Пояснительная записка. 2




Скачать 142,82 Kb.
НазваниеПояснительная записка. 2
Дата публикации06.05.2013
Размер142,82 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Право > Пояснительная записка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Красноармейское

муниципального района Красноармейский Самарской области


«Система упражнений для формирования речевых навыков и умений у детей с особыми образовательными возможностями на уроках иностранного языка»
Учитель Кистенёва И.В.

Содержание

  1. Пояснительная записка. 2

  2. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. 3

  3. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ. 5

  4. Основные понятия психологии обучения. 6

  5. Основные принципы коррекционно-развивающего обучения. 7

  6. Система упражнений для формирования речевых навыков и умений у детей с ЗПР на уроках иностранного языка. 9

  7. Заключение. 12

  8. Список литературы. 13


Пояснительная записка

Жизнь в современном обществе выдвигает новые требования к социализации обучающихся и их профессиональной ориентации. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Особая роль отводится предмету «Иностранный язык», который станет третьим обязательным Единым государственным экзаменом для выпускников во всех российских школах.  В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Таким образом, важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования для детей с трудностями в обучении.

И поэтому проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками в одном классе.

Цель данной работы: раскрыть особенности обучения иностранному языку детей с особыми возможностями здоровья.

Задачи:

  • описать особенности детей с ОВЗ;

  • рассмотреть необходимость психолого-медико-педагогической диагностики детей с ОВЗ;

  • рассмотреть основные понятия психологии обучения и принципы, на которые следует опираться при обучении иностранному языку;

  • разработать систему упражнений по развитию речевых навыков и умений у детей с ОВЗ на уроках иностранного языка.

^ Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, так как в неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой  и комплексными нарушениями развития. В эту группу могут попасть соматически ослабленные дети из-за хронического или длительного заболевания, а также педагогически запущенные дети. Для таких детей по результатам исследований медиков и психологов характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, низкий образовательный уровень. Если же перечисленные особенности сочетаются с нарушениями памяти, восприятия, мышления, то - это, скорее всего, задержка психического развития (ЗПР). При этом заболевании изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, нарушается речь, память, внимание, усидчивость, работоспособность. Бывают трудности в усвоении некоторых предметов (математики, чтения, письма). Причем интеллектуальный уровень таких детей бывает близким к среднему или выше среднего. У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Дети с ЗПР часто имеют пониженную способностью к восприятию речевых звуков, дефекты произношения, аграмматизм.

Существует две большие группы детей с задержкой в развитии:

  1. Психологический инфантилизм – эмоционально незрелые и часто болеющие дети. Эта группа детей характеризуется нарушением памяти и высокой утомляемостью. Чаще всего таким детям не дают справку, а рекомендуют индивидуальный подход и щадящий режим.

  2. Задержка психического развития – первичное нарушение познавательной деятельности, связанное с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Обучаемость у них значительно снижена.

Перед учителями школы и, в частности, перед учителями иностранного языка, стоит труднейший вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для ряда детей с ЗПР характерны кроме вышеперечисленных особенностей и трудности в звуковом анализе, нарушенный фонематический слух. Они нечётко воспринимают обращённую речь, не дифференцируют сходные звуки и т. д.
^ Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья


Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ прежде всего необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:


• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
•определить оптимальный педагогический маршрут;
•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в школьном учреждении;
•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
•определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
^ Основные понятия психологии обучения
Для обоснования методических положений и рекомендаций важно также рассмотреть основные понятия психологии обучения, которые психолог рассматривает со своей стороны, а педагог – со своей: навыки и умения. Навыки – простейшие компоненты деятельности (имеется ввиду, исполнительный этап деятельности), имеющие полностью автоматизированный и обычно бессознательный характер. Конечной целью овладения языком является формирование на основе приобретенных знаний речевых навыков и умений. Речевой навык -  это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. Признаки навыка:  правильность выполнения, бессознательность (автоматизированность), темп выполнения, прочность операции, способность к переносу  (гибкость навыка, т.е. способность использовать его на новом материале). Принято выделять речевые навыки (фонетические, лексически, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесения звуков). Навыки вырабатываются в результате выполнения подготовительных упражнений. Произносительные навыки обеспечивают звуковое оформление речи; лексические – выбор лексических единиц, их правильное сочетание друг с другом; грамматические – правильное оформление сочетаний слов, синтагм предложений. Стадии формирования навыка:

1.       Восприятие типовой структуры.

2.       Имитация.

3.       Подстановка.

4.       Трансформация.

5.       Репродукция.

6.       Комбинирование.

 Умение – это полностью сформированное действие (в нашем случае – речевое действие), это результат тренировки, но отличной от тренировки навыка. Для развития умений нельзя использовать однотипный материал. Задания должны требовать комбинирования разных единиц. Это должны быть задания творческого характера, ситуативные, тематические, с речевой установкой. Между формированием навыков и умений нет большого разрыва. Отработка навыков и умений идёт параллельно, хотя навыки начинают формироваться немного раньше. Умения – это способность применять приобретенные знания и             сформированные навыки в различных ситуациях общения. На основе умений решаются коммуникативные задачи, связанные с получением и передачей информации на изучаемом языке. Выделяются следующие умения: аудировать, говорить, писать, читать. Навыки входят в состав умений в качестве их основных компонентов. Умения – это действия, более сложные, чем операции. Умение – это не сумма навыков, оно имеет свои характеристики. Критерии сформированности умения:

1.         Продуктивность (способность воспроизводить текст);

2.         Экстренность (неподготовленность);

3.         Ситуативность (речевое поведение стимулируется ситуацией);

4.         Интегрированность (способность в соответствии с замыслом мобилизовать все хранящиеся в памяти единицы и в момент необходимости выдать готовое высказывание).

5.         Гибкость, изменяемость в новых условиях.

^ Основные принципы коррекционно-развивающего обучения

При работе с детьми с трудностями в обучении необходимо опираться на такие принципы коррекционно-развивающего обучения, как:

1. Принцип - динамичность восприятия. Реализовать на уроке этот принцип можно через задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному). Важно чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шаг этого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой для ребенка. Необходимо включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов:

^ Слуховой анализатор - Если задаётся вопрос, то, прежде всего, должен быть дан вариант ответа на него. Для одних детей – это образец для повтора, а для других – модель для составления собственного предложения. - При устном ответе следим за его правильностью. - При работе со словами или текстом по учебнику, разбираем чтение каждого слова, вызывающего трудность. Зрительный анализатор - Использование наглядности. - Опорные таблицы и схемы — перед глазами.
^ Кинестетический анализатор – это развитие мелкой моторик - Использование раздаточного материала (буквы, слова на карточках, мелкие картинки для запоминания лексики, магнитные буквы и цифры для индивидуальной или парной работы у доски, лото и т.д.)

2. Принцип продуктивной обработки информации.
Реализация этого принципа на уроке: - Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку. - При работе с текстом: Что уже поняли? Какие слова новые? Затем идёт работа с новыми словами. - Дозированная поэтапная помощь: На каждом этапе работы разным детям нужна разная помощь: Например, одному — достаточно сказать: «У тебя есть ошибка». Другому указать в какой части работы есть ошибка. А некоторым — придётся показать ошибку и объяснить, как её устранить. - Перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание (учимся работать по аналогии, по образцу: рассказал про друга, расскажи о папе).

З. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация на уроке: Включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения.

  1. Принцип мотивации к учению. Реализация на уроке: - Задание должно быть четким, чтобы ребята понимали, что они должны сделать, чтобы получить результат. - Ученик должен быть уверен, что он всегда может воспользоваться (подсказкой или опорой по алгоритму «забыл -— повторю -— вспомню – сделаю». Включение в урок материалов сегодняшней жизни. Задания — с условиями, приближенными к действительности. Использование межпредметной связи (уроки труда, географии, русского языка, литературы).


^ Система упражнений для формирования речевых навыков и умений у детей с ЗПР на уроках иностранного языка

Обучение говорению начинается с первых уроков, оно взаимосвязано и с обучением аудированию, чтению и письму. Формирование первичного умения говорения осуществляется с формированием навыков. Для этого используется специальная система упражнений, которая должна опираться на рассмотренные выше принципы коррекционно-развивающего обучения. Использование тех или иных упражнений требует от педагога понимания, на что направлено данное упражнение, и что является результатом его выполнения. Система упражнений для формирования речевых навыков и умений у детей с ЗПР должна отвечать определённым требованиям. Во-первых, упражнения должны опираться на лексический минимум, учитывающий принципы: частотности, тематической ценности и     широкой сочетаемости . Лексика даётся с оглядкой на грамматику и на речевые темы.   Во-вторых, выполнение действия должно быть целесообразным (соответствовать и заданным целям, и природе явления),а последовательность упражнений должна соответствовать стадиям становления навыков и умений (от имитативных упражнений – к самостоятельному продуцированию по какому-либо стимулу). Кроме того, упражнения должны носить коммуникативный характер и быть ситуативно отнесёнными. Важно также строить упражнения так, чтобы обеспечивались относительная безошибочность и быстрота их выполнения. Для развития речевых навыков используются:

1.                   Имитативные упражнения. Их выполнение предусматривает многократное прослушивание и повторение готовых образцов. Учащиеся не должны ничего конструировать или изменять (Das Wetter ist heute gut. Stimmt das? – Ja, das stimmt. Das Wetter ist heute gut.)

2.                   Подстановочные упражнения. При их выполнении учащиеся должны в тренируемую конструкцию подставить другую лексическую единицу (Mein Lieblingsfach ist Deutsch. Und dein? – Mein Lieblingsfach ist Musik.)

3.                   Трансформационные упражнения. Учащиеся трансформируют предложенную лексическую единицу, употребляя её в нужной форме (Wie hast du den Sommer verbracht? – Ich habe den Sommer prima verbracht)

4.                   Репродуктивные упражнения. Учащиеся сами продуцируют высказывание с использованием тренируемой формы. Здесь уже не подсказывается ни форма, ни лексическая единица (Wie ist das Wetter heute?)

Упражнения, развивающие речевые умения, должны также иметь коммуникативную задачу, причём адекватную задаче реального высказывания, и ничем не обусловленную форму высказывания. В них всё внимание говорящего направлено на содержание высказывания, языковая форма не задаётся в условиях упражнения. Среди речевых упражнений для детей с трудностями в обучении особенно важны две группы:

1.   Ситуативные упражнения. Высказывания учащихся стимулируются предлагаемой ситуацией. Описывая ситуацию, преподаватель должен определить возможные её компоненты (обстоятельства, условия, социальные роли участников, их характеры и т.п.) и поставить перед учащимися экстралингвистическую задачу, требующую разрешения. При этом ребёнок с ЗПР должен получить в партнёры ученика с высоким уровнем усвоения иностранного языка.

2.    Игровые упражнения (Ролевые игры). Они создают на уроке атмосферу естественного общения, эмоционально окрашены.  

Для успешного результата в обучении иностранному языку детей с ОВЗ необходимо также при проведении уроков следовать следующим рекомендациям:

  • Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке.

  • Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).

  • Частая повторяемость учебного материала:

Учитель  класс  ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).

  • Обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая, разные варианты одного и того же слова).

  • Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).

  • Введение материала небольшими порциями в контексте.

  • Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.

  • Домашние задания задавать дифференцированно.

  • Поэтапное разъяснение заданий.

  • Последовательное выполнение заданий.

  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

  • Близость к учащимся во время объяснения задания.

Виды деятельности на уроке должны постоянно меняться, ежеурочно применяться развивающие игры и упражнения, элементы тренинга и приёмы мозгового штурма, для снятия напряжения - динамические и психологические паузы, для завершения задания или для сдачи домашнего задания предоставляться дополнительное время.

Заключение

Обучая детей с ОВЗ иностранному языку, следует сместить акцент в постановке целей с точки зрения практического владения языком - на общее развитие детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Пусть практическое владение языком станет не целью, а действенным средством решения этой задачи. Планируя конечный уровень практического владения языком в интегрированном классе, нужно исходить из того, что речь детей со сниженным интеллектом на родном языке ограничивается уровнем бытовых потребностей, небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, грамматически сложнопостроенную речь на чужом языке им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что дети с ОВЗ требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.
Список литературы:

  1. Конституция РФ.

  2. Закон об Образовании Российской Федерации.

  3. Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С.53-54.

  4. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.

  5. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.

  6. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.

  7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский– М., 2003.

  8. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред.У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

Материалы с сайтов:



Похожие:

Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка Данный документ разработан педагогическим коллективом...
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка к программе по математике Пояснительная записка...
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины...
Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования
Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка к проекту решения сельского Совета народных депутатов
Настоящая пояснительная записка содержит основные подходы к формированию проектировок местного бюджета на 2013 год по доходам, расходам...
Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка пояснительная записка. Муниципальное бюджетное...
Нго от 16. 08. 07.), свидетельством о регистрации №1022500722716 от 30. 12. 2002 г., лицензией №318317 сроком 03. 02. 2009- 03. 02....
Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 200 7
Данная пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО "Лиски-Металлист" за 2007 год, подготовленной...
Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка «Основные положения проекта» пояснительная...
Проектные предложения отражают приоритетные функции городского округа Химки, являющегося частью одной из главных осей расселения...
Пояснительная записка. 2 iconПояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга...
Авторская программа «Муравей». Пояснительная записка стр
Пояснительная записка. 2 iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Моу «Шипицынская сош» (муниципальное общеобразовательное учреждение «Шипицынская средняя общеобразовательная школа»)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница