Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз




НазваниеКомментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз
страница1/20
Дата публикации16.11.2013
Размер3,01 Mb.
ТипЗакон
pochit.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.07.1998 N 135-ФЗ

"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 сентября 2009 года
Б.В. ГУСЕВ, В.А. ЛАРИОНОВА, Ю.В. ХЛИСТУН
Ответственный редактор

доктор юридических наук, профессор

С.Н. БРАТАНОВСКИЙ
Авторы:
Гусев Б.В. - квалифицированный специалист-эксперт, опытный оценщик I категории, юрист в оценочной компании.

Ларионова В.А. - кандидат экономических наук.

Хлистун Ю.В. - кандидат юридических наук.
Данное издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которым определены правовые основы названной деятельности.

Авторы подробно рассматривают каждый пункт комментируемого Закона. Серьезное внимание уделено анализу пробелов и несовершенств данного нормативного акта. В комментарии авторы анализируют примеры из арбитражной практики и практики саморегулируемых организаций оценщиков.

При подготовке комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 1 сентября 2009 г.
29 июля 1998 года N 135-ФЗ


^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 143-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ,

от 27.07.2006 N 157-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ,

от 13.07.2007 N 129-ФЗ, от 24.07.2007 N 220-ФЗ,

от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 07.05.2009 N 91-ФЗ,

от 17.07.2009 N 145-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 18.07.2009 N 181-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации
Комментарий к статье 1
1. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. До принятия данного Закона оценочная деятельность регулировалась большим количеством достаточно противоречивых законов и подзаконных нормативных актов.

Следует отметить, что само отношение комментируемого Федерального закона к законодательству, регулирующему оценочную деятельность, претерпевало значительные изменения. Так, согласно первоначальной редакции комментируемого Федерального закона законодательство, регулировавшее оценочную деятельность в Российской Федерации, состояло из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 1 комментируемого Закона были внесены изменения, исключившие регулирование оценочной деятельности на региональном уровне.

Ныне действующая редакция комментируемой статьи была принята Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Оценочная деятельность согласно вышеупомянутой редакции осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, комментируемым Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

До настоящего времени отсутствуют международные договоры по вопросам оценочной деятельности, подписанные Российской Федерацией.

Комментируемая статья устанавливает, что правовое регулирование оценочной деятельности происходит не только на основании данного Закона, но также на основании и иных нормативных правовых актов. Причем последние не должны противоречить положениям комментируемого Закона.

В частности, нормы, так или иначе касающиеся осуществления оценочной деятельности, содержатся в ст. 339 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. ст. 27.3, 51.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. ст. 7 - 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и ряде других правовых актов.

2. Комментируемый Федеральный закон носит характер специального закона. Это означает, что если существуют противоречия между нормами общего закона и нормами специального закона, то руководствоваться следует нормами последнего.

В настоящее время на федеральном уровне правовое обеспечение оценочной деятельности составляют следующие нормативные акты:

- Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

- Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437;

- Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (далее - Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)");

- Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 (далее - Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)");

- Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254.

Федеральные стандарты оценки являются обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности. Многие нормы и определения, упомянутые в комментируемом Федеральном законе, раскрываются в данных стандартах, поэтому дальнейшее рассмотрение данного Закона целесообразно проводить с учетом федеральных стандартов оценки (ФСО N 1, N 2, N 3).

Кроме того, необходимо отметить, что федеральные стандарты оценки в соответствии со ст. 20 комментируемого Закона разрабатываются с учетом международных стандартов оценки.

Международные стандарты оценки (МСО) разрабатываются и утверждаются международной неправительственной организацией - Международным комитетом по стандартам оценки (International Valuation Standards Committee, IVSC). Эта организация была создана в 1981 году и объединяет на сегодняшний день профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран мира. Россия была принята в состав Международного комитета по стандартам оценки (МКСО) в 1995 году и представлена в нем Российским обществом оценщиков (РОО), который обладает правом на перевод и издание международных стандартов оценки на русском языке.

Впервые МСО были опубликованы в 1985 году и с того времени неоднократно претерпевали изменения. На сегодняшний день МКСО опубликовано 8-е издание Международных стандартов оценки (оценщики называют их "Белая книга") - МСО 2007.

В настоящее время разрабатываются дополнительные федеральные стандарты оценки, дополняющие существующие нормативные правовые акты и регламентирующие деятельность оценщиков.

С момента принятия комментируемого Федерального закона в него неоднократно вносились кардинальные изменения и дополнения, что не могло не привести к хаосу на рынке оценочных услуг. Так, 22 октября 2007 года Общественная палата Российской Федерации предложила установить двухлетний мораторий на внесение изменений в комментируемый Федеральный закон. Однако уже 30 июня 2008 года Федеральным законом N 108-ФЗ в текст комментируемого Закона были внесены очередные существенные изменения.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 2
1. Процесс реформирования российской экономики, связанный с переходом к рыночной экономике, повлек за собой системные преобразования во всех сферах жизни общества. Важнейшей частью процесса реформирования экономики явилась эволюция правового регулирования оценочной деятельности и становление института оценочной деятельности.

Следует отметить, что оценочная деятельность зародилась еще в дореволюционной России. Ее появление датируется XV веком и было связано с необходимостью проведения государством оценки земель. Первыми правовыми актами, направленными на регламентацию оценочной деятельности, стали Закон об оценке недвижимого имущества и Правила оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами, изданные 8 июня 1893 г. <1>. В соответствии с Законом об оценке недвижимого имущества организационное и финансовое обеспечение проведения оценочных работ в отношении земельных участков было возложено на губернские и уездные оценочные комиссии. А первая значительная переоценка недвижимости была проведена в 1901 г. В целом эволюционное развитие оценочной деятельности продолжалось до 1917 года.

--------------------------------

<1> См.: Волович Н.В., Турова Е.Ю. Система управления земельными ресурсами в губернских городах Сибири в конце XIX - начале XX века. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. 48 с.; Горб-Ромашкевич Ф.С. Очерки по истории, теории и практике податной оценки недвижимых имуществ. СПб., 1905. С. 11.
В советский период истории России регулирование оценочной деятельности осуществлялось на уровне подзаконного правотворчества и было подчинено политическим целям функционирования государства.

Потребность становления рыночной экономики вызвала к жизни очередной виток развития оценочной деятельности. Немаловажным моментом стало появление в 1993 году в России первого профессионального сообщества оценщиков - Российского общества оценщиков.

Далее, принятие части первой ГК РФ повлекло за собой появление потребности в независимой оценке имущества, соответствующих экспертах и широкое применение оценки имущества в зарождающемся рыночном механизме. Эти экономические и социальные явления требовали развития правовой базы в сфере оценочной деятельности.

27 ноября 1996 г. было принято Постановление Минтруда России N 11 "Об утверждении квалификационной характеристики по должности "Оценщик (Эксперт по оценке имущества)", а 24.12.1998 Постановление Минтруда России N 52 "Об утверждении квалификационной характеристики должности "Оценщик интеллектуальной собственности", установившие квалификационные требования и должностные обязанности по соответствующим должностям оценщиков.

Однако основы правового регулирования института оценки были заложены лишь с принятием в 1998 году Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Несмотря на то что этот правовой акт за время своего существования претерпел значительные изменения, вопрос о совершенствовании законодательства, регулирующего оценочную деятельность, до сих пор не утратил свою актуальность. В равной мере насущным является вопрос необходимости гармонизации российской правовой базы оценочной деятельности с международными стандартами оценки.

Необходимость регулирования оценочной деятельности вызвана несколькими факторами. Во-первых, оценочная деятельность важна для нормального функционирования рыночной экономики. Во-вторых, существует необходимость четкого разделения полномочий в области регулирования и контроля над оценочной деятельностью между федеральными структурами, муниципальными образованиями и саморегулируемыми организациями.

2. Из самого текста комментируемой статьи следует, что комментируемый Федеральный закон направлен не на детальное регулирование оценочной деятельности, а лишь на рамочное определение важнейших требований к данной сфере деятельности. Данное положение комментируемого Закона в контексте ст. 1 требует наличия широкой нормативно-правовой базы, созданной во исполнение и для развития положений комментируемого Федерального закона. Однако российская правовая система не располагает такой правовой базой до настоящего времени.

Отношения, связанные с оценочной деятельностью, комментируемая статья определяет через предмет оценки и ее цели, что нельзя в полной мере признать удовлетворительным.

Комментируемый Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих различным субъектам права собственности. В частности, в соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, ст. 2 комментируемого Федерального закона также вскользь упоминает о лицах, имеющих право на проведение оценки.

^ О понятии оценочной деятельности смотрите ст. 3 комментируемого Федерального закона и комментарий к ней. Определение объекта оценки приводится в ст. 5 комментируемого Федерального закона.

Комментируемый Федеральный закон регулирует оценочную деятельность для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Понятие "цель оценки" расшифровывается Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)"), в соответствии с которым целью оценки является определение стоимости объекта оценки.

Сделкой, в соответствии со ст. 153 ГК РФ, признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. К сделкам могут быть отнесены такие действия, как купля-продажа имущества, залог имущества, мена имущества, внесение имущества в уставный капитал, приватизация и т.п.

В формулировке комментируемого Закона под словами "для иных целей" подразумеваются действия, не приводящие к изменению гражданских прав и обязанностей. В частности, к таким действиям могут быть отнесены оценка для целей налогообложения, кадастровая оценка, переоценка имущества.

К объектам оценки в соответствии с п. 3 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Более подробно вопрос об объектах оценки рассмотрен в ст. 5 комментируемого Закона.
Статья 3. Понятие оценочной деятельности
Комментарий к статье 3
^ 1. В комментируемой статье дается определение таких базовых понятий, как "оценочная деятельность" и "рыночная стоимость".

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные особенности оценочной деятельности:

1) оценочная деятельность является видом профессиональной деятельности;

2) оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные субъектами оценочной деятельности;

3) целью оценочной деятельности является определение рыночной или иной стоимости объектов оценки.

Следует отметить, что первая особенность оценочной деятельности была закреплена в тексте комментируемого Закона только в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Сам термин "профессиональная деятельность" применяется законодателем в тексте многих правовых актов. Например, в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, Федеральном законе от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральном законе от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"), Федеральном законе от 30.12.2008 N 316-ФЗ "О патентных поверенных" и др.

Однако ни в одном нормативном правовом акте не дается ни определение профессиональной деятельности, ни ее характерные особенности. Более того, данный термин употребляется в разном контексте в различных правовых актах, причем как в отношении физических, так и юридических лиц, а зачастую употребляется как синоним предпринимательской деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconКомментарий к федеральному закону
Данное издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 18. 06. 2001 n 78-фз "О землеустройстве"
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconКодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве"...
Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве"
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconКомментарий к федеральному закону
Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по налоговому праву, экономист, финансист
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconДокумента
Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О полиции". М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 384...
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconКомментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз "Об...
Комментируемая статья дает понятие муниципальной должности и называет ее виды. Муниципальная должность определяет круг прав и обязанностей...
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconКомментарий к федеральному закону
Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права мгюа
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconСтатья Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии
Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз "О политических партиях"
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconКомментарий к федеральному закону от 31 мая 2002 Г
Саратовской Государственной академии права, доцент Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) рпа министерства юстиции...
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconКомментарий к федеральному закону
Григорьев Виталий Валерьевич, кандидат юридических наук, эксперт международного проекта Совета Европы и Комитета по безопасности...
Комментарий к федеральному закону от 29. 07. 1998 n 135-фз iconНаучно-практический комментарий к федеральному закону
Коллегии адвокатов "Кучерена и партнеры", заведующий кафедрой адвокатуры и нотариата мгюа, председатель Комиссии Общественной палаты...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница