Оренбургской области прика з




НазваниеОренбургской области прика з
страница1/6
Дата публикации08.05.2013
Размер0,84 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р И К А З
16.12.2008 г. № 01/20-1601





Об утверждении методических рекомендаций «Модель и алгоритм деятельности общеобразовательных учреждений Оренбургской области в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования»









Руководителям органов

управления образованием



В рамках участия Оренбургской области в апробации федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования (начальная школа), в целях качественного обеспечения и сопровождения введения ФГОС общего образования в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области и во исполнение приказа министерства образования Оренбургской области от 05.09.2008 года №01/20-1148 «Об организации апробации материалов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения в образовательных учреждениях Оренбургской области»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить методические рекомендации «Модель и алгоритм деятельности общеобразовательных учреждений Оренбургской области в условиях введения ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ» (далее - Модель) (Приложение № 1).

2. Руководителям муниципальных органов управления образованием (далее - ОУО):

2.1. Назначить ответственных из числа специалистов или методистов ОУО за обеспечение сопровождения введения ФГОС общего образования (начальная школа) в общеобразовательных учреждениях муниципалитета.
Срок: до 10 января 2009 года

2.2. Провести ознакомление и обучение руководителей общеобразовательных учреждений по работе с представленной Моделью.

Срок: до 17 января 2009 года

2.3. Обеспечить исполнение Модели в общеобразовательных учреждениях в соответствии с предложенными этапами и нормативно-правовой документацией.

2.4. Осуществлять контроль за ходом исполнения и реализации Модели в общеобразовательных учреждениях.

Срок: постоянно

2.5. Направить в ГУ «Региональный центр развития образования» (Алешина С.А.) копии приказов о назначении ответственных за обеспечение сопровождения введения ФГОС общего образования (начальная школа) в общеобразовательных учреждениях муниципалитета.

Срок: до 15 января 2008 года

2.6. Исполнять надлежащим образом информационные письма ГУ «Региональный центр развития образования» об апробации ФГОС.

Срок: постоянно

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования Озерову О.П.



Министр образования

В.А. Лабузов












Приложение №1

к приказу

от 16.12.2008 г. № 01/20-1601



^ Методические рекомендации

«Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения

в условиях введения ФГОС общего образования

с кейсом проектов локальных актов ОУ»

(начальная школа)
Описание модели с приложениями

Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.

3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.

4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.

5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

1. Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС

Современные методы крупномасштабных нововведений в организациях предусматривают создание гибких проектных форм организации процессов изменений. Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении Совета по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете (см. Приложение 2). Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы.

^ Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:

  1. определить состав рабочей группы;

  2. назначить руководителя рабочей группы;

  3. определить порядок ее работы;

  4. поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.


Содержание этапа. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав Рабочей группы необходимо включить всех педагогов, работающих в начальных классах, а также консультанта по введению новых ФГОС. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю методобъединения учителей начальной ступени. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения (см. Приложение 2).

Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о Концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.).

Участники рабочей группы должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС начальной ступени образовательного учреждения и методические материалы по работе с ним.

После издания приказа о создании рабочей группы необходимо провести ее собрание, на котором перед участниками проекта ставятся конкретные цели его разработки и реализации и определяются задачи группы. Кроме того, в начале работы группы должен быть определен и принят всеми участниками порядок ее работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.

Целесообразность выделения микрогрупп определяется соотношением количества заданий, числа участников рабочей группы, и их профессиональной и личностной готовностью к выполнению заданий.
^ Результаты этапа. На первом этапе сформирована рабочая группа по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы:

  • назначен руководитель рабочей группы;

  • определен список участников рабочей группы;

  • обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения;

  • определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.


^ 2. Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе

начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие

с требованиями ФГОС

Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:

  • в образовательных целях;

  • в учебном плане;

  • в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;

  • в образовательных технологиях;

  • в условиях реализации образовательных программ;

  • в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.


Содержание этапа. Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы начальной ступени общего образования, устанавливая требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того:

  • какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

  • какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям нового ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

  • какие элементы существующей системы не отвечают требованиям нового ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;

  • какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системе начальной ступени образовательного учреждения.

^ Первый шаг – определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, определяющей модель выпускника начальной ступени образовательного учреждения и включающей цели начальной ступени образования и цели изучения учебных предметов.

При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

  • какие из них ранее не ставились;

  • какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;

  • какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

Так, например, новые стандарты в качестве одного из необходимых образовательных результатов определяют сформированность у выпускников начальной школы осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляцию своего поведения в соответствии с ними. В существующей образовательной системе такая цель могла не ставиться. Тогда, чтобы желаемая образовательная система соответствовала новым стандартам, необходимо изменить целевую часть существующей системы, введя в нее отсутствующую цель.

Возможен и другой вариант: цель по здоровьесбережению в существующей системе уже сформулирована. Если она соответствует цели, предлагаемой новыми стандартами, необходимо обратиться к тем результатам, которые были получены при ее реализации. В процессе дальнейшего анализа требуется определить, формируются ли у выпускника начальной школы качества, необходимые ему как субъекту здорового образа жизни, включая:

  • ценностное отношение к сохранению здоровья;

  • знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма и последствий их действия;

  • знание основных факторов, связанных с образом жизни человека, негативно влияющих на его здоровье, понимание механизма их влияния и последствий;

  • знание способов здоровьесбережения;

  • опыт здоровьесбережения.

Если фактические результаты соответствуют новым стандартам, то цель существующей образовательной системы автоматически включается в систему целей проектируемой образовательной системы как не требующая никаких корректировок.

Если же фактические результаты не отвечают требованиям, то средства достижения данной цели ей не соответствуют и должны быть пересмотрены. Причины следует искать в реализуемых учебных и внеучебных программах.

Таким образом, результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений:

  • список изменений в предметных целях;

  • список изменений в надпредметных целях.

В каждый из них включены: новые цели; цели, ставившиеся в существующей системе, но не достигавшиеся в ней; цели, ставившиеся в существующей системе, но для полного соответствия стандартам, требующие корректировки.

Кроме того, необходимо учитывать, что в модернизированную образовательную систему без изменений переносятся из существующей системы цели, которые соответствуют новым стандартам.

На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом начальной ступени школы.

Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения. Поэтому сначала необходимо, исходя из условий, потребностей и возможностей, имеющихся у школы, выбрать один из предлагаемых вариантов БУПа. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения:

  • в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части);

  • в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.

Особенность ФГОС начальной ступени школы как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности.

При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеучебной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной поддержки образовательных целей.

Результатом этой части работы должен стать новый учебный план начальной ступени школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.

На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации.

Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или – примерной программой внеурочной деятельности.

Особо следует обратить внимание на то, что необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием надпредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.

Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:

  • какое содержание образовательных программ не требует изменений;

  • какое содержание образовательных программ требует корректировки;

  • какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.

На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. Для этого необходимо в первую очередь обратиться к требованиям новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения. При обучении рекомендуется использование: уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:

  • технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;

  • технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;

  • новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.

На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС?

При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:

  • систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;

  • систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразователь­ных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).

ФГОС нового поколения определяет требования к различным видам универсальных (например, классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие имеющихся и требуемых ресурсов на уровне образовательного учреждения.

Например, при оценке соответствия информационно-методических ресурсов образовательного учреждения новым ФГОС может возникнуть следующая ситуация. В стандартах нового поколения содержится требование наличия в начальной школе инструкций (технологических карт) для учащихся по использованию атласов, карт, а также оформленных алгоритмов работы со словарями. Однако в образовательном учреждении технологические карты по работе со словарями и энциклопедиями в начальной школе до настоящего момента не разрабатывались и не применялись. В этом случае следует зафиксировать рассогласование между существующим положением и требуемым. Кроме того, следует проверить, все ли конкурсы, олимпиады и другие мероприятия, проводящиеся в образовательном учреждении в целях развития творчества учащихся, регламентируются соответствующими положениями, и выявить имеющиеся рассогласования.

При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня учителей начальных классов в учреждениях постдипломного педагогического образования.

Кроме того, в новых стандартах закрепляется необходимость выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений учителей начальных классов в условиях внедрения и действия стандарта второго поколения.

В ходе анализа необходимо установить, имеются ли в образовательном учреждении планы повышения профессионального уровня учителей начальных классов. Если они есть, то надо выявить, насколько их содержание учитывает изменения в деятельности учителей, связанные с введением ФГОС нового поколения (например, предусматриваются ли в них прохождение курсов, направленных на освоение новых образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся универсальные учебные действия, курсов по содержанию и методике применения новых форм оценивания результатов образования и т.п.). В случаях, когда содержание планов повышения профессионального уровня педагогов начальных классов не включает необходимых для введения ФГОС элементов, констатируется рассогласование между имеющимися и требуемыми ресурсами и выносится решение о необходимости корректировки планов.

Далее необходимо проанализировать, каким образом в образовательном учреждении осуществляется выявление образовательных потребностей учителей начальной ступени, насколько этот способ эффективен? В ситуациях, когда такого механизма нет или он не удовлетворяет по своевременности поступления информации или иным параметрам, констатируется необходимость в изменении.

Для упрощения анализа ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС нового поколения можно воспользоваться таблицей (см. табл. 2.1.), первые два столбца которой заполняются на основе содержания ФГОС.

В результате для каждого типа требований составляется перечень ограничений (несоответствий имеющихся условий или ресурсов требованиям), делающих невозможными предполагаемые изменения в школе и поэтому требующих своего изменения.

На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Таблица 2.1.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Оренбургской области прика з iconОренбургской области прика з
Об организации и проведении регионального экзамена для обучающихся 4-х, 7-х, 8-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской...
Оренбургской области прика з iconПрика з
Губернатора Оренбургской области от 05. 10. 2009г. №367-р, Постановления администрации муниципального образования «город Бугуруслан»...
Оренбургской области прика з iconЗакон Оренбургской области от 6 сентября 2004 г. N 1421/223-iii-оз...
О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по назначению...
Оренбургской области прика з iconПравительство оренбургской области постановлени е
В соответствии со статьей 4 Закона Оренбургской области от 18 декабря 2009 года №3272/752-iv-оз «О наделении органов местного самоуправления...
Оренбургской области прика з iconТема: Природное районирование. Сыртовые ландшафты Русской равнины
Оборудование. Атлас Оренбургской области, физическая карта Оренбургской области, учебник География Оренбургской области
Оренбургской области прика з iconПостановление Правительства Оренбургской области от 5 февраля 2010...
В соответствии со статьей 4 Закона Оренбургской области от 18 декабря 2009 года n 3272/752-iv-оз "О наделении органов местного самоуправления...
Оренбургской области прика з iconI. Общие положения
Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, Законом Оренбургской области от 30 августа 2012 года n 1066/310-v-оз "Об охране...
Оренбургской области прика з iconПрика з
Отдел образования администрации муниципального образования красногвардейский район оренбургской области
Оренбургской области прика з iconПрика з
Управление образования администрации муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области
Оренбургской области прика з iconПрика з
Отдел образования администрации муниципального образования красногвардейский район оренбургской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница