Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе»




Скачать 86,54 Kb.
НазваниеКонкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе»
Дата публикации15.06.2013
Размер86,54 Kb.
ТипКонкурс
pochit.ru > Математика > Конкурс



Министерство образования Саратовской области

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2

г. Пугачева Саратовской области"
Конкурс « Математик года 2010»
Секция: «математика»
Проект на тему

«Множества в литературе»

Автор: Татарникова Виктория

учащаяся 9 Б класса

МОУ СОШ №2 г. Пугачева

Саратовской области

Научный руководитель:

Кочемазова Ольга Ивановна,

учитель математики I квалификационной категории МОУ СОШ № 2 г. Пугачева

Адрес: 413720, г. Пугачев,

ул. Коммунистическая, д. 12

МОУ СОШ № 2, тел: 2-38-19

г. Пугачев-2009 г.

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………………………3

2.Цели и задачи проекта………………………………………………………………..4

3.Основная часть………………………………………………………………………..5

  • Глава I. Множества и операции над ними.

  • Глава II. Литературные образы как элементы множеств.

4. Заключение………………………………………………………………………….8

5. Список используемой литературы………………………………………………...9

6. Приложение 1……………………………………………………………………….10

7.Приложение 2……………………………………………………………………….11

8. Приложение 3………………………………………………………………………12

9. Приложение 4………………………………………………………………………13

10. Приложение 5……………………………………………………………………..14

Введение.

Математика – вечно живое дерево науки. Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению.

Знаменитый итальянский физик, механик, астроном и математик Галилео Галилей (1564 – 1642) писал: «Великая книга Природы написана языком математики». За многовековую историю развития человечества не только изменялись знания людей о законах природы, но и самым существенным образом менялся язык, на котором в разные времена были записаны эти законы, - сам язык математики Язык теории множеств существует вот уже более 100 лет и составляет фундамент современного математического языка.

Литература, также как и математика, является одной из важнейших наук. Действительно, ведь к литературным произведениям мы обращаемся на протяжении всей своей жизни. А интересно, связана ли литература с математическими множествами? Именно это мы выяснили в нашей работе.

^ ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

Найти связь между теорией множеств и образами литературных героев.

ЗАДАЧИ:

  • Ознакомиться с множествами и операциями над ними.

  • Выяснить, существует ли связь между понятием множества и литературными образами?

  • Провести анализ полученных результатов.

Нами были использованы методы исследования:

  1. Теоретические: обобщение, анализ.

  2. Практические: поиск, консультации, обработка данных.

^ Апробация работы: работа нашла применение на уроках математики, литературы, на факультативных занятиях.

Основная часть.

Глава I.

Множества.

Один из создателей теории множеств - Георг Кантор представлял множество как "совокупность или набор определенных и различимых между собой объектов, мыслимых как единое целое". Множество может быть задано перечислением всех его элементов или списком. В этом случае элементы множества записывают внутри фигурных скобок, например: А = {1, 2, a, x} или B = {река Нил, город Москва, планета Уран}.

Понятие множества, или совокупности, принадлежит к числу простейших математических понятий; оно не определяется, но может быть пояснено при помощи примеров. Так, можно говорить о множестве всех книг, составляющих данную библиотеку, множестве всех точек данной линии, множестве всех решений данного уравнения. Книги данной библиотеки, точки данной линии, решения данного уравнения являются элементами соответствующего множества. Чтобы определить множества, достаточно указать характеристическое свойство элементов, т.е. такое свойство, которым обладают все элементы этого множества и только они. Может случиться, что данным свойством не обладает вообще ни один предмет; тогда говорят, что это свойство определяет пустое множество. То, что данный предмет х есть элемент множества М, записывают так: х€М (х принадлежит множеству М), а для пустого множества ввели специальное обозначение - Ǿ

Подмножества.

Элементы, образующие данное множество А, можно объединять не сразу все вместе, а группируя их в разных комбинациях. Так можно получать различные подмножества данного множества. Обозначение: BА. Знак «» называют знаком включения.

Операции над множествами.

Суммой, или объединением, двух, трех, вообще произвольного конечного или бесконечного множества множеств называют множество всех тех предметов, каждый из которых есть элемент хотя бы одного из данных множеств-слагаемых. Пересечением двух, трех, вообще любого конечного или бесконечного множества множеств называют множество всех элементов, общих всем данным множествам. Пересечением даже двух непустых множеств может быть пустым. Разностью между множеством В и множеством А называют множество всех элементов из В, не являющихся элементами из А: разность между множеством В и его частью А называют дополнением множества А в множестве В.

Операции сложения и пересечения множеств удовлетворяют условиям сочетательности и переместительности. Операция пересечения, кроме того, распределительна по отношению к сложению и вычитанию. Эти действия обладают тем общим свойством, что если их производить над множествами, являющимися подмножествами одного и того же множества М, то и результат будет подмножеством множества М.

Для объяснения операций над множествами используют плоские фигуры, чаще всего это круги. Такие круги называются кругами Эйлера, в честь великого швейцарского математика Леонарда Эйлера (1707-1783).

^ Глава II.

Литературные образы как элементы множеств.

Теория множеств применяется в математике, но каково ее применение в повседневной жизни? С понятием множества мы соприкасаемся, прежде всего тогда, когда по какой-либо причине объединяем по некоторому признаку в одну группу какие-то объекты и далее рассматриваем эту группу или совокупность как единое целое, а также когда находим пересечения общих элементов. Подробнее это рассмотрим на примере литературных произведений.

  1. Возьмем произведение ^ Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание».

Из диалога Родиона Раскольникова и Порфирия Разумихина о разделении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»:

«Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать». Здесь мы заметили объединение двух множеств (Приложение №1)

  1. Рассмотрим произведение ^ И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Из рассуждения о счастье Анны Одинцовой и Евгения Базарова:

« Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатическими людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмернее, где-то существующее счастие, чем действительным счастием». В этом отрывке произведения отражены подмножества: «музыка», «вечер», «симпатические люди», множества: «счастие» (Приложение №2)

3. Обратимся к произведению ^ Л.Н. Толстого «Война и мир».

В обращении Пьера Безухова к Наташе Ростовой:

Пьер: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Произошло перечисление элементов множества. Первое множество: качества личности. Элементы этого множества: красивейший, умнейший, лучший. Второе множество: свобода. Заметно пересечение двух множеств (Приложение №3)

4. А вот отрывок из пьесы ^ А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся»!

Из разговора Липочки с Устьей Наумовной о выборе жениха для Липочки.

Липочка: «Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, уж лучше рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну понятны дело, чтоб и одет был по – журнальному». Заметим, что множество – это внешний вид, а достоинства избранника – подмножества. Таким образом, избранник для Липочки на математическом языке – пересечение подмножеств (Приложение №4)

5. Вот классический пример из комедии ^ Н.В. Гоголя «Женитьба».

Здесь главная героиня, невеста Агафья Тихоновна рассуждает так:

«…Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас бы решилась…». С точки зрения теории множеств Агафья Тихоновна исследует вопрос о непустоте пересечения четырех различных множеств (Приложение №5)

Заключение.

Я познакомилась с понятием множества и операциями над ними и пришла к выводу, что теория множеств написана математическим языком, но вместе с тем, характеристические свойства его элементов нашли широкое применение и в практической жизни, в частности – литературе. Я достигла своей цели и убедилась, что действительно есть связь между теорией множеств и образами литературных героев.

Выводы:

  • существует связь между математикой и литературой;

  • теория множеств получила отражение в образах литературных героев;

  • элементы множества применяются в повседневной жизни.


Список используемой литературы:

  1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П. В. Семенова. М.: Мнемозина, 2008г.

  2. Энциклопедия

  3. Ф.М. Достоевский. Избранные сочинения. «Преступление и наказание», стр.314. Издательство «Художественная литература», 1990г.

  4. И.С. Тургенев «Отцы и дети», стр.96. Марийское книжное издательство. Иошкар – Ола, 1975.

  5. Л.Н. Толстой «Война мир2, стр.640, М: «Художественная литература», 1988г.

  6. А.Н. Островский. Пьесы. «Свои люди – сочтемся!», стр.11. Ленинград «Художественная литература», 1986г.

  7. Интернет – ресурсы.

Приложение 1:



л.о.л.н. = право на существование

Приложение 2:



МС; ВС; Сим.С

Приложение 3:



К∩С = О

Приложение 4:





т.∩р.∩фор.н.∩цв.в.∩о. = избранник

Приложение 5



Н.И∩И.К.∩Б.Б.∩И.П. = идеал


Похожие:

Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconСодержание учебной программы дисциплины: Информатика и математика...
Понятие множества, подмножества. Операции над множествами. Упорядоченные множества. Эквивалентные множества. Мощность множеств. Упорядоченные...
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconКурсовая подготовка: декабрь 2011г
Образование: высшее; Новосибирский Государственный университет, 1993г.; специальность – математика, прикладная математика, квалификация...
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconВопросы (Коллоквиум)
...
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconУчебно-тематический план дисциплина: Информатика и математика (Часть 2 Математика)
Модуль Тема Элементы теории множеств. Основные числовые множества. Множество комплексных чисел. Комбинаторика. Бином Ньютона
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconКонкурс проводится в два этапа: I этап отборочный тур; II этап финал конкурса
Школьный конкурс «Ученик года» (далее конкурс) проводится в соответствии с планом работы школы на 2010-2011 учебный год. Тема конкурса...
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconКонкурсная документация
Заказчик) проводит «13» января 2011 г в 15: 00 часов местного времени открытый конкурс №2 – мз / 2010 (далее – Конкурс) на право...
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconКонкурс. Конкурс проводится в Доме детского творчества с 1 по 18 апреля
Управлением образования Печорского района проводит районный конкурс детского фотовидеотворчества «Этих дней не смолкнет слава!»,...
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconБилет №1. Понятие множеств. Способы задания множеств. Основные числовые множества
Понятие множества является одним из неопределенных понятий. По числу элементов множества делятся на конечные и бесконечные. Число...
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconРайонная научная конференция учащихся секция “Математика”
Демографическая ситуация в Новосергиевском районе 5-6
Конкурс «Математик года 2010» Секция: «математика» Проект на тему «Множества в литературе» iconСекция математика
Моу «Белоозерская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница