
ИМИССКАЯ СОШ №13
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2012 – 2013 учебный год

Ложеницина Ирина Иосифовна - заместитель директора по ВР
Копейкина Алла Владимировна - социальный педагог
Федоренко Ольга Михайловна - психолог
Цели программы:
Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи:
Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
^
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна.
Причины:
приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
^
Отклонение от нормы в состоянии здоровья ,когда происходят нарушения в физическом и (или)психическом здоровье , несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация в характере.
Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений ,когда не популярен , не принят , пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающей ценой жертв, потер; помыкаемый , отвергаемый в группе свободного общения (тусовка) ;конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи.
Ошибки педагогов, это превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказание как унижение личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося , конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и тд.
Ошибка семейного воспитания , когда «заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»; отсутствие у родителей элементарных психолога- педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физически домашнего труда; конфликты в семье и тд.
Социальные причины, это противоречие в обществе, в микросоциуме.
Психотравмирующие ситуации, это развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.
^ Цель:
Разработка принципов и методик превентивной диагностики девиантного поведения детей, изучение условий совершенствования психолого-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних, с целью определёния воспитательных возможностей учреждений образования, городских служб и социальной среды, использовав их для создания скоординированной единой психолого-педагогической системы ранней профилактики девиантного поведения Задачи:
определить роль и место психолого-педагогического воздействия в организации ранней профилактики девиантного поведения детей
изучить особенности индивидуальной работы с подростками в учебно-воспитательном процессе, направленном на предупреждение правонарушений несовершеннолетних
выявить причины роста правонарушений несовершеннолетних и провести их социологический и педагогический анализ
разработать наиболее употребляемые в мировой практике тесты, экспресс-методики, методические рекомендации, коррекционные программы по ранней профилактике девиантного поведения детей
обеспечить подготовку, переподготовку, оказание постоянной методической помощи всем участникам воспитательно-профилактической работы
определить пути взаимодействия учреждений образования, органов внутренних дел, медицинских учреждений, учреждений культуры, административных организаций, и комиссий по делам несовершеннолетних.
^
перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений , конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
воспитание нравственно правовой убежденности;
формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к себе;
развитие эмоциональной сферы личности:формирование воли, умение управлять собой , адекватно реагировать на педагогические воздействия;
включение в социально значимые виды деятельности. Создание ситуаций успеха в избранном ребенком виды деятельности;
организация педагогического влияния на мнение окружающих ( семья, сверстники, педагоги, другие взрослые)
предупреждение невротических расстройств и педагогических влечений (акцентуация характера, неврозы, суицид, клептомания)
обеспечение благоприятного социально- психологического климата
способствование заполнению пробелов в знаниях.
Служба сопровождения учащихся в системе профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения Важнейшим положением современной концепции построения системы индивидуального сопровождения выступает принцип опоры на внутренний потенциал развития субъекта, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. На нем основывается алгоритм деятельности по индивидуальному сопровождению развития ребенка с целью профилактики девиантного поведения.
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д. Второй этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д. Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося. Четвертый этап- консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка. Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему? Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)
Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель (классный воспитатель), оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается педагог-психолог, курирующий конкретный класс или конкретного ребенка.
На практике классный руководитель часто оказывается не подготовлен к решению задач первого этапа. В частности, он не всегда может сформулировать запрос к школьному психологу.
Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур: отдельных специалистов системы помощи и сопровождения, их объединений (службы, психолого-педагогические консилиумы и т.д.) в образовательном учреждении.
Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб, чаще всего развивающихся как независимые образовательные учреждения. Таким образом, система комплексной помощи должна выстроиться во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи.
Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие: Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся.
Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.
Педагог-психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем. Задача заместителя директора - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.
Ниже представлен координационный план работы с детьми "группы риска", который включает следующие направления работы:
Классный руководитель: 1 . Организационная работа: Составляет социально-педагогический паспорт класса.
Составляет характеристики на детей "группы риска".
Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.
Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Работа с родителями: Осуществляет связь с родителями.
Посещает семьи детей "группы риска".
Проводит консультации для родителей (совместно с социальным педагогом, психологом).
Организует работу с родительским активом
Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).
3. Работа с учащимися: Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.
Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.
Способствует вовлечению трудных подростков в кружки и секции.
Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
Занимается трудоустройством учащихся.
Социальный педагог: 1. Организационная работа: Проводит анкетирование учащихся.
Организует встречи с родителями.
Участвует в формировании классов.
Участвует в подборе классного руководителя (совместно с администрацией школы).
Составляет картотеки и сводные таблицы на трудных учащихся.
^ Доводит до сведения учителей результаты тестирования.
Проводит консультации для учителей-предметников.
Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.
Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.
Помогает классным руководителям в выборе тематики для классных часов.
Участвует в сохранении контингента и предупреждении “отсева” учащихся.
Проводит деловые игры для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми "группы риска".
^ Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим составлением акта посещения учащегося на дому.
Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.
Проводит консультации для родителей.
Готовит сообщения на родительских собраниях.
Организует работу с родительским активом.
Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).
^ Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.
Курирует успеваемость детей "группы риска" совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
Направляет детей "группы риска" (при необходимости) на консультацию к психологу.
Занимается трудоустройством учащихся.
Занимается трудоустройством учащихся.
Психолог: Проводит диагностику.
Проводит консультации для детей и их родителей.
Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Дает рекомендации на районную медико-психолого-педагогическую комиссию (РМППК).
Заместитель директора по воспитательной работе: Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.
Организует летние спортивные лагеря.
Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.
|