Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля




Скачать 443,99 Kb.
НазваниеСтатья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля
страница1/3
Дата публикации04.11.2013
Размер443,99 Kb.
ТипСтатья
pochit.ru > Право > Статья
  1   2   3
1 вопрос.

статья 82. Общие положения о налоговом контроле

Налоговый контроль это один из важнейших институтов налогового законодательства.

Статья 82 НК РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля.

Изменения в статью 82 НК РФ, внесенные Федеральным законом №137-ФЗ, коснулись наименования статьи 82 НК РФ и, как следствие такого изменения, пункт 1 статьи 82 НК РФ дополнен новой нормой, определяющей общие положения о налоговом контроле.

В новой редакции пункта 1 статьи 82 НК РФ, в состав общих положений о налоговом контроле включены не только формы проведения налогового контроля, но и определение деятельности уполномоченных органов, признаваемой налоговым контролем. Данное положение и ранее следовало из общего смысла главы 14 НК РФ «Налоговый контроль». Внесенный в пункт 1 статьи 82 НК РФ дополнительный абзац, закрепил на законодательном уровне понятие «налогового контроля».

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, проверки данных учета и отчетности, при получении объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

Согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением порядка постановки на учет в налоговом органе, а также принимать решения о привлечении к ответственности за нарушение срока постановки на учет и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, в т.ч. без проведения налоговых проверок.

Статьей 31 НК РФ определено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, утвержденным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Налоговый контроль осуществляется за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов.

В настоящее время существует несколько видов налогового контроля:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

В Российской Федерации в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль. Однако оптимальным вариантом является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой взаимосвязаны.

Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.

Объект налогового контроля - отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля:

- наблюдение;

- проверка;

- обследование;

- анализ;

- ревизия.

Пунктом 3 установлено, что налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Пункт 4 устанавливает категорический запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Главой 14 НК РФ регламентирован порядок проведения только одной формы контроля - налоговых проверок. В ходе них возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ.

2 вопрос.
Налоговый контроль. Формы и виды налогового контроля

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства. В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах.

В широком смысле налоговый контроль — это контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. Кроме того, к налоговому контролю относятся:

ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства;

контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот и финансовых органов — за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет;

контроль органов прокуратуры, внутренних дел и таможенных органов за соблюдением налогового законодательства.

В узком смысле налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Необходимо учитывать, что таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль только в отношении налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу, а органы внутренних дел имеют право только совместно участвовать с налоговыми органами в проводимых ими проверках (ст. 82 НК РФ).

Основная цель проведения налогового контроля — обеспечение режима законности в сфере налогообложения, формирование целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.

В соответствии с определенной целью задачами налогового контроля являются:

1) контроль за соблюдением налогового законодательства;

2) обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

3) предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;

4) наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Объектом налогового контроля являются правоотношения публичного характера, возникающие в процессе взимания налогов и сборов и привлечения к ответственности.

К основным принципам проведения налогового контроля относятся:

законность;

всеобщность, полнота и единство налогового контроля;

регулярность; объективность,

обоснованность и достоверность результатов;

приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика;

соблюдение налоговой тайны;

недопустимость причинения неправомерного вреда;

документальная фиксация результатов налогового контроля и др.

Виды налогового контроля можно классифицировать по нескольким основаниям.

В зависимости от времени проведения налогового контроля:

предварительный;

текущий;

последующий.

В зависимости от характеристики контролируемых лиц:

налоговый контроль организаций;

налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;

налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:

комплексный;

тематический.

В зависимости от степени охвата предметов контроля:

сплошной;

выборочный.

В зависимости от источников получения сведений и данных:

документальный;

фактический.

В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:

камеральный;

выездной.

По периодичности проведения:

первоначальный;

повторный.

По характеру контрольных мероприятий:

плановый;

внеплановый.

П. 1 ст. 82 НК РФ установлен перечень форм налогового контроля:

налоговые проверки;

получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

проверки данных учета и отчетности;

осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

иные формы, предусмотренные НК РФ.

Субъектный состав отношений по поводу осуществления налогового контроля следующий: контролирующими (проверяющими) субъектами являются налоговые органы, подконтрольными (проверяемыми) — налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Проведению мероприятий налогового контроля содействуют таможенные органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов.

3 вопрос

Камеральная проверка

  

Что такое камеральная проверка?

Камеральные проверки - это проверки бухгалтерской от­четности и деклараций, сданных фирмами (предпринима­телями) в налоговые инспекции (без выезда к налогопла­тельщикам). Проводится согласно статьи 88 Налогового Кодекса РФ.

Оформление результатов камеральной проверки

Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна в течение 3 ра­бочих дней сообщить Вам об этом. Одновременно она потребует внести исправления в документы. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней.

Сказанное относится только к ошибкам, не повлекшим недо­плату налогов. Если же это произошло, инспекторы в течение 10 дней с момента окончания проверки выносят постанов­ление о привлечении фирмы к ответственности. Еще десять дней отводится инспекции на то, чтобы направить Вам требова­ние об уплате недоимки, пеней, штрафа и исправлении доку­ментов.

Однозначного ответа на вопрос  «Должны ли инспекторы составлять акт проверки?» не существует. Высший Арбитражный Суд РФ считает, что акт составлять не нужно, потому что Налоговый кодекс РФ об этом. Но большинство арбитражных судов придерживаются другой позиции:  оформлять результаты камеральной провер­ки инспекторы должны так же, как результаты выездной. Ина­че нарушаются права налогоплательщиков. Таким образом, если Вас не ознакомили  с актом проверки с уплатой штрафа можно не спешить.Сослаться можно на статьи Налогового кодекса РФ (подп. 7, 9 п. 1 ст. 21 и п. 7 ст. 32), в которых написано, что инспекция обя­зана направить налогоплательщику копию акта налоговой про­верки. К ней кодекс относит не только выездную, но и каме­ральную проверку.

Итак, согласно статье 88 НК РФ налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе затребовать от индивидуального предпринимателя:

документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6);

обязательные приложения к налоговой декларации, не поданные вместе с ней (п. 7);

документы, подтверждающие согласно статье 172 право на вычет по НДС (п. 8);

документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9).

Последствия камеральной проверки

Штраф может быть наложен за:

Непредоставление налоговой декларации

Непредоставление других документов (бухгалтерской отчетности)

Административное нарушение – 300-500 рублей

Неуплату  или недоплату налогов – 20% от неуплаченной суммы

Процедура камеральной проверки

Никакого специального разрешения для камеральной про­верки не нужно. Она начинается уже при приеме отчетности. На этом этапе инспектор проверяет наличие всех необходимых реквизитов: наименования фирмы, ИНН, подписей, периода, за который представляются документы, и т. п.

Затем инспекторам  дается 6 дней, чтобы проверить, все ли фирмы и предприниматели, состоящие на учете в инспек­ции, представили документы.

Далее идет изучение самой отчетности:

проверяют арифметику и взаимоувязку различных форм

обоснованно ли применены ставки налогов и льготы?

сопоставляют отчетные данные с прошлогодними показателями, с информацией о Вас из дру­гих источников (например, от налоговой милиции) и с данными по другим аналогичным фирмам

Проверяя отчетность, инспекторы могут потребовать у Вас дополнительные сведения и документы.

Внимание! Если в отчетности выявлены ошибки и противоречия, а уточняющие документы Вы  не представили, то налоговая инспекция должна не штрафовать, а доначислить налог.

Для дачи пояснений может быть вызван бухгалтер фирмы. Но ответственность за неявку не предусмотрена.

Продолжительность камеральной проверки

По общему правилу инспекторы проверяют представ­ленную отчетность в течение трех месяцев (ст. 88 НК РФ). Чтобы обратиться в суд по факту нарушений, у налоговых инспекторов есть шесть месяцев.Этот срок считается не с момента состав­ления акта, а с момента обнаружения нарушения (точнее, с мо­мента представления отчетности). Если шестимесячный срок пропущен, то  оштра­фовать Вас  уже нельзя.

вопрос 4.

Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Поэтому первое, что Вам должны предъявить сотрудники налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки – это соответствующее решение, оформленное в соответствии с Приказом МНС России №АП-3-16/318. Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельность налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Проверка не может продолжаться более 2-х месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до 3-х месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, за исключением времени с момента вручения требования о предоставлении документов и до момента их предоставления проверяющим.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Очень часто возникает вопрос о том, могут ли налоговые органы изымать оригиналы документов при проведении проверки? По общему правилу проверяющие вправе истребовать копии документов. Требование о представлении документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (при получении такого требования налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре налогового органа).  Документы должны быть предоставлены в пятидневный срок с момента получения требования. В случае отказа налогоплательщика передать документы, налоговым органом может быть произведена выемка документов, а налогоплательщик оштрафован в соответствии со ст.126 НК РФ.

Выемка оригиналов документов может производиться только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, при этом такое постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем)  налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

По окончанию выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке (внутренний документ налоговых органов – налогоплательщику не выдается), в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения.

Акт выездной налоговой проверки составляется в течении 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт проверки вручается налогоплательщику либо его представителю. Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта проверки в данном случае считается шестой день, начиная с даты его отправки. Учитывая тот факт, что почтовая корреспонденция не всегда доставляется в срок, акт выездной проверки желательно получать на руки. В таком случае у Вас будет достаточно время для подготовки и представления возражений (объяснений) на акт налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе в 2-х недельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. Следует отметить особо, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ, неделей признается период времени, состоящий из 5-ти рабочих дней, следующих подряд. Таким образом, если Вы получаете акт налоговой проверки, например во вторник, то двухнедельный срок начнет исчисляться со следующего понедельника.

В течение 14 дней по истечении срока на представление налогоплательщиком возражений (объяснений) на акт выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель) налогового органа с учетом замечаний и объяснений налогоплательщика выносит решение по материалам проведенной проверки. К представлению возражений (объяснений) не следует относиться как к простой формальности, во-первых, Ваши возражения могут оказать влияние на решение, которое будет принято по результатам рассмотрения материалов проверки, а во-вторых, Вы будете извещены о времени и месте рассмотрения материалов проверки и сможете получить решение в день его принятия на руки. Неявка налогоплательщика не является препятствием к рассмотрению материалов проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель) налогового органа может вынести одно из следующих решений: а) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; б) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности; в) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в 10-тидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В требовании будет установлен срок (не более 10 дней) на добровольную уплату недоимки, пеней, а также налоговых санкций в случае совершения налоговых правонарушения.

Напомним, что после истечения срока на добровольное исполнение, взыскание налога с организацией (недоимки) и пеней может быть произведено в бесспорном порядке, а сумма налоговых санкций (штрафы) может быть взыскана только в судебном порядке.

Что делать, если при рассмотрении материалов проверки, налоговики не учли Ваших возражений (объяснений) и решение вынесено не в Вашу пользу? Есть два пути обжалования: в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу можно в течение 3 месяцев с того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать  о вынесении решения. Поэтому после проверки лучше побеспокоиться и самим принять меры к получению решения. Если 3 месяца все-таки прошли, налоговый орган, в который подается жалоба, может пропущенный срок восстановить. Об этом налогоплательщик должен попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве, описав при этом уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В соответствии с п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Следует отметить, что ненормативный правовой акт налогового органа может быть признан судом недействительным не только в связи с неправильным применением налоговым органом материального права, но и процессуального (нарушения порядка составления соответствующего решения, требования, порядка проведения мероприятий по налоговому контролю), поэтому рассматривать перспективу обжалования таких актов нужно всегда.

Право на обжалование

В части 1 ст. 137 НК РФ установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Официальная позиция
Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ) в Постановлении от 25 декабря 2001 г. N 17-П указывает, что по смыслу ст. 46 Конституции РФ и корреспондирующих ей положений ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 2 и подп. "а" п. 3 ст. 2 и п. 6 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. В Постановлении от 3 мая 1995 г. N 4-П КС РФ отмечает, что согласно Конституции РФ это право не может быть ограничено. Допустимые ограничения конституционных прав в соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ могут быть введены законодателем только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право на судебную защиту ни в каком случае не может вступить в противоречие с данными целями и, следовательно, не подлежит ограничению. Именно поэтому право на судебную защиту отнесено согласно ст. 56 (ч. 3) Конституции РФ к таким правам и свободам, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.
Пленум ВАС РФ в п. 48 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснил, что ст. 137 и 138 НК РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа.
При толковании этих статей следует принимать во внимание, что понятие "акт" использовано в них в ином значении, чем в ст. 100 НК РФ.
При применении ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
В соответствии с ч. 2 ст. 137 НК РФ нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Официальная позиция
В пункте 3 Определения КС РФ от 4 декабря 2003 г. N 418-О указано, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик, полагающий, что его права нарушены актом налогового органа, в том числе актом ненормативного характера, действиями или бездействием их должностных лиц, может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд; при этом судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ст. 137 и 138).
В Определении от 5 ноября 2002 г. КС РФ указал, что п. 2 ст. 4, рассматриваемый во взаимосвязи со ст. 137 и 138 НК РФ, не препятствует обжалованию в судебном порядке актов МНС России, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам; при рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав; иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.
Внимание!
МНС России в письме от 24 августа 2000 г. N ВП-6-18/691@ "Об обжаловании актов налоговых органов" обратило внимание, что обжалуемым актом налогового органа является его решение, а не акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ.
В связи с этим предусмотренное подп. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ право вышестоящего налогового органа отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку по результатам рассмотрения жалобы указывает на обязанность вышестоящего налогового органа отменить именно решение нижестоящего налогового органа.
При этом решение нижестоящего налогового органа отменяется в полном объеме, так как НК РФ не предусмотрено возможности отмены решения в какой-либо части.
В случае необходимости отмены решения нижестоящего налогового органа в какой-либо части вышестоящий налоговый орган может воспользоваться подп. 4 п. 2 ст. 140 НК РФ и изменить решение нижестоящего налогового органа путем отмены его в необходимой части.

Порядок обжалования

Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, составленного по результатам налоговых проверок (камеральных и выездных), установлен ст. 101.2 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом настоящей статьей.
Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном ст. 139 - 141 НК РФ, с учетом положений, установленных ст. 101.2 НК РФ.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 4 октября 2005 г. N 7445/05 (далее - Постановление Президиума ВАС N 7445/05) разъяснено, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.
Кроме того, в п. 48 Постановления ВАС РФ N 5 было установлено, что налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.
В Постановлении Президиума ВАС N 7445/05 указано, что в силу п. 2 ст. 138 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели вправе оспаривать в арбитражном суде нормативные правовые акты налоговых органов. Согласно п. 3 ст. 9 НК РФ налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС N 7445/05 обращено внимание, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 193 АПК РФ в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должны быть, в частности, указаны права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями. Обязательное же требование обоснования того, в чем именно заключается это нарушение, НК РФ не предусмотрено.
В пункте 49 Постановления N 5 разъяснено, что при принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган. В данном случае следует учитывать, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному должностному лицу (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое действие).
Таким образом, суд вправе, при наличии к тому оснований, руководствуясь правилами ст. 47 АПК РФ, предусматривающими замену ненадлежащего ответчика, привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд общей юрисдикции рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению такого суда.
Согласно п. 2 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
Внимание!
Пунктом 2 ст. 139 НК РФ предусматривается, что апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Кроме того, п. 2 ст. 101.2 НК РФ устанавливает момент вступления в силу решения нижестоящего органа в случае его обжалования. Так, в случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
Соответственно, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
В соответствии с п. 3 ст. 101.2 НК РФ вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Внимание!
Положения п. 3 ст. 101.2 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность обжаловать решение налогового органа либо в апелляционном порядке (до вступления его в силу), либо в вышестоящий налоговый орган (после вступления его в силу).
Но из формулировки п. 3 ст. 101.2 НК РФ следует, что обжаловать решение сначала в апелляционном порядке, а потом в общеустановленном порядке невозможно.
Внимание!
Пунктом 2 ст. 139 НК РФ установлено, что жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
В соответствии с п. 4 ст. 101.2 НК РФ вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа.
В соответствии с п. 1 ст. 139 НК РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Приказом МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке (далее - Регламент). Пунктом 5.1 Регламента установлена следующая подведомственность рассмотрения жалоб:
на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом;
на действия или бездействие должностных лиц налогового органа жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;
на действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом.
Согласно п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Официальная позиция
КС РФ в п. 3 Определения КС РФ от 18 ноября 2004 г. N 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Абзацем 2 п. 2 ст. 139 НК РФ также установлено, что в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
В соответствии с п. 3 ст. 139 НК РФ жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговом органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Указанная в абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии с п. 4 ст. 139 НК РФ лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Внимание!
Лицо, подавшее жалобу, при ее отзыве не лишается права на подачу повторной жалобы:
в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, но по другим основаниям, нежели те, по которым подавалась первоначальная жалоба;
по тем же основаниям, по которым подавалась первоначальная жалоба, но в другой вышестоящий налоговой орган или другому вышестоящему должностному лицу, чем те, куда подавалась первоначальная жалоба.
Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные п. 2 данной статьи.
Пункт 5 ст. 101.2 НК РФ устанавливает, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
В то же время, согласно п. 16 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ) данное положение применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г.
Таким образом, до 1 января 2009 г. у налогоплательщика имеется возможность одновременной или последующей подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (либо в апелляционном порядке), а также в суд.
Актуальная проблема
На практике часто возникает вопрос, подлежат ли взысканию с налогового органа суммы судебных издержек при решении арбитражного спора не в пользу налогового органа, учитывая, что налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Внимание!
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 106 АПК РФ установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Анализ вышеизложенных норм позволяет сделать вывод, что судебные издержки подлежат взысканию с налогового органа, если судебный акт принят в пользу налогоплательщика.
Аналогичное мнение высказано в п. 12 информационного письма ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения АПК РФ".
Правомерность таких выводов подтверждается также сформировавшейся судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 октября 2005 г. N А79-1424/2005, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2005 г. N А19-17975/04-24-Ф02-2981/05-С1, ФАС Поволжского округа от 26 апреля 2005 г. N А72-10451/04-7/817).

Порядок обжалования в суд

Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Однако необходимо отметить, что вышеуказанное положение применяется лишь к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г., ввиду чего до указанной даты НК РФ предусматривает возможность одновременно с обращением в вышестоящий налоговый орган обжалования решения, вынесенного по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, и в суд.
Такие выводы подтверждаются и нормой, закрепленной в п. 1 ст. 138 НК РФ, по которой подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ.

Подача искового заявления

Исходя из требований законодательства, прежде всего необходимо определить подведомственность и подсудность будущего дела.
Подведомственность судебного обжалования актов налоговых органов зависит от правового статуса заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:
об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Данные нормы конкретизированы в ч. 3 ст. 198 АПК РФ, которым установлено, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Пленум ВАС РФ в п. 3 Постановления от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ" разъяснил вышеуказанные положения и указал, что при применении ст. 29 АПК РФ необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности ВАС РФ в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34, а также названные в ст. 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Именно такой случай и предусмотрен, в частности, в ст. 138 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  1   2   3

Похожие:

Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля iconВиды налогового контроля
В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных...
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля iconСтатья Внесение изменений в Налоговый кодекс Украины
Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов,...
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля iconНастоящая Инструкция устанавливает основные положения и порядок •...
Сцб, методы планирования, учета и контроля за выполнением работ, а также некоторые особенности технического обслуживания и'ремонта...
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля iconОаоу нпо «Профессиональный лицей №28» (наименование организации) I. Общие положения
Оаоу нпо «Профессиональный лицей №28» (далее – Заказчик), устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения...
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля iconПояснительная записка Роль и место дисциплины
«Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.)....
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля iconI. Общие положения
Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные...
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля iconСтатья  
О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального...
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля icon1. Основные принципы налогообложения в РФ налоговая система в рф;...
Принципы построения налогового учета. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля icon1. Основные принципы налогообложения в РФ налоговая система в рф;...
Принципы построения налогового учета. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета
Статья 82 нк РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля iconI. Общие положения финансового контроля Понятие и значение финансового контроля
Iii. Результаты проверок Управления финансового контроля Министерства финансов Свердловской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница