Дополнительная образовательная программа




Скачать 146,25 Kb.
НазваниеДополнительная образовательная программа
Дата публикации30.10.2013
Размер146,25 Kb.
ТипОбразовательная программа
pochit.ru > Математика > Образовательная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

муниципального образования – городской округ город Касимов






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника АБВГДейка»
 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

1

Наименование программы

«Школа будущего первоклассника АБВГДейка»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Заместитель директора по начальным классам Клюкина Н.В.

 

4

Основная цель программы

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов в специализированных кабинетах

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

  • логическую и символическую пропедевтику.

8

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

9

Ожидаемые результаты

 

 

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению

 

Программа «Школы будущего первоклассника АБВГДейка»

 

Введение.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.

Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Учитывая все вышеизложенное, школа решила вести целенаправленную работу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в первом классе.
^ Пояснительная записка.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Включаясь в решение проблемы по преодолению отрицательных проявлений в период адаптации первоклассников, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» реализует программу по подготовке будущих первоклассников в рамках «Школы будущего первоклассника АБВГДейка»
^ Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит:

  • обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника;

  • развить те интеллектуальные качества, творческие способности и свойства личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.


Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

Программа рассчитана на детей 5 – 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей

 

Порядок организации работы «Школы будущего первоклассника АБВГДейка»:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;

  • продолжительность обучения составляет 25 занятий (октябрь – апрель);

  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут

 

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

    • «Занимательная математика».

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

      1. Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

      2. Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

      3. Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

    • «Учимся родному языку».

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

  • «Учусь общаться».

Целью данного курса является развитие интеллектуальных и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие интеллектуальных способностей – это развитие логических операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия. Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Тематические планы занятий «Школы будущего первоклассника АБВГДейка» имеют следующий вид:
^ План занятий

№ п/п

Занятие

Часы

1.

«Занимательная математика»

25

2.

«Учимся родному языку»

25

3.

«Учусь общаться»

25

Всего: 75 часов
Результаты освоения тематического плана:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;

  • формирование его готовности к систематическому обучению.

 

^ Отслеживание результатов реализации программы проводится в несколько этапов.

В период зачисления ребенка в «Школу будущих первоклассников АБВГДейка» проводится первичная диагностика развития ребенка.

Отслеживание результатов развития детей осуществляется психологом и педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний.


^ Тематический план занятий  курса «Учусь общаться»


№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

1

Входная диагностика

 

октябрь

ноябрь

2

Развитие слухового и зрительного восприятия

3

Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

4-5

Развитие слуховой и зрительной памяти

6-7

Развитие мышления и речи

 

ноябрь

декабрь

8

Развитие общей и мелкой моторики

9

Совершенствование коммуникативных навыков

10

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

11

Совершенствование навыков монологической речи

 

январь


12

Совершенствование навыков диалогической речи

13

Развитие мимики и пантомимики

14

Развитие фантазии и воображения

15-16

Развитие способностей к глубокому образному мышлению

 

февраль

март

17-

18

Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

19

Развитие творческих способностей

20

Формирование эмоционально-волевой сферы

21

Формирование этических представлений

 

март

апрель

22-23

Повышение уверенности в себе

24

Научить принимать решения

25

Выходная диагностика


^ Тематический план занятий курса «Занимательная математика»


№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

1

Вводное занятие. Правила работы и письма. Входная диагностика.

 

октябрь

2

Сравнение предметов по размеру. Работа с шаблоном.

3

Пространственная ориентация. Ориентировка на листе бумаги.

4

Счет предметов. Число и цифра 1. Сравнение фигур.

5

Число и цифра 2. Цветовая закономерность.

 

ноябрь

6

Счет предметов. Сравнение групп предметов. Знак =.

7

Число и цифра 3. Треугольники. Работа на нелинованной бумаге.

8

Число и цифра 4. Четырехугольник. Работа со счетными палочками.

9

Порядковые отношения. Направление движения на листе бумаги.

 

декабрь

10

Число и цифра 5. Пятиугольник.

11

Число и цифра 6. Шестиугольник. Временные представления.

12

Число и цифра 7. Классификация.

13

Виды линий. Последовательности. Логические ряды.

 

январь

14

Число и цифра 8. Рисование фигур по точкам.

15

Число и цифра 9. Игра «Поиск девятого»

16

Число и цифра 0. Конструирование из геометрических фигур.

 

февраль


17-18

Знаки <, >. Сравнение групп предметов.

19

Круг. Овал.

20

Составление композиций из кругов и овалов.

март

21

Обратный счет. Математическая загадка.

22

Конструирование.

23-24

Выполнение узора по клеткам. Графические диктанты.

апрель

25

Обобщение изученного. Выходная диагностика.

 
^ Тематический план занятий  курса «Учимся родному языку»


№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

1

Звуки. Звуки речи. Знаки. Знаки речи. Входная диагностика.

 

октябрь

2

Речь устная и письменная

3

Вопросы – ответы. Диалог.

4

Предложение. Модели предложений.

5

Слова – «названия».

 

ноябрь

6

Слова – «действия».

7

Слова – «признаки». Схемы слов.

8

Слоги. Схемы слогов.

9

Гласные звуки. Их условные обозначения.

 

декабрь

10

Согласные звуки. Их условные обозначения.

11

Выделение звуков в словах.

12

Слог. Деление слов на слоги.

13

Ударение.

январь

14

Ударные и безударные гласные звуки.

15

Предложения по цели высказывания и интонации. Составление предложений.

16

Рассказ по рисунку.

февраль

17

Рассказ по плану.

18

Составление рассказа по серии картинок.

19

Что такое загадка? Сочинение загадок.

20

Слова-синонимы.

март

21

Слова-антонимы. Потешки.

22

Рассказ-описание.

23

Рассказ-рассуждение.

апрель

24

Инсценирование сказки.

25

Обобщение изученного. Выходная диагностика.

 

 

Похожие:

Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа по «Фитнес аэробике» составлена на основе Интернет источника «Методика организации и проведения...
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа, направленная на формирование...
Дополнительная образовательная программа «Горница» разработана для учащихся средних, старших классов в возрасте 13-18 лет. Программа...
Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа молодежного объединения «Лидер»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа детского объединения «Юный репортёр»
Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Дополнительного образования детей «Детский оздоровительно – образовательный (профильный) центр»
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Настоящая программа имеет физкульткрно-спортивную направленность она является модифицированной, составлена на основе образовательной...
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «инновационный менеджмент...
Модуль Психолого-педагогическая характеристика субъектов инновационной деятельности
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа «здоровье от а до я» Возраст детей 7 11 лет
Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Обуховой Л. А., Лемяскиной...
Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка. Дополнительная образовательная программа имеет...
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница