Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений




НазваниеМатериалы для выполнения арт-терапевтических упражнений
Дата публикации28.11.2013
Размер73 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
А.Г. Грецов,

РГПУ им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург


Арт-терапевтические техники

в психологических тренингах

Арт-терапия (досл. «лечение искусством») – система техник, применяемых в психотерапии, педагогике и социальной работе, в основе которых лежит использование визуальной и пластической экспрессии с целью социальной адаптации и гармонизации внутреннего мира человека. Эти техники могут использоваться в качестве самостоятельного психотерапевтического метода, а могут входить в состав психологических тренингов и выступать одним из методов активного социально-психологического обучения. Арт-терапия включает работу с визуальными изображениями, с пластичными материалами (пластилин, глина, песок, ткань), с фото- и видеоматериалами, «психологический театр» (драматерапию), танец и спонтанную двигательную экспрессию, техники медитативного плана. В ряде арт-терапевтических техник в качестве основного пластического материала выступает человеческое тело (боди-арт, пантомима, «живые скульптуры» и др). Занятия обычно проводятся под музыкальное сопровождение, которое само по себе может выступать мощным терапевтическим фактором.

Рассмотрим более подробно работу с визуальными материалами и приведем описания нескольких упражнений, применимых в психологических тренингах с подростками и со студентами, в т.ч. имеющими ограниченные физические возможности.

^

Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений

(врезкой в текст)


  1. Обычная и цветная бумага, картон. В качестве основы для рисунков, коллажей и различных композиций удобно использовать обратную сторону светлых бумажных обоев или листы ватмана.

  2. Цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки и т.п., а также акварельные и гуашевые краски. Масляные краски применять не рекомендуется, т.к. они долго сохнут, имеют специфический запах и плохо смываются.

  3. Цветные журналы, рекламные проспекты и тому подобные печатные материалы, содержащие иллюстрации, которые можно вырезать и встраивать в коллажи. Следует помнить, что содержание печатных материалов в значительной степени предопределяет сюжеты работ участников, и следить за его соответствием теме занятий.

  4. Различные «безделушки»: небольшие сувенирные предметы, украшения и т.п., которые можно встраивать в создаваемые композиции. Мы предлагаем готовый набор подобных предметов, а также просим каждого участника принести на занятие 2-3 собственных предмета такого рода.

  5. Любые мелкие предметы, случайно оказавшиеся под рукой у занимающихся, «завалявшиеся» у них в сумке или в карманах.

  6. Фотографии. Мы предлагаем для работы тематические подборки фотографий (например, «виды природы», «церкви», «ситуации общения»), а также просим участников принести собственные любимые фотографии, которые тоже могут встраиваться в композиции.


Ладошки. Участники обводят на листе бумаги контуры своей ладони с разведенными пальцами, после чего раскрашивают рисунок и пишут на каждом из нарисованных пальцев по одной из своих учебных или профессиональных целей, а на широкой части ладони – способы их достижения и факторы, которые могут послужить помощью в этом («ресурсы»). Время работы 15-20 минут, потом каждый из участников демонстрирует свой рисунок и рассказывает про него. Упражнение может выполняться индивидуально на листах стандартного размера, или коллективно – на листе формата А1-А2. По желанию участников, композиции могут дополняться и такими материалами, как вырезки из печатной продукции, небольшие фотографии или украшения и т.п.

^ Мое отражение. Участник прислоняется спиной к стене, где висит полотнище светлых обоев или 2-3 склеенных листа ватмана, высотой в его рост, и принимает позу, которая, как он считает, отражает его типичное эмоциональное состояние. Напарник обводит на листе карандашом контур его тела, после чего участники меняются ролями. При желании участника или при невозможности долго находиться в стоячем положении эта работа может выполняться и лежа на полу. Когда контуры тела каждого участника обведены, полученные рисунки раскрашиваются и, при желании, дополняются реальными украшениями и деталями одежды занимающихся. Упражнение способствует принятию своего телесного облика, дает возможность для более полного осознания собственных телесных ощущений.

Полярности. Выполнение рисунков, отражающих полярные взгляды на какую-либо проблему или изучаемые объекты. Например, мы используем темы «Здоровье и болезнь», «Умный и глупый человек», «Успех и неудача». Работа над одним сюжетом продолжается 10-15 мин., потом организуется выставка работ и их коллективное обсуждение. Техника позволяет эффективно выявлять и наглядно демонстрировать стереотипные представления участников, а также позволяет им разглядеть и принять элементы этих противоположностей в самих себе.

^ Разговор в рисунках. Каждой паре участников выдается лист бумаги, и они выстраивают на нем общение по заданной теме с использованием изобразительных материалов. Переговариваться или писать слова запрещается. Упражнение может выполняться так, что участники имеют возможность видеть друг друга, или «вслепую» - сидя спиной к спине. Обсуждение сначала производится в парах, где участники «озвучивают» то, что хотели передать друг другу, и выясняют степень взаимопонимания, а потом коллективно обсуждаются факторы, способствующие взаимопониманию или, напротив, затрудняющие его.

«Вавилонская башня». Упражнение выполняется в подгруппах по 4-6 человек. Каждой из подгрупп выдается примерно по 100-150 листов бумаги (возможно, предназначенной в макулатуру) или пачка газет, и дается задание: построить из этих листов максимально высокую башню, не используя какие-либо скрепляющие материалы. В группах, включающих здоровых участников, для выполнения этого упражнения обычно достаточно 10-15 минут, в группах же, включающих инвалидов, время работы целесообразно увеличить. Можно сделать акцент на эстетической стороне работы (украшение построенной башни) или, наоборот, сделать акцент на максимально возможной высоте постройки и организовать соревнование между подгруппами. Упражнение приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, вызывает положительные эмоции участников.

^ Необычное использование обычных предметов. Это упражнение, широко используемое в тренингах развития творческих способностей, подразумевает придумывание и, по возможности, демонстрацию как можно большего числа принципиально осуществимых способов необычного использования обычных предметов (картонных коробок, кирпичей, пустых пластиковых бутылок, рваных капроновых колготок и т.п.). Мы обычно предлагаем в качестве материала смятые бумажные листы, оставшиеся после выполнения упражнения «Вавилонская башня». Выполнение заданий оценивается по таким параметрам, как беглость (число идей, выдвинутых за отведенный промежуток времени, обычно 10 мин), оригинальность (количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах), гибкость (разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи). Упражнение может выполняться как в микрогруппах, так и индивидуально. По окончании выполнения этого задания, использованные листы находят применение в подвижной игре «Снежки» (см. АФК №1 (17), 2004).

^ Групповой коллаж. Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по совместно выбранной теме на склеенных листах бумаги общей площадью 4-6 м2 с использованием всего комплекса изобразительных материалов. Если речь идет о тренинге как элементе учебного процесса – тема соответствует его содержанию (например, мы используем темы «Общество» в социальной психологии, «Мое отношение к природе» в экологической психологии, «Моя идеальная работа» в психологии профессионального самоопределения). Если же проводится личностный тренинг – выбирается тематика, отражающая актуальные для участников источники межличностных переживаний (например, «Любовь в моей жизни»). Длительность работы 50-60 мин., на этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. В дальнейшем проводится коллективное обсуждение, каждый участник представляет свои фрагменты композиции и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

Хочу-могу-надо. Участники строят творческие композиции, отражающие свои желания, возможности и потребности в какой-либо сфере, например в спорте. Можно и не связывать это упражнение с конкретной сферой деятельности, а строить общую композицию, отражающую структуру личности по Э. Берну: «Ребенок (желания) – Взрослый (возможности) – Родитель (долженствование)». Более простой вариант, уместный при работе с младшими подростками – остановиться на работе с одной из этих составляющих, например, выполнить коллаж на тему «моя мечта». Время работы 40-50 мин., презентация и обсуждение проводится в виде экскурсии, создатели композиций поочередно выступают в роли экскурсоводов. Упражнение способствует более полному осознанию своих желаний и возможностей, постановке личностных и профессиональных целей, повышению самооценки.

^ Мои ресурсы. Построение композиции, отражающей ресурсы - факторы, помогающие участникам тренинга преодолевать жизненные трудности и достигнуть поставленных целей, например профессионального становления или спортивных успехов. Упражнение обычно выполняется индивидуально, хотя может, по желанию участников, проводиться и в микрогруппах.

Как правило, выделяются такие группы ресурсов:

  1. Внутренние: личностные, интеллектуальные и волевые качества, знания и умения, различные элементы жизненного опыта.

  2. Социальные: люди, способные помочь в преодолении трудностей и достижении поставленных целей – родственники, друзья, преподаватели и т.д.

  3. Внешние: место жительства, различные предметы, материальные возможности, место учебы и т.п.

Помимо использования обычного набора изобразительных материалов, в композицию целесообразно включать и те оказавшиеся у участников предметы, которые могут символизировать для них какие-либо ресурсы (фотография любимого человека, сотовый телефон, ключи от квартиры или автомобиля и т.п.). Время работы 30-40 мин., потом занимающиеся проводят презентации своих композиций. Упражнение обладает ярко выраженным психотерапевтическим эффектом, способствует повышению уверенности в себе и позитивной переоценке своего жизненного опыта, что особенно важно для людей с ограниченными физическими возможностями.

Литература


Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. – М., Медицина, 1989.

Грецов А.Г. Тренинг компетентности в общении (для подростков). Учебное пособие. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб., Лань, 1999.

Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. – СПб., Речь, 2003.

Мальчиоди К. Арт-терапия и мозг / Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. №3, 2002, с. 17-30.

Практикум по арт-терапии // под ред. А.И. Копытина. – СПб., Питер, 2000.
Использованы фотографии работ студентов РГПУ им. А.И. Герцена (отделение биологии и экологической психологии, III курс, 2004 г).

«Адаптивная физическая культура» № 2-2004. – СПб., СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. – с. 36-37.
 А.Г. Грецов

Похожие:

Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconИспользование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся
Экономические условия нашего общества и изменения в социальной политике явились важным фактором, заметно повлиявшим на эволюцию арт...
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconУчебно методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»
Методическое пособие предназначено для студентов, изучающих теоретические основы арт-менеджмента и практику его развития в нашей...
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconОздоровительная физкультура
М и длительностью выполнения упражнений, за частотой сердечных сокращений. Последняя должна соответствовать уровню, оптимальному...
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconТесты функц диагн
ПК. Наруж конец открыв м-ду мпг. Кровосн-внут подвзд арт и ее ветви. Матка-полый непар гладкомыш орг грушевид форм. Тело с дном,...
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconКнига Свами Шивананды «Йога-терапия»
Технику выполнения упражнений для создания иллюстраций продемонстрировал и объяснил А. Сидерский
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconУтренняя гимнастика для школьников
Мальчики особенно любят силовые упражнения, поэтому внимательно дозируйте нагрузку. Всегда контролируйте правильность выполнения...
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconЧто понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений...
Составьте комплекс упражнений на развитие гибкости и объясните целесообразность включенных в него упражнений
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconФрагмент урока с элементами арт-терапевтического психологического тренинга
Формирование у подростков собственной толерантной позиции путём воздействия на личность арт- терапевтическими объектами
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconКомплексы упражнений при работе за компьютером
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз
Материалы для выполнения арт-терапевтических упражнений iconСюжетно-ролевая игра "Десантники"
Совершенствование навыков выполнения упражнений в равновесии, ползания, метании мяча
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница