Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока




Скачать 63,17 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока
Дата публикации25.08.2013
Размер63,17 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок




Урок обществознания в 11 классе

Разработчик:

Сиденко Е.В.

учитель обществознания

МОУ «СОШ № 15» с. Казинка

Шпаковского района

Ставропольского края.
Тема урока: Свобода в деятельности человека.

Тип урока: Проблемная дискуссия.

Цели урока:

1. В процессе овладения учащимися в ходе проблемного разговора комплексным понятием свобода и её ценностями убедить их в важности формирования себя личностью свободной, деятельной и самостоятельной.

2. Считать показателями осмысления учащимися ценностей свободного человека успешное выполнение ими следующих заданий:

- выделение ценностей свободного человека;

- применение выделенных ценностей свободного человека в новых ситуациях, самостоятельно смоделированных, спроектированных на основе опыта семейного воспитания и выдержек из правовых документов;

- овладение комплексным понятием «свобода».

^ Формы организации учебной деятельности:

Сочетание групповой деятельности учащихся с выходом на индивидуальную рефлексию с опорой на такие интерактивные технологии общения как:

- методика конструктивного взаимодействия;

- методика критического мышления;

- модель открытого обсуждения.
^ План-ход урока - дискуссии.

Лейтмотив дискуссии.

1.Учитель:

… И сказал человек: «Моя хата с краю». А так как она была с краю, то когда полил сильный дождь, смыло её и остался он без крова. И помочь ему было некому. И сказал другой человек: «Моя хата с краю». А так как была она с краю, то ворвались в неё разбойники и ограбили его до нитки.

И сказал другой человек: «Моя хата с краю». Но разразилась гроза. Ударил гром. Сверкнула молния. Случился пожар. Загорелась хата. И сколько он не кричал, некому было прийти ему на помощь. И сгорела хата дотла. И остались от неё одни головёшки!

И воскликнул другой человек: Глупые, где вы видите сегодня край, ведь даже в космосе стало тесно от спутников и космических кораблей. Посмотрите вокруг: впереди, позади, рядом с вами идут люди. Вы лишь небольшая песчинка, связанная с ними неразрывными нитями.

«Моя хата с краю», - эти слова часто можно слышать от многих людей: и молодых, и пожилых. В них заложена извечная потребность человека быть свободными. Наверное, и вы, ребята, стремитесь к свободе, мечтаете о самостоятельности в достижении поставленных перед собой целей.

^ Постановка проблемы урока.

Приглашаю Вас к размышлению над понятиями «Свобода» и «Ценности свободного человека». Для чего? Да для того, чтобы сформировать себя личностями свободными, а значит, деятельными и самостоятельными. Чтобы каждый из вас смог многого добиться в своей жизни. Чтобы каждый из вас смог, как когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин, воскликнуть:

- Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим,

Души прекрасные порывы!

^ Проблемный разговор.

Учитель: Наш проблемный разговор я начала словами известного публициста Н. Грибачёва. Как вы думаете, почему данных людей постигло несчастье?
Ответы учеников на вопрос. Подведение их к пониманию того, что:

- свобода человека не означает независимость его от общества;

- абсолютной свободы не существует;

- свобода – это не анархия и не вседозволенность;

- свобода – ограничена необходимостью выполнения законов.
Учитель:

- Не быть подчинённым никакому закону – значит быть лишённым самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя – отмечал Генрих Гейне.

Итак, чтобы быть истинно свободным человеком – это значит, жить по законам общества и государства, по принципу «Не навреди себе!»
Учитель:

Давайте поразмышляем, какие же основные ценности свободного человека необходимо сформировать у себя?

Предлагаю Вам три мудрых изречения с пропущенными ключевыми словами, характеризующими ту или иную ценность свободного человека.

Учащиеся предлагают варианты ответов.

Первое: - Человек имеет свободу…, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и навыки были бы бессмысленны (выбор).
Форма Аквинский

Второе: - Свобода – это состояние человека, при котором его никто не сдерживает и никто не контролирует, кроме властей и той…, которую он сам себе поставил.

(Цель).

Луи Аефевр

Третье: - Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается… за неё (ответственность).
Карл Яспере
Учитель: (использование метода неоконченных предложений)

- Всего три высказывания о свободе и основных её ценностях. А сколько ещё толкований и споров вызывают эти понятия! Но большинство философов, политиков и учёных сходится во мнении, что:

- свобода всегда связана… (с выбором).

- Выбор зависит от поставленной … (цели).

- Свобода всегда влечёт … (ответственность) за принятое решение.

Вы согласны с этим?
Дискуссия по проблеме.
Учитель: (на фоне мелодии)

- Шёл человек, о чём-то мечтал

Всё что видел, к себе примерял

Делал выводы сам –

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Сам свой капитан.

Так должно быть, но так ли это в действительности?
Включение аудиозаписи с мнениями школьников.

Первое мнение: - Хочу после 9 класса пойти учиться (девушка) на

воспитателя детского сада, как мама. Но родители против. Приводят много отрицательных примеров и навязывают свою точку зрения. Что мне делать? Их двое, а я одна.

Второе мнение: - Часто родители говорят мне: - Ты ещё ничего не

соображаешь в жизни, слушай, что тебе говорят. Мне иногда стыдно перед товарищами. Что не так – сразу подзатыльник и крик!
Учитель: Психологическое насилие, запреты,

наказания, унижения, злоупотребления, моральное давление и физическая расправа – вот небольшой перечень отрицательных проявлений в отношении детей, посягательств на их свободу.
^ Работа с правовыми документами.
Учитель: - Перед вами лежат выдержки их правовых документов:

- Конвенции ООН о правах ребёнка

- Конституции РФ, закона «Об образовании»

- Семейного, гражданского и уголовного кодексов РФ.
Выдержки из документов

^ Из конвенции ООН о правах ребёнка

Ст.37 … Чтобы ни один ребёнок не был лишён свободы незаконным или

произвольным путём.

…Необходимо уважать права ребёнка на свободу.

…Чтобы каждый ребёнок, лишённый свободы пользовался гуманным обращением.

Из Конституции РФ

Р.1, ст.2.

- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

^ Из Гражданского кодекса РФ

Ст.2. Неотчуждённые права и свободы человека защищает закон.

Из семейного кодекса РФ

Ст.561

… Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных

интересов.

… Имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны

родителей.
Учитель: Вдумчиво вчитайтесь в эти документы.

ОПИРАЯСЬ на них, поделитесь собственным опытом

семейных отношений по формированию

личности счастливой и свободной.
^ Из опыта семейного воспитания – обмен мнениями учащихся (об агрессии, озлобленности, даже суициде детей).
Учитель: Подведём итоги нашей дискуссии.

1. Вы согласны, что свобода человека определяется правами, в том числе и в семье.

2. Чем большим количеством прав пользуется ребёнок, тем он свободнее.

3. Цель семейного воспитания состоит в воспитании счастливой и свободной личности.

4. А счастливая и свободная жизнь ребёнка – это жизнь, наполненная смыслом, духовно богатая и безопасная.

Дискуссия по вопросам.
Так что же такое свобода? Давайте сформулируем её определение.

Учащиеся формулируют своё определение понятия свобода.
Это наши с вами выводы, а в философском словаре подчёркивается, что свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которых он добивается поставленных перед собой целей.

Закрепление.

Какие из приведённых ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

- свобода – это отсутствие всяких преград и помех;

- свобода – это осознанное следование необходимости;

- свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;

- свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения.
Желаю вам быть счастливыми, свободными и деятельностными? Пусть всего вы будете добиваются сами, но … с нашей помощью и советом..!

Домашнее задание: сочинение – эссе «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», социальный проект: «Идеальная модель свободного общества».

Похожие:

Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconУрок истории в 5 классе. Разработчик: Сиденко Е. В. Учитель истории...
Развивать умение обобщать материал в опорный конспект, работать с картой, классифицировать, анализировать источник и сопоставлять...
Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconУрок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения...

Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconМоу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края
Недаром старушки – задворенки и бродящие меж дворов старички за ночлег и ломоть хлеба рассказывали волшебные сказки. Всё это, вся...
Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconУрок истории в 9 классе
С. В. Усикова, учитель истории и обществознания моу сош №11 ст. Кирпильской Усть – Лабинского района
Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconПрограмма формирования исследовательской культуры учащихся моу «сош№15»...
Примени­тельно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ве­дущими и основными являются методы творческого характера...
Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconМоу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Объяснительная записка
Однако сила и слава древнего искусства оказались вечными. На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества...
Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconУрок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
Учитель истории и обществознания моу сош №6 г. Озёры Московской области Печникова Т. В
Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconНебыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк...
Небыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк моу сош №20 г. Энгельса
Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconВалькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40
«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках экономики и обществознания как средство активизации познавательной...
Урок обществознания в 11 классе Разработчик: Сиденко Е. В. учитель обществознания моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края. Тема урока iconВнеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л....
Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница