает, сколько бы и как бы им ни объясняли. Дело все в том,Ю что у каждого учащегося свой уровень обучаемости, поэтому обученность находится в прямой зависимости от обучаемости. Для того, чтобы грамотно организовывать учебный процесс, очень важно знать степень обучаемости каждого учащегося. Это можно сделать с помощью модифицированной системы Третьякова и Сенновского (раздаточный материал 2, 3).

Трудно проследить развитие учащегося, если он учится очень слабо или, если его оценки не меняются из четверти в четверть, если его обучаемость остается на одном и том же уровне. Здесь, чтобы говорить о результатах работы учителя, можно использовать метод диагностики мыслительных операций и умений учащихся: это анализ, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей, логика и умение делать выводы и обобщать (раздаточный материал 4).

Целенаправленно проводить учебный процесс позволит тест И.П. Павлова на определение доминирующего полушария головного мозга (раздаточный материал 5). Тестирование позволяет ориентировочно определить один из параметров стиля деятельности учащегося. Предлагаемая таблица показывает в какой деятельности успешны «правополушарные» учащиеся, в какой - «левополушарные», что необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса (раздаточный материал 6). Беседа с учащимися о доминирующих полушариях для учеников является открытием. Они с радостью узнают себя в тех или действиях. Например, «правополушарники» часто интуитивно знают правильный ответ, но объяснить, как провести решение, не могут. Поэтому в качестве поддержки этим учащимся рекомендуется иметь на первых этапах изучения материала памятки, алгоритмы решений, планы ответов. «Левополушарники» лучше запоминают алгоритмы решений, доказательства теорем, в то же время, формулировки правил им приходится заучивать.

Не много времени займет диагностика типа нервной деятельности школьников по методике Ильина: темпинг-тест (раздаточный материал 7). Каждый учащийся делит страницу на 3 равные части и в две строки строит и нумерует 6 одинаковых квадратов. По сигналу учителя ученик в течение 10 секунд ставит точки или палочки, через 10 секунд переходит в следующий квадрат и так до последнего квадрата. Затем подсчитывается количество знаков в каждом квадрате и строится диаграмма. Если диаграмма выпукла вверх, то учащийся имеет сильный тип нервной деятельности и оптимальный уровень работоспособности на уроке. Если выпуклость вниз - то слабый тип нервной деятельности. Перемена выпуклости означает неустойчивость типа нервной деятельности. Может быть ровная линия - это ровный тип нервной деятельности. Диаграмма позволяет определять работоспособность учащегося во время урока и поможет учителю в организации учебного процесса.

Для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход в обучении, очень важно знать интересы и запросы учащихся. Это можно сделать с помощью таблицы познавательных интересов учащихся (раздаточный материал 8).

^ VIP- интерес: администрация, педагоги и родители при ярко выраженном интересе и способностям создают условия для реализации индивидуальной программы обучения ребенка;

«5» - интерес: предполагает согласованное стремление всех заинтересованных сторон, в том, чтобы вывести ученика на желаемый уровень;

«4» - интерес: в этом случае учитель дает возможность ученику через заранее розданную систему заданий, зачеты, использование микрогруппового обучения, занятия в кружке и в факультативе выйти на желаемый уровень;

«3» - интерес: достаточно освоить минимум образовательных стандартов по тем предметам, которые либо не даются, либо не пригодятся в будущем.

«0» - интерес: ученик вообще не может или не хочет учиться по данному предмету. Эта проблема требует особого управленчески-педагогического исследования и решения. Эта задача может быть решена психолого-педагогическими средствами.

Если коллектив еще не готов к дифференцированному обучению, то можно провести рейтинговую оценку предметов учащимися. Все изучаемые предметы учащиеся распределяют по местам, при этом ученик имеет право поставить на любое место любое количество предметов. Затем подсчитывается сумма мест по каждому предмету.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что лишь систематическая работа по исследованию индивидуальных способностей и возможностей каждого учащегося будет не напрасной и может существенно улучшить качество образовательного процесса. Единственный недостаток этой системы в том, что она требует массу времени и сил. Это можно делать качественно и систематически при минимальной учебной нагрузке учителя, но при нынешней оплате труда у учителя нет возможности работать на одну ставку. Тем не менее, я уверена в том, что многие из нас уже используют в своей работе элементы предложенной системы новых диагностических процедур и это очень хорошо помогает улучшить качество образования. Для того, чтобы система диагностики стала мониторингом, можно фиксировать и отслеживать все изменения по каждому классу и по каждому учащемуся в таблицах в течение нескольких лет, вести системный анализ и планировать свою работу только с учетом результатов диагностики.

МОУ СОШ № 19 г. Невинномысска

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Тема: «Основы психолого-педагогической диагностики

личности школьника. Мониторинг учебно-

воспитательного процесса»


Зам. директора школы по УВР:

Кононенко О.П.


Дата проведения: 9 октября 2006 года

Похожие:

Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconПоложение о перспективном и календарном планировании учебно-воспитательного...
Перспективный план учебно-воспитательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности...
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconВопросы к экзамену по дисциплине Психолого-педагогическая диагностика детей
Определение, предмет и задачи психолого-педагогической диагностики. Развитие психолого-педагогических методов диагностики детей за...
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconМониторинг внутришкольного контроля как инструмент управления качеством обучения
Внутришкольный контроль – одна из управленческих функций, предшествующая анализу учебно-воспитательного процесса
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» icon«Совершенствование учебно –воспитательного процесса путем информационной технологии.»
Основой профессиональной деятельности педагогического коллектива является учебно – воспитательный процесс. В 2010 – 2011 уч году...
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconСхема психолого-педагогической характеристики личности школьника
Условия семейного воспитания (состав семьи, социальное положение родителей, образовательный, трудовой, нравственный статус) взаимоотношение...
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconХарактеристика ресурсоемкости новшества моу «Гимназия №53»
Тема инновационного опыта: Модернизация учебно-воспитательного процесса, способствующего формированию экономически грамотной личности...
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconПоложение о библиотеке
Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного...
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconИзучение результатов и эффективности воспитательного процесса один...
Сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияет не только условия самой...
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconГерман константинович селевко
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство....
Тема : «Основы психолого-педагогической диагностики личности школьника. Мониторинг учебно-воспитательного процесса» iconГоу спо «Мариинский аграрный техникум»
В настоящее время в России входит в мировое образовательное пространство, идет становление новой системы образования. Этот процесс...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница