Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели




Скачать 121,66 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели
Дата публикации22.09.2013
Размер121,66 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок
Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема: Принятие Русью христианства.

По дидактической цели: урок изучения нового материала.

По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Дидактические задачи урока:

  • Дать представление о принятии христианства на Руси; определить причины и значение принятия христианства; познакомить с понятиями «религия», «христианство», «православие»;

  • развивать умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников;

  • воспитывать патриотическую гордость, любовь к изучению истории.

Педагогические задачи урока:

  • продолжить знакомство учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;

  • научить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;

  • заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

Оборудование:

  1. Карточки со словами:

    • Жертвоприношение, многобожие, духи.

    • Домовой, Перун, Велес, леший, водяной, русалка, Сварог, Даждьбог.

    • Олег, Рюрик, Игорь, Владимир, Святослав, Ольга.

  2. Карта «Киевская Русь в ІX – начала XІІ века».

  3. Репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря».

  4. Репродукция картины В. Васнецова «Крещение Руси».

  5. Отрывки из летописи.

  6. Компьютерная презентация.


Ход урока.

Этап урока.

Содержание занятия.

Примечание.

Орг. момент

Мир прекрасен и удивителен.

Сколько событий, сколько открытий!

^ Отправляйся смело в путь,

Ум, смекалку не забудь.

Сегодня мы продолжаем наше путешествие по реке Истории Отечества.




Актуализация опорных знаний. Мотивация учащихся

^ Жертвоприношение, многобожие, духи

Что объединяет все эти понятия? (Язычество)

Разделите на группы: домовой, Перун, Велес, леший, водяной, русалка, Сварог, Даждьбог.

Что вы можете рассказать о верованиях славян?

Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружает, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Появились традиции, ритуалы, обряды. Менялась и жизнь наших предков – славян. Если раньше племенем управлял старейшина, то теперь появились князья.

Перед вами имена первых русских князей, расположите их в нужной последовательности: ^ Олег, Рюрик, Владимир, Ольга, Игорь, Святослав.

Что вы о них знаете?

Что вы узнали о князе Владимире?

Слова на доске.

Слайд.
Слова на доске.

Духи: домовой, леший, водяной, русалка.

Боги: Перун (бог грозы и молнии), Велес (бог скота), Сварог (бог неба), Даждьбог (бог света)

Слайд.


Слайд.

^ Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.

Постановка проблемы

У Святослава было три сына: Ярополк, который княжил в Киеве, Олег – на земле древлянской, Владимир – в Новгороде, а затем стал править в Киеве. В это время на Русь с юга часто совершали набеги печенеги. Печенеги сжигали дома, забирали людей в плен. У Владимира была большая дружина. Воины отличались необычайной силой, удалью, мужеством и умом.

Русский народ любил своих защитников и называл их богатырями, витязями святорусскими. Назовите произведения, в которых мы можем прочитать о них. (Былины)

Совершали они святое дело – защищали землю Русскую. ^ Показ репродукции.

Кто эти богатыри?

Изображены они на самых опасных – южных – рубежах. Там для обороны от печенегов были построены мощные крепости.

Князь Владимир отличался добротой и щедростью. После каждого удачного похода на княжеском дворе устраивали пир, и надо было кого-то принести в жертву Перуну.

Вот как это описано в книге Александры Ишимовой.

^ Чтение отрывка из книги.

О чем заставил задуматься этот случай князя Владимира?

(отказ от язычества, принятие единой веры).

Язычество – религия многобожия. Поэтому каждое племя поклонялось своим Богам. Это делало общество разобщенным.

Как вы бы поступили на месте князя Владимира?



Работа с картой
Слайд.

Слайд.

Репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря»


Текст № 1.

Определение темы и цели исследования.


Хотя Русь и стала крупнейшим по площади государством Европы, но еще сильна была раздробленность ее земель. И князь Владимир увидел возможность сплочения государства в принятии единой веры в единого Бога.

К тому времени уже сложились основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам, иудаизм. Хазары исповедовали иудаизм, волжские булгары приняли ислам, на юге и западе Русь соседствовала с христианскими Византией, Польшей.

Какую же веру выберет князь Владимир? Послушаем разговор князя Владимира с проповедниками различных религий.

Инснценировка.

Какая вера не понравилась сразу князю? Почему? (Буддизм – отказ от богатства, покорность; иудаизм – нет единой страны, отвергнуты).



Выдвижение рабочей гипотезы



Какой религии отдал предпочтение Владимир? Почему? (Христианству, в форме православия).

Назовите тему нашего урока, что будем сегодня исследовать?

Какие вопросы возникают у вас в связи с темой урока?

  • Зачем приняли христианство и отказались от язычества?

  • Когда было принято христианство?

  • Чем христианство отличается от язычества?

  • Что дало христианство?

В связи с поставленными вопросами исследуйте текст учебника, с. 8 – 11.

Чтение текста.

На какие вопросы вы уже можете ответить? (Христианство было принято в 988 году. Владимир увидел в новой вере возможность для сплочения государства.)

Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими болями и бедами, помогать бедным и несчастным, уважать власть государства.

Как же происходило принятие христианства? Ваши предположения.

Народ любил Владимира, который не давал русских в обиду, поэтому последовал примеру и повелению своего князя.

Посмотрите на иллюстрацию. Что изображено?
А вот как описывает крещение Руси А. Ишимова.

^ Чтение отрывка.

Что объединяет взгляды художника и писателя на это великое событие? (Люди верили Владимиру и подчинялись ему.)

Но, к сожалению, крещение не всегда проходило гладко. Иногда оно встречало сопротивление в народе, который с трудом расставался со своими языческими идолами и обрядами.

Чем же христианство отличается от язычества? Ваши версии исследователи.

Давайте составим сравнительную таблицу двух религий.



Линия сравнения

Языческая вера

Христианская вера

Вера славян.

Многобожие.

Один Бог – Иисус Христос.

Записи о Богах.

Нет.

Да. Евангелие.

Обряды по принятию веры.

Нет.

Да. Крещение.

Изображение богов.

Да. Деревянные идолы.

Да. Иконы.

Помещения для молитвенных обрядов.

Нет.

(Капища)

Храмы.

Жертвоприношения.

Да.

Чаще всего продуктами.




Слайд.

Учебник.

Слайд.

Репродукция картины В. Васнецова «Крещение Руси».
Текст № 2.

Слайды.

Формулирование вывода по результатам исследования



Нужно ли было принимать христианство? Ваши гипотезы.

Принятие христианства, крещение Руси сыграло огромную роль в истории Русского государства. Какие же последствия дало принятие христианства?

Значение принятия христианства для Руси:

  • Единое мировоззрение;

  • Укрепление государства;

  • Новая нравственность;

  • Укрепление связи с христианским миром;

  • Способствовало появлению письменности, развитию образования и культуры, архитектуры и живописи.



Слайд.

Творческое применение знаний и умений в новой ситуации.



Какие изменения произошли с князем Владимиром после крещения? Сделайте свои предположения. (Войны вел только оборонительные, сам ни на кого не нападал – вера учит жить в мире и согласии. Отменил казни – не убий. Устраивал пиры для всех людей – милостыня.)

Народ очень любил Владимира и прозвал его Красным Солнышком; это прозвание и осталось за ним навсегда. При нем Русское государство стало могучим и грозным.




Подведение итогов урока

Подумайте и ответьте: что такое религия? (Система верований, взглядов; поведение людей, ритуалы.)

В словаре дается такое объяснение: Религия – это вера в сверхъестественные силы и Богов.

Религии вобрали в себя мудрость многих поколений людей.

Можно верить в бога, можно не верить – это личное дело каждого человека. Но заставить всех перестать верить нельзя, ведь многие культурные ценности человечество сохранило именно благодаря религии.

Как вы оцениваете важность сегодняшнего урока? Почему?

О чем заставил задуматься? Поделитесь своими мыслями.

Как вы оцениваете в целом работу класса?

Кому захотелось сказать спасибо? Почему?




Домашнее задание.


На следующем уроке мы будем говорить о древнерусской культуре. Подготовьтесь к разговору на данную тему.

Подумайте, что стало главным украшением любого города после принятия христианства? (Храмы.)





Дополнительный материал к уроку.

Сегодня языческое и христианское часто переплетаются. Народные гулянья, обряды, увеселенья наших «святок» полны забытыми уже в их происхождении остатками язычества. Слово «святки» очень старое и значило в языческой древности «праздник». Святочные гадания выражают желание узнать свою судьбу в наступающем году.

Что вы знаете о христианстве, о крещении? Какие праздники связаны с этими событиями?

Рождество Христово – один из главных христианских праздников.

В доме стоит новогодняя елка, много свечей. Рождественские свечи – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (канун Рождества) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, а полено заменили свечи.

Колядки – это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье.

«Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить. Коляда, коляда! Подавай пирога!»

Крещение – в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан. В этот день освящают воду в церкви и проруби. Вода долго остается свежей, не портится.

Крещение – одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой).

Веснянка (рус. «заклички») – обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение.

Пасха – главный христианский праздник. Этот праздник приходится на воскресенье. Люди при встрече говорят друг другу: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашенными яйцами, прежде всего, катание яиц по земле, а также «битки» - битье крашенными яйцами.

Текст № 1.
Когда Владимир воротился из похода, старшины киевские сказали «Кинем жребий, кого принести в жертву Перуну». У славян был тогда обычай иногда и людей приносить в жертву, то есть закалывать перед идолами. Жребий пал на молодого варяга по имени Иоанн. Иоанн и его отец Федор были христиане. Народ послал к Федору, чтобы он выдал сына на жертву. Но Федор сказал им: «У вас не боги, а дерево; ныне есть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят, их сделали люди. Бог один. Он сотворил и небо, и солнце, и звезды, и месяц. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына в жертву бесам». Народ рассердился, бросился к дому варяга, сломал забор; Федор встал в сенях с сыном. Народ закричал: «Дай сына богам!» А Федор сказал им: «Если они боги, то пусть сами возьмут его». Народ еще пуще рассвирепел и убил обоих. Оба они святые.

Многие русские призадумались о словах Федора. А как подумали, то и не могли не сознаться, что варяг говорил правду. Стал раздумывать и сам Владимир и увидел, что вера в Перуна неправая.
Текст № 2.
Сперва архиереи и священники ходили по Киеву и крестили народ. Желающих было много, но были и такие, кто не решался креститься. Чтобы прекратить это, великий князь послал оповестить по всему Киеву, чтобы назавтра все некрещеные шли к реке, а кто не пойдет, будет противником князю. Киевляне и стали говорить: «Если бы новая вера не была хороша, князь и бояре не приняли бы ее», - и пошли на другой день к Днепру. Владимир вышел туда же с архиереями и священниками. Народу было великое множество: кто вошел в воду по шею, кто по грудь, младенцы были на руках, дети подле берега; те киевляне, которые уже были крещены, стали теперь крестными отцами, а священники на берегу читали молитвы. Так и крестились киевляне. И была великая радость.

Сценка.
Ведущий. Много людей из разных стран приехало к Владимиру, и каждый доказывал, что вера его народа – самая лучшая.

^ Князь Владимир сидит на троне.

Проповедник мусульманства. Ислам – «покорность» по-арабски. Главная книга – Коран. Это вера в единого бога, в божеское предопределение судеб и поступков людей, в загробную жизнь, то есть в бессмертие души.

Владимир. Садитесь за стол, гости дорогие. Выпейте вина, отведайте ветчины из свинины. Очень вкусно!

Ведущий. Проповедники отказались от угощения и удалились. Недолго был в одиночестве князь Владимир. Пришли хвалить свою веру буддисты.

Проповедники. Наша вера возникла раньше всех. Главное – искоренение желаний. Надо зимой и летом ходить босиком, чтобы случайно не убить насекомое; не лгать; не копить богатство; не проливать кровь живых существ.

Владимир. Наше государство – лакомый кусочек для соседей. Нам необходимо войско.

Ведущий. Пришли похвалить свою веру и иудеи.

Проповедники. Иудаизм – наиболее ранняя религия. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа.

Владимир. Где же ваше отечество?

Проповедники. В Иерусалиме, но Господь во гневе расточил нас по чужим странам.

Владимир. А если Бог вас отверг и расточил, как же вы смеете проповедовать свою веру? Идите с Богом.

Ведущий. Отправил князь послов в разные страны: к болгарам, к немцам, в греческую землю. Вот вернулись послы из греческой земли, там где православное христианство, и вели такую речь.

Послы. Ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.

Ведущий. И добавили послы такие слова.

Послы. Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.

Ведущий. Задумался князь Владимир. Ему рассказали проповедники об исламе, иудаизме, буддизме, а послы принесли речь о православном христианстве.

Похожие:

Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconТема: Принятие Русью христианства
Цели выяснить причины принятия христианства Русью, 2продолжить работу над формированием умений анализа исторических источников. 3...
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Во времена Древней Руси»
Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconУрок окружающего мира на тему "Чудесные цветники" 1 класс
Цели: Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconУрок по истории России в 6 классе. Владимир Святославич. Принятие христианства
Дать обучающимся представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconУрок окружающего мира. Умк «Начальная школа 21 века» 3 класс Тема:...
Вот прозвенел наш колокольчик школьный. Мы пригласили на урок гостей. На них вы поглядите и кивните
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconМетодическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок...
...
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconУрок окружающего мира. 3 класс Тема: Беспозвоночные животные. Разнообразные животные
Название животное происходит, от слов живёт, жизнь. Организм животного обладает всеми признаками жизни
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconУрок окружающего мира по теме "Страна городов" (4-й класс)
Дать краткую информацию о некоторых исторических личностях и живописных достопримечательностях
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconУрок. 10 класс. Тема : Промышленность и окружающая среда
Цели: Углубить знания учащихся о взаимосвязи между размещением отраслей промышленности и географией «грязных» регионов мира
Урок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели iconТема: Чувственное познание. Класс
Цель: актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница