Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию




Скачать 128,09 Kb.
НазваниеРабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию
Дата публикации28.04.2013
Размер128,09 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Право > Рабочая программа


МОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано Утверждаю

Зам. дир. По УВР _________Савенкова Т.В. Директор школы_______Калужских Л.П.

« «_____________2011 г. Приказ №_____от « «_________2011 г.

Рабочая программа

по предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

10-11 классы

Разработала

учитель истории и обществознания

Чуфарова Л.П.

2011-2012 учебный год

1.Статус программы

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:

-примерной программы по обществознанию;

-авторской программы курса обществознания (авторы Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова).

УМК: 1. «Обществознание – 10 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва «Просвещение» 2008 год (базовый уровень).

2. «Обществознание- 11 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И. Матвеева, Москва «Просвещение» 2008 год (базовый уровень);

-федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем примерной программы, даёт распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учётом логики учебного процесса. Возрастных особенностей учащихся, внутрипредметных и межпредметных связей.

^ 2. Структура документа

Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки учащихся, список литературы, а также приложения:

  1. Календарно-тематическое планирование по курсу обществознания- 10 класс

  2. Календарно-тематическое планирование по курсу обществознания- 11 класс

^ 3.Пояснительная записка

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают: социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе – на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к реализации социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 140 часов для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание», в том числе в 10 и 11 классах по 70 часов из расчёта 2 часа в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся.

В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера.

Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нём на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.

Раздел «Основные сферы общественной жизни» даёт представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.

Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, даёт краткую характеристику современного российского законодательства.

В 11 классе раздел «Экономика позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.

Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» даёт возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

-работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

-критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

-решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

-анализ современных общественных явлений и событий;

-освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

-написание творческих работ по социальным дисциплинам.

  1. Основное содержание

Программа 10 класс (70 часов)

Раздел 1. Общество и человек (15ч)

Тема 1. Общество (4ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек (11ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека, Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на её формирование.

Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40ч)

Тема 3. Духовная культура (8ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, её роль в современном мире. Этика учёного. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. мораль, её категории. Религия. её роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (5ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (16ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном общнстве. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодёжь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (11ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, её происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Раздел 3. Право (15ч)

Тема 7. Право как особая система норм (13ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

^ Резерв времени -2 часа.

11 класс (70ч)

Раздел 1. (24ч)

Введение (1ч)

Экономика (23ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя.. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества (15ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности её формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Раздел 3. Человек и закон (23ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приёма в общеобразовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс; основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Итоговое повторение (5ч)

Резерв времени-3ч

  1. ^ Требования к уровню подготовки учащихся

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков., универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным категориям;

-решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

-применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-умения обосновывать суждения, давать определения. Приводить доказательства (в том числе от противного);

-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: »Что произойдёт, если…»);

-формулирование полученных результатов;

-создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов. Процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

  1. Литература

  1. Обществознание. Пособие-репетитор.-Ростов-на-Дону, 2008 г.

  2. Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г.

  3. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов в 2 частях – Москва, 2007 г.

  4. Обществознание в таблицах 10-11 класс –Москва, 2005 г.

  5. Словарь исторических и общественно-политических терминов -Москва. 2005 год.

  6. Поляков Л.В. Глобальный мир в 21 веке. Книга для учителя - Москва. 2007 г.

Похожие:

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию 9-10 классы Программа составлена...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию мо РФ 2007 г. И авторской программы...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта по обществознанию, программы...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию
Авторы Л. Н. Боголюбов, Н. И городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Умк: Учебник «Обществознание» 6 класс под редакцией Л. Н....
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию класса, очно-заочной (вечерней) формы обучения
Федеральным компонентом государственного стандарта по обществознанию (приказ от 5 марта 2004 г. №1089) и на основе Примерной программы...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию класса, очно -заочной (вечерней) формы обучения
Федеральным компонентом государственного стандарта по обществознанию (приказ от 5 марта 2004 г. №1089) и на основе Примерной программы...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы
Авторской программы по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова (М.: Просвещение, 2009)
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconПрограмма составлена на основе федерального компонента государственного...
Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: -примерной программы по обществознанию iconРабочая программа по обществознанию 10 (филологического профиля) класса разработана на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень), соответствующей Федеральному компоненту...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница