Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка




Скачать 88,47 Kb.
НазваниеПрограмма по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка
Дата публикации08.11.2013
Размер88,47 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Психология > Программа

Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год МБОУ Студёновской СОШ


Пояснительная записка

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

^ 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”Цель работы: по плану в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе ОУ так и в период трудной жизненной ситуации.

  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

^ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

  2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

  3. Работа с неблагополучными семьями.

^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам) .

^ Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

^ Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

^ Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

^ 5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

^ 6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Достоинства настоящего плана . В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

  • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

  • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса. Наибольший эффект план может иметь, реализованный как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленный на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

^ ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,

Просвещение и профилактика

Учащиеся

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

соц. педагог

2

Составление базы данных по социально- неблагополучным семьям

сентябрь

соц. педагог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

в течение года

соц. педагог

7

Психологические классные часы: « Путь к себе» , « Твоё свободное время и развлечения» и т.д.



1-2 раза в месяц


психолог, кл.рук.

соц. педагог


8

Правовые классные часы:

  • Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.)

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 11 кл.)

  • Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы)


сентябрь, октябрь

ноябрь


инспектор

инспектор

соц. педагог

9

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (9-11 кл)

март - апрель

психолог

10

Занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор»

в течение года

кл. руководитель

Педагоги

1

Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»

октябрь

завуч по ВР

2

Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться»

ноябрь

Психолог( по приглашению)

3

Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»

декабрь

завуч по ВР

4

Семинар «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся»

январь

Психолог( по приглашению)

5

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

февраль

завуч по ВР

6

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

март

завуч по ВР

7

Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»

по плану

Психолог( по приглашению)

Родители

1

Родительские лектории: « Чем занят ваш ребенок?», « Помоги, подскажи, поддержи»



по плану, по запросу

кл. руководитель

психолог

завуч по ВР

соц. педагог

Диагностика

Учащиеся

1

Исследование социального статуса

ежегодно

кл. руководитель

2

Исследование уровня тревожности

по плану

Соц. педагог

3

Склонность к отклоняющемуся поведению

дети группы риска

соц. педагог

Родители

1

Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин

по запросу

Соц. педагог

Похожие:

Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconПрограмма воспитательной работы мбоу сош №1 на 2012-2013 учебный год содержание
План работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних учащихся
Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconУчебный план мбоу сош с. Индерка на 2012-2013 учебный год. Пояснительная...
Учебный план мбоу сош с. Индерка соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает...
Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мбоу сош №105 г о. Самара на 2012-2013 учебный год
Учебный план мбоу средней общеобразовательной школы №105 г о. Самара составлен с учетом следующих нормативно-правовых документов
Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconУчебный план пояснительная записка к учебному плану мбоу талловеровской...
Обеспечение качества и доступности образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий обучающихся
Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану на 2012-2013 учебный год мбоу...

Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconПояснительная записка. Учебный план мбоу сош №113 (далее уп) на 2012-2013...
Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №113
Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану на 2012-2013 учебный год Учебный план мбоу «сош №4»
Целью учебного плана является создание условий, которые способствуют умственному и духовно-нравственному развитию обучающихся, самопознанию...
Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану 1-2 классов мбоу «Судогодская...
Начальник Управления образования Директор мбоу мо «Судогодский район» «Судогодская основная
Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconПрограмма среднего (полного) образования (10-11 класс) г. Коммунар...
Образовательная программа мбоу «Коммунарская сош №1» разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования...
Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год мбоу студёновской сош пояснительная записка iconПояснительная записка данная программа разработана на основе Федерального...
Образования регионального базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год и учебного плана школы мбоу
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница