Интервью: "Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности". Благодарим всех посетителей сервера, приславших




НазваниеИнтервью: "Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности". Благодарим всех посетителей сервера, приславших
страница1/5
Дата публикации10.12.2013
Размер0,51 Mb.
ТипИнтервью
pochit.ru > Право > Интервью
  1   2   3   4   5

Ответы

Интернет-интервью с Б.П. Симоновым,
руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам:
"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности"


В феврале состоялось интервью с руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Б.П. Симоновым.

Тема интервью: "Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

В современных условиях развития общества с появлением новейших технологий проблема защиты авторских и связанных с ними смежных прав приобрела особую актуальность.  C 1 января 2008 г.  вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ. Объединение правовых норм об интеллектуальной собственности в одном Законе позволило решить ряд задач кодификационного характера, важных для стабильности нашего законодательства и практики его применения. Определение в Кодексе наиболее принципиальных правил об интеллектуальной собственности призвано обеспечить единообразие правового регулирования в этой сфере, особенно в  том, что касается участия исключительных прав в гражданском обороте (распоряжение ими, виды и формы соответствующих сделок) и ответственности за их нарушение. Принятие этого нормативно-правового акта существенным образом изменило ситуацию с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Совершенствование нормативной правовой базы в этой области является многоаспектной задачей государства, основная  роль которого -  регулирование процессов правовой охраны и введения объектов интеллектуальной собственности в гражданско-правовой  оборот, а также обеспечение защиты прав и законных интересов авторов, организаций, инвесторов и государства в целом. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию деятельности в области организации правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, является Роспатент, в ведении которого находится механизм закрепления прав на интеллектуальную собственность. На вопросы, касающиеся административно-правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, в ходе беседы ответил руководитель Роспатента Борис Петрович Симонов.

1. КонсультантПлюс: С развитием цивилизованных рыночных отношений в России со второй половины 90-х годов появился новый сектор экономики, где в качестве товара выступают не знания и технологии, а права на интеллектуальную собственность. Какова специфика их охраны?

^ Борис Петрович: Положение в области интеллектуальной собственности кардинально изменилось в процессе проведения экономических реформ в нашей стране. Понятно, что получение новых знаний и технологий, а также их использование в инновационной деятельности определяют роль и место страны в мировом сообществе, повышают уровень жизни народа и участвуют в обеспечении национальной безопасности. Охрана интеллектуальной собственности играет особую роль в государственном управлении переходными преобразованиями. Она может способствовать скорейшему повышению социально-экономического развития России. В настоящее время механизм  защиты прав достаточно отлажен в международном сообществе. Во многих развитых странах он целенаправленно формировался властями и конкуренцией бизнеса в течение длительного времени. Прямое государственное регулирование инновационных процессов в различных странах играет важнейшую роль в обеспечении инновационного развития. Повышение эффективности правовой системы охраны результатов интеллектуальной деятельности – приоритетная задача Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В России механизм регулирования и стимулирования технологического развития обрел достаточно совершенное нормативно-правовое, организационное, методическое обеспечение, основным элементом которого является законодательная защита прав интеллектуальной собственности. Фактически создана правовая защита запатентованных объектов. Мы подготовили семь нормативных правительственных актов, в том числе и законов, проектов законов, среди них закон о передаче технологии,  закон о патентных поверенных. Это почти весь необходимый комплекс.  Некоторые нормы отнесены к компетенции Правительства, в частности установление размера патентных пошлин. В отношении них пока работает старая норма, установленная Постановлением Правительства РФ, принятым семь лет назад. Мы не пересматривали размеры этих пошлин, хотя нам делали замечания, что мы не включаем дефлятор. Теперь, видимо, придется включать дефлятор, потому что получился большой разрыв с реальными расценками. Пошлина за подачу заявки составляет от 600 до 800 рублей. Получается, что в целом в России  за все 20 лет патентной охраны автор платит 20 - 30 тысяч рублей. Это мало. Конечно, дифференциация по патентам есть, но, условно говоря, так и получается. Если же взять развитые страны, где такая система давно работает, то сумма получится около десяти тысяч долларов и выше. В этом вопросе очень важен фактор стимулирования, учет платёжеспособности населения. Это не относится к патентам в области промышленно-производственного характера, когда их получают корпорации или серьезные фирмы, допустим компания "Sony". С такими фирмами работают уже специальные патентно-лицензионные отделы. В основном это касается изобретателей-одиночек, авторов-одиночек, которых около 40%. Здесь есть своя специфика. Пока сохраняется  приемлемая  ценовая политика для людей, работавших еще в условиях советского законодательства, где изобретательство было почетно и стимулировало их деятельность. Для того чтобы поддержать их, не ограничивая их платежеспособность, мы стараемся придерживаться этого уровня. Это касается изобретений. Товарные знаки - это уже в чистом виде коммерция. Поэтому размер пошлины почти приблизился к уровню пошлины для иностранных заявителей и колеблется от восьмисот до полутора тысяч условных единиц.

Отмечу, что формирование нормативно-правовой базы в условиях обновленного законодательства было совмещено с разработкой проектов 12 административных регламентов нашего ведомства, которая проводилась с учетом положений четвертой части ГК РФ. У нас до этого не было административных регламентов, но существовали правила, утвержденные Минюстом еще в 2003 году, когда вводился новый Патентный закон, и которые до сих пор действуют в части, не противоречащей нормам ГК РФ. Там, где противоречат, мы ввели временные приказы и напрямую исполняем эти нормы. Регламенты нужны для того, чтобы третьи лица, которые обращаются в Роспатент, четко понимали, какие функции возложены на наше ведомство, как проходят процедуры экспертизы, принятия заявки, какие полномочия у того или иного чиновника, чем он руководствуется. То есть Регламент обеспечивает прозрачность этих процедур. Я считаю, что это один из путей, который поможет снизить коррупциогенность, сделать более прозрачным исполнение государственными органами своих функций. Так, если граждане видят, что их права ущемляются, они могут обжаловать те или иные действия или бездействие чиновника в судебном порядке. Мы со своей стороны, подготовили проекты регламентов еще в середине прошлого лета. Но сама процедура принятия требует, чтобы их обсуждали не только узкие специалисты и чиновники. Нужна согласительная процедура, которая сама по себе достаточно трудоемкая и, как я считаю, достаточно забюрократизирована. Ведь мы рассылаем на согласование административные регламенты во все министерства и ведомства, а поскольку их много, то процесс затягивается. Последняя инстанция - Минюст России, который делает юридическую экспертизу составления этих регламентов, где проверяют, чтобы они не подменяли закон, с одной стороны, и не ущемляли права и свободы граждан, с другой. Когда  эта процедура закончится, то наши регламенты вступят в действие.

Конечно, данные регламенты существенно помогут нашей работе, но не стоит думать, что они просто ускорят проведение всех процедур. Вот, например, люди задают вопросы такого типа: когда будут установлены предельные сроки на экспертизу обозначений или обозначения качеств товарного знака, почему Роспатент этого не делает? Во-первых, Роспатент - это орган исполнительной власти и он обязан выполнять то, что ему предписывает соответствующая нормативно-законодательная база, в частности Гражданский кодекс, содержащий прямые нормы, исполнять которые необходимо всем, в том числе и органам исполнительной власти, а значит и Роспатенту. Есть нормы, устанавливаемые правительством, которые мы обязаны исполнять. Кроме того, есть мировая практика, которая исходит из того, что сама экспертиза - это процесс исчерпания доводов. И Роспатент в своих действиях руководствуется ею и международными договорами, которые Россия подписала и ратифицировала. Надо сказать, что ни одно государство в мире не устанавливает предельные сроки по экспертизе по существу там, где экспертиза носит проверочный характер. Сроки установлены там, где нет формальных требований, где необходимо формальное соответствие проверки требований, то есть формальная экспертиза. На этапе формальной экспертизы сроки устанавливаются,  потому что они простые, так как специалистам Роспатента надо определить, соответствует  ли формальным требованиям чья-либо заявка или нет. Для этого не требуется проведение каких-то исследований, не нужна работа поверочного характера. Но сам процесс экспертизы по существу - это процесс исчерпания доводов сторон. Я считаю такой подход правильным, потому что, как говорится, нет истины в последней инстанции. Наша политика такова:  изначально считаем, что заявитель всегда прав, когда он даёт нам первичные материалы заявки, а затем отвечает на те запросы, которые посылает ему эксперт. Это не означает, что процесс бесконечен. Просто когда доводы исчерпаны, то делается окончательный вывод: учтены ли нормы законодательства на соответствие данного объекта, и ему, следовательно, будет предоставлена государственная правовая охрана, или не учтены. Есть конкретная процедура, которая подтверждена мировой практикой. Эксперт также может продлить срок ответа на пришедший запрос,  если он считает, что на подготовку обоснованного ответа ему требуется дополнительное время. Например, надо рассмотреть обращение патентного поверенного, который действует от имени иностранного заявителя. Во-первых, всю документацию надо перевести на иностранный язык адекватно. А это время. Затем патентный поверенный требует согласования объявления позиции, досконального разъяснения ее своему клиенту. Это тоже занимает немало времени, как и изучение представленных материалов. А поскольку обычно это какие-то новые источники, то он должен с ними ознакомиться, перевести, выработать свою позицию, высказать свое мнение. Идет творческий процесс, и двум сторонам требуется немало времени для его осмысления.

Сама природа интеллектуальной собственности дуальна. Нет четкой грани между нормами процессуального и материального права. Казалось бы, прежде всего важны процессуальные сроки. Но надо учесть, что с  момента подачи заявления заявитель получает квазиправа. То есть с этого момента устанавливается его приоритет на заявку. Но, предположим, я, заявитель, хочу сделать выделенную заявку на то, что пойдет, будет пользоваться наибольшим спросом. А я -  хозяин этой заявки, поэтому я желаю, чтобы процесс был оттянутый во времени. У заявителя такое право есть, поэтому устанавливать какие-то свои правила мы не имеем права. Я говорил обо всех объектах. Что касается товарных знаков, то в этом случае мы посылаем соответствующие запросы, и может потребоваться не два месяца, как установлено законодательством, а все шесть. Заявитель вправе просить увеличить срок. Для этого надо написать соответствующее ходатайство и уплатить пошлину.

Чтобы было понятно, каков объем работы наших специалистов, могу сказать, что они совершают свыше восьмидесяти юридически значимых действий при проведении экспертиз. Соответственно все эти юридически значимые действия должны совершаться в определенных законодательных рамках, чтобы не ущемлялись ни свободы, ни права граждан. Все действия гармонизированы с международным законодательством,  поскольку интеллектуальная собственность в пределах отдельно взятой страны сегодня не является приоритетом развития только отдельно взятых государств. Установление правовой охраны объектов интеллектуальной собственности - это явление, которое уже выходит за рамки границ государств, поэтому и не существует четких сроков проведения экспертизы. Хотя у нашего ведомства есть два основных показателя нашей работы. Во-первых – нормативы для каждого эксперта, которые предписывают, какое количество заявок он должен обработать. Во-вторых – длительность проведения экспертизы при штатной ситуации. Эти показатели могут вступать в противоречие при постоянном росте заявок. Их количество все увеличивается. Если взять 90-е годы, то это пять – семь тысяч заявок  в год по товарным знакам.

Только в прошлом году к нам поступило свыше пятидесяти тысяч, делопроизводство завершено по сорока восьми тысячам. Как видите, экспертов в Роспатенте не хватает, а объемы работы растут. Сейчас мы сами должны определять необходимое нам количество экспертов. Уделяем этому большое внимание, чтобы как можно точнее спрогнозировать возможный результат, чтобы организационно и финансово к нему подготовиться. Но даже если мы попадем в точку, то количество экспертов от этого не вырастает, потому что взять их в достаточном количестве будет неоткуда. Есть один институт, который дает основы патентоведения и готовит для нас специалистов-экспертов - наш ведомственный институт, Российский институт интеллектуальной собственности. Но там обучается всего около пятисот студентов, и даются им только базовые знания. А для того чтобы человек пришел и стал полноценным экспертом, мы его "доводим до ума" еще в течение трех – пяти лет, в зависимости от его способностей. Учитываем, на что он сориентирован. Если хочет работать экспертом в сфере экспертизы заявок на изобретения, полезные модели, промобразцы, то ему, безусловно, необходимы базовые технические знания. Но просто обладать техническими знаниями еще недостаточно для экспертной работы, нужно иметь набор специальных знаний в области патентоведения. Значит, еще полтора года он будет получать их, а только потом станет патентным стажером, экспертом-стажером. Так,  пройдя определенную систему подготовки, он сможет дорасти до специалиста. Таким образом, мы ведем непрерывно процесс обучения в течение трех–пяти лет, в зависимости от того, какие у кого способности, склонности.

Когда увеличивается количество заявок, объявляется конкурс на замещение вакансий. Сейчас их около 120, а в отраслевых отделах, где проводится экспертиза проверочного характера, работает около семисот экспертов. За два-три года мы должны приблизиться к тысяче, но к этому времени опять будет не хватать специалистов, потому что существует тенденция увеличения количества заявок, данный процесс непрерывный. Я бы сказал, это бич всех патентных ведомств, и если посмотреть мировую практику, то можно увидеть - миллионы заявок находятся вне делопроизводства. Не хватает экспертных мощностей, чтобы провести анализ всех поступивших заявок. Мы получаем ежегодно 120 тысяч заявок, это значит, что в делопроизводстве находится миллион документов. Работаем на пределе своих возможностей, но пока справляемся. Пока не вижу никакой целесообразности урегулировать процесс экспертизы нормативно-правовыми актами, потому что он действительно бесконечен. Формальные экспертизы можно регламентировать,  а к самому процессу стоит подходить более гибко. 

^ 2. КонсультантПлюс: Привлекаются ли к проведению экспертизы специалисты, не работающие в системе Роспатента?

Б.П.: К экспертизе и к разбору возражений привлекаются только специалисты из системы Роспатента. Это связано со спецификой работы нашего ведомства. В должностных обязанностях и инструкциях четко прописано, что эксперт обязан хранить всю полученную информацию в конфиденциальном режиме до момента публикации. Кроме того, они досконально знают произошедшие изменения в той или иной отрасли за все последние годы. Несмотря на сложные 90-ые, нам удалось сохранить наши старейшие кадры, самых опытных специалистов. Все они получали хорошее образование по классическим канонам. Но сегодня уровень техники вырос, получение знаний в различных областях идёт либо по узкоспециализированной направленности, либо по междисциплинарной. Возьмем, например, биотехнологии. Здесь нужны специалисты из области медицины, из области химии и из области биологии. А наши эксперты специализируются, допустим, или в области химии, или биологии. Если это требуется, то мы объединяем их работу и поручаем вести заявку двум экспертным отделам. Конечно, увеличивается время проведения экспертизы, но улучшается ее качество.

Надо сказать, что многие путают такие понятия, как "штатный эксперт Роспатента" и "привлеченный консультант". У нас всего лишь 700 экспертов, поэтому мы привлекаем в качестве консультантов высококвалифицированных специалистов. Возьмем те же нанотехнологии как междисциплинарную науку. Для того чтобы улучшить качество проведения экспертизы и сократить ее время, я обратился с просьбой в Российскую академию наук, к ее президенту Ю.С. Осипову, привлечь в качестве консультантов  высококвалифицированных ученых. Я подчеркиваю - не патентных экспертов, а консультантов – работающих и уважаемых в научной сфере людей. Нам был представлен список из двухсот человек. Для того чтобы исключить конфликт интересов, были проведены все формальные процедуры. Это  важно для того, чтобы работа проводилась без предвзятого отношения. Ведь если привлекли специалиста в качестве консультанта из одной лаборатории,  а заявку подали из соседней, от другой научной школы,  и они между собой как оппоненты выступают, вполне возможно, что консультант будет "топить" такую заявку, то есть возникает конфликт интересов. Для того чтобы исключить такие моменты, мы проводим специальные вводные курсы, объясняем наши "правила игры", объясняем, что такое конфликт интересов, заключаем соответствующий договор с привлеченным консультантом. И если он нарушает это требование, то подпадает под все уровни гражданской, административной, уголовной ответственности. В таком случае он обязан отказаться от консультирования заявки и не разглашать полученную информацию. Хотелось бы, чтобы любой научный высококвалифицированный специалист мог выступать в роли эксперта патентного ведомства. Но пока таких возможностей нет, мы привлекаем их в качестве консультантов, заключаем с ними договор, трудовое соглашение. И они нас консультируют только по уровню техники, потому что сейчас она очень сложна. Наш эксперт получает консультацию от такого специалиста и потом уже сам делает всю экспертную работу. Вот такие принципы заложены при проведении экспертизы.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших icon1. Понятие и виды объектов интеллектуальной собственности 5
Особенности правового регулирования отдельных видов объектов интеллектуальной собственности 7
Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconОбеспечение экономической безопасности в секторе услуг. Проблемы...
Правовые инструменты защиты интеллектуальной собственности в Законе «Об авторском праве и смежных правах»
Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconМетодические указания по выполнению кр право интеллектуальной собственности
Согласно учебному плану по дисциплине «Право интеллектуальной собственности» студенты-заочники, обучающиеся по специальности 030501....
Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconВопросы по авторскому и патентному праву
...
Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconО централизованной охране квартир и объектов собственности граждан...

Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconЛекция №1 тема: формы и уровни собственности
Форма собственности это ее вид, определяемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форма собственности определяется принадлежностью...
Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconМетодические рекомендации по осуществлению бухгалтерского учета нематериальных...
Экономико-правовые аспекты оценки и учета объектов интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве
Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconКурсовая работа тема: Экспортные контракты
Экспорт результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них (интеллектуальной собственности)
Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconФедеральная служба по интеллектуальной собственности
...
Интервью: \"Государственное регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности\". Благодарим всех посетителей сервера, приславших iconУправление научно-исследовательских работ
Реализация этих мероприятий невозможна без организационных и технических инструментов учета и правовой охраны инновационных предложений,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница