Дополнительная образовательная программа




Скачать 136,81 Kb.
НазваниеДополнительная образовательная программа
Дата публикации30.10.2013
Размер136,81 Kb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Математика > Образовательная программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5»

ГО Краснотурьинск

Свердловская область

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника»

ШМО учителей начальных классов

МОУ “ООШ № 5”

п. Воронцовка
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Вакилова Л. В.

Новикевич Л. А.

Пенькова Е. В.

Смирнова О. Н.

4

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

  • логическую и символическую пропедевтику.

8

Сроки реализации программы

От 2010 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети п. Воронцовка 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

^ Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

^ Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника»:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста МДОУ № 41 и “домашних” детей;

  • продолжительность обучения составляет 12 занятий ( ноябрь, декабрь, февраль, март)

  • наполняемость групп не более 20 человек;

  • режим занятий:  1 раз в неделю (среда) – 2 занятия по 20 минут + 1 перемена - 10 минут.

 Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  • «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  1. формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

  2. логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

  3. символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

  • «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе, которые формируются как в ходе тематических занятий, так и на перемене.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

  • Развитие слухового и зрительного восприятия

  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

  • Развитие слуховой и зрительной памяти

  • Развитие мышления и речи

  • Развитие общей и мелкой моторики

  • Совершенствование коммуникативных навыков

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

  • Совершенствование навыков монологической речи

  • Совершенствование навыков диалогической речи

  • Развитие мимики и пантомимики

  • Развитие фантазии и воображения

  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению

  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

  • Развитие творческих способностей

  • Формирование эмоционально-волевой сферы

  • Формирование этических представлений

  • Повышение уверенности в себе

  • Научить принимать решения

План занятий

    1. «Занимательная математика»-12 часов

    2. «Основы грамоты»-12 часов

Тематический план занятий

курса «Занимательная математика»

п/п

Тема занятия

Цель занятия

1

Путешествие в страну Математику

Знакомство с математическими героями, правилами, разделами страны «Математика»

2

счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

Учиться выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;


3

измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

Объединять группы предметов,

учиться устанавливать взаимосвязь между

частью и целым;


4

представления об элементарных геометрических фигурах

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать

5

ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам

6

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

7

Сравнение количества предметов

на наглядной основе

Соотношение количества предметов между двумя группами

8

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

9.

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

10.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

11.

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

12.

Занятие - игра “По дорожкам страны Математики”

Систематизация полученных знаний.

^ Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия



Путешествие в страну “Грамотейка”

Знакомство со словарным и лингвистическим запасом детей

2.

Штриховка (животные).

Знакомство с правилами штриховки

3.

Знакомство с разлиновкой тетради. Письмо прямых коротких линий. Чистоговорки с движениями.

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

4.

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

5.

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

6.

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

7.

Знакомство с линованной бумагой письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

8.

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

9.

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.


10.

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

11.

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

12.

игра – путешествие “По дорогам страны Грамотейки”

Систематизация полученных знаний.

Кроме занятий эффективно используем время переменки. Так как занятия проводятся в школе, проводим маленькие экскурсии по школе, знакомимся с правилами поведения на переменке, играем в доступные подвижные игры, учимся пользоваться школьными туалетами, фонтанчиками, раздевалкой, готовиться к следующему занятию, организуем творческие группы.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

  10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

  11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

  12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

Похожие:

Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа по «Фитнес аэробике» составлена на основе Интернет источника «Методика организации и проведения...
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа, направленная на формирование...
Дополнительная образовательная программа «Горница» разработана для учащихся средних, старших классов в возрасте 13-18 лет. Программа...
Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа молодежного объединения «Лидер»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа детского объединения «Юный репортёр»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Дополнительного образования детей «Детский оздоровительно – образовательный (профильный) центр»
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Настоящая программа имеет физкульткрно-спортивную направленность она является модифицированной, составлена на основе образовательной...
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент...
Модуль Психолого-педагогическая характеристика субъектов инновационной деятельности
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет
Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Обуховой Л. А., Лемяскиной...
Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка. Дополнительная образовательная программа имеет...
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница