«условная функция и логические выражения в ms excel»




Скачать 122,96 Kb.
Название«условная функция и логические выражения в ms excel»
Дата публикации05.12.2013
Размер122,96 Kb.
ТипЗанятие
pochit.ru > Математика > Занятие


Цели урока:

образовательная: усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции, обучение применению ее при решении задач; повторение логических выражений и изучение особенностей записи логических выражений в электронных таблицах;

развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Оборудование: компьютеры; программное обеспечение, индивидуальные карточки с заданиями

^ Форма проведения занятия – практическое занятие

Ожидаемые результаты: к концу занятия учащиеся будут иметь представления об условных функциях и логических выражениях в Excel, их возможностях и особенностях записи логических функций. Полученные знания, учащиеся смогут применить на практических занятиях.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Предполагаемый возраст: 13 – 14 лет (8 класс).
Блок – схема урока.

  1. Орг. момент, (мотивация на работу)- 2 мин.

  2. Повторения проеденного материала (адресация в ЭТ)- 5 мин.

  3. Объявление целей урока- 2 мин.

  4. Объяснение нового материала-10 мин

  5. Выполнение задания- 22 мин.

  6. Рефлексия - 3 мин:

таблица 1

Вид доски

Часть урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Число, Классная работа, Тема «условная функция и логические выражения в MS Excel»

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности учащихся, сообщение темы и цели урока.

Записывают число и тему урока.




Повторение

Делает устный опрос

1. Что обозначает принцип относительной адресации?

2. К чему приводит принцип относительной адресации при перемещений формул?

3. Если копировать содержимое С15 в С20, то какая формула будет занесена в С20 (рис. 1)?

4. Таблица та же (см. рис. 1). Если копировать содержимое С15 в D18, то какая формула будет занесена в D18?

5. Что обозначает принцип абсолютной адресации, какой символ используется для задания абсолютной адресации и какая клавишу используется для установки адресации?

6. Дан фрагмент электронной таблицы (рис. 2). Если копировать содержимое С1 в ЕЗ. то какая формула будет занесена в ЕЗ?


Отвечают на вопросы

  1. Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.

  2. Ответ. Этот принцип приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.

  3. Ответ. При смещении формулы вниз на одну ячейку всякий раз в именах ячеек номер строки будет увеличиваться на единицу. Таким образом, в ячейке С20 будет формула =A20*В20.

  4. Ответ. При смещении формулы вправо или влево (вдоль строки) в именах ячеек изменится буквенная часть. Таким образом, в ячейке D18 будет формула =В18*С18.

  5. Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены абсолютно и при перемещении не изменяются. Для задания абсолютной адресации используется символ $. Клавиша F4.

  6. Ответ. =$В$2+СЗ.




Объяснение нового материала по практике

Учитель объясняет материал.

Объяснение нового материала приведено ниже.

Учащиеся записывают в тетрадь основные понятия по данной теме.




Практическая работа учащихся

Учитель консультирует детей.

Работа с раздаточным материалом. Выполнение предложенных заданий в MS Excel.
















Рефлексия

Учитель сращивает учащихся следующие вопросы:

Все ли понятно?

Есть ли у кого-то вопросы по данной теме?

Подводит итоги уроку

Задают вопросы.

А почему в логической функции используется два выражения?

А какие еще бывают логические функции?

А может быть две логические функции соединены вместе?
^
Ход урока

I. Сообщение темы и постановка целей урока


Учитель сообщает тему и цели урока.
II. Повторение (устный опрос, вопросы приведены в таблице 1)




A

B

C

D

15

4

9

=A15*B15




16

6

8







17

8

7







18

10

6







19

12

5







20

14

4






рис. 1








A

B

C

D

E

1

7

5

=$B$2+A1







2

10

7










3

20

4









рис. 2


III. Объяснение нового материала

Общий вид условной функции следующий:

ЕСЛИ (<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>).
Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
^ Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения <выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.
Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<, >, <= (меньше или равно), >= (больше или равно), <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ).

Сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды.

Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.

^ Задача - объяснение.

Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Оценка «зачет» ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, т.е. на 6, в противном случае ставится оценка «незачет». Надо автоматизировать процесс выставления зачета.

Давайте подумаем, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы.

После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц, показанному на рис. 3.





A

B



K

L

M

1

Фамилия

Вопрос 1



Вопрос 10

Общая сумма

Зачет/незачет

2


















3


















4


















5


















6


















рис.3
В

рис4

ячейки А2:К6 заносим данные (1 - «зачет», 0 - «незачет»), а в ячейки L2:M6 - формулы. Воспользуемся формулами автосуммирования. Тогда в ячейке L2 будет формула =СУММ(В2:К2). Эту формулу мы скопируем в ячейки L3:L6.

Какую формулу надо задать в ячейке М2 (см. рис 4)?
^ IV. Этап закрепления знаний

Более сложная задача для самостоятельного решения учащимися (фронтальная работа).

Пять абонентов звонят из города А в город Б. Если телефонный междугородный звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, во все оставшееся время льготы нет. Подсчитать, сколько каждый из пяти абонентов должен заплатить за переговоры.

Решение.

Используем заранее подготовленную таблицу (рис. 8).





A

B

С

D

E

F

G

1

Полный тариф (руб. за мин)

6

Льготный тариф (руб. за мин)

3










2

Фамилия

Дата перего-воров

День недели

Празд-

ник

Время начала перего-

воров

Длитель-

ность перего-воров

Оплата

3

Зверева

1/05

среда

да

12

7




4

Сомов

12/07

четверг

нет

21

6




5

Котова

13/07

пятница

нет

4

10




6

Ильин

17/07

вторник

нет

11

20




7

Яшков

14/07

суббота

нет

18

15




8

Львов

15/07

воскресенье

нет

22

3




рис.5
Если звонок идет по льготному тарифу, то должно выполняться условие:

День недели = "суббота" ИЛИ День недели = "воскресенье" ИЛИ Праздник = "да" ИЛИ Время начала переговоров >=20 ИЛИ Время начала переговоров <=8.

Поэтому в ячейку G3 заносим формулу

ЕСЛИ (ИЛИ(С3="суббота"; С3="воскресенье"; D3="Да"; Е3>=20; Е3<=8); $D$1*F3; $B$1*F3)

Ссылки на ячейки D1 и В1 абсолютные, так как при копировании формул имена этих ячеек не должны меняться.

При решении этой задачи закрепляются умения учащихся записывать логические выражения в табличных процессорах, использовать вложенные функции.

Для проверки решения учащимся демонстрируется заранее подготовленный файл с результатами решения.

^ V. Самостоятельная работа учащихся за компьютерами

Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.

Задача (уровень 1).

Стоимость абонемента на посещение бассейна в воскресенье на 10% выше, чем во все остальные дни. Определить стоимость 10 проданных абонементов, если цена абонемента в будний день составляет 50 рублей.

^ Задача (уровень 2).

Покупатель магазина получает скидку 3%, если у него есть дисконтная карта или если общая стоимость его покупки превышает 5000 рублей. Определить, сколько заплатили покупатели за свои покупки.

^ Задача (уровень 3).

Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превышает 6 месяцев, но не достигает 10 месяцев, то в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки.

VI. Проверка работы учащихся

Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.

VII. Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока, выставляются оценки с аргументацией.




Похожие:

«условная функция и логические выражения в ms excel» iconЛогические выражения
Каждое составное высказывание можно выразить в виде формулы (логического выражения), в которую входят логические переменные, обозначающие...
«условная функция и логические выражения в ms excel» iconЛогические функции в excel
В excel можно построить таблицы истинности для логических выражений, используя логические функции: не, и и или
«условная функция и логические выражения в ms excel» iconЧисловые типы данных. Выражения
Тема: Логические выражения. Логический тип. Условный оператор. Оператор выбора. Программирование разветвляющихся алгоритмов
«условная функция и логические выражения в ms excel» icon«функции финансового анализа в системе электронных таблиц»
Логические функции в табличном процессоре Microsoft Excel. (самостоятельное изучение)
«условная функция и логические выражения в ms excel» iconРешение: 3 1 cos
Периодическая функция определена для всех действительных чисел. Её период равен 2 и. Найдите значение выражения
«условная функция и логические выражения в ms excel» iconЗаключается в том, что это специфический товарный вид, с натуральной...
Происхождение и сущность денег. Виды денег. Функция денег как меры стоимости. Функция денег как средства обращения. Функция денег...
«условная функция и логические выражения в ms excel» iconПрезентация «Условия выбора и сложные логические выражения»
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению способов составления условий выбора и сложных...
«условная функция и логические выражения в ms excel» iconХимические величины, способы их выражения и измерения. Аналитический...
Изучением общих вопросов, связанных с измерением, обработкой и интерпретацией результатов химического анализа занимается специальный...
«условная функция и логические выражения в ms excel» icon1. Числовая функция и числовая последовательность. Способы их задания
Числовая функция – функция для которой свойственно отображение одного числового множества через другое числовое множество
«условная функция и логические выражения в ms excel» iconУрок № стр из Электронные таблицы Excel
Загрузка: Пуск Все программы Microsoft Excel. На логотипе обозначается символом [Х]
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница