Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений




НазваниеДополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений
страница1/4
Дата публикации08.12.2013
Размер0,69 Mb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Право > Образовательная программа
  1   2   3   4


«Утверждаю»

Директор школы ___________Л.А. Щербак

01.09.2012

Дополнительная образовательная программа,

направленная на формирование семейных ценностей,

коррекцию детско-родительских отношений
Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Целинская средняя общеобразовательная школа № 8»

Авторы:

заместитель директора по ВР Калашник Елена Леонидовна,

педагог-психолог

Колесникова Елена Анатольевна,

социальный педагог Ануфриева Людмила Николаевна

п. Целина

2012г

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Горница» разработана для учащихся средних, старших классов в возрасте 13-18 лет. Программа реализуется на базе МБОУ «Целинская средняя общеобразовательная школа № 8» посёлка Целина с сентября 2012 года, рассчитана на 3 года.

Актуальность программы.

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития.

Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, его традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка.

Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах.

  • В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) в статье 28 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Дополнительная образовательная программа «Горница» разработана с учетом положений вышеперечисленных документов федерального, регионального и муниципального уровней. Формы работы, а так же содержание программы, отвечают возрастным особенностям учащихся, ориентируют их на систему ценностей, в которой важнейшее место занимают такие категории, как «любовь», «добро», «уважение», «целомудрие», «духовно-нравственные ценности», «культура», «здоровье», «семья», «материнство», «отцовство», «семейные традиции православной культуры», «нравственность», «ответственность» и др..

Педагогическая целесообразность программы.

На первый план выходит вопрос о формировании у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей, как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения. Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства.

В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство).

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи.

За последние десять лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения страны ежегодно уменьшается… Потребность в родительстве, стремление к продолжению фамильного рода, качественное своеобразие воспитательных установок в подготовке потомства к жизни мотивируется национальным и культурным багажом социума. На современном этапе общественного развития происходит изменение у подрастающего поколения ценностных ориентаций на создание семьи: снижение репродуктивных установок; низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); внебрачное рождение детей и др.

Одной из причин этого явления является деформация сферы семейного воспитания: утратилось традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; утрата традиционных нравственных ориентиров, приводящих к тому, что большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком подарками; представители старшего поколения часто не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек.

Инструментальной основой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности страны. Базовой основой этой стратегии является формирование у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей.

Особенно сенситивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей является возраст среднего и старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретения жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.

Задача педагогов - направить процесс формирования на духовное просвещение, актуализацию семейных ценностей, чтобы старшеклассники и уже учащиеся среднего звена, идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.

Цель программы:

Воспитание личности подростка, старшеклассника, интегрированного в современное общество и обладающего определенным набором присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей и семейных ценностей в православной культуре в частности, готового к освоению роли будущего родителя.

Задачи программы:

1. Способствовать формированию у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание этих ценностей, принимаемых ими в качестве стратегических ценностно-целевых жизненных установок и поведенческих ориентиров.

а) формирование абсолютных (заглавных) ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность через обращение к национальным традициям православной культуры, произведениям отечественной и мировой литературы.

б) формирование общественно-государственных ценностей: Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир;

в) формирование культурно-национальных кровных ценностей семьи: кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

2. Создать условия для формирования у учащихся совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина, формирования «педагогической компетенции родителей» с точки зрения благополучия своей будущей семьи.

3. Познакомить учащихся с произведениями выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, которые своими сочинениями способствуют эмоциональному и оценочному формированию у школьников совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина.

4. Используя в общении с учащимися культурологический подход в объяснении нового материала и инновационные технологии обучения (театральной педагогики, информационно-коммуникативные, художественно-образного преподавания), способствовать развитию и удовлетворению познавательного интереса у учащихся, раскрытию их творческих способностей.

5. Способствовать получению и усвоению учащимися опыта продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье, таким образом, способствуя, в свою очередь, профилактике зависимого поведения и предупреждению в будущем конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата в семье.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на три учебных года

Возраст обучающихся – 13-18 лет.

Формы организации занятий: групповые занятия проходят в форме беседы, викторины, дискуссии, игры, просмотра фильмов, практических занятий, разыгрывания проблемных ситуаций; сопровождение педагогом исследовательской и проектной деятельности предполагает индивидуальную работу с учащимися.

Прогнозируемый результат

В результате освоения образовательной программы «Горница» учащиеся должны знать:

  • историю развития института семьи и брака в России;

  • семейный уклад, традиции, обычаи, обряды русской православной культуры;

  • нравственные нормы брака в христианской культуре;

  • произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;

приобрести:

  • опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;

  • опыт проектной и исследовательской деятельности по теме образовательной программы;

  • определенный набор присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);

быть нацеленными:

  • на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;

  • на официальный брак;

  • на рождение и воспитание детей в полной семье;

  • на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);

  • выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);

  • на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;

демонстрировать:

  • уважение к родителям, другим членам семьи;

  • выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;

  • готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.


^ ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Формы и содержание педагогического контроля

^ Вид контроля

Содержание

Форма проведения

Сроки

Предварительный

Мотивация к освоению дополнительной образовательной программы

Анкетирование

Октябрь

2012 г.

Текущий

Исследование проблемы: отношение современной молодежи к семье и браку.

Подготовка и проведение анкетирования среди подростков и молодежи. Обработка анкет, оформление результатов

Ноябрь

2012 г.

Текущий

Обобщение темы «Любовь как высшее человеческое чувство»

Музыкальный вечер «Все песни о любви»

Январь

2013 г.

Текущий

Традиции православной семьи. Святые покровители семьи

Организация подготовки учащимися компьютерных презентаций по теме «Святые покровители семьи»

Март

2013 г.

Итоговый

Обобщение пройденного материала

Интеллектуальная игра по теме «Из истории семьи и брака в России»

Подготовка учащимися творческих работ: компьютерные презентации по темам пройденных разделов

(по выбору учащихся)

Апрель

2013 г.

Текущий

Отношение общества к семье

Круглый стол «Семья и общество»

Октябрь 2013г.

Текущий


Формирование семейных традиций в неформальной обстановке

Семейный осенний бал

Ноябрь 2013 г.

«Зимний семейный вечерок»

Февраль 2014







Семейная экологическая акция

Апрель 2014 г.

Итоговый




Подготовка учащимися творческих работ: рисунков, сочинений «Моя будущая семья»

Май 2014 г.





Материалы и оборудование, необходимые для реализации программы

Наличие предметно-развивающей среды, созданной педагогом

  • наглядные пособия, книги по изучаемой проблеме

  • разработка компьютерных презентаций к занятиям

  • игротека


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п\п

Название темы занятий

Форма проведения

Кол-во часов

Тема 1

Я – человек!

Беседа с использованием компьютерной презентации.

Организация дискуссии «В чем смысл человеческой жизни?»

5 часа

Тема 2

Семья и я

Организация дискуссии «Что значит «духовно-нравственная жизнь семьи»?»

Подготовка старшеклассниками докладов о семьях п. Целина, о своих семьях.

5 часа

Тема 3

Историческое развитие семьи и брака.

Семейные ценности в Древней Руси.



Игра «Путешествие во времени»: знакомство учащихся с некоторыми страницами из истории, раскрывающими развитие семейно-брачных отношений.

4 часа

Тема 4

Трансформация семьи в современной России (XX – XXI вв.).

Неустойчивость современной семьи вследствие утраты духовно-нравственных и культурных традиций общества

Беседа с использованием компьютерной презентации.

Просмотр фильма Илии Шугаева «Как сохранить семью?»

5 часа

Тема 5

Нравственные нормы брака в христианской культуре

Беседа с использованием компьютерной презентации.

Самостоятельное составление схемы, отражающей иерархию ценностей в православной семье.

4 часа

Тема 6

Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания.



Викторина «В мире русских пословиц».

Доклады учащихся о Святых – покровителях семьи.

4 часа

Тема 7

Традиции воспитания детей у русского и других народов

Задание группам: сочинение поучающего характера сказки, а затем  ролевая игра «Поиграй с ребенком» (с использованием заранее приготовленных глиняных или бумажных фигурок людей и животных).

4 часа

Тема 8

Обобщение раздела «Истоки семейных духовно-нравственных традиций»

Интеллектуальная игра, обобщающая материал предыдущих уроков.



5 часа

Тема 9

Отношение современной молодежи к семье и браку. Исследование проблемы

Подготовка и проведение анкетирования среди подростков и молодежи по теме «Отношение современной молодежи к семье и браку».

Обработка анкет, оформление результатов

4 часа


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И КНИГИ

О СЕМЬЕ (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

  • Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. – М.: «Русский паломник», 2004.

  • Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007.

  • Зеньковский В. В. На пороге зрелости. – М., 1991.

  • Культура семьи: Учебное пособие. / Сост. Н.Г. Храмова, Г.Г.

  • Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: «Благо», 2002.

  • Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 (урок 27. Христианская семья)

  • Латышина Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004.

  • Мы и наша семья: Книга для молодых супругов/ Сост. В.И.Зацепин, В.Д.Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983.

  • Половое развитие и воспитание: книга для учителя. Психологическая наука  школе / Ю.М. Орлов. – Москва: Просвещение, 1993.

  • Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. – М.: «Покров», 2003.

  • Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: «Просвещение», 1979.

  • Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов / Сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.: Просвещение, 1987.

  • Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов.– М., 2000.

^ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И КНИГИ О СЕМЬЕ (ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

  • Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. – М.: «Русский паломник», 2004.

  • Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007.

  • Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.

  • Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия», 2008

  • Ильин И. А. Путь духовного обновления: О семье / Сост. Лисица Ю. Т., СОБР. соч. в 10 тт., Том 1. – М.: «Русская книга», 1996.

  • Зеньковский В. В. На пороге зрелости. – М., 1991.

  • Зорин К. В. И будут два одной плотью. – М.: «Русский хронограф», 2004.

  • Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: «Благо», 2002.

  • Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 (урок 27. Христианская семья)

  • Латышина Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004.

  • Мы и наша семья: Книга для молодых супругов/ Сост. В.И.Зацепин, В.Д.Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983.

  • Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003

  • Половое развитие и воспитание: книга для учителя. Психологическая наука  школе / Ю.М. Орлов. – Москва: Просвещение, 1993.

  • Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. – М.: «Покров», 2203

  • Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. – Клин, «Христианская жизнь», 2006.

  • Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: «Просвещение», 1979.

  • Флоренская Т. А. Мир дома твоего: Этика и психология семейной жизни. – М.: «Школа-пресс», 1999.

  • Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов / Сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.: Просвещение, 1987.

  • Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2008.

  • Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов.– М., 2000.

^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Эффективности изложенного выше прогнозируемого результата  формирования семейных духовно-нравственных ценностей у подростков и старшеклассников – будут способствовать знания педагогом психологии, глубокого понимания им процесса формирования у подростов и старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета исследовательской темы

«Отношение современной молодежи к семье и браку»

1. Ваш пол?

а) мужской б) женский

2. Ваш возраст?

а) от 13-18 лет б) от 18-20 лет

3. Место вашего рождения?

а) поселок б) город

4.Какие формы брака для вас приемлемы?

а) по договору

б) по расчету

в) только по любви

5. Как вы относитесь к гражданскому браку?

а) положительно

б) отрицательно

6. Одобряете ли вы то, что парни вступают в брак чтобы «откосить» от армии?

а) да, если деваться некуда

б) это несерьёзно

в) я категорически против

7. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

а) 18-20 лет

б) 20- 30 лет

в) от 30 лет и старше

8. Кто, по-вашему, должен быть главой семьи?

а) мужчина

б) женщина

в) совместно

г) не думал об этом

9. Кто в семье должен приносить основной доход?

а) мужчина

б) женщина

в) в равной степени

г) по обстоятельствам

10. Из-за чего может распасться семья?

а) скука

б) измена

в) материальные проблемы

г) не сошлись характерами

д) другие причины

11. Обязательно ли брак должен основываться на любви?

а) да б) не обязательно в) не знаю

12. Как вы относитесь к браку (не вашему) в раннем возрасте (до 18лет)?

а) нормально

б) нормально, но это не на долго

в) отрицательно

г) затрудняюсь ответить

13. Хотели бы вы вообще вступать в брак?

а) да б) нет в) не знаю

Мероприятие

«Тепло родного дома»


Цели: показать значение семьи, домашнего тепла; интегрировать знания детей

о себе и своей родословной;

развивать речь, умение рассуждать;

воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.
^ Ход занятия.

Организационный момент.

Звучит запись песни « Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.

Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье.

- А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? ( Это своя улица, свой город. Место, где человек родился и вырос. Это семья. В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.)

- Действительно, ребята, дом – это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь.

^ Работа по теме.

- Дом – это место, где мы родились. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье. Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?

Читает ученик:

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился,

И музыки не слышно –

И это очень странно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…

Раскрыть бы их пошире,

Глядеть бы удивленно,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира.

И я, уже уснувший,

У мамы на коленях.

- Почему так хорошо герою этого стихотворения? ( Вся семья дома. В доме тепло, уютно, спокойно.)

- Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе.

^ Работа с пословицами.

- Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… представьте себе дом на селе начала 20 века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… в них говорится о семье. Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца…

В гостях хорошо … а дома лучше.

Не красна изба углами… а красна пирогами.

Дом вести… не бородой трясти.

Не нужен клад… когда в семье лад.

- А какие пословицы и поговорки о доме, семье, о маме вы еще знаете?

- В своем доме и стены помогают.

- Одна у человека мать, одна и Родина.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Нет лучше дружка, чем родная матушка.

- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

- Кто родителей почитает, вовек не пропадает.

^ Анализ и разыгрывание ситуаций.

-Вы проснулись утром. Как вы приветствуете своих родных? Что они отвечают?

-Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?

-Мама пришла вечером с работы. Она очень устала. Всю семью мама накормила вкусным ужином. Какие будут ваши действия?
Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет? « Это к счастью, это к счастью!»

Все семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью,

Это сделал я ?!

« Ты разиня, ты растяпа,» -

Скажут про меня.
- Как поступите вы, если что-то разобьете?

- Что бы вы посоветовали родным мальчика в этой ситуации?

^ Твоя родословная.
- Ребята, сегодня мы говорим о семье.

- А что такое родословная? ( Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.)

- Сегодня к занятию вы приготовили родословные своей семьи. У каждого из вас есть папа и мама, бабушки и дедушки, которые когда –то тоже были юными такими же как вы. И у ваших дедушек и бабушек были родители и были дедушки и бабушки. Через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки. Знаете ли вы их поименно? Храните ли их вещи: ордена, письма, дневники?

Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

Нам были память и любовь даны,

Чтобы сердцам ушедших поклониться,

И, может, будут не полны

Без этих строк истории страницы.
Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Всё это так . Да вот беда,

Что забываем иногда.

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений-

Уйдя из памяти живых.

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.
Заслушивается 2-3 рассказа учащихся о своей родословной.
^ Исполнение частушек.

- Ребята интересно рассказали о своих родственниках, а теперь они исполнят частушки о тех родных, которые живут с ними рядом.
Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы!
Наши папочки веселые

Могут петь, стихи читать,

Ну а если надо будет,

Могут « яблочко» сплясать.
Любит музыку мой папа,

От него не отстаю:

Он играет на гармони,

я песенки пою.
Торты, бублики, ватрушки

Все мы любим от души.

Если любишь пироги,

Состряпать бабушку проси.
Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.
Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.
^ Обсуждение рассказа.

- К сожалению, далеко не все дети радуют своих родителей. Многие причиняют им одни только печали. Больно сжимается сердце, когда видишь детей, не почтительных к своим родителям.

- Как же нужно относиться к родителям?

Чувствуя и осознавая родительскую любовь, дети должны почтительно обходиться с ними, стараться, чтобы каждое слово и движение души были выражением любви к ним. Необходимо также слушаться своих родителей, помогать им во всем, в чем можете. Родители желают вам только добра и от вас ждут того же. Даже взыскания и наказания, допускаемые вашими родителями, и те происходят из желания вам всякого добра.; ими они стараются исправить ваши недостатки. А вот для ребенка самое трудное это послушание. Вы согласны со мной?
- Что же такое послушание?

Послушание – это одна из христианских добродетелей, это основание добрых дел. Если каждый станет делать только то, что ему нравится, так и жизнь человеческая остановится.

- Как вы считаете, почему дети должны слушаться своих родителей?

Приведу вам такой пример. Два человека отправились в путь: один знает дорогу, он уже ходил по ней, а другой не знает. Разумно ли ,чтобы незнающий повел знающего? Конечно, нет. Так и дети должны следовать за своими родителями, должны слушаться их, так родители имеют жизненный опыт и могут научить своих детей многому.

Но почему же нам трудно слушаться? Что нам мешает? Мешает своеволие, упрямство, дух протеста. А это не ведет ни к чему хорошему, когда мы хотим все сделать непременно по – своему, возникают разные раздоры.

- Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание? ( Надо тренировать свою волю, сдерживать себя. Главное в послушании, чтобы оно стало добровольным и осознанным).

Счастлив тот человек, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание. Такому человеку приказывают, и он не противоречит; делают выговор , и он не гневается. Он готов на всякое полезное дело. Им не легко овладевает вспыльчивость.

- Сейчас, я хочу рассказать вам одну историю, которая называется « Белое платье». Слушая, подготовьте ответ на вопрос: « К чему привело непослушание девочки?»

^ Белое платье.

Было солнечное весеннее утро, да еще и праздничный день! Значит, мама, наверное, даст Лене надеть новое платье, которое она для нее сшила. Лене очень хотелось немного походить в новом наряде, но мама все не разрешала. Лена от нетерпения даже раньше обычного встала, умылась, заправила постель и вышла на кухню, где мама готовила завтрак. На столе стояла тарелка с нарезанными кусками пирога с яблоками, и распространялся приятный аромат чая.Лена подошла к маме и прижалась к ней:

- Доброе утро, мамочка!

- Доброе утро, доченька, ты раньше всех встала сегодня. Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол, у тебя это так красиво получается.

Пока Лена расставляла посуду на столе, в кухню пришли отец и брат. Помолившись, позавтракали, и Лена стала помогать маме, убирать посуду. Даже кухню подмела без напоминания матери, чтобы скорее управиться. Наконец мама вытерла руки и повела Лену в комнату. Там она открыла шкаф и достала новое платье. Какое оно было красивое! Белое-белое с тонкими кружевами вокруг воротника и на рукавах! У Лены от восхищения дух захватило. «Вот уж будут смотреть на меня!» - подумала она, с трудом сдерживая восторг.

- Ну, давай наденем, - сказала мама, - а потом я причешу тебя.

Когда Лена, наконец, подошла к зеркалу и увидела себя в своем новом белоснежном платье и с большим бантом на голове, она не поверила своим глазам: неужели это она? На детском празднике Лена плохо слышала, о чем говорили. Она все одергивала свое платье, да оглядывалась, кто как одет и не смотрят ли на нее. После того как праздник закончился, Лена вместе с подружками договорилась пойти после обеда в лес за цветами. Когда девочки уже собрались разойтись по домам, к Лене подошла ее мама и сказала, чтобы они с братом дома пообедали без родителей, потому что ее и отца пригласили в гости.

- Придешь домой, доченька, - сказала мама, - сразу свое платье сними, а то еще запачкаешь, и надеть другое, голубенькое. Побереги свое белое праздничное платье. Но Лена почти не слышала слов матери. Ей не хотелось расставаться с платьем. «Как хорошо, что родителей не будет дома! - подумала она. - Мама и не узнает, если я в новом платье пойду в рощу. Пока она вернется домой, платье будет висеть в шкафу».Прибежав домой, Лена предусмотрительно надела поверх нового платья передник, подогрела обед и, не дождавшись брата, наспех поела. Затем она сняла передник и вышла из дому. Девочка подождала у ворот, пока подошли ее подружки. Веселой гурьбой они отправились к роще, которая была на окраине села. Лену немного смутило, что никто из девочек не обратил внимание на ее новый наряд. «Завидуют, наверное, - подумала она и, подпрыгивая и кружась, забежала вперед. -Пусть видят, какая я красивая!»В роще было тихо и торжественно. Не шевелясь, тихо стояли березы в своих белых чулочках, только листья осины неслышно трепетали. Девочки направились к ручью. Там, на лужайке, они всегда играли. Вдруг из-за кустов выбежала ватага мальчишек. От неожиданности девочки сначала остановились, a потом с визгом разбежались. Началась веселая игра в догонялки. Ох, и досталось же новому платью! Лена спотыкалась, падала, поднималась и бежала дальше, цепляясь за кусты. Играя, она забыла о своем платье. Когда же после игры Лена, запыхавшись, остановилась и оглядела свое платье, ее охватил ужас. В двух местах висели клочья ткани. От белизны почти ничего не осталось. Платье было грязным спереди и сзади, кружева оборваны. Девочка подошла к ручью, чтобы вымыть руки, и попыталась почистить платье. Но от этого грязные пятна еще больше расплывались. Наигравшись, ребята уселись на траву отдохнуть. Они рассказывали что-то веселое и смеялись. Лене было не до смеха. Что делать? Может быть, спрятать платье, чтобы мама его больше никогда не увидела?! Но она все равно узнает. От нее ничего не скроешь. Лена поднялась, незаметно отошла от ребят и побрела домой. Слезы катились по ее щекам. «Почему я не послушалась маму? Играла бы я сейчас с ребятами, и платье мое было бы новым, и маму не огорчила бы».С тяжелым сердцем Лена открыла калитку и увидела на крыльце дома свою маму. Лена подбежала к ней, обхватила ее обеими руками и горько зарыдала:

- Прости, прости!

Мама дала ей выплакаться, а потом обняла ее и сказала:

- Успокойся, я тебя простила. Пойди, сними платье и умойся.

Е. Микула

Вопросы :

- К чему привело непослушание девочки?

- Раскаялась ли она в своем плохом поступке? Почему вы так считаете?

- Какие еще человеческие пороки осуждаются в этом рассказе?

- Какой нравственный вывод должен сделать каждый из вас?

^ Сценка « Домашнее сочинение»

-… Мама, мамочка. Сколько тепла таит это слово! Мама – первый учитель и друг, она всегда поймет, утешит, поможет.

- Ребята, а всегда ли мы относимся к маме с должным уважением, теплом? Давайте посмотрим сценку и ответим на этот вопрос.

Витек склонился над столом

И сжал виски руками.

Он сочиненье пишет:

Как я помогаю маме.

То ручку погрызет Витек,

То засопит угрюмый.

Названье есть. А дальше что?

Попробуй – ка придумай!

Но тут из кухни мама вдруг

Негромко сына кличет:

- Витюнчик, сбегай в магазин.

Нам соли бы и спичек…

- Идея! – Подскочил Витек.

А маме крикнул: - Что ты!

Ведь я над сочиненьем бьюсь!

Ещё полно работы!

Примолкла мама.

И сынок в тетради вывел фразу:

Для мамы что- нибудь купить

Всегда готов я сразу!

Вот приоткрыла мама дверь:

- Витюня! Ты мне нужен. Я в магазин.

Почисть пока

Картошечки на ужин.

- Ещё чего? – вскричал Витёк.

- Мне даже слушать тошно!

Тут сочинение, а ты

С какой- то там картошкой.

Исчезла мама,

А сынок в тетради подытожил:

- Я завтрак дома сам варю,

обед и ужин тоже…

- Пять с плюсом! – радуется он. –

Других не жду отметок!

А вы ребята, что ему

Поставите за это?

^ Ответы детей.

- Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?

-Как вы должны вести себя дома?

- Как вы общаетесь с родителями? Как им помогаете?

^ Строительство дома

- Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.

- Давайте и мы построим дом. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? ( Доброта, понимание, уют, забота, уважение.)

( строим дом из карточек)

Учитель размещает на доске « бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На крыше написано слово «тепло».

- Мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом.
^ Работа с выставкой рисунков.

Своё тепло к родной семье вы передали и в своих рисунках.

-Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по- настоящему теплым, уютным, привлекательным? Что от вас лично зависит, как сберечь тепло родного очага? ( Надо проявлять заботу о других, уважать старших, помогать по хозяйству, делать приятные сюрпризы.)

Пожелания золотой рыбке.

- Представьте себе, что к вам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая рыбка. Попросите ее сделать что – нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер.
Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке.

- Ребята, я хочу отметить, что ваши сердца полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье.

^ Итог занятия.
- Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Мероприятие

«Будьте добрыми и милосердными»

Цели:

  • поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, терпении, доброта – первооснова человека, основа человеческих и семейных отношениях;

  • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

  • способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Ход классного часа:

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о милосердии, терпении и доброте. Эпиграфом нашего классного часа будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

  • Что же такое милосердие?

  • Обратимся к словарю (Ожегов).

  • Составьте ассоциограмму к слову «милосердие».

  • Милосердный – это какой? (учащиеся подбирают синонимы).

  • Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

( Учащиеся рассуждают, приводят примеры)

Учитель. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому – либо или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян. А сейчас послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить её.

Чтение сказки, ответы на вопросы, продолжение сказки.
  1   2   3   4

Похожие:

Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconДополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа по «Фитнес аэробике» составлена на основе Интернет источника «Методика организации и проведения...
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconВлияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной культуры личности
Вот уже несколько десятилетий с уст всего человечества не сходит слово «стресс». А сколько тяжких преступлений происходит из-за неумения...
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений icon«Красноярская основная общеобразовательная школа»
Изучение детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconЛитература по теме «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений»
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconУроки семьи и семейных ценностей
Уроки целесообразно провести с использованием современных интерактивных средств обучения и коммуникации, новых информационных технологий....
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconМосквы Журнал «Обруч»
Московского детского сада гоу црр №474. Два года мы работаем в рамках эксперимента на тему: “Гармонизация детско-родительских отношений...
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconДиагностическая программа по исследованию детско-родительских отношений...
...
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconМонография посвящена психологии семейных отношений, проблемам диагностики...
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconОбразовательная программа молодежного объединения «Лидер»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа, направленная на формирование семейных ценностей, коррекцию детско-родительских отношений iconОбразовательная программа детского объединения «Юный репортёр»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница