Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации




Скачать 142,85 Kb.
НазваниеЗачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации
Дата публикации23.10.2013
Размер142,85 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > Право > Реферат
Зачетные формы организации тематического контроля знаний учащихся. ( Хочу поделиться опытом работы)
Учитель МОУ « ООШ № 10» Шепелева А.Б.
1. Важное звено учебного процесса в проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся – тематический зачет.

Введение зачетной системы обусловлено рядом причин. Так, при классно-научной системе очень сложно вести учет знаний учащихся, так как недостаточно высокий уровень подготовленности учащихся школы требует от учителя основное внимание на уроке уделять обучению. В заочных группах учет знаний ведется в основном только на зачетах. Помимо этого, на уроках и консультациях отсутствует возможность индивидуального подхода к оценке знаний и без зачета не возможно иметь правильное представление о знании каждым учеником материалом всего раздела.

Особую роль играет зачет при обучении учащихся, часто пропускающих занятия в школе. Зачет не только форма проверки знаний и умений - это часть учебного процесса, одна из форм обучения. Он способствует совершенствованию учебно – воспитательного процесса, более серьезной подготовке учащихся, обобщению знаний по теме зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации.

При зачетной системе курс учебного предмета разбивается на зачетные разделы, разрабатывается система требований к знаниям и умениям учащихся, осуществляется индивидуальный учет успеваемости учащихся по каждому разделу.

Деление курса учебного материала на заметные разделы систематизирует учебный материал, помогает учителю и учащимся обобщить изученное, подводить итоги, оценивать знания по каждой теме.

Требования к знаниям и умениям учащихся, сформулированные в программах, помогают учителю определить круг теоретических вопросов, выносимых на зачет, а также типы задач и упражнений, которые должны выполнить ученики по каждой теме.

Зачетная оценка выставляется по итогам таких видов учета успеваемости, как текущее наблюдение за работой учащихся, опрос на уроках и консультациях, результаты письменных работ, выполненных в классе и дома, а также специальный опрос на зачете по всему зачетному разделу или по той части, по которой ученик не отвечал ранее.

Выполняя обучающую и воспитывающую функцию, зачет не должен превращаться в экзамен, т.е. ученики отвечают на зачете не по случайно выбранным вопросам. В процессе изучения всего раздела учитель, проводя текущий учет знаний, может определить объем, содержание и сложность задания для каждого ученика. При этом учитываются и возможности учащихся. Сочетание требовательности учителя с желанием помочь им повышает активность учащихся на зачете, уровень усвоения материала. Ученики сознательно относятся к оценке собственных знаний. Беседа с учителем на зачете способствует развитию речи учеников. Отвечающий учится работать с книгой, справочниками, таблицами, решает задачи, выполняет лабораторные работы, постоянно ощущает внимание и готовность помочь со стороны учителя.

Большую роль играют перед зачётом групповые и индивидуальные обучающие консультации. До сведения учащихся доводятся требования к знаниям и умениям, которые будут предъявлены на ближайших зачетах, и распределение учебного материала по этим зачетным разделам.

Целью обучающих консультаций является восстановление опорных знаний и умений, необходимых для самостоятельного усвоения материала, изучения наиболее сложных вопросов программы и первичное их закрепление, воспитание учащихся в процессе обучения.

Особое место на обучающих консультациях уделяется систематизации материала.

Обучающие консультации являются обязательной составной частью занятий. На этих консультациях учитель помогает учащимся привести в единую систему знания учащихся.
^ 2.ФОРМЫ ЗАЧЕТОВ.

По форме проведения различают групповые и индивидуальные зачеты. На групповой зачет приглашаются учащиеся одинаковой подготовленности. Здесь сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные методы работы. Проверка знаний может проводиться в форме беседы, во время которой учитель проверяет знания учащихся и выставляет им оценку либо за весь зачетный раздел, либо за отдельные вопросы.

При проведении такого зачета учитель сочетает контроль с обучением и имеет возможность проверить знания по целой теме. Но в этом случае не всегда удается точно оценить знания каждого ученика, поэтому групповые и фронтальные формы работы сочетаются с индивидуальными.

Индивидуальный опрос учащихся может проводиться как в устной, так и в письменной форме в зависимости от обстоятельств, особенностей ученика, от темы зачета. Каждый получает задание с учетом своих результатов работы на уроках и консультациях, а также учебных возможностей.

Учитель дает указания, советы, как лучше подготовиться к ответу, на что обратить внимание, что ответить устно, а что письменно и т.д. Задание содержит как теоретические вопросы, так и практические: решить задачу, заполнить таблицу, выполнить лабораторную или практическую работу и т.п.

Учащийся готовится к ответу, сдает учителю письменную работу, а в случае необходимости отвечает устно. В ходе проведения зачета учитель, как правило, оказывает помощь тем учащимся, которые в ней нуждаются. Он либо беседует с учащимися, либо предлагает ему информационную или инструктивную карточку, которая поможет подготовится к ответу. Иногда, особенно со слабо подготовленными или плохо посещающими занятия учениками, проводится зачет индивидуально, что создает условия для глубокой проверки знаний.

Урок-зачет с использованием дидактического домино.

Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждой предлагается комплекты физического домино по теме.

Что представляет собой «Домино»?

Это прямоугольные карточки из плотной бумаги размером 4×12 см, размер может быть и иной, по усмотрению учителя. Карточки разделены вертикальной линией посередине; на правой половине написан вопрос, а на левой – ответ. В первой карточке содержится только вопрос, левая сторона ее пустая. Эта карточка имеет номер I. На последней карточке – только ответ, правая сторона пустая. В комплекте «Домино» по выбранной нами теме 27 вопросов и ответов к ним.

Урок-игра состоит из пяти этапов.

ЭТАП I –«ДОМИНО-I». Группы перемешивают / тасуют / свои карточки

и самостоятельно начинают раскладывать домино. Поступают следующим образом: берут карточку №1 с вопросом и ищут на него ответ в общей массе карточек домино, найдя, приставляют ее к первой карточке. На правой стороне приложенной карточки написан следующий вопрос, к которому учащимся опять нужно найти карточку с ответом, и т.д. Получается «цепочка», показанная ниже.

Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы и крайние половинки первой и последней карточек окажутся пустыми. А если не все карточки в игре разложены, значит, ученики где-то допустили ошибку и ее нужно найти. /при этом можно воспользоваться помощью учебника, конспекта и даже педагога/.

ЭТАП II – ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. На основе разложенной «цепочки» карточек домино учащиеся делают записи в таблице; ее форма и строка для примера приведены ниже. По сути, происходит переписывание в таблицу содержания каждой пары «вопрос-ответ». Пример карточки- домино:

Это существительные 3 склонения


Какие существительные относятся ко 2 склонению?





К какому склонению относятся существительные: мышь, дочь, печь, рожь?



Для быстроты заполнения таблицы члены группы должны разбить цепочку домино на зоны / по числу учеников в ней /, и каждый выписывает вопросы и ответы только своей зоны, остальные каждый позаимствует у соседа по группе и перепишет в свою тетрадь во внеурочное время.

ЭТАП III – «Домино-II». Группы тасуют карточки и по команде учителя начинают вновь раскладывать их по тем же правилам, но с одной разницей: на время. При этом не заглядывать к соседу, иначе группа получает штрафной балл. Учитель фиксирует время, затраченное каждой группой, и выделяет группы-победительницы, занявшие I, II и III место. I место дает 1 дополнительный балл, II и III места – 0,5 балла.

ЭТАП IV – ЭКСПРЕСС-ОПРОС. Группы перемешивают свои карточки. Учитель берет произвольно любую из них и зачитывает группе вопрос. Учащиеся в течение 5-7 сек. должны дать правильный ответ. Если ответ неправильный, карточку откладывают влево, если правильный-вправо, если сомнительный – карточку кладут обратно «в колоду». Так перебирают все вопросы.

ЭТАП – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитывают число карточек с верными ответами при экспресс-опросе. Если их количество 90% от общего числа вопросов, члены этой группы получают оценку «5» /«отлично»/, если 80% - оценку «4» /«хорошо»/, если 70% - оценку «3» /«удовлетворительно»/, 50% - «2» /«неудовлетворительно»/.

Если группа заработала штрафное очко, оценка снижается на I балл. Тем учащимся, которые не были активны при экспресс - опросе, тоже ставят отметку на балл ниже. К полученной оценке прибавляют баллы за призовые места при экспресс - опросе /I или 0,5/.
^ 3. ВИДЫ ЗАЧЕТОВ.

ЗАЧЕТ-ЭКЗАМЕН принимают несколько комиссий, в состав каждой из них входят как минимум два сильных ученика данного класса или несколько учеников из разных параллелей. Сдают зачет членам комиссии по билетам, составленным из вопросов к зачету.
ГРУППОВОЙ ЗАЧЕТ проводится следующим образом. Класс делится на несколько групп, состоящих из учащихся с разным уровнем подготовленности. Раздаются карточки с заданиями, число которых соответствует количеству учеников в группе. Вопросы для такого зачета должны быть взаимосвязаны, тогда у учащихся сложится полное представление об изученной теме. Учащиеся по очереди отвечают на свои вопросы. Члены группы внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают ответ.
ЗАЧЕТ-КАРУСЕЛЬ / его называют еще круговым, или зачет- «конвейер» / принимают члены комиссии. Но каждый из них выслушивает только один вопрос. Учащиеся заполняют на себя зачетные листы, в которых указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в них оценки. В итоге учитель или члены комиссии по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляют каждому ученику общую оценку за зачет.

Часто на зачетах с комбинированными заданиями используется такая форма, как ЗАЧЕТ ПО МАРШРУТУ. Для его приема создаются три комиссии из учащихся. Одна – самая многочисленная, проверяет степень усвоения теоретического материала / она, кстати, может работать по принципу «карусели» /. Вторая / достаточно двух учеников / - проверяет решение расчетных задач. Члены третьей комиссии проверяют умение планировать и проводить химический эксперимент. Учащиеся класса делятся на три группы, получают маршрут движения и сдают зачет, переходя в указанное время от одной комиссии к другой. В маршрутных листках членам комиссий делаются отметки о сдаче каждой части зачета, а затем выводится общая оценка.

Получить полную картину по основным теориям курса позволяет ЗАЧЕТ-АУКЦИОН, где определенную сумму баллов получает ученик, последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.


    1. ^ ВИДЫ ЗАЧЕТОВ.

- устный;

- письменный;

- устно - письменный;

- письменно – лабораторный;

- устно – практический.
ПИСЬМЕННЫЙ ЗАЧЕТ, как правило, проводится в форме контрольной работы, которая должна удовлетворять ряду требований.

Включенные в письменную работу задания должны охватывать основные теоретические положения, выявлять знания основных понятий темы. Задания даются разноуровневые. Задания должны быть таковы, чтобы учитель мог определить, в какой степени учащиеся владеют навыками решения задач.

Письменный зачет проводится для всего класса одновременно.

Однако в ряде случаев учащиеся сдают такой зачет индивидуально, поэтому содержание контрольной работы может быть различно в зависимости от посещаемости ученика и результатов текущих письменных проверочных работ.
УСТНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ ЗАЧЕТ выявляет знание основных теоретических положений, умение решать экспериментальные задачи и выполнять лабораторные и практические работы по теме зачетного раздела.
УСТНЫЙ ЗАЧЕТ принимается по темам, содержащим в основном теоретические вопросы и не требующим обязательного выполнения контрольных и лабораторных работ. Учащиеся при сдаче устного зачета должны уметь работать с учебником, справочником, обобщающими таблицами. Все это возможно лишь в случае, если учитель подготовит к зачету разработанный дидактический материал.

ПИСЬМЕННО-ЛАБОРАТОРНЫЙ ЗАЧЕТ может проводиться по таким предметам как физика и химия.

Наиболее распространенной формой зачета является устно – письменный зачет. К этому зачету учитель готовит разнообразный дидактический материал письменные самостоятельные и контрольные работы, карточки с заданиями, проверяющие знание теории, факторов, умение выделить главное, умение работать с учебником, справочным материалом, обобщающими таблицами и др. Устно – письменный зачет принимается по большинству тем по литературе, математике, физике, химии.


  1. Методика организации проведения зачетов.

Большое значение для эффективного проведения зачета имеет подготовительная работа.

Для организации и проведения зачета учитель готовит необходимый материал, в начале года на специальном стенде в кабинете вывешивается список зачетов на текущий учебный год, общие требования к ним, график сдачи, памятка о порядке проведения зачетов. В течение всего года учащимся систематически сообщаются сведения о предстоящем зачете: тема, срок сдачи, основная литература, примерные контрольные и лабораторные работы, требования к знаниям и умениям учащихся по данному разделу, материалы по повторению, вопросы для самопроверки, рекомендации по работе с учебником, справочниками, текстом литературного произведения и другими способами. Для организации работы на зачете учитель готовит специальный дидактический материал обучающего, тренировочного и контролирующего характера. Все материалы составляются так, чтобы учащиеся, ознакомившись с ним, могли самостоятельно готовиться к сдаче зачета.


  1. ^ ПРИНЦИПЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ.

В последние годы зачетное тестирование стало центральным звеном в системе тематического учета знаний, умений и навыков учащихся.

В той или иной степени тестированием охвачены сейчас химия, биология, математика, география, история. Составление тестов - дело, требующее высокого творческого накала, интеллектуального напряжения, большой отдачи, но чрезвычайно увлекательное. И труды эти окупаются глубоким моральным удовлетворением.

Чем привлекает тестирование как способ проверки знаний? Тем, что тексты, хотя учитывают лишь отдельные элементы знаний, умений и навыков, но являются объективными измерителями этих элементов на основании которых можно составить определенное мнение о знаниях учащихся в целом. Кроме того, использование тестов не требует больших затрат времени ни у проверяющих, ни у проверяемых, что дает возможность в короткое время проверить большой объем материала. Наконец, тестирование позволяет, определить достоверность результатов на основе применения статистических методов исследования.

Тестовые задания, должны обладать двумя качествами – доступностью и селективностью.

Доступность – это мера сложности тестовых заданий, селективность – способность их дифференцировать учащихся по степени успеваемости.

Виды тестовых заданий.

Тестовые задания подразделяются на открытые и закрытые. В открытых заданиях ученик сам вписывает короткий ответ, в закрытых он выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов, среди которых правильный только один.

Работа с открытыми тестами позволяет учащимся проявить несколько большую самостоятельность, но она менее экономична во времени, которое на нее надо потратить при заполнении и обработке.

Закрытые тесты могут быть разной сложности. Одни из них требуют от учащихся лишь вспомнить изученный материал, другие проверяют его понимание и умение решать задачи. Различают тесты на выбор ответа, на сочетание, например, задания, выясняющие связь строения и функции , на нахождение последовательности происходящих событий или действий.

В заданиях на выбор правильного ответа предлагается выполнить противоположное действие – исключить неправильный ответ, который содержится среди верных ответов.

Таблица №1

Карта тематической проверки.

Учебная тема № __________________

Учитель темы № ____________________

Учащийся __________________________



Урочная тема №1

Урочная тема №2

Урочная тема №3

Урочная тема №4

Урочная тема №5

Урочная тема №6

Оценки за каждую урочную тему.



Оценка за первое логическое задание __________________

Оценка за второе логическое задание __________________

Общая оценка за учебную тему ________________________

Подпись учителя ______________________

Оценка учителя при перепроверке _____________________
Таблица №2

Результаты учета знаний учащихся по разделу

«______________________________________».




№ п/п


Фамилия, имя уч-ся.

Выполнение домашних заданий

Самостоя-тельные работы


Контроль-ная работа


Итоговая контрольная работа


Зачетная оценка


1 2 3 4 5 6


1 и 2

1.

2.

3.

Иванов А.

Зайцев В.

Миронов С.

и т.д.

+ + + + + +

+  + +  +

     

4 5

3 3

2 

4

3



Освобожден

Освобожден

3

4

3

3

Таблица №3
Таблица уроков по темам.


содержание

№ урока и его вид.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Тема …




  1. Цель …

Лек ция

Практические

занятия

зачет

Обобща-ющий урок

Контрольная работа

Коррекция знаний

Таблица №4
Лист учета знаний по математике / к зачету /.


Вид деятельности

Оценка

Подпись

Теория / без доказательства /

Терминологический диктант
Решение устных задач
Теория / с доказательством /
Решение задач
Итоговая оценка








Похожие:

Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconУрок является основной, но не единственной формой организации обучения....
Развитие творческих способностей учащихся через нестандартные формы учебной деятельности
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconПроект поддержки и развития одаренности учащихся в реализации диалоговых...
Я – важнейшая задача педагогов и психологов в системе образования. Эффективность функционирования системы зависит также от взаимодействия...
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconУрок клеточка педагогического процесса
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности...
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconУрок это, систематически применяемая для решения задач обучения,...
Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности...
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconЯ. А. Коменский Успешность обучения зависит не только от мето­дов...
Успешность обучения зависит не только от мето­дов обучения, но и от форм организации познавательной дея­тельности учащихся на уроке,...
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconИспользование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников
...
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconИз опыта Карповой Татьяны Николаевны. Активизация мыслительной деятельности...
Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве...
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconОтветственный за методическую работу
Какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные...
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconПрограмма кружка «Школьный пресс центр» Составитель: Короткова Елена...
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации....
Зачетного раздела, оказывает воспитательное воздействие на учащихся благодаря индивидуальной работе. Принимая систематически зачеты, учитель более глубоко изучает знания учащихся и выявляет недостатки обучения. Эффективность проведения зачета во многом зависит от правильной его организации iconУрок как целостная система. II. Типология уроков. III. Структура...
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница