Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка




НазваниеОсновная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка
страница1/22
Дата публикации03.04.2013
Размер2,95 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВААТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ СОШ № 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа - нормативный документ, определяющий и характеризующий особенности организации образовательного процесса и управления школы.
Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования МБОУ СОШ № 3 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа направлена на реализацию Закона РФ «Об образовании».
В разработке Программы использованы следующие нормативно -правовые документы:

  • Конвенция о правах ребенка

  • Конституция Российской Федерации (ст.43);

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 16ноября 1997 г .№ 144-ФЗ; от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ; от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ ст. 2,6,7, 9, 14, 17, 31, 32);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • Устав МБОУ СОШ № 3

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.


Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
^ Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
^ В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи ООП:

• проектирование качества образования (результата образования) в МБОУ СОШ № 3, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ожиданиям участников образовательного процесса;

  • моделирование вариативных форм образовательного процесса, обеспечивающих качество школьного образования;

  • стимулирование творческой деятельности участников образовательного процесса для удовлетворения потребности в продуктивном самовыражении;

  • анализ образовательных достижений и оценка качества образования

  • выявление состояния образованности школьников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на этапе реализации данной ООП).


^ Ожидаемые конечные результаты реализации основной образовательной программы:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной картины мира.


^ Освоение основной образовательной программы планируется достигнуть через

  • достижение заданного качества образования; повышение конкурентоспособности и мобильности выпускников;

  • использование новых методов управления и организации образовательного процесса;

  • развитие инновационной сферы;

  • совершенствование используемых педагогических технологий в образовательной среде школы;

  • реализацию дополнительных образовательных услуг как основы расширения спектра образовательных услуг;

  • повышение эффективности сотрудничества с субъектами социального партнерства;

  • обеспечение образовательного процесса учебно-методической литературой, средствами обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

  • развитие применения информационных систем и технологий, коммуникационных сетей в образовательном процессе;

  • развитие механизмов, обеспечивающих включение родителей и общественности в управление образовательным процессом школы.


Принципы построения программы:

  • Актуальность - решение, отражение самых значимых вопросов для школы.

  • Научность (методологичность) - разработка программы на основе научных теорий.

  • Прогностичность - предвидение будущего, умение перестроиться, изменить условия.

  • Системность развития ОУ - всесторонняя проработка принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях.

  • Регионализации - учет особенностей образовательного пространства, экономических и культурных факторов развития региона.

  • Интеграции - способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей.

  • Рациональность - определение таких целей и способов их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;

  • Целостность - полнота действий, необходимых для достижения поставленных задач;

  • Преемственность - связь между различными этапами или ступенями развития образовательного процесса.

  • Самостоятельность - при осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

  • Здоровьесбережения - совокупность всех условий, составляющих и обеспечивающих образовательный процесс с позиции здоровьесбережения.

Подходы к формированию программы:

  • Системно-деятельностный

  • Синергетический

  • Интегративный

  • Акмеологически-ценностный

  • Компетентностный

  • Гуманистический

Методологической основой реализации основной образовательной программы является системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
^ Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 3 содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётомсоциокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МОУ СОШ № 3 и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
^ Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно -технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

МБОУ СОШ № 3, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом школы.
^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются важнейшим механизмом реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Планируемые результаты - нормативный документ, конкретизирующий, детализирующий и уточняющий обобщенные, личностно ориентированные цели образования.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.


В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности системы образования различного уровня, педагогов, обучающихся.


По каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются уровни описания целей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconОсновная образовательная программа мбоу сад-Базовской сош
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования мбоу сад-Базовской сош
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» разработана...
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет)
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconПояснительная записка к основной образовательной программе
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №7 разработана в соответствии с требованиями федерального...
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования Пояснительная записка
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования мбоу сош №45, рассмотрена и принята Педагогическим...
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе анализа деятельности образовательного...
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373, и с учётом образовательной системы умк «Школа...
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования
Основная образоваательная программа начального общего образования мбоу сош №3 пояснительная записка iconПрограмма отдельных учебных предметов, курсов (приложение) пояснительная...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница