Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей




НазваниеРоссийской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
страница1/11
Дата публикации02.05.2013
Размер1,63 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство образования и науки

Российской Федерации


Департамент молодежной политики, воспитания и

социальной защиты детей

Развитие системы ювенальной юстиции

в Российской Федерации
(Аналитический материал)

г. Москва, 2006

Автор-составитель



Ростовская Т.К. – начальник отдела методического обеспечения и координации молодежных программ и проектов Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации, доктор социологических наук

^ Аналитическая записка по развитию ювенальной юстиции в Российской Федерации
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение соблюдения прав ребенка, что предполагает признание за ним всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией, международным законодательством, иными федеральными и региональными нормативными актами.

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними.

Правовая защита охватывает всю сферу жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг и др.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. перед российским государством и обществом были поставлены следующие проблемы и стратегические задачи в сфере улучшения положения детей:

- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

- приоритетное внимание проблемам детей, в любом обществе находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров1[1].

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Важное значение имеет принятие в 1998 г. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ.

ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 8 февраля 1998 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей)», постановление Правительства от 18 декабря 1997 г. № 1565 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 гг.» и др.

Пользуясь предоставленными им правами, субъекты РФ также принимают законы по различным аспектам прав детей.

К сожалению, в большинстве случаев принимаемые нормативные правовые акты остаются лишь декларативными, поскольку отсутствуют механизмы их реализации.

Основополагающим базовым законом в области предупреждения наркомании, безнадзорности и сиротства является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ, который закрепил комплекс правовых интересов и безопасности несовершеннолетних, создал правовую базу для реализации программ, направленных на оздоровление общества.

В соответствии с данным правовым актом государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав составляют:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;

органы управления образованием;

органы опеки и попечительства;

органы по делам молодежи;

органы управления здравоохранения;

органы службы занятости;

органы внутренних дел;

а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Это обусловлено в первую очередь тем, что приоритет в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних следует отдавать социальным службам и их учреждениям, поскольку основной причиной преступного поведения несовершеннолетних является их социальная дезадаптация2[2].

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в компетенции органов по делам молодежи находятся следующие направления деятельности:

разработка и реализация целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

организационно-методическое обеспечение и координация деятельности находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

организация отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

Указанные выше учреждения (социальные службы для молодежи, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи, молодежные биржы труда и т.д.) бесплатно предоставляют различные виды социальных услуг, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации и программы защиты социально-правовых интересов указанной категории несовершеннолетних.

В соответствии с вышеназванным законом подтвержден правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при главах исполнительной власти и на эти комиссии возложены функции по координации взаимодействия всех государственных органов и общественности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних и защите их прав.

Многочисленные исследования, проведенные в различных регионах страны, показали, что комиссии по делам несовершеннолетних в большинстве городов и районов РФ, к сожалению, на должном уровне не выполняют возложенные на них обязанности по координации всей воспитательно-профилактической работы среди рассматриваемого контингента3[3]. Такое положение сложилось на местах из-за того, что единственным штатным сотрудником большинства комиссий (и то не во всех районах) является ответственный секретарь, который нередко сам проводит заседания комиссии. По существу, многие комиссии превратились сейчас в административный орган, занимающийся рассмотрением дел о правонарушениях несовер­шеннолетних.

Представляется необходимым, чтобы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работали на постоянной основе, возглавлять их должны председатели - заместители глав администраций субъектов РФ, муниципальных образований, а заместители председателей комиссий должны быть освобождены от других обязанностей. В состав комиссий войдут ответственный секретарь и специалисты (инспектора). Количество последних будет зависеть от количества подросткового населения в регионе4[4]. На общественных началах и принципе добровольности в комиссии могли бы войти представители зарегистрированных общественных объединений, занимающихся проблемами несовершеннолетних.

Несомненно, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в существующем ныне виде, исходя из средств и возможностей, которыми они располагают, не могут решать те большие и сложные задачи по предупреждению правонарушений несовершенно­летних, которые на них возложены. До сих пор не принят новый закон, регламентирующий деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, хотя о необходимости принятия такого нормативного правового акта говорилось еще в Указе Президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»5[5].

Как уже было отмечено выше, в профилактике правонарушений несовершеннолетних большая роль принадлежит органам социальной защиты населения и создаваемым ими специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних, социальным приютам для детей, центрам помощи детям, оставшимся без попечения родителей, психологическим и кризисным центрам и т.п.). При этом основными проблемами, с которыми сталкиваются данные субъекты, являются: при постоянном увеличении количества дезадаптированных подростков недостаточное количество данных учреждений; недостаточная квалификация сотрудников, работающих в данной сфере, в связи с отсутствием специализированной системы подготовки и переподготовки кадров; низкий уровень материально-технического и методического обеспечения их деятельности и др.

Не менее важной задачей в области создания эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних является укрепление правового статуса ПДН органов внутренних дел. Общепризнано, что ПДН по-прежнему осталось наиболее авторитетным эффективно действующим воспитательно-профилактическим органом, проводящим огромную работу по профилактике безнадзорности и иных правонарушений несовершеннолетних.

Между тем анализ ведомственных актов МВД РФ и практической деятельности показывает, что большое время в работе сотрудников ПДН занимает не профилактика преступлений несовершеннолетних, а выполнение общих задач, возложенных на органы внутренних дел. Более половины рабочего времени инспекторов ПДН уходит на рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных подростками общественно опасных действиях, а воспитательно-профилактическая работа отодвигается на второй план. Острым остается вопрос кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения данной службы.

Одним из вариантов решения данной проблемы является предложение вывести данные учреждения, занимающиеся этими проблемами, из системы МВД, подчинив их непосредственно исполнительной власти на местах, так как значительная часть детей и подростков, состоящих на учете в ПДН и находящихся в ЦВИНП, требуют применения не карательных, а методов воспитательно-профилактического воздействия, оказания им социальной помощи по линии органов опеки и попечительства, органов здравоохранения, образования. Также в настоящее время остаются не реализованными в полном объеме возможности ЦВИНП (например, по данным ПДН ГУВД Воронежской области в центр в месяц направляется от одного до пяти несовершеннолетних). Вариантом решения данной проблемы является расширение контингента подростков, помещаемых в ЦВИНП6[6].

Как показывает опыт создания систем профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, их эффективность может определяться только значительным участием общества в решении поставленных задач. Это напрямую связано с целенаправленной работой общественных организаций, занимающихся проблемами защиты прав ребенка. На сегодняшний день строящаяся система профилактики, в основном, опирается лишь на патерналистский подход, базирующийся в разрешении проблем детства при прямом государственном финансировании. В этой связи следует в большей степени уделять внимание поддержке общественных инициатив и развитию деятельности общественных организаций.

Как итог следует отметить ряд направлений совершенствования деятельности специализированных субъектов профилактики преступлений несовершеннолетних:

1) совершенствование правовой регламентации взаимодействия органов и учреждений системы профилактики преступлений несовершеннолетних (действующий ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних», четко определяя компетенцию данных органов и учреждений, не устанавливает механизмы эффективного взаимодействия; кроме того, отсутствуют межведомственные нормативные акты в данной области);

2) решение вопроса подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров по работе с несовершеннолетними7[7];

3) организация системы научно-методического обеспечения деятельности специализированных органов профилактики;

4) поддержка деятельности общественных организаций по работе с несовершеннолетними.

Объекты ювенальной политики составляют нуждающиеся в признании, правовом закреплении и социальной защите жизненно важные блага и интересы несовершеннолетнего, а также действующее законодательство, призванное официально отразить основные приемы и способы обеспечения благополучия несовершеннолетних.

Под субъектами ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Система субъектов ювенальной политики впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в тексте ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»8[8]. В ее состав вошли: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В соответствии со ст. 56 СК к субъектам ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру.

В последнее время ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по работе с несовершеннолетними. Так, например, все чаще выдвигаются предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в РФ. В отдельных субъектах РФ такой институт уже введен.

Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, «…рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса...»9[9]. Однако по-прежнему остается открытым вопрос о воссоздании в России специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних - ювенальной юстиции.

Во исполнение положений постановления Правительства РФ от 8 октября 1998 г. № 1174 «О Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» был создан одноименный межведомственный специализированный государственный орган, в состав которого включены представители заинтересованных ми­нистерств, ведомств и организаций10[10].

Представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только к созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур. Так, одним из недостатков ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является ведомственный подход к решению проблем защиты прав ребенка и отсутствие должного механизма взаимодействия между определенными данным законом субъектами ювенальной политики.

Впервые на законодательном уровне государственная политика в интересах детей получила свое закрепление в ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»11[11]. Данный нормативный правовой акт определил цели, принципы и основные направления данной политики. Исходя из содержания вышеназванного закона, представляется, что ювенальная политика и политика государства в интересах детей - синонимы. По этой причине, в соответствии с выше названным законом, целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:

  • осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

  • формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов России, достижениями национальной и мировой культуры.

В основу формирования ювенальной политики положен ряд принципов, основными из которых являются следующие:

  • законодательное обеспечение прав ребенка;

  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

На основании изложенного ювенальная политика представляет собой составную часть социальной политики РФ с государственной молодежной и семейной политикой. Существование отдельных направлений социальной политики, указанных ранее, не исключает их взаимосвязи, что, в свою очередь, вытекает из соотношения составных ее частей.

В последние годы активно обсуждается проблема создания в России ювенальной юстиции.

С 1991 года в Российской Федерации осуществляется судебная реформа. Концепция этой реформы, одобренная Верховным Советом РСФСР, предусматривает создание в стране ювенальных судов. Они рассматриваются в качестве центрального звена правосудия для несовершеннолетних. Ряд постановлений Пленума Верховного Суда РФ также было посвящено вопросам необходимости повышения качества рассмотрения дел с участием несовершеннолетних, а также соответствующей специализированной подготовки судейского корпуса.

Введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних отвечает не только национальным интересам России, но является необходимостью исполнения нашим государством международно-правовых обязательств, в частности, по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка.

В сентябре 2005 года 40-я сессия Комитета ООН по правам ребенка в очередной раз указала России в числе проблем, вызывающих озабоченность международного сообщества, на то, что Россия, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не ввела на федеральном уровне и не учредила суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно.

Таким образом, назрела настоятельная необходимость принятия Федерального Конституционного Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов.

Это позволит, во-первых, укрепить взаимодействие судебной, законодательной и исполнительной власти в сфере ювенальной юстиции и распространить опыт Ростовской области по внедрению ювенальных технологий в судопроизводство по делам несовершеннолетних в других регионах, во-вторых, станет правовой основой для внесения изменений и дополнений в действующее уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, в законодательство о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и о защите их прав, для принятия Законов «О ювенальных судах в РФ» и «О ювенальной юстиции в РФ», и таким образом, позволит Российской Федерацией наглядно подтвердить исполнение взятых на себя международных обязательств.

Россия относится к немногим странам современного мира, где защита прав несовершеннолетних, как отрасль социальной политики и социального права, развиты крайне слабо, а правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция), как самостоятельная подсистема общего правосудия, отсутствует вовсе.

В то же время столетний период функционирования в мире различных моделей ювенальной юстиции, в том числе и в дореволюционной России, доказал их эффективность в деле защиты прав и законных интересов детей и молодежи.

В России пройден этап правовой реформы, существенным изменениям подвергнуто российское законодательство, которое постепенно, хотя и медленно, приводится в соответствие с международно-правовыми стандартами в сфере защиты прав детей и правосудия в отношении несовершеннолетних.

Приняты и действуют новый Семейный, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральные Законы «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.) и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).

В то же время до настоящего момента не принят Федеральный закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», не разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок образования и функционирования Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на уровне субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. А в связи с принятием ФЗ № 122 и № 131 неоправданно изменены механизмы функционирования Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, субъектов системы профилактики, нарушена целостность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Опыт регионов России, в частности, Ростовской, Саратовской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов, в которых отрабатывались элементы ювенальной юстиции, показал, что к числу перспективных и эффективных ювенальных технологий могут быть отнесены:

институт комплексного ювенального суда;

ювенальная прокуратура;

ювенальная адвокатура;

агентства уполномоченных по правам ребенка;

инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников.

^ Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что ювенальная юстиция – это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Существуют разные точки зрения на решение проблемы, идет законотворческий процесс, в ряде российских регионов реализуются в порядке эксперимента пилотные проекты по внедрению ювенальных технологий в работу органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также обрабатываются модели специализированного правосудия по делам несовершеннолетних, учитывающие международные стандарты в этой сфере.

Ювенальная юстиция для России не является новой формой социально – правового обращения с несовершеннолетними. Ювенальные суды существовали в короткий промежуток времени – с 1910 по 1918 годы, и, надо отметить, не только зарекомендовали себя с лучшей стороны, но и признались в то время одной из наиболее прогрессивных и развитых подобных систем в мире. Импульс к появлению ювенальных судов возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в конце XIX века. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества.

В настоящее время Россия присоединилась к большинству договоров и пактов в области прав человека, является членом многих международных организаций, провозгласивших защиту прав человека в качестве главной цели развития общества и государства. Проблемы создания ювенальной юстиции в России привели к созданию различных концепций и проектов законов о ювенальной юстиции и ювенальных судах.

Вместе с тем, анализ ситуации свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования профилактической работы, для чего требуется осуществить ряд мер как законодательного, так и организационного характера.

Цели ювенальной политики:

- создание правовых, экономических, социальных, политических, организационных, финансовых и других условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи;

- в повышении качества жизни детей, подростков и молодежи;

-в социально-правовой защите многодетной, неполной, кризисной семьи и социально-экономическом поддержании молодой семьи как основополагающего института российского общества.

Внедрение элементов ювенальной юстиции в практику деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в пилотных регионах позволили обеспечить:

оптимизацию мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

адресность и справедливость правовых решений, принятых в отношении несовершеннолетних;

реальность защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их условиями жизни и воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями;

существенное снижение рецидивной преступности (Ростовская область).

Одновременно специалисты констатируют низкий уровень понимания в обществе и органах управления значения ювенальной юстиции. Основной частью специалистов пока не осознается непреложная, доказанная мировой практикой истина, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно отличаться от общего правосудия. Проблемы правосудия в отношении несовершеннолетних изучаются недостаточно, так же, как и недостаточны масштабы внедрения современных и инновационных ювенальных технологий.

Введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних отвечает не только национальным интересам России, но является необходимостью исполнения нашим государством международно-правовых обязательств, в частности, по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка.

В сентябре 2005 года 40-я сессия Комитета ООН по правам ребенка в очередной раз указала России в числе проблем, вызывающих озабоченность международного сообщества, на то, что Россия, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не ввела на федеральном уровне и не учредила суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно.

Таким образом, назрела настоятельная необходимость принятия Федерального Конституционного Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов.

Это позволит, во-первых, укрепить взаимодействие судебной, законодательной и исполнительной власти в сфере ювенальной юстиции и распространить опыт Ростовской области по внедрению ювенальных технологий в судопроизводство по делам несовершеннолетних в других регионах, во-вторых, станет правовой основой для внесения изменений и дополнений в действующее уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, в законодательство о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и о защите их прав, для принятия Законов «О ювенальных судах в РФ» и «О ювенальной юстиции в РФ», и таким образом, позволит Российской Федерацией наглядно подтвердить исполнение взятых на себя международных обязательств.

Не случайно одним из инициатором проведения мероприятий, направленных на защиту прав несовершеннолетних и молодежи является Министерство образования и науки Российской Федерации в лице Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.

Хотелось бы отметить, что система образования – это относится и к федеральному министерству, и к органам управления образованием на местах – одной из первых признала ювенальную юстицию и непосредственно заинтересована в развитии данного института как одного из действенных средств повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними.


    • Что было сделано ведомством за последние годы в этом направлении ?


1. В 1999 году по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, преобразованного в настоящее время в Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, был разработан проект Федерального закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации», который вызвал большой интерес как среди ученых, так и непосредственно у специалистов, работающих в области охраны прав несовершеннолетних.

2. На базе Российского государственного социального института создан Научно-педагогический институт ювенальной юстиции.

3. Ежегодно при координации органов по молодежной политике, уполномоченных по правам человека субъектов Российской Федерации проводятся научно-практические конференции, семинары, посвященные обсуждению вопроса создания системы ювенальной юстиции, профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, особенности правовой культуры российской молодежи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconДополнительного образования детей
...
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconО проведении государственной (итоговой) аттестации и приема
Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей сообщает
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconПрограмма по греко-римской борьбе составитель: тренер-преподаватель по греко-римской борьбе
Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, Письмом Департамента молодежной политики, воспитания и социальной...
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconРоссийской Федерации Департамент образования и молодежной политики хмао югры
Хахулина Елена Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconГосударственный Совет Российской Федерации Рабочая группа по вопросам...
Развитие Российской Федерации и необходимость совершенствования государственной молодежной политики
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconО проведении регионального этапа третьего Всероссийского конкурса...
Отдел молодежной политики департамента внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодежной политики костромской области
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconО статусе военнослужащих
Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной...
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconСтандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами...
Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Минобрнауки РФ
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconПриказ
Департамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа-югры
Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей iconДополнительного образования и социальной защиты детей
Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-фз...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница