Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области»




НазваниеЗакон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области»
страница1/4
Дата публикации20.11.2013
Размер0,55 Mb.
ТипЗакон
pochit.ru > Право > Закон
  1   2   3   4



ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ НЕМЕДИЦИНСКОЕ

ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Порядок и методика проведения тестирования разработаны специалистами Министерства здравоохранения Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, ГОУ СО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» на основе имеющегося в Российской Федерации и Свердловской области опыта проведения исследований на факт употребления несовершеннолетними психоактивных веществ.

Данный сборник рекомендован администрации образовательных учреждений, медицинским работникам, кураторам групп, педагогам-предметникам, педагогам дополнительного образования, психологам, социальным педагогам для использования в процессе проведения работы по организации тестирования несовершеннолетних на факт употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях, на информационно-мотивационном этапе.
Тестирование обучающихся образовательных учреждений на выявление фактов употребления психоактивных веществ (далее – тестирование) является составной частью государственной системы профилактики наркомании.

Тестированию подлежат лица с 13 до 18 лет.

^ Нормативно-правовые основания, регламентирующих мероприятия по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств


  1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

(Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года).

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года).

5. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997).

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

7. Приказ Минздрава РФ от 23 августа 1999 г. N 327 "Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)".

8.Федеральный закон от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» с изменениями и дополнениями;

9.Закон Свердловской области от 19.12 1997 года № 78-ОЗ «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» с изменениями и дополнениями;

10.Закон Свердловской области от 28.11.2001 года № 58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» с изменениями и дополнениями.

11.Решение антинаркотической комиссии Свердловской области от 14 декабря 2009 года № 4, решения Президиума Правительства Свердловской области от 28.12.2009 года № 14 § 2.

Порядок и методика проведения тестирования разработаны специалистами Министерства здравоохранения Свердловской области и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (далее – Министерство образования) на основе имеющегося в Российской Федерации и Свердловской области опыта проведения исследований на факт употребления несовершеннолетними психоактивных веществ

Тестирование проводится за счет средств, предусмотренных в муниципальном бюджете.
^ Цель проведения тестирования – снижение количества лиц, вовлеченных в употребление психоактивных веществ.

Задачи:

  • оценка реальных масштабов приобщения обучающихся образовательных учреждений к употреблению психоактивных веществ среди возрастной группы 13-18 лет;

  • выявление обучающихся общеобразовательных учреждений, имеющих факты употребления психоактивных веществ, с установлением частоты употребления, спектра употребляемых психоактивных веществ, стадии вовлечения в потребление психоактивных веществ и формирование групп риска;

  • оказание медико-психолого-педагогической консультативной помощи обучающимся из групп риска, их родителям (иным законным представителям), педагогам;

  • оценка эффективности проводимой в образовательном учреждении профилактической антинаркотической работы, коррекция процесса профилактики.


^ Принципы организации и проведения тестирования

законность – проведение тестирования с обязательным соблюдением конституционных прав граждан, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

добровольность и конфиденциальность тестирования;

легитимность – предусматривает необходимые правовые границы тестирования, не нарушающие:

- установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих тестирование;

- права обучающегося как гражданина и члена общества, по отношению к которому используется тестирование;

превентивность – организация и проведение тестирования в интересах профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;

комплексность – организация и проведение тестирования как составной части профилактических антинаркотических программ;

координация – достижение согласованности действий субъектов профилактической деятельности, участвующих в организации и проведении тестирования;

универсальность – организация и проведение тестирования с учетом возможностей муниципальных образований, образовательных учреждений различного типа и вида;

дифференцированность организация и проведение тестирования с учетом возрастных и гендерных особенностей обучающихся.
^ Порядок организации и проведения тестирования

Организация и проведение тестирования включает четыре этапа:

1) Информационно - мотивационный.

В рамках данного этапа организаторами проводится информационно-разъяснительная работа со всеми участниками процесса: детьми и молодежью, их родителями (законными представителями), сотрудниками образовательных учреждений, в которых обучаются тестируемые. Разъяснения даются через средства массовой информации, на родительских и классных собраниях, через выпуск специальных бюллетеней и методических рекомендаций, а также с использованием буклетов, разработанных для родителей, обучающихся.

2) Подготовительно - обучающий.

В рамках данного этапа проводится:

подготовка организаторов тестирования: медицинских работников, непосредственно проводящих исследование; организаторов тестирования в муниципальном образовании и каждом образовательном учреждении, участвующем в тестировании; специалистов (заместители по воспитательной работе, классные руководители), занимающиеся мотивационной работой с родителями и обучающимися;

оформление документов в образовательном учреждении: сбор персональных заявлений от обучающихся старше 16 лет или родителей (иных законных представителей) обучающихся до 16 лет, подтверждающих согласие на участие в тестировании на протяжении текущего года.

3) Исследовательско - профилактический.

Исследование проводится разрешенными методами.

Основными мероприятиями данного этапа являются массовое тестирование обучающихся и включение вновь выявленных потребителей психоактивных веществ в группу риска.

Информация о результатах тестирования выдается только лицу, прошедшему тестирование, или его родителям (иным законным представителям.

Обучающимся, попавшим по результатам тестирования в группу риска, выдается направление на консультацию к врачу психиатру – наркологу, рекомендуют обратиться к психологу.

4) Отчетно-документальный.

Целью данного этапа является анализ информации по итогам тестирования.

Руководители образовательных учреждений направляют статистическую и аналитическую информацию по итогам тестирования в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (общее количество обучающихся в образовательном учреждении, количество протестированных, количество обучающихся, включенных в группу риска).

Руководители центральных городских и районных больниц, областных государственных учреждений здравоохранения направляют в Министерство здравоохранения Свердловской области статистическую и аналитическую информацию о количестве лиц, получивших положительные результаты в ходе проведения тестирования и обратившихся в наркологические кабинеты.

Ежегодный статистический отчет о результатах тестирования в образовательных учреждениях представляется в антинаркотическую комиссию Свердловской области.

Особенности работы специалистов (психологов,

педагогов) с целевыми группами (подростками, родителями).
Работа с родителями является также одним из важнейших направлений мотивационной работы. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом может быть обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании, многие родители до сих пор остаются некомпетентными как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики. А ведь именно в этом сложном возрасте, когда еще не расставлены жизненные приоритеты и отчасти потеряны многие ориентиры, ребенок становится жертвой (именно жертвой!) наркоторговцев, которые навязывают ребенку «разбитную, независимую и «взрослую» философию жизни. Многие родители не хотят учитывать тот факт, что не всегда они знают, с кем общается их ребенок, и что его интересует. Одни думают, что их дети еще недостаточно взрослые, чтобы пробовать наркотики, другие уверены, что их детей эта проблема никогда не коснется. Проблема родителей в том, что они не владеют полной информацией о том, что происходит с их детьми в подростковом возрасте, как помочь ребенку выйти из этого возрастного кризиса с наименьшими потерями.

Поэтому работу с родителями мы рекомендуем начинать именно с изменения позиции «моя хата с краю». Для этого необходимо способствовать пониманию родителями, какой сложный период переживают их дети.

На всех родительских собраниях необходимо посвящать 15-20 минут занятиям, целью которых станет информирование родителей о том, что заботит их ребенка в этом возрасте, что переживает их ребенок, с какими проблемами сталкивается. Знания возрастных особенностей помогут родителям понять, что тестирование подростков - наиболее действенный способ раннего выявления ПАВ-зависимости у них на сегодняшний день. В рамках этих бесед желательно больше говорить о социальной и психологической зависимостях, так как рассказы о физической зависимости на этот момент для родителей, не имеющих опыта общения с зависимыми и созависимыми людьми, не значимы.

Также необходимо привлекать родителей к индивидуальным занятиям со специалистами, что позволит наиболее точно определить искаженные установки на проведение тестирования и провести своевременную проработку возникающих трудностей. Немаловажной составляющей информационно-разъяснительной работы с родителями являются лекции-диалоги, при чтении которых приветствуется обсуждение с родителями полученной информации в процессе чтения. А так же необходимо делать акцент на тех факторах, которые являются предпосылками для пробы наркотика или начала его употребления. Тренинговая работа является завершающим этапом в формировании положительной мотивации на прохождение детьми тестирования. Использование тренингов поможет отследить полученные результаты, а также создать единый позитивный настрой у родителей.

В период подготовки к тестированию необходимо провести специальное родительское собрание, которое должно состоять из 4 блоков (три первых блока - обязательны):

I блок. Информационно-просветительский. Представитель администрации образовательного учреждения, инспектор ПДН в рамках этого блока информируют родителей об особенностях современных направлений профилактической работы, в том числе и мероприятиях по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических веществ, а также о ситуации с распространением наркотиков и состоянии преступности несовершеннолетних в городе (районе)

II блок. Мотивационный. Психолог информирует родителей о высоком риске возникновения зависимости в подростковом возрасте, основных факторах риска и возможных изменениях в поведении ребенка в этой связи. Врач-нарколог информирует родителей об этапах формирования зависимости и последствиях наркомании, в первую очередь социальных.

III блок. Практический. Врач-нарколог демонстрирует практическое использование тест-системы и поясняет правила интерпретирования полученных результатов. Родителям раздаются информационные буклеты антинаркотической направленности в форме Z-CARD

IV блок. Консультационный. Индивидуальное консультирование (психолог, врач-нарколог).

Обязательным результатом собрания должен стать сбор согласий родителей учащихся на проведение процедуры тестирования в течение учебного года.

Специалистами центра разработан примерный сценарий проведения общешкольного родительского собрания.

Параллельно работе с родителями по мотивации участия в тестировании проводится работа с учащимися. Учитывая, что все дети находятся в образовательном учреждении и уже знакомы с большинством специалистов, мотивацию желательно формировать в группе. Лекции и беседы не являются эффективной формой профилактической деятельности в этом возрасте. Необходимо использовать диалоговые и групповые формы работы, а также нужно больше обращать внимание подростков на особенности их личности, через участие в различных диагностических исследованиях. Примерный сценарий профилактического мероприятия с учащимися разработан специалистами центра.

Большую практическую пользу в формировании положительной мотивации на участие в тестировании могут принести волонтеры, действующие под девизом «равный поможет равному». Положительный пример участия самих волонтеров в процедуре тестирования, а также разъяснительная работа среди сверстников, объяснение на «своем» языке всех опасностей, подстерегающих молодых людей на пути приобщения к одурманивающим веществам – это мощный ресурс, который необходимо использовать организаторам при подготовке и проведении тестирования. Для облегчения работы волонтеров и специалистов специалистами центра разработан буклет «Вся правда о наркотиков», который в ходе мероприятия передается учащимся.

^ Технологическая карта

организации проведения в образовательных учреждениях мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств


^ Должностное лицо

Вид деятельности

Содержание деятельности

Руководитель образовательного учреждения

Осуществление контроля за организацией и проведением экспресс-тестирования

  • Назначение приказом лиц, ответственных за проведение тестирования.

  • Создание необходимых условий медицинским работникам для проведения экспресс-диагностики.

  • Осуществление контроля за ходом проведения тестирования, подготовкой и качеством статистической информации о результатах тестирования в ОУ.

Заместитель руководителя

Информационно-просветительская деятельность в ОУ

  • Организация проведения информационно-просветительской работы, в том числе:

- родительских собраний с распространением среди родителей информационно-просветительских буклетов профилактической направленности (Z-CARD);

- тематических классных часов для учащихся общеобразовательных учреждений с распространением среди них информационно-просветительских буклетов; Привлечение органов школьного (студенческого) самоуправления, общественных организаций, родительских и попечительских советов, творческих коллективов к участию в агитационных мероприятиях по проведению тестирования.

  • Контроль за соблюдением сроков и требований по проведению тестирования.

Медицинский работник

Проведение медицинского осмотра и  экспресс-тестирования

  • Участие в информационно-просветительской и мотивационной работе.

  • Проведение экспресс-тестирования в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями в установленные сроки.

  • Оформление необходимой медицинской документации.

  • Строгое соблюдение технологии проведения тестирования.

  • Соблюдение конфиденциальности информации о персональных результатах тестирования.

  • Направление лиц, имеющих положительные результаты экспресс-диагностики на консультацию в наркологическое учреждение.

  • Письменное предоставление статистической информации администрации ОУ о результатах проведенного тестирования и о количестве лиц, направленных к наркологу.

  • Участие в родительских, педагогических, ученических (студенческих) собраниях, в антинаркотических акциях, теле- и радиопередачах с информацией о целях и задачах тестирования.

  • Обработка данных по результатам тестирования.

  • Обеспечение взаимодействия и взаимоинформирования с работниками наркологической службы по результатам тестирования и последующего обращения учащихся (студентов) к наркологам.

  • Организация работы по включению лиц, имеющих положительные результаты тестирования, в индивидуальную профилактическую программу.

Классные руководители, кураторы групп, педагоги-предметники

Проведение информационно-просветительской работы

  • Предоставление медицинским работникам списков учащихся (студентов).

  • Обеспечение явки учащихся (студентов) на медицинские осмотры в соответствии с графиком.

  • Проведение индивидуальных бесед, классных часов с привлечением актива классов.

  • Организация и проведение информационно-просветительской работы, в том числе:

- родительских собраний с распространением среди родителей информационно-просветительских буклетов профилактической направленности (Z-CARD);

- тематических классных часов для учащихся общеобразовательных учреждений с распространением среди них информационно-просветительских буклетов.

Педагоги дополнительного образования

Проведение профилактических мероприятий

  • Участие в профилактических мероприятиях.

  • Привлечение общественности, волонтеров к проведению профилактических мероприятий.

Психологи, социальные педагоги

Проведение экспериментально-психологической и мотивационной работы

  • Предоставление информации о подростках « группы риска».

  • Проведение индивидуальной мотивационной работы.


  1   2   3   4

Похожие:

Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconЗакон московской области о профилактике наркомании и токсикомании...
Московской области, и направлен на предупреждение распространения наркомании и токсикомании, создание организационных и правовых...
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconЗакон свердловской области о референдуме свердловской области
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области регулирует отношения, связанные с назначением,...
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconНа водных объектах свердловской области
Областная газета, 2004, 29 декабря, n 356-359, в целях упорядочения условий и требований, предъявляемых организациям и гражданам...
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconОбластная государственная целевая программа «развитие туризма в свердловской...
Правительства Свердловской области «О развитии туристской деятельности на территории Свердловской области»
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconЗако н свердловской области
Красную книгу Свердловской области, экологическим просвещением, а также государственной поддержкой организаций и индивидуальных предпринимателей,...
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconЗакон Воронежской области «О профилактике алкоголизма, наркомании...
Основополагающие документы, определяющие стратегию профилактики асоциальных явлений среди детей
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconЗакон свердловской области об отзыве губернатора свердловской области
Настоящим Законом устанавливаются основания и процедура отзыва Губернатора Свердловской области (далее отзыв)
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconЗакон Свердловской области
Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 3 апреля 2007 года
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconЗакон свердловской области
Законодательном Собрании Свердловской области в соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области. Под политической партией,...
Закон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» iconПоложение о Контрольно-ревизионной службе при Рефтинской поселковой...
Федерации», статьи 37 Закона Свердловской области от 17 апреля 2006 года №20-оз «О референдуме Свердловской области и местных референдумах...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница