Урок на тему «Анализаторы»




Скачать 55,31 Kb.
НазваниеУрок на тему «Анализаторы»
Дата публикации13.10.2013
Размер55,31 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок



Урок на тему «Анализаторы»

Данный урок является комбинированным учебным занятием по расширению и закреплению знаний в теме «Анализаторы» с элементами исследования (8 класс, УМК: под редакцией Пономарёвой И.Н.). Учебное занятие разработано с применением технологии проблемного обучения, что способствует развитию познавательного интереса учащихся, совершенствованию умения учиться.

Формы проведения: коллективная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, практическая работа по изучению собственных анализаторов, тестирование, решение биологических задач.

^ Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник «Анатомия 8 класс».

Список используемой литературы:

1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе, - В.: Государственное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. – 147с.

2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 195с.

Тема урока: Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса.Взаимодействие анализаторов. «Определение выносливости вестибулярного аппарата» п/р. №23, «Проверка чувствительности тактильных рецепторов» п/р. №24, «Обнаружение холодовых точек» п/р. №25.

Задачи урока: создать условия для

  • уяснения связи строения и функции изучаемых органов чувств;

  • раскрытия взаимодействия анализаторов другс другом и их взаимнойдополняемости;

  • выявления изменений анализаторов, возникающих под влиянием условий жизни, и возможностей их совершенствования.

  • развития способностей работать самостоятельно, в группах;

  • воспитания необходимости заботы о своём здоровье.

Оборудование: мультимедийный проэктор; интерактивная доска; мультимедийная презентация; ноутбук; электронный учебник «Анатомия. 8 класс»;таблицы с изображением уха, вестибулярного аппарата, кожи, органов обоняния и вкуса; модели черепа с откидной крышкой, уха и вестибулярного аппарата; Большой справочник школьника. Биология»; склянка с пахучей жидкостью; кусочки сухого хлеба; секундомер; циркуль-измеритель с двумя иглами, остро заточенный карандаш (у каждого ученика).

^ Ход урока

  1. Проверка знаний

  1. Актуализация знаний.

- Мир познаваем. Докажите.

- Что обеспечивает процесс познания?

- Что такое анализатор? Из каких частей он состоит?

- Назовите составные части зрительного анализатора, слухового анализатора

  1. Решение биологических задач (индивидуально по карточкам)

  1. На одном из заводов был такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улёгся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался на станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной – спящий кузнец мгновенно оглох. В чём причина наступления глухоты?

  2. Оказывается артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?

3.Тест (выполняют учащиеся 1 варианта по индивидуальным карточкам)

1. Наружное ухо состоит из:

а) наружного слухового прохода б) ушной раковины

в) барабанной перепонки г) слуховых косточек

2. Слуховые косточки расположены в:

А) наружном слуховом проходе Б) среднем ухе

В) улитке Г) слуховой трубе

3. Рецепторы слухового анализатора – это:

А) слуховые косточки Б) палочки и колбочки

В) клетки костного лабиринта Г) ушная раковина

4. Высший отдел слухового анализатора расположен в коре больших полушарий в доле:

А) височной Б) лобной В) затылочной Г) теменной

(взаимопроверка 1- а, б, в; 2 – б; 3 – в; 4 – а)

4.Самостоятельная работа(выполняют учащиеся 2 варианта)

- Запишите в тетрадь правила, соблюдение которых позволит сохранить слух

5. Оценка и обсуждение результатов самостоятельных работ учащихся.

II. Изучение нового материала

I. Вводно-мотивационный.

    1. Формулирование проблемы урока, его темы и цели.

1). Сегодня, идя к вам на урок, я остановилась на минутку во дворе нашей школы и была поражена окружающим. Как звонко поет синичка среди лип, чуть шуршащих от нежного прикосновения ветерка, радует глаз багрянец тюльпанов…..

- Достаточно ли увиденного и услышанного, что бы передать всю прелесть окружающего? Что вы могли бы добавить к сказанному мной. (Показываю цветущую ветку цветущей сакуры)

2). Определение проблемы урока.

- Какие мировосприятия доступны человеку? Как они осуществляются? О каких новых способы познания мира вы хотели бы узнать?

(запись темы, формулирование цели урока)

    1. ^ Актуализация знаний (Мозговая атака)

- Назовите места нахождения органов чувств у человека

Глаз- орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Вестибулярный аппарат – орган равновесия

II. Операционно – познаватльный.

    1. Самостоятельная работа по изучению нового материала

(работа в группах и обсуждение в классе вопросов после представления представителем группы итогов их самостоятельной работы)

1 группа

- Изучите особенности строения и функционирование вестибулярного аппарата, используя статью учебника стр. 206 и рисунки. Используя воздушный шарик с песком, объясните, как действует вестибулярный аппарат.

-^ Почему после катания на качелях у некоторых людей появляется тошнота, головокружение?

2 группа

- Изучите особенностистроения и функционирование органа обоняния, используя статью учебника стр. 209 и рисунки.

- Определите запах предложенных объектов.

- Подумайте, почему одни вещества пахну, другие нет.

- Как воспринимается нами запах.

- Почему вредно вдыхать ядовитые вещества?

3группа

- Изучите особенностистроения и функционирование органа вкуса, используя статью учебника стр. 209-210 и рисунки.

- Попробуйте кусочек сухого хлеба на вкус. Проследите, как меняются ваши вкусовые ощущения?

- Как воспринимается нами вкус пищи.

- Почему кажется безвкусной холодная, горячая.

-^ Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?

4 группа

- Изучите особенностистроения и функционирование органа осязания, используя статью учебника стр. 208-209 и слайд электронного учебника.

-Рассмотрев, места расположения различных рецепторов кожи, объясните, к чему более восприимчива кожа человека?

-Каждый обладает индивидуальным узором на подушечках пальцев. Объясните причину данного явления.

    1. Объяснение учителя о мышечном чувстве.

    2. ^ Закрепление и систематизация изученного

( сопровождается заполнением схемы с использованием интерактивной доски)

- Какие органы чувств имеет человек? К какому анализатору они относятся? Какие функции выполняют?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

^ 4. Практическая работа (Выполняется по инструктивным карточкам учебника с оформлением результатов работы в тетради)

Тема: Определение выносливости вестибулярного аппаратаСтр. 207

Тема: Проверка чувствительности тактильных рецепторовСтр. 208
III. Рефлексивно-оценочный

    1. Решение биологических задач

- Назовите профессии людей, где необходима повышенная чувствительность того, или иного органа чувств?

- Почему иногда говорят «вкусно пахнет»?

-Что такое токсикомания? Чем опасна данная привычка?

- Почему боль – это защитное чувство?

- Что происходит с человеком, если у него какой – то орган чувств функционирует плохо?

2. Вывод (Продолжи высказывание)

Органы чувств нужны и важны, потому что….

3. Выставление оценок

III.Домашнее заданиеВ § 54 статью «Орган равновесия» и материал § 55. Выполнить задания и ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с. 211, 212). Возможно сообщения о людях-исключениях в вопросе чувствительности.

IV. Рефлексия

-Уходя, поставь любой знак в схеме на доске в зависимости от того, как ты чувствовал себя на уроке.

Чувствовал себя Было скучно

исследователем

Чувствовал себя Было познавательно

неуверенно

Похожие:

Урок на тему «Анализаторы» iconУрок №17 «Анализаторы»
Разъяснить, что анализатор является единой системой, состоящей из рецепторов, проводящих путей, соответствующих чувствительных центров...
Урок на тему «Анализаторы» iconВопросы к зачету по теории тавсо
Прямая и обратная связь в обучении. Внешняя и внутренняя обратная связь. Эффективность канала прямой связи. Анализаторы человека...
Урок на тему «Анализаторы» iconУрок по информатике и икт на тему
Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений
Урок на тему «Анализаторы» iconУроку Урок биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз»
Урок биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз» построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета...
Урок на тему «Анализаторы» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок на тему «Анализаторы» iconУрок «Демократия» проводиться в рамках изучения главы «Политическая жизнь современного общества»
Этот урок продолжает и углубляет тему «Политические режимы и типы политических систем». Урок имеет значительную смысловую и мотивационную...
Урок на тему «Анализаторы» icon«Автоматы: модель конечного автомата, распознаватели и преобразователи....

Урок на тему «Анализаторы» iconУрок по истории и математике на тему: «Развитие научных знаний»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами попробуем соединить свои
Урок на тему «Анализаторы» iconМетодическая разработка Урок-игра по математике для учащихся 5-х...
Функция в образовательном процессе: Развивающая познавательный интерес к изучаемому предмету, развивающая умение выполнять задания...
Урок на тему «Анализаторы» iconУрок экзамен по английскому языку в 7 классе Тема: «Мир вокруг нас»
Автор представляет нетрадиционный урок по теме «Мир вокруг нас»( урок-экзамен) Обозначен разнообразный спектр заданий, который позволит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница