«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы»




Скачать 116,98 Kb.
Название«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы»
Дата публикации11.09.2013
Размер116,98 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы


Педагогический совет

«Гражданско-патриотическое воспитание и образование:
опыт, проблемы и перспективы»


  1. Добрый день, уважаемые коллеги.

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема гражданско-патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы. Поэтому тема нашего педагогического совета звучит так: «Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы»
Наш педсовет будет проходить по следующему плану:

  • Гражданско-патриотическое воспитание как источник повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе.

Выгузова Л.В. – педагог-организатор

  • Проблемы и перспективы гражданско-патриотического воспитания в МОУ «Багарякская СОШ»

Исаева Г.Ю.-вожатая.

  • Работа учителя по формированию гражданской и патриотической компетентности учащихся

Говорухина Л.А. – руководитель ОБЖ.

  • Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.

^ Пушкарева Л.Ю. – классный руководитель 7 класса.

Белова С.И.

  • Семья как источник формирования гражданской позиции в обществе.

Бердникова Л.Р. – социальный педагог.

Но прежде чем приступить к проведению педсовета вы на листочках, которые находятся у вас на столах, запишите, какими качествами должен обладать наш выпускник при выходе из школы.

^ Гражданско-патриотическое воспитание как источник повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе.

Выгузова Л.В. – педагог-организатор
Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.        

 В ходе реформы были достигнуты: гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора. Государственными образовательными стандартами общего среднего предусмотрены: национально-региональный компонент, школьный компонент, ученический компонент, дисциплины по выбору учащихся.

       Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования определяется рядом обстоятельств:

  • обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. 

  • необходимостью осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека,

  • усилением гуманитаризации содержания образования, 

  • непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин, 

  • введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

  • изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

Нормативные документы и информационно – методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
       Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием. Что такое патриотическое воспитание? Прошу вас, уважаемые коллеги подумать и дать четкое определение. (обмен мнениями)

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания:

* это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
* это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

       Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм. 

       Основная  воспитательная задача гражданского воспитания – это не только  привитие  любви к Родине, но и  формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за  будущее своей страны.

Давайте сейчас посмотрим на результаты интернет-опроса молодых людей и на данные опроса, проведенные в нашей школе.

^ Патриотическое воспитание населения

1. Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые слово "патриотизм"?

http://zakaz.krd.ru/www/home.nsf/c5d9bf6a7be7d30ac325688f00241cb1/475b1f9e6799ef7ac32575e6004b0b51/body/0.9f3e?openelement&fieldelemformat=jpg

^ 2. Как Вы понимаете слово "патриотизм"? Что оно обозначает?
http://zakaz.krd.ru/www/home.nsf/c5d9bf6a7be7d30ac325688f00241cb1/475b1f9e6799ef7ac32575e6004b0b51/body/6.315a?openelement&fieldelemformat=jpg

^ 3. В чём, на Ваш взгляд, проявляется истинный патриотизм?
http://zakaz.krd.ru/www/home.nsf/c5d9bf6a7be7d30ac325688f00241cb1/475b1f9e6799ef7ac32575e6004b0b51/body/16.3e74?openelement&fieldelemformat=jpg

^ 4. Считаете ли Вы себя патриотом России?
http://zakaz.krd.ru/www/home.nsf/c5d9bf6a7be7d30ac325688f00241cb1/475b1f9e6799ef7ac32575e6004b0b51/body/23.2?openelement&fieldelemformat=jpg

^ 5. Нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию населения?
http://zakaz.krd.ru/www/home.nsf/c5d9bf6a7be7d30ac325688f00241cb1/475b1f9e6799ef7ac32575e6004b0b51/body/25.4d1e?openelement&fieldelemformat=jpg

^ 6. Какие структуры должны в первую очередь заниматься воспитанием патриотизма?
http://zakaz.krd.ru/www/home.nsf/c5d9bf6a7be7d30ac325688f00241cb1/475b1f9e6799ef7ac32575e6004b0b51/body/33.283a?openelement&fieldelemformat=jpg

^ 7. Какие структуры сегодня реально занимаются воспитанием патриотизма?
http://zakaz.krd.ru/www/home.nsf/c5d9bf6a7be7d30ac325688f00241cb1/475b1f9e6799ef7ac32575e6004b0b51/body/40.334a?openelement&fieldelemformat=jpg
В ходе того же опросы было выявлено, что патриотическое воспитание гражданами России понимается:

  • воспитание любви и уважения к Родине, к месту, где родился, гордость за свою страну – 46%;

  • воспитание детей и молодёжи – 26%;

  • служба в армии, защита Отечества – 11%;

  • труд и служение на благо Отечества, забота о людях своей страны – 7%;

  • быть патриотом – 2%;

  • пропаганда идей патриотизма, политическое и идеологическое воспитание – 1%;

  • затруднились ответить – 7%

Нельзя не отметить, что в последние годы заметно изменились ценностные ориентации, мировоззрение молодежи в целом. Если в конце 90- х годов школьники в качестве примеров проявления патриотизма называли имена П. Корчагина, З. Космодемьянской, Ю.Гагарина, то в наши дни общественный идеал получает иную направленность. Старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых, влиятельных, суперменов. Причем, положительное отношение к предпринимательству старшие школьники объясняют тем, что не хотят, как их родители, весь день работать на государственном предприятии, не получая зарплаты. Они считают, что предприниматель работает на себя и умеет организовать работу так, чтобы получать большую прибыль.

       Сравнительный анализ направленности профессиональной деятельности показывает, что более 10 лет назад большинство учащихся мечтали быть космонавтами, врачами, инженерами, учеными: “Чтобы приносить пользу людям”. Причем в качестве основного мотива своего выбора старшеклассники указывали мотив интересов общества, государства, других людей.

       Среди современных старшеклассников проявляются мировоззренческая индифферентность, анархические настроения, нежелание участвовать в организованных формах воспитательной работы. 

       Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что вопросы цели гражданского воспитания и содержания гражданского воспитания неразрывно связаны, их невозможно расчленить, решать отдельно, они едины, не поддающееся разъединению.
^ Патриотическое воспитание многогранно и может осуществляться при различных видах совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Основные направления патриотического воспитания

  • Военно – патриотическое

  • Духовно – нравственное

  • Туристско – краеведческое

  • Историко - патриотическое

  • Гражданско – патриотическое

  • Социально – патриотическое

  • Героико – патриотическое

  • Спортивно – патриотическое

  • Профессионально – трудовое

  • Психологическое.



       Каковы же современные механизмы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся образовательных учреждений?
       Важнейшим механизмами формирования гражданственности и патриотизма, реализуемыми образовательными учреждениями, является социально-педагогическая деятельность с учащимися.    

       Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

       Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.

Предлагаются следующие формы работы:

       1.  Лекционные занятия лучше проводить в неформальной обстановке, в форме групповых обсуждений, семинаров, на заданную тему. Таким образом, решается сразу две задачи: выявляется первоначальный уровень знаний ребят на определенную тему, и в дальнейшем в ненавязчивой форме преподносится новый учебный материал.

       2. Эффективным направлением является  туристско-краеведческая деятельность - походы, во время которых  проводятся психологические тренинги и совместные обсуждения с кратким обзором истории и традиций данного края. 

       3. Участие в восстановительных работах при храмах и церквях формирует у подрастающего поколения духовную сферу, приобщает к истории величия и значимости России в мировом пространстве.

       4. Важным элементом гражданского воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов (семья, учебные заведения и т.д.).

       5. Проведение  учебного курса «Гражданское воспитание в современных условиях» включающий в себя ряд дисциплин: политология, экономика, история России, экономическая и социальная география, Отечественная литература.

       Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.

       Творческая работа в ОУ дает возможность не только  для самореализации  личности, но и приобщают к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.


  • ^ Проблемы и перспективы гражданско-патриотического воспитания в МОУ «Багарякская СОШ»

Исаева Г.Ю.-вожатая.

  • Работа учителя по формированию гражданской и патриотической компетентности учащихся

Говорухина Л.А. – руководитель ОБЖ.

  • Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.

Пушкарева Л.Ю. – классный руководитель 7 класса.

Белова С.И.

  • Семья как источник формирования гражданской позиции в обществе.

Бердникова Л.Р. – социальный педагог.

Организатор: У нас на доске нарисовано дерево желаний. То задание, которое вам было дано в начале педсовета уже сделано. Давайте наши листочки, на которых написаны качества личности выпускника, прикрепим на дерево. (качества озвучиваются)

 

Организатор:Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников я вам предлагаю принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. (Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на листах таблицу:

№ п/п

Мероприятия для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников

Для кого проводится
(классы, участники)

Ответственные за проведение мероприятия

Учащиеся

Родители

Педагоги

(озвучивают)

Организатор: Предлагается проект решения педагогического совета:

  1. Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников.  Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.



  1. Педагогу – организатору совместно со старшей вожатой разработать ь «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2013-2015 год», рассмотрев ее на заседании МО классных руководителей, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая  работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.




  1. При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие 2012-13 учебного года:

– продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;
– учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников воспитательно-образовательного процесса;
– использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы;
– приглашать для участия в мероприятиях, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих, а также родителей учащихся.

  1. Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.

Организатор: Уважаемые коллеги. Гражданско-патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные. Это -

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играми, знакомство с родословной, семейными традициями;, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда ,посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев; 

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости – это пути того, что мы с вами сможем вырастить человека, гражданина и патриота своей страны.


Похожие:

«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconВыпускная квалификационная работа специальность: «Педагогика и психология»...
Гражданско – патриотическое воспитание в общей системе воспитания подростков
«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconЭколого-правовое воспитание гражданина и патриота
Гражданско-правовое образование способствует более быстрой адаптации школьников в современных условиях и включает в себя патриотическое,...
«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconЦелевая воспитательная программа «Гражданско патриотическое воспитание...
Название программы: «Гражданско патриотическое воспитание – составная часть системы формирования личности обучающегося»
«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания «Я рожден в России»
Одним из традиционных приоритетных направлений воспитательной работы в школе является гражданско-патриотическое воспитание
«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconСистема гражданско-патриотического воспитания в моу «Средняя общеобразовательная...
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в работе нашей школы
«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconВнеклассное мероприятие (классный час)
Воспитание культуры ценностной ориентации (принципов, взглядов) по поводу отношения к Родине, родному краю; гражданско-патриотическое...
«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconОтчет Тема «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду»
Отечество, Родину. Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за воспитание высокого национального достоинства,...
«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconГражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе мо шисп

«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconГражданско-патриотическое воспитание в современных условиях это целенаправленный,...
Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического...
«Гражданско-патриотическое воспитание и образование: опыт, проблемы и перспективы» iconГероико – патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание – это прежде всего «отцы и деды их путь и слава, обычаи, законы, преданья» это воспитание настоящего гражданина...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница