Родителям детская агрессивность и её причины




Скачать 72,18 Kb.
НазваниеРодителям детская агрессивность и её причины
Дата публикации24.04.2013
Размер72,18 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы

Родителям
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И ЕЁ ПРИЧИНЫ
Советы родителям обучающихся младших классов












Золотарева Наталья Алексеевна, учитель начальных классов муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78" VIII вида
agr_1



АГРЕССИЯ (в наиболее общем определении) - это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения).

  Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.
Мотивы агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты. "Психологическая защита" - специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты - устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).
Причины детской агрессии

Взаимоотношения со сверстниками: период развития, в котором находятся сейчас наши дети (10 лет), противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

^ Отношения в семье: агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

^ Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации.

^ Противоположные требования со стороны родителей. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

^ Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера также могут обуславливать его агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.
Агрессия ребёнка может быть направлена:

  • на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);

  • на близких людей;

  • на животных;

  • на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

  • на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

  • на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

^ Как же мы, взрослые, должны себя вести?

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам.
Вот несколько советов:
Игнорируйте незначительную агрессию: когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

  • просто «не замечайте» реакцию ребёнка (подростка);

  • выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

  • переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

  • позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».

Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности

ребёнка: в момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

  • «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);

  • «Ты злишься?» (констатирующий вопрос);

  • «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);

  • «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

  • «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

^ Контролируйте собственные негативные эмоции: демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;

  • не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;

  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

  •  не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;

  • не оценивать личность ребёнка или его друзей;

  • не использовать физическую силу, не угрожать;

  • не читать нотации, проповеди;

  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

Сохраняйте положительную репутацию ребёнка: ему, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем.

^ Используйте следующие варианты поведения с ним:

  • «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);

  • позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

  • предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

^ Демонстрируйте неагрессивное поведение: в результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка).

Воспользуйтесь следующими приёмами:

  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

  • тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);

  • внушайте спокойствие жестами, мимикой;

  • шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера»)

 

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок в начальной школе, еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется если:

  • ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ !


Похожие:

Родителям детская агрессивность и её причины iconКонсультации для родителей
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных...
Родителям детская агрессивность и её причины iconАгрессия (от латинского «agresio» -нападение, приступ) это мотивированное...
Психологический словарь, 1997. Необходимо разделять понятия агрессия и агрессивность. Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся...
Родителям детская агрессивность и её причины iconРекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком
Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его...
Родителям детская агрессивность и её причины iconРекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком часть 2
Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его...
Родителям детская агрессивность и её причины iconТ е м а: Детская агрессивность
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя...
Родителям детская агрессивность и её причины iconДетская агрессивность Агрессия
Агрессия (от лат. Agressio) – нападение, приступ; разрушительная эмоция, она разрушает как внутренний мир, так и его взаимоотношения...
Родителям детская агрессивность и её причины iconЛ ленинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2009 год. Второе полугодие: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И....
Родителям детская агрессивность и её причины iconЛ ленинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2011 год. Май – июль: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И. П. Андреева,...
Родителям детская агрессивность и её причины iconЧто нужно знать родителям о детской тревожности
Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как явный симптом эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна...
Родителям детская агрессивность и её причины iconЛенинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2013 год. Первый квартал: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И. П....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница