Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»




НазваниеРеволюции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
страница1/6
Дата публикации23.04.2013
Размер0,62 Mb.
ТипАнализ
pochit.ru > Литература > Анализ
  1   2   3   4   5   6
Билет №1

Вопрос 1. .Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве».



1. Время написания «Слова» . Задачи автора. Открыто в 1792 году графом Мусиным- Пушкиным. Опубликовано в 1800 г. Переводы Я. Пожарского, П. Буткова, Н. Арцыбашева, позднее- В. Жуковского, И. Козлова, А. Майкова, Н. Заболоцкого, Д. Лихачёва и т.д.

  1. Историческая основа.

  2. Основная идея.

  3. Пространственные рамки. ( от южного моря до северного, от Карпат до Волги).

  4. Жанр.

  5. Композиция: завязка, развитие действия, кульминация- «Золотое слово Святослава» (основная идея), развязка.

  6. Анализ:

  • 1ч. Русские люди : Игорь, Всеволод и т.д и их поступки ( нравственные проблемы). Картины природы. Олицетворение природы и городов .

  • 2ч. «Золотое слово Святослава» : сон; нежность, печаль, упрёк, направленный в сторону Игоря и Всеволода; неспособность князей поддержать Игоря и Всеволода; призыв к единению.

  • 3ч. Плач Ярославны: образ Ярославны- лучшие черты русской женщины; обращение к силам природы.
    Возвращение Игоря.

8. Значимость «Слова» как литературно-исторического памятника.
Вопрос 2. Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».



  1. Александр Александрович Блок (1880 С.- Пб.-1921 Петроград). Краткие биографические сведения. (Увлечение философскими трудами Владимира Сергеевича Соловьёва (поэт, философ, переводчик).

  2. Творческая история поэмы «Двенадцать».«Двенадцать» —одно из первых произведений русской литературы, написанных после октябрьской революции 1917г

  3. Три смысла названия.

  4. Восприятие Блоком революции. ( старый и новый мир; стихия в поэме; музыка революции).

  5. Образ Христа в поэме.

  6. Блок в поэме показал в реальных картинах, что было, что есть и что должно быть.

Теория литературы: поэма- литературный жанр, большая форма стихотворного произведения с сюжетно-повествовательной организацией. Поэма сочетает в себе повествовательную характеристику действующих лиц, событий и их раскрытие через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль.
^ Вопрос 3. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И. А.Гончарова «Обломов»)

  1. Иван Александрович Гончаров (1812 г. Симбирск- 1891 г. Петербург). Краткие биографические сведения.
    1822г. Поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие порядки. Восьмилетнее пребывание в училище воспитало в нём протест против унижения человеческой личности.
    Романы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Книга очерков «Фрегат «Паллада»».

  2. Время создания романа.
    Замысел возник в 1847 году. 1849г.- публикация одной главы романа «Сон Обломова». Напечатан только в 1859 году.

  3. Замысел Гончарова. «Я старался показать в «Обломове» , как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель- климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»,- И. А. Гончаров. А.В. Дружинин, Н.А. Добролюбов о романе «Обломов»

  4. Определение жанра, композиция, расстановка героев, художественные средства и приёмы.
    Композиция полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, , проследить, как постепенно гаснет человек , превращаясь в мёртвую душу.

  5. Социальные и национальные черты образа главного героя.

  6. Глава «Сон Обломова» как ключ к характеру главного героя.

  7. Вывод.



Билет №2

Вопрос 1. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

  1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Биографические сведения ( темы творчества, ссылки и их причины).

  2. Следование традициям русской литературы. Лицейские представления о поэзии и о назначении поэта.

  3. Стихотворения темы: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Поэт», «Поэту», «Эхо», «Разговор Книгопродавца с Поэтом».

  4. Стихотворение «Пророк». Сентябрь 1826г. Связь с историей. Тон стихотворения ( суровый, сдержанный, возвышенно-ораторский).

  5. Анализ стихотворения. ( по выбору) Чтение наизусть.

Тема независимости и внутренней свободы поэта, образ «толпы» в стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Философские аспекты творческого процесса, как они раскрываются в стихотворениях «Эхо», «Осень». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» как поэтическое завещание А.С. Пушкина.

  1. Вывод: в чём видит Пушкин предназначение поэта?

Вопрос 2. Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1 – 2 произведений…)

  1. Краткие биографические сведения:

  • Место рождения. (Воронеж)

  • «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности, я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом… Меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические». (И. Бунин)

  • Две Пушкинские премии Российской Академии наук, избрание почётным академиком Российской Академии наук, Нобелевская премия.

  • Заграничные путешествия.

  • Эмиграция.

  1. Основные темы творчества.

  2. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»: смена названия, философские вопросы, рассматриваемые в произведении ( тема сложившегося миропорядка; неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации; живое и мёртвое в рассказе.)

  3. «Чистый понедельник». Вопрос: смысл жизни (для чего мы всё это делаем?)

  • В судьбе героев- отражение судьбы всей культурной России. Человек удалён от природы.

  • Уход от мирской суеты героини закономерен, обдуман. Желание жить одухотворённой жизнью. Героиня всё узнала о современном мире, а узнанное отторгает.

  1. Вывод: вопросы, волновавшие И.А.Бунина.

  2. Теория: цикл, кольцевая композиция.

Вопрос 3 Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»?

  1. Фёдор Михайлович Достоевский (1821, Москва —1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре). Творчество Достоевского- новый этап в развитии критического реализма.

  2. «Преступление и наказание»- один из замечательнейших философских романов Достоевского. Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» (не только прямой смысл) и Мармеладов должен был стать его центральным героем. Действие в романе происходит в 1865 году. Это самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Роман- суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

  3. Бесчеловечный капитализм. Мотив унижения человека. Мир беспросветной нищеты порождает преступления против человечества. Потеря нравственных ориентиров. Мотив насилия.

  4. Теория Раскольникова (кратко)

  5. Символика эпизода: «..бродил в темноте и недоумении….отворилась какая-то дверь; он схватился за неё машинально» ; Соня открывает дверь.

  6. Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря (кратко).

  7. Роль сюжета: встречаются носители разных «теорий». Несостоятельность «теории» Раскольникова, истинность Сониной «теории». Сонечка- носительница христианских ценностей. Намёк на «возрождение» Раскольникова.

Билет 3.
Вопрос 1. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».


  1. Александр Сергеевич Грибоедов. (1795-1829)- один из самых образованных и просвещённых людей своего времени.

  2. Комедия «Горе от ума». ( теория литературы: комедия, классицизм, новаторство Грибоедова)

  3. Чацкий ( прототипом принято считать Петра Яковлевича Чаадаева): происхождение, воспитание; черты характера; система ценностей: отношение к опыту старших, отношение к службе, способы продвижения в жизни, имеет ли собственное мнение; речевая характеристика ; проверка на чувство любви.

  4. Монологи Чацкого ( как характеризуют героя?):
    Первый монолог – экспозиция («Ну что ваш батюшка?...).
    Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») – завязка конфликта.
    Третий монолог ( «А судьи кто?») – развитие конфликта.
    Четвёртый монолог- («В той комнате незначащая встреча…»)- кульминация и развязка конфликта.
    Пятый монолог («Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом…») – развязка сюжета.

  5. Проблема ума.

  6. Критики о комедии. Иван Александрович Гончаров «Мильон терзаний».


Вопрос 2. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».



  1. Алексей Максимович Пешков (1868 Нижний Новгород -1936 Горки под Москвой). Краткие биографические сведения. (детство, юность)

  2. Начало литературной деятельности. Две группы рассказов. ( теория литературы: романтизм ) Особенность романтизма Горького – самоотверженное служение людям; в центре герой- гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек.
    Пафосом является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности.

  3. «Старуха Изергиль»- одно из ранних романтических произведений.

  4. Особенности композиции.(рассказ в рассказе- принцип художественного обрамления)

  5. Главные герои рассказа. Смысл противопоставления Данко и Лары. Старуха Изергиль.

  6. Изобразительные и выразительные средства.

  7. Позиция Горького: подвиги важны не только сами по себе – их сила в том, что они служат примером для других.

Вывод: каков романтический идеал Человека?
Вопрос 3. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).



  1. Иван Сергеевич Тургенев (1818г. Орёл- 1883г. Париж. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге). Произведения: «Записки охотника», повесть «Ася», повесть «Первая любовь», роман «Дворянское гнездо», роман «Накануне», Стихотворения в прозе, роман «Отцы и дети» и т.д.

  2. Анна Сергеевна Одинцова до встречи с Базаровым. Главное в жизни.

  3. Базаров до встречи с Одинцовой. Любовь в жизни Базарова до этой встречи.

  4. Чужеродность характеров, глубокие внутренние различия, которые привели к несчастной разязке.

  5. Любовь Базарова:
    а. Интерес к общению с умной и красивой женщиной
    б. На смену циничным отговоркам приходит тревога и осознание своей «слабости».
    в. Одинцова симпатизирует Базарову, но боится увлечься.

  6. Смерть Базарова: ирония Базарова направлена не на других , а на себя; причина прихода Одинцовой к умирающему Базарову.

  7. Любовь позволяет показать характер главного героя в развитии.


Билет 4.
1. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений…)

  1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Краткие биографические сведения. Темы лирики.

  2. Любовь для Пушкина- предмет высокой поэзии. ( Адресаты любовной лирики: Анна Петровна Керн, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, Наталья Николаевна Гончарова…)

  3. Шедевры пушкинской любовной лирики: «Я помню чудное мгновенье…»(1825), «Признание»(1825), «Храни меня, мой талисман…»(1825), «На холмах Грузии…» (1829), «Я вас любил» (1829), «Сожжённое письмо»(1825) и т.д. ( даты написания и их история)

  4. Анализ стихотворения.

  5. Вывод .

^ 2. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького « На дне».

  1. Алексей Максимович Пешков (1868-1936). Краткие биографические сведения. (детство, юность)

  2. Время написания пьесы и его отражение в проблематике ( актуальность философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых- что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живёт.. Для Горького слово «Человек» звучало гордо. Пьеса «На дне» - произведение начала ХХ в., отразившее социальные, философские и нравственные проблемы времени. Тема «дна» русской жизни.

  3. Смысл названия.

  4. Место действия в пьесе. ( 1-4 действия)

  5. Обитатели ночлежки: образы ночлежников, их позиции, драматические судьбы- грозный обвинительный протест против устоев буржуазного общества.. Люди без будущего.Человеческое в героях пьесы.

  6. Лука- проповедник рабского смирения.

  7. Конфликты в пьесе: социальный: обличение социального зла- постоянные ссоры, драки, взаимные обиды; любовный : конфликт становится гранью социального конфликта: античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведёт к трагедии.)

  8. Волчьи законы капиталистической эксплуатации: Костылев , Василиса.

  9. Вывод: Горький изображает сознание людей «дна»… Не в религиозном смирении, не в толстовском «непротивлении злу насилием», а в решительной и беспощадной борьбе видел Горький подлинный выход.

  10. Теория литературы: жанр -социально-философская драма.


3. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и
мир»).
1. Лев Николаевич Толстой. (1828г. Ясная Поляна Тульской губернии- 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне]. Краткие биографические сведения..

  1. История создания романа: с 1863 по1869 год; первоначально задумана повесть «Декабристы».

  2. Победа в любой войне, по мнению Л.Н. Толстого, зависит прежде всего от воли народа. Задача хорошего военного руководителя – почувствовать, куда будет направлено единство воль, и организовать армию, укрепить дух солдат.

  3. Кутузов как носитель народного духа: воплощение добра и справедливости; демократичность в отношении к людям; единение с людьми; естественность и простота; высокие нравственные идеалы и религиозность; истинный патриотизм.

  4. Бородинская битва как кульминация развития военных событий.

  5. Роль Кутузова во время сражения.

  6. Бородинское сражение- победа для русской армии.


Билет 5.
^ 1. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3 – 4 ст.)

      1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Краткие биографические сведения. Темы лирики.

      2. Что такое «философская лирика»? (В чем смысл бытия человека, что такое счастье, что ценнее самой жизни, какое место в ней занимают любовь и дружба?)

      3. «Дар напрасный, дар случайный…» 26 мая 1828г. (День рождения поэта). «Напрасный» и «случайный» дар- жизнь. К кому обращены повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?». Каково восприятие жизни в этом стихотворении? (бесцельна и тосклива)

      4. «Вновь я посетил…» 1835г.. Трудные условия в начале 30-х годов: Пушкин , нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками критики, стремится выйти в отставку и поселиться с семьёй в деревне. Комплекс тем и мотивов, выражающих представление поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Какова взаимосвязь природы и человека? В чём отличие обновления человека и природы?

      5. «Элегия» (Безумных лет) 1830г. Воспоминания о прошедшей молодости, размышления о смерти, бренности бытия. В герое живёт надежда…

      6. Вывод: какие мысли и чувства вызывает философская лирика?


2. Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору).


  1. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 Киев-1940 Москва). Краткие биографические сведения.

  2. История создания романа «Мастер и Маргарита»

  3. Сложность и многообразие идейной проблематики романа.

  4. Антитеза Добра и Зла в романе.
    Время действия в романе- 20- 30-е годы ХХ века. М. Булгаков стал свидетелем событий, происходивших в стране, и видел, как сталкивается Добро, выраженное в желании жить и работать в новом мире, и Зло, обусловленное политической жизнью страны. Столкновение Добра и Зла стало основной идеей романа.

  5. Герои – носители Добра в романе.
    Мастер- главный герой романа. История Мастера. Идея
    Иешуа Га-Ноцри и Иисус Христос ( аналогия). История отмечена появлением героев, людей чистых, нравственных, цельных, несущих идеи Добра. Образ Иешуа. Идеи, проповедуемые Иешуа ( злых людей нет на свете; правду говорить легко и приятно; рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…). Влияние проповедей Иешуа и романа мастера на окружающих людей ( человек легче подвергается влиянию зла, нежели добра). Иешуа и мастер ( сила , способная повернуть людей в сторону Добра). Матер и Маргарита ( тема любви)

  6. Свита Воланда: кот Бегемот, Коровьев, Азазелло. Разрушительные последствия их действий.

  7. Зло или Добро побеждает в романе?
    Зло торжествует над людьми. Но исторический путь обозначен появлением героев. Они должны повернуть человека к добру и истине.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconТема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого)
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconТема революции в поэме а. А. Блока "двенадцать"
Чем близки мне нравственные идеалы "новых людей" (по роману Чернышевского "Что делать?")
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconТема революции и её воплощение в поэме А. Блока «12» Каковы причины лежания И. И. Обломова?
Какова роль Евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М. Достоевского?
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconОтношение Блока к революции
Мысли о революции и судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и Революция», в поэмах «Скифы»...
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconОбраз христа в поэме а,блока «двенадцать»
Цели урока: раскрыть смысл финала поэмы; значение образа Христа в поэме; познакомить ребят с православной трактовкой образа. Показать...
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconПоэма А. Блока «Двенадцать»
Многообразие ритмов, интонаций и музыкальных тем как воплощение стихийного, хаотичного начала революционных событий
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconСтихотворения, близкая блоковским раздумьям о двойственности образа...
«поминальные кресты» — у Есенина), и черты России — ветер, поле, туман, песня, тоска («забота» у Блока, «боль», «скорбь», «озерная...
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» icon"Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»"
Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые...
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconТесты по литературе за 2 четверть ( 11 кл.)
Художественной особенностью композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» является построение её на основе
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» iconРеферат по литературе на тему: «А. А. Блок Основные темы творчества»
И, наконец, последнее всемирно известное произведение Блока поэма "Двенадцать" было создано уже после Октября, в январе 1918 года,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница