«Профилактика конфликта «ученик – учитель»»




Скачать 97,93 Kb.
Название«Профилактика конфликта «ученик – учитель»»
Дата публикации23.11.2013
Размер97,93 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»»

Учитель школы: Подобедова Л.К.





Конфликт "ученик – учитель"

О конфликтах вообще написано много психологической литературы, но материалов о школьных конфликтах гораздо меньше.

Конфликт – форма социального взаимодействия между двумя и более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Процесс обучения и воспитания, как всякое развитие, невозможен без противоречий или конфликтов.

Конфронтация с детьми, условия жизни которых нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности.

Причин возникновения школьных конфликтов множество.

Одной из важных причин конфликтов в школе является отсутствие единства требований у педагогов. Один требует одно, другой – другое, третий – вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется. Ему не понятно, почему ЭТО нужно выполнять у одного педагога и не обязательно – у другого. Почему у одного учителя всегда нужно на уроке вставать при появлении преподавателя, а у другого – необязательно, у одного надо отвечать, выходя к доске, а у другого – можно с места, причем даже развалившись за партой. Ясное дело, возможностей для конфликта будет больше у строгого педагога, если он оказывается в меньшинстве в своих требованиях. Он становится в глазах учащихся "врединой", "придирой", которому больше всех надо. Не создав систему единых самых элементарных требований, мы поневоле ввергаем школу в конфликтные ситуации. Конфликты в данном случае неизбежны.

Другой причиной конфликтных ситуаций является слишком большое количество требований. Они буквально обрушиваются на ребенка, он не успевает их выполнять, в результате – нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. Вследствие большого количества требований в них запутывается и сам педагог, применяя их эпизодически, что нервирует ребенка. Как же это так: сегодня нельзя, а вчера было можно. Вчера не требовали, а сегодня требуют. Хорошо написал об этом в книге "Игра, творчество, жизнь" В.Н. Терский: "У нас в школах очень много всевозможных разнообразных требований и очень мало… действительно организующих жизнь ребенка и ориентирующих его в данном учреждении".

Причиной конфликта может стать и несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом. Требует не опаздывать на урок, а сам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства. Классный руководитель хочет, чтобы его класс был лучше, "терзает" его, суется во все дела, руководит, а когда его нет, класс превращается в неуправляемую толпу.

К конфликту может привести и то, что преподаватель или классный руководитель не замечают и игнорируют моральные и деловые качества ученика. Видя это, ученик начинает просто-напросто "бузить", выражая свое недовольство и пытаясь хотя бы таким образом обратить на себя внимание педагога.

Конфликт возможен и из-за расхождения в оценке ученика классом и учителем. В глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, а в глазах класса – благородным разбойником, честным и правдивым.

Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами, также является причиной конфликта.

К конфликту ведет и неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, понять и прочувствовать состояние ученика.

Следует помнить, что перечисленные причины не обязательно всегда приведут к конфликтной ситуации. Все зависит от степени сформированности коллектива класса и школы. Чем ниже по уровню развития коллектив, тем больше вероятность возникновения конфликта, причем в низких по уровню организации коллективах конфликты обусловливают одни причины, а в высокоорганизованном коллективе – другие. Нечеткость работы педагога в неорганизованном коллективе не вызывает никаких эксцессов, а в организованном – может привести к конфликту.

Когда мотивы конфликта неизвестны или руководитель в них сомневается, важно:

  1. Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.

  2. Ни одному участнику конфликта не давать оценки, не поддакивать, не записывать.

  3. Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника: не доверяйте никому на слово, не доверяйте эмоциям и проявлениям чувств.

  4. Вести разговор только о сущности конфликта.

  5. Постараться выявить суть, мотивы конфликта.


Лучше, конечно, до конфликта не доводить, а разрядить напряженную ситуацию.

Несколько простейших примеров:

1. Подавление собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с вами ученик начинает нервничать и повышать голос, то первой вашей реакцией будет раздражение и повышение голоса. Подавите эту реакцию, отвечайте на бурные атаки собеседника ровным, спокойным, уверенным, а главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией), и вы скоро увидите, как ваш собеседник перейдет на спокойный тон.

2. Насилие над собственным мнением. Заставьте себя в ученике, которого вы терпеть не можете или недолюбливаете, найти какие-нибудь положительные качества. Постарайтесь убедить себя, что вы до сих пор имели ошибочное представление о нем, даже если для этого у вас были все основания. Это будет сделать нелегко, но вы попытайтесь убедить себя, что ваш ученик не так уж и плох, что он, скорее всего, расположен к вам.

После этого обращайтесь с ним так, чтобы он не сомневался, что вы предполагали в нем эти качества, апеллируйте к ним и высоко их оценивайте. Если вы будете это делать постоянно, ненавязчиво, уместно, то вскоре убедитесь, что ваш ученик действительно обладает этими качествами, поскольку каждый человек страстно желает быть ценимым.

3. Неожиданное решение. Чего обычно ждут от своего руководителя провинившиеся? Наказания. Это относится и к учащимся. А как относится педагог к недобросовестному, неисполнительному, отстающему ученику? Конечно, с неприязнью и недоверием. Откажитесь от них! Особенно тогда, когда вы чувствуете, знаете, понимаете, что ученик смирился со своим положением и не ждет от вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему предпочтение перед другими, дайте ему ответственное поручение. Делайте это гласно, высказывая уверенность, что он его выполнит. Большой воспитательный заряд несут эти решения. Они окрыляют ученика. Но делать это надо тогда, когда сумеете затронуть душу человека своим доверием, которое превосходит страх риска. Используйте оружие великодушия. Не бойтесь применять неожиданные для ученика решения. Не бойтесь рисковать.

4. Авансированная похвала. Дав кому-нибудь, задание и не будучи уверенным в его своевременном и качественном выполнении, похвалите его, сказав, что никому другому не можете поручить столь ответственное дело. Вы убедитесь, что ваша похвала в аванс оправдала себя: ученик будет старателен.

В моей трудовой практике конфликтов с учениками и их родителями не было. Я всегда старалась их предотвратить. А если случались некоторые разногласия, и чтобы они не переросли в конфликт я предусматривала:

степень воспитанности ученика, его интеллектуальный уровень, характер взаимоотношений в группе, степень организованности группы, общественное мнение и психологический климат сложившийся классе, единство требований педагогов.

Стараюсь соблюдать те требования, которые предъявляю учащимся. В тех случаях, когда были некоторые инциденты отвечала на возмущения ученика спокойно, убедительно (аргументировано), доброжелательно, делала упор на сознательность, а иногда могла слегка пристыдить, проявляя уважение к нему как к личности. После этого через небольшой промежуток времени давала какое-либо посильное задание во внеурочное время или на уроке, зная, что он это обязательно выполнит. Хвалила за хорошо выполненное задание.

У меня был случай, когда ученик Б бурно отреагировал на мои замечания. Я подавила эту реакцию уверенно и доброжелательно. Он успокоился. В дальнейшем Б часто клал конфеты на мой учительский стол.

Мои советы родителям

В школе ребенок проводит большую часть своего времени. Поэтому все конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными.

Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы и уметь налаживать отношения с людьми. И всё таки помощь взрослых бывает совсем не лишней.

Воспитание самостоятельности – дело хорошее, особенно когда речь идет о подростках. Однако школьники младшего и среднего возраста пока еще не обладают дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя ее и не нанося ущерб своему здоровью?

Если у ребенка не складываются отношения с учителем, родителям вмешаться необходимо.

Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребенка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

^ Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Родителям стоит воспользоваться моими советами.









^ Памятка для родителей

1. Оценка ситуации. Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем:

  • школьник пренебрегает учебой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;

  • ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.

^ 2. Беседа с ребенком. Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

Главная цель вашего разговора с ребенком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:

  • когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;

  • после того как ребенок "выплеснет" свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т. д.;

  • в ходе беседы демонстрируйте ребенку свое сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него, в том числе и у учителя нет стремления причинить зло противнику, просто им трудно понять друг друга;

  • в конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка.

Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т. д.

В то же время родителю не стоит ограничивать себя ролью слушателя. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

^ 3. Разговор с учителем. Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на личных впечатлениях. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы в отношении поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей.

Не бойтесь, что учитель "испортит жизнь" вашему сыну или дочери. Вы защищаете права ребенка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Если преподаватель злоупотребляет властью, на него всегда можно найти управу через завуча, директора или представителей департамента образования. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того что у вас когда-то была тройка по письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?

Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите его прямо о том, каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о "подкупе" с помощью подарков, а об участии мам и пап в жизни школы.

Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь.

Родители должны всегда занимать сторону ребенка априори. И ребенок должен это чувствовать. Другое дело, что для ребенка должны быть понятны ваши моральные нормы и установки. Он на момент школьного конфликта должен уже иметь опыт относительно того, как вы будете реагировать и оценивать, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому конфликты, которые возникают у ребенка в школе по поводу его "стояния на ушах", т. е. по поводу того, что он уже и сам в состоянии оценивать адекватно, не требуют, по-нашему мнению, вмешательства родителей. Ребенок должен учиться отвечать за свои поступки, которые в состоянии оценить, и соответственно учиться самостоятельно улаживать "свои" конфликты. Доброжелательность и демонстрация понимания вообще – лучшая профилактика конфликтов.

Похожие:

«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconКлассный руководитель 1класса
Действующие лица: Учитель, ученик 1, ученик 2, ученик 3, ученик 4, ученик 5, ученик 6, рассказчик, буквы, ведущий, бармалей, пираты,...
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconДинамика конфликта
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание...
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconТема 7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта
Какова функциональная роль конфликта в нашем обществе? Можно ли избежать конфликта?
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconВ. Н. Шаленко Структурная модель конфликта
Слабая изученность самого феномена конфликта, особенно организационного конфликта как отдельного его типа, обладающего определенной...
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconПрограмма   Программа «Профилактика внутригруппового конфликта»
Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconГ. Калуги «Учитель 21 века, какой он?»
Важное место, безусловно, занимает в школе педагог. Учитель 21 века, какой он? Любой ученик сразу скажет, что учитель-это тот, кто...
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconФормы организации обучения
Учитель весьма кратко объяснял самое существенное и трудное, после чего ученик изучал материал самостоятельно, а учитель работал...
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconАнализ работы мбоу «Буртинская средняя общеобразовательная школа»...
Решались задачи: совершенствовали педагогическое мастерство; создавали положительное эмоциональное поле взаимоотношений «учитель...
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconЭтапы реализации программы Принципы воспитательной системы Направления...
Программа воспитания подрастающего поколения моу власовской общеобразовательной средней школы№13
«Профилактика конфликта «ученик – учитель»» iconПрирода конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта»
Конфликт это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница