Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике




НазваниеРабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике
страница1/18
Дата публикации17.09.2013
Размер1,9 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Математика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Приложение № 2

Рабочие программы по предметам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального базисного учебного плана и авторской программы «Математика» Чекина А.Л. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю).

Программу обеспечивают:

  • Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник. 2010 г.

  • Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. — М.; Академкнига/Учебник. 2010 г.

  • Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.2010г.

Предлагаемый начальный курс математики имеет цель ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Кроме этого, имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка, и прежде всего его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.

^ Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.

  • Числа изучаются в такой последовательности:

  • натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса),

  • целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса),

Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.

Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат.

  • ^ Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:

  • Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.

  • Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.

^ Геометрическая линия выстраивается следующим образом.

  • В 1-м классе изучаются следующие геометрические понятия:

      • плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник),

      • прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии,

      • внутренняя и внешняя области относительно границы,

      • многоугольник, прямой угол, прямоугольник,

      • симметричные фигуры.

Линия по изучению величин начинается уже

  • в 1 полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Никаких измерений пока не проводится.

  • во 2 полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

^ Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно названа «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. При этом важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.

Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:

1) по действиям (по шагам) с пояснениями;

2) в виде числового выражения, но без пояснений;

3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения), с использованием стандартной символики.

^ Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4-й класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса - задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений.
^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Кол-во

часов

В том числе

Самост.

работ

Контр.

работ

1

Признаки предметов

10

1




2

Геометрические фигуры и их свойства

18

1




3

Числа и цифры

28

1




4

Сложение и вычитание

48

1

1

5

Величины и их измерение

18

1




6

Арифметическая сюжетная задача

10

1







Итого

132

10

2

СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса «Математика» – 132 часа (4 часа в неделю)

1.Тема: «Признаки предметов Расположение предметов в окружающем пространстве» (10 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • термины «налево, направо, вверх, вниз»; «самый маленький, самый большой»; «следующий и предшествующий»

уметь:

  • определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы

  • сравнивать предметы по форме, размеру

  • ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), ориентироваться в пространстве

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.)

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;


2.Тема: «Геометрические фигуры и их свойства» (18 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • структуру учебника, условные обозначения

  • понятия «прямые, кривые, точка, отрезок, дуга»

  • термины « ломаная», « замкнутые и незамкнутые» линии, «многоугольник»

  • понятие пересечение под прямым углом

  • понятия «четырёхугольник, прямоугольник»

  • понятие «пересекающиеся линии», «точка пересечения»

  • расположение линий на плоскости

уметь:

  • распознавать круг, треугольник, прямоугольник

  • пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии

  • изображать направления отрезков (дуг) с помощью стрелок

  • сравнивать предметы по форме, размеру

  • строить ломаную, замкнутую линии

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:


  • ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.)

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

3.Тема: «Числа и цифры » (28 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • термины «один и несколько», «число и цифра»

  • пустое множество, число и цифру 0

  • все числа и цифры, состав чисел

  • понятие «однозначное число»

  • понятие «десяток»

  • состав двузначных чисел

  • порядок выполнения действий в выражениях, содержащих более одного действия




  • как образуются числа второго десятка




  • представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых

уметь:

  • писать цифры 1, 2, 0, 3, 4, 5,6,7,8,9

  • составлять пары

  • сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками >,<, =

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;

  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом

4.Тема: «Сложение и вычитание » (48 часов)

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • смысл действия сложения и соответствующую терминологию

  • смысл действия вычитания и соответствующую терминологию

  • термины «вычитание, разность»

  • переместительное свойство сложения

  • правило прибавления суммы к числу

  • состав числа 10

  • знать таблицу сложения

  • способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых

  • способ сложения по частям на основе удобных слагаемых

  • термины «больше на…», «меньше на…»

уметь:


  • вычитать сумму из числа

  • складывать любые числа с числами 1, 2, 3, 4

  • прибавлять число 5

  • писать число 10

  • выполнять вычитание и записывать результат

  • вычитать число 1 из любого числа в пределах 10

  • складывать числа 5, 6, 7 с однозначными числами

  • прибавлять по частям, сумму к сумме




  • составлять равенства на увеличение и на уменьшение

  • выполнять сложение чисел с переходом через десяток

  • находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного

  • вычитать сумму из числа

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;

  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;

  • определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.




  • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

  • пересчитывать предметы и выражать результат числом;

определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом
5..Тема: «Величины и их измерение » (18 часа)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочие программы по предметам учебного плана в 2010-2011 учебном...
Рабочая программа по обществознанию (под редакцией Л. Н. Боголюбова). 10 класс. Базовый уровень
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочие программы по отдельным учебным предметам. Рабочие программы...
Рабочие программы по предметам обеспечивают реализацию содержания образования, определенного инвариантной частью, содействуют приобщению...
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочая программа по математике для 8 класса общеобразовательного...
Программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования 2004 года,...
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочая программа по учебному предмету математике 10-12 классов
Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего...
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочие программы по учебным предметам включают
В данном разделе образовательной программы приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconПояснительная записка к рабочей программе                                       ...
«Обязательного минимума содержания основного  общего  образования по  математике», Примерной программы по математике для  основной...
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочая программа по физике 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы по физике, авторской программы для 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочая программа по математике, составленная на основе умк «Начальная школа 21 века»
Рабочая программа по предметам для учащихся 4 класса разработана в соответствии с нижеуказанными документами
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочая программа По математике 8 класс Автор: Новгородова Евгения...
Программа курса рассчитана на преподавание информатики и икт в 8-9 классах – 102 (34+68) учебных часа (1 час в неделю в 8-ом классе...
Рабочие программы по предметам пояснительная записка рабочая программа по математике iconРабочая программа по физике в 9 классе Автор-составитель: Попов В....
Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе авторской программы Е. М. Гутник,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница