Программа развития




Скачать 227,61 Kb.
НазваниеПрограмма развития
Дата публикации06.10.2013
Размер227,61 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Математика > Программа
КОНСУЛЬТАЦИЯ «КАК НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ?»

В последнее время в редакцию журнала посту­пают многочисленные просьбы о консультациях по вопросам написания программы развития образо­вательного учреждения. Эти просьбы связаны в ряде случаев с подготовкой к участию в конкурсе обще­образовательных учреждений, реализующих обра­зовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Вместе с тем каждая просьба является ярким свидетельством стремления руководителей к про­фессиональному и управленческому росту, к повы­шению авторитета учреждения в социуме.

Рекомендации по написанию программ разви­тия можно найти практически в любом журнале, освещающем проблемы образования. Журнал «Методист» также уделяет внимание этому важно­му направлению деятельности как руководителей образовательных учреждений, так и методических служб. В разное время в приложении к журналу «Библиотека журнала "Методист" были опублико­ваны материалы, содержащие программы развития.

^ В данном номере на вопрос «Как написать про­грамму развития школы?» отвечают:

Бакурадзе А.Б., к.п.н., заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами АПКиППРО,

Пильдес М.Б., народный учитель Российской Федерации, директор гимназии № 56 Санкт-Петер­бурга.
Программа развития - это важнейший страте­гический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновацион­ный режим жизнедеятельности. Она может рассмат­риваться как особая разновидность плана работы школы. Как и другие планы, программа развития в обязательном порядке должна содержать такие составляющие, как аналитическое обоснование, постановка конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечи­вающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих дей­ствий, ответственных исполнителей. Однако про­грамма развития существенно отличается от тра­диционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Она ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных обра­зовательных потребностей.

На сегодняшний день существует несколько подходов к определению структуры программы разви­тия. Опыт образовательных учреждений, которые стали победителями конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсов «Лучшая школа России -2004 и 2005», показывает, что во всякой программе развития должны присутствовать следующие струк­турные компоненты:



  1. информационная справка о школе или анализ актуального состояния образовательного учреж­дения;

  2. анализ состояния и прогноз тенденций изме­нения социального заказа, адресуемого образо­вательному учреждению;

  3. описание миссии, целей и задач развития об­разовательного учреждения;

  4. разработку концепции будущего состояния школы;

  1. проведение проблемно ориентированного анализа путей развития образовательного учреж­дения;

  2. планирование деятельности по реализации целей и задач развития образовательного учреж­дения;

  3. оценка развития образовательного учреж­дения.

Информационная справка о школе

Информационная справка о школе представляет собой текст, в котором излагается важнейшая ин­формация об образовательном учреждении. Ее при­мерный план представлен ниже.

  1. Краткая характеристика социального окруже­ния школы и характер его влияния на образователь­ное учреждение. Описание роли школы в социуме, в территориальной образовательной системе.

  2. Характеристика образовательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение.




  • Структура управления образовательным учреж­дением.

  • Содержание образования (основное и допол­нительное, решение проблем преемственности в об­разовательной деятельности); учебные программы (базовые, профильные, углубленного изучения пред­метов, модернизированные, авторские и другие) с указанием, в каких классах реализуются.

  • Режим работы образовательного учреждения (продолжительность уроков, количество учебных дней в неделе).

3. Сведения об обучающихся

  • Количественная характеристика обучающихся на начало и конец текущего учебного года. Краткая характеристика классов первой, второй и третьей ступеней обучения, их наполняемость.

  • При наличии классов коррекционно-развивающего обучения, лицейских, гимназических, углуб­ленного изучения отдельных предметов - указыва­ется число этих классов и количество обучающихся в них.

4. Уровень обученности школьников по предметам и по классам первой, второй и третьей ступе­
ней обучения за последние три учебных года


  • Результаты промежуточной и итоговой аттес­тации обучающихся.

  • Данные об успешности выполнения обучаю­щимися срезовых контрольных работ.

  • Данные об участии обучающихся в предмет­ных олимпиадах, научно-практических конферен­циях.

5. Оценка воспитательной деятельности за по­следние три учебных года

  • Оценка педагогами и родителями состояния и результатов воспитательной работы в образователь­ном учреждении. Оценка активности обучающихся в жизни школы и класса.

  • Данные об учащихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, и о системе про­филактической работы с ними.

6. Данные о здоровье детей

  • Количество практически здоровых детей, де­тей с ослабленным здоровьем. Распределение по специальным группам физического развития и по группам здоровья.

  • Статистические данные о заболеваниях детей.

7. Характеристика социального статуса семей обучающихся

  • Количество полных, неполных и многодетных семей; количество детей, имеющих опекуна; коли­чество семей группы риска; количество семей, воспитывающих детей-инвалидов; количество мало­обеспеченных семей; количество семей, воспиты­вающих детей-сирот; количество детей, имеющих родителей-инвалидов.

  • Социальное положение родителей (рабочие, служащие, безработные и другие категории), их образование.

8. Характеристика педагогических кадров

  • Количество учителей и степень укомплектован­ности образовательного учреждения необходимы­ми специалистами, соотношение основных работ­ников и совместителей.

  • Данные о квалификации педагогов и их личных достижениях.

  • Краткое описание системы работы с педаго­гическими кадрами.

9. Характеристика действующего программно-методического обеспечения учебного и воспита­тельного процессов, описание подходов к диагнос­тике результатов образования.

10. Сведения о материально-технической базе школы и ее состоянии.

  • Количество учебных кабинетов и лабораторий, мастерских, наличие столовой (количество мест), кабинетов специалистов (медицинского, психологи­ческого и других), библиотеки, актового и спортив­ного залов, стадиона, спортплощадки.

  • Фонд библиотеки (в том числе учебной, мето­дической, научно-популярной, справочной и худо­жественной литературы).

  • Наличие технических средств обучения.

  1. Финансовое обеспечение и его источники (бюджетное, внебюджетное, смешанное финанси­рование).

  2. Взаимодействие школы с различными учреж­дениями и организациями.

Рекомендации по написанию раздела

Анализируется только та информация, которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения в последние три-четыре года.

В текст программы развития целесообразно включить обобщенные сведения по наиболее зна­чимым показателям. Второстепенные данные можно оформить в виде приложений к программе.

В данном разделе могут быть кратко перечисле­ны основные вехи в истории школы и наиболее зна­чимые ее достижения.

^ Анализ состояния и прогноз тенденций

изменения социального заказа,

адресуемого образовательному

учреждению

Социальный заказ на образование это от­ражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образо­вательного учреждения.

Характеристика социального заказа по отноше­нию к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов:

  • государственный заказ (определяется нор­мативными документами, в первую очередь государ­ственным образовательным стандартом);

  • потребности обучающихся (выявляются по результатам опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);

  • ожидания родителей (определяются в ходе бесед, социологических исследований, анкетирова­ния и т.п.);

  • профессионально-педагогические потреб­ности учителей (выявляются в процессе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем);

  • требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются в ходе анализа успешности сдачи выпускниками вступительных экзаменов в вузы, учреждения среднего профессионального образо­вания, анализа отзывов на выпускников) и работо­дателей.

Следует иметь в виду, что потребности и ожида­ния обучающихся и их родителей подвержены дос­таточно быстрым изменениям.

При анализе социального заказа целесообразно обсудить следующие вопросы:

  • Кто являлся ранее субъектом выдвижения со­циального заказа нашему образовательному учреж­дению, кем они были представлены?

  • Каков был характер требований, предъявляе­мых различными заказчиками?

  • К чему, прежде всего, предъявлялись требо­вания: к результатам работы школы (каким имен­но?), к содержанию образования, набору предме­тов, изучаемых в школе, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды?

  • Как можно оценить нашу работу по выполне­нию заказа?

  • В какой мере заказчики были удовлетворены уровнем работы образовательного учреждения, ис­полнением заказа?

  • Появились ли у нас в последнее время новые заказчики?

  • Изменялся ли за последнее время характер социального заказа нашему образовательному учреждению, и если изменился, то как?




  • Как мы справляемся с сегодняшним соци­альным заказом на образование?

  • Как оценивают работу образовательного уч­реждения различные заказчики?

  • Как может измениться состав заказчиков на­шего образовательного учреждения, какие новые группы заказчиков могут появиться?

  • Как может измениться характер предъявляе­мых школе требований и способ их предъявления?

  • Какие дополнительные ресурсы понадобятся образовательному учреждению для выполнения нового социального заказа?

  • Какие возможности открываются перед шко­лой в связи с выполнением нового заказа?

Итогом прогнозирования должно стать форму­лирование исходного ожидаемого социального за­каза, который сопоставляется с ресурсными возмож­ностями образовательного учреждения и является основой для разработки миссии школы.

Приведем пример описания социального заказа Могойтуйской средней общеобразовательной шко­ле № 2 Агинского Бурятского автономного округа -победителя конкурса «Лучшая школа России - 2005».

^ Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъектов, участвующих в фор­мировании социального заказа нашему образова­тельному учреждению. Это:

  • государство (Россия, Агинский Бурятский ав­тономный округ, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих госу­дарственную политику в области образования) и му­ниципалитет;

  • учащиеся;

  • их родители;

  • педагогическое сообщество.

С точки зрения государства к числу приорите­тов совершенствования школьного образования от­носятся следующие направления:

  • оптимизация образовательного процесса с це­лью сохранения физического, психического и ду­ховно-нравственного здоровья обучающихся;

  • усиление роли социально-гуманитарного цик­ла дисциплин, способствующих формированию ду­ховности и активной гражданской позиции личнос­ти, ее интеграции в мировую культуру;

  • введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ори­ентации и профессионального самоопределения обучающихся;

  • обеспечение условий для развития и станов­ления личности каждого ребенка, проявления и реа­лизации потенциальных возможностей каждого школьника;

  • совершенствование системы оценивания учеб­ных достижений учащихся на всех ступенях обуче­ния и государственно-общественной системы оцен­ки качества образования;

  • информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информацион­ной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений пока­зывает, что они являются актуальными и востребо­ванными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителя­ми). Они видят свое образовательное учреждение как отрытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для лич­ностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обес­печила:

  • возможность получения ребенком качествен­ного основного общего и среднего (полного) обра­зования

  • качественную подготовку школьников к поступ­лению в учреждения высшего, среднего и началь­ного профессионального образования;

  • начальную профессиональную подготовку уча­щихся третей ступени школы;

  • интересный досуг детей; а также создавала условия:

  • для удовлетворения интересов и развития раз­нообразных способностей школьников;

  • для формирования информационной грамот­ности и овладения современными информацион­ными технологиями;

  • для сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;

  • имелись комфортные психолого-педагогиче­ские и материальные условия для успешной учеб­ной деятельности, общения, самореализации;

  • была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональ­ную подготовку;

  • имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осу­ществления профессиональной деятельности;

  • улучшения материально-технического обеспе­чения образовательного процесса;

  • создания условий для творческой самореали­зации в профессиональной деятельности.

Определение миссии, целей и задач развития образовательного учреждения

Приступая к разработке содержания изменений, которые следует осуществить в образовательном учреждении, необходимо сформулировать (или уточ­нить) его миссию. После этого, исходя из формули­ровки миссии, нужно определить цели и задачи орга­низации.

Миссия в переводе с латыни означает «ответ­ственное задание, роль, поручение». В управленче­ской науке понятие «миссия» представляет собой сформулированное представление о том, для чего существует учреждение, и в чем заключаются его отличия от аналогичных организаций. Миссия обес­печивает согласование внешних интересов субъек­тов, которые оказывают влияние на школу, и внут­ренних интересов участников образовательного процесса (администрации, педагогического и уче­нического коллективов).

Следует помнить, что миссия образовательного учреждения, по сути своей, выражает его филосо­фию. В ней необходимо в обобщенном виде опи­сать тот новый образ школы, к которому вы намерены стремиться. Миссия может быть выражена предельно кратко - в форме лозунга; описана в не­скольких предложениях или на нескольких страни­цах. Она определяет предназначение именно ваше­го образовательного учреждения, поэтому при ее разработке необходимо учесть мнения педагогов, учащихся, их родителей. Как правило, формулиро­вание миссии требует дополнительных исследова­ний общественного мнения. Кроме того, определяя миссию образовательного учреждения, следует об­ратить внимание на точность, корректность и реа­листичность формулировок каждого ее положения и отдельного фрагмента.

В процессе определения миссии образователь­ного учреждения необходимо ответить на следую­щие вопросы:

  • На какой контингент обучающихся школа бу­дет ориентироваться?

  • Какие образовательные запросы она будет удовлетворять?

  • Какие ресурсы для этого имеются?

  • Какие ресурсы необходимо получить для того, чтобы осуществить задуманное, и насколько это реально?

Определение миссии образовательного учреждения может быть достаточно длительным процессом. П. Карстанье выделяет три этапа ее разработки:

1) подготовка к формулированию,

2) собственно формулирование,

3) реализация и развитие (уточнение) миссии.

^ На этапе подготовки к формулированию миссии необходимо:

  • сформировать команду разработчиков;

  • выявить факторы, которые могут позитивно и негативно повлиять на достижение миссии.

Принято выделять внешние и внутренние фак­торы, оказывающие влияние на миссию школы. К внешним факторам можно отнести особенности образовательной политики в стране и в регионе, состояние рынка труда и образовательных услуг, потребности потенциальных клиентов (характер и структура социального заказа), демографическую ситуацию и т.п. К внутренним факторам относятся организационная культура школы, характер образо­вательного процесса и имеющийся у педагогиче­ского коллектива опыт его организации, возможно­сти и ресурсы школы.

Анализируя внешние и внутренние факторы, не­обходимо выявить изменяющиеся и неизменные факторы. Для этого необходимо дать ответ на во­прос: «На какие факторы мы можем воздействовать (изменять их), а на какие - нет?».

Результатом данного этапа работы должны стать несколько вариантов предварительной формулиров­ки миссии образовательного учреждения.

^ На этапе формулирования необходимо пред­ставить на широкое обсуждение подготовленные варианты формулировок миссии школы. Для того чтобы педагогический коллектив увидел свою роль в разработке миссии, важно вовлечь в этот процесс максимальное число учителей. Это способствует осознанию и принятию миссии педагогами.

Перед тем как приступить к реализации миссии ее необходимо конкретизировать, сформулировав цели деятельности школы. Цели же, в свою очередь, будут конкретизированы в задачах по их достиже­нию и определенных действиях, направленных на развитие образовательного учреждения.

В настоящее время единых правил формулиров­ки миссии нет. Для того чтобы получить некоторые представления о возможных формулировках миссии школы приведем несколько примеров миссий об­разовательных учреждений.

Миссией образовательного комплекса петер­бургской гимназии № 56 является предоставление максимально широкого поля возможностей наиболь­шему числу учащихся, ориентированных на высо­кий уровень образования и воспитания. Основным условием успешности развития комплекса являет­ся сочетание высокого педагогического професси­онализма учителей и внутренней образовательной мотивации Школьников. Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллек­тива. Второе - за счет ориентации во взаимодей­ствии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмо­циональной привлекательности процесса обучения.

Миссия экономико-математического лицея № 29 города Ижевска состоите том, чтобы создать усло­вия для развития учащихся с учетом их возмож­ностей, познавательных интересов и склонностей. Образование, которое получают учащиеся гимна­зии, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем.

Миссия Республиканского лицея-интерната села Мясогутово Республики Башкортостан состоит в создании условий для получения сельскими школь­никами качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, посред­ством индивидуализации образовательного процес­са и внедрения новых образовательных технологий.

На основе миссии образовательного учреждения формулируются его цели. Цель - это ожидаемый результат деятельности за определенный промежу­ток времени.

В теории управления выделяют следующие тре­бования к цели:

  1. ^ Конкретность и измеримость. Цель должна быть сформулирована не только качественно, но и по возможности количественно. Кроме того, для диагностики результативности работы необходимо иметь инструментарий оценки степени достижения цели.

  2. Определенность цели по времени ее реа­лизации. Цели формулируются на определенный обозримый промежуток времени.

  3. Достижимость. Цель должна быть опреде­лена с учетом реальных возможностей ее реализации.

^ 4. Непротиворечивость и согласованность с другими целями образовательного учреждения. Все цели должны быть согласованы как по верти­кали (цели, выстроенные в иерархической зави­симости), так и по горизонтали (равнозначные по характеру цели). Достижение целей должно быть обеспечено ресурсами.

5. Гибкость. В условиях быстро меняющегося мира, когда изменения во внешней среде протека­
ют настолько стремительно, что их невозможно во в­ремя спрогнозировать, цели образовательного
учреждения должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Принято выделять следующие группы целей:

  • стратегические,

  • тактические,

  • оперативные.

Они находятся в иерархической зависимости. Совокупность оперативных целей составляет объем и структуру тактической цели. Совокупность такти­ческих - содержательное наполнение стратеги­ческой цели. Таким образом, во главе «иерархии» целей находится стратегическая цель.

Особенность процесса формулировки стратеги­ческой цели состоит в том, что в условиях неопре­деленности будущего возникает сложность ее точного описания. Стремительность процессов, про­исходящих во внешней среде, не позволяет макси­мально конкретно сформулировать образ желаемо­го будущего образовательного учреждения. Каким должен быть потенциал школы в новых условиях будущего, предсказать сегодня весьма сложно, по­этому стратегическая цель должна формулировать­ся достаточно обобщенно, но вместе с тем более конкретно, нежели миссия образовательного учреж­дения.

Приведем пример стратегических целей:

  • создать крупный образовательный комплекс «Гимназия № 56 Санкт-Петербурга»;

  • к 2003-2004 учебному году педагогическому коллективу экономико-математического лицея № 29 города Ижевска овладеть системой многоуровне­вой оценки учебной деятельности учащихся.

Степень конкретности цели зависит от ее харак­тера. Тактические цели должны конкретизировать стратегическую цель, а оперативные - тактическую. Оперативные цели следует формулировать наибо­лее точно.

Приведем примеры тактических и оперативных целей гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Тактические цели

  • Создать пакет нормативных документов, ре­гламентирующих деятельность нового образователь­ного учреждения в соответствии с современным за­конодательством РФ.

  • Разработать и внедрить новую структуру уп­равления крупным образовательным комплексом, способную обеспечить эффективное достижение миссии образовательного учреждения.

Сохранить и развить материально-техническую базу школьных зданий начальной школы на Пудожской улице и гимназии на Чкаловском проспекте. Разрабо­тать новые подходы к организации образовательной среды в средней школе, начальной школе на Крес­товском острове, в дошкольном отделении гимназии.

• Сохранить и развить единую эмоционально привлекательную воспитывающую среду в условиях
крупного образовательного комплекса.

• Сформировать коллектив высококлассных учи­телей, воспитателей, педагогов, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов Педагогики Успеха в соответствии с основными на­ правлениями модернизации образования в РФ.

Оперативные цели

• Разработать общую концепцию крупного обра­зовательного комплекса «Гимназия № 56» на осно­ве исторических традиций российского гимназического образования при сохранении принципа равных
возможностей на этапе начального образования и разнообразия образовательных маршрутов на эта­пах гимназического и лицейского образования с учетом основных направлений модернизации обра­зования РФ.

  • Разработать новую редакцию образователь­ной программы гимназии с учетом основных поло­жений Концепции модернизации российского обра­зования.

  • Совместно с учредителем гимназии разрабо­тать основные подходы к оформлению учредитель­ных документов с учетом задач, стоящих перед но­вым образовательным учреждением.

  • Уточнить образовательные программы, учеб­ные планы и пояснительные записки к ним.

  • Провести лицензирование нового образова­тельного учреждения.

  • Разработать номенклатуру делопроизводства в образовательном комплексе.

  • Обновить локальные акты.

  • Подготовить выпуск второй редакции сборни­ка «Нормативные документы гимназии № 56». Обес­печить данным сборником каждую семью обучаю­щихся в гимназии.

  • Определить вертикально-горизонтальные свя­зи системы управления крупным образовательным учреждением (разработать штатное расписание и определить функциональные обязанности).

  • Разработать систему организации потоков ин­формации, связанных с управлением гимназией.

  • Разработать систему выполнения поставлен­ных задач на текущий учебный год.

  • Разработать систему руководства и контроля, осуществляемую в образовательном учреждении.

  • Определить полномочия органов управления крупным образовательным комплексом (совет гим­назии, педагогический совет, научно-методический совет, попечительский совет).

  • Разработать регламент деятельности структур­ных подразделений гимназии.

• Разработать единую систему планирования работы структурных подразделений и комплекса
в целом.

  • Разработать проект образовательного про­странства средней школы и начальной школы на Крестовском острове с учетом возраста учащихся и современных требований к организации педаго­гического процесса.

  • Разработать проект дошкольного отделения с учетом психолого-педагогических требований к организации воспитательного и оздоровительного процессов и пожеланий родителей учащихся.

  • Организовать ремонтные работы.

  • Создать новые интерьеры учебных кабинетов и помещений образовательного комплекса (в соот­ветствии с целями образовательного процесса в различных подразделениях гимназии).

  • Разработать структуру годового круга тради­ций и праздников для обучающихся в каждом под­разделении образовательного комплекса.

  • Осуществить поиск и внедрение новых форм воспитательной работы с учащимися 1-4-х и 8-9-х классов.

  • Организовать работу видеостудии.

  • Провести конкурс инициатив «Пути развития центра дополнительного образования»; разработать план преобразований; определить годовой цикл от­чета коллективов ЦДО.

  • Осуществлять дальнейшее развитие индиви­дуального сопровождения учащихся. Создать пси­хологическую консультацию для старшеклассников.

  • Обеспечить эффективное использование ме­ханизма аттестации педагогических кадров.

  • Организовать постоянно действующий семи­нар «Общие положения педагогической концепции образовательного комплекса «Гимназия № 56».

  • Совершенствовать формы морального и мате­риального стимулирования лучших учителей, про­водить различные общественно-педагогические акции.

  • Создать необходимые условия для успешной деятельности учителей, организовать рабочие мес­та в соответствии с современными требованиями.

Необходимо отметить, что ряд образовательных учреждений формулировки своих миссии и целей обогащает описаниями «моделей» выпускников.

Действительно, прежде чем начать разработку содержания изменений, которые необходимо про­вести в образовательном учреждении, педагогичес­кий коллектив и родители учащихся должны опре­делиться с тем, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности школы и чем выпускник данного образовательного учреждения будет отли­чаться от выпускников других школ. В связи с этим наиболее полно в «модели» должны быть отражены именно те качества, которые формируются под воз­действием выбранного школой содержания обра­зования.

Разработку «модели» целесообразно начинать с самого высокого уровня реализуемых школой образовательных программ, то есть с выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования. Затем определяется набор характе­ристик, которые должны быть получены к моменту перехода ученика на старшую ступень. На этой ос­нове разрабатывается модель учащегося, освоив­шего уровень основного общего образования, пос­ле чего по такой же схеме разрабатывается модель ученика, который завершил начальное общее обра­зование.

«Модель» выпускника может включать описания:

  • уровня его обученности, обеспеченного реа­лизацией основных и дополнительных общеобразо­вательных программ;

  • уровня сформированности общеучебных уме­ний и навыков;

  • доминирующего способа мышления выпуск­ника;

  • уровня сформированности социальных навы­ков выпускника;

  • приоритетных качеств, которые должны быть сформированы у учащегося в процессе усвоения образовательной программы каждого уровня;

  • возможных сфер распределения выпускников II и III ступени данного учреждения (учреждения сред­него и высшего профессионального образования, сфера производства, услуг и т.д.)

За основу построения «модели» выпускника це­лесообразно взять качества, которые должны быть сформированы у учащихся в соответствии с зада­чами той или иной ступени образования (пункты 33-35 Типового положения об общеобразова­тельном учреждении). При описании «модели» вы­пускника может быть применен компетентностный подход.

Вариант приведенной ниже «модели выпускника», сформулированный на основе анализа документов, представленных на конкурс несколькими образова­тельными учреждениями, может рассматриваться как образец структуры «модели выпускника» и как пример формулировок отдельных характеристик.

Вариант описания «модели выпускника»

Обучающиеся, завершившие обучение на ступе­ни начального общего образования, должны:

  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основно­го общего образования (то есть овладеть общеучеб­ными умениями и навыками);

  • освоить общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (указать предметы) на уровне, достаточном для про­должения образования в школе с углубленным изу­чением названных предметов (для соответствующих школ);

овладеть простейшими навыками самоконтро­ля учебных действий, культурой поведения и речи.

^ Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:

  • освоить на уровне требований государствен­ных программ учебный материал по всем предме­там школьного учебного плана;

  • изучить на повышенном уровне сложности (или углубленно) учебные программы по отдельным предметам (для соответствующих школ);

  • приобрести необходимые знания и навыки жиз­ни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

  • овладеть основами компьютерной грамотнос­ти (при условии, что информатика преподается в 8-9-х классах);

  • овладеть системой общеучебных умений (срав­нение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

  • знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, соб­ственный труд и труд других людей.

Выпускник, получивший среднее (полное) об­щее образование, - это человек, который:

  • освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;

  • изучил на повышенном уровне сложности (или углубленно) учебные программы по отдельным предметам (для соответствующих школ);

  • освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обу­чения в учреждениях начального, среднего и выс­шего профессионального образования;

  • овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки тех­нического обслуживания вычислительной техники;

  • знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, соб­ственный труд и труд других людей;

  • готов к формам и методам обучения, приме­няемым в учреждениях высшего профессиональ­ного образования;

  • умеет осмысленно и ответственно осуществ­лять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;

  • способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям; .

  • ведет здоровый образ жизни.

Кроме того, в описании «модели выпускника» целесообразно указать и другие качества, которые зависят от специфики содержания образования в конкретной школе.

Похожие:

Программа развития iconПрограмма развития школы на 2006-2010 учебный год «Школа центр микросоциума...
Программа развития средней общеобразовательной школы №6 ст. Камышеватской Ейского района Краснодарского края. Программа развития...
Программа развития iconПрограмма развития гоу нпо то «Профессиональное училище №54»
Программа развития профессионального училища №54 на 2011 – 2015 годы (далее – Программа) 
Программа развития iconПрограмма развития моу «Суордахская средняя общеобразовательная школа»
Программа развития призвана определить стратегию обновления уче6ного учреждения, создать организационную структуру и механизм ее...
Программа развития iconПрограмма развития школы на 2011- 2015 годы «Школа развития ключевых компетенций»
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23» г. Новомосковска...
Программа развития iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Настоящая программа определяет стратегию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации, отражает траекторию...
Программа развития iconПрограмма развития олимпиадного центра Паспорт программы
Закон РФ «Об образовании»; Конвенция о правах ребенка; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Программа развития...
Программа развития iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Данная программа развития является основой образовательной политики школы. Она определяет содержание деятельности по обеспечению...
Программа развития iconПрограмма развития определяет стратегию развития школы и действия...
Настоящая программа развития соответствует Приоритетным направлениям системы образования Российской Федерации и Самарской области...
Программа развития iconПрограмма является организационно-правовой основой развития школы...
Полное наименование программы Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательная школа им....
Программа развития iconПрограмма развития «Адаптивная школа «Здоровья и развития»
Программа развития муниципального образовательного учреждения: Начальная общеобразовательная школа «Адаптивная школа «Здоровья и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница