Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для




НазваниеПрограмма Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для
страница1/4
Дата публикации19.04.2013
Размер0,77 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


ПРОГРАММА КУРСА
«СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ

РЕДАКТИРОВАНИЕ»

по специальности

030602.65 Связи с общественностью

  • Учебная программа

  • Тематический план

            • Планы семинарских

и практических занятий

  • Вопросы для подготовки

к экзамену


Москва 2007

Нагайцева Е.В.
Программа курса «Стилистика и литературное редактирование». – М. : МГЭИ, 2007. – 64 с.
Одобрено кафедрой русского языка и литературы. Протокол заседания кафедры от 15 июня 2007 г. № 9. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по специальности 030602.65 Связи с общественностью.
№ 1433

© Московский гуманитарно-

экономический институт, 2007

3
СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие ……………………………………………………….……………………………………………………………..

4

Тематический план (типовой) …………………………………………………………………

6

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины ……………………………………………………….……………


8

Программа курса ……………………………………………….………………………………………………………

9

Рекомендуемая литература …………………………………………………………………………

29

Планы семинарских и практических занятий ……………….

32

Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………………………..

57

4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс включает программу курса, систему семинарских и практических заданий по основным разделам курса и призван помочь студенту в освоении основных теоретических положений курса, выработке навыков лингвистического анализа, продуцирования и литературного редактирования текстов различных жанров и стилей.

Цель курса – повышение уровня владения речью и формирование одной из важных составляющих профессиональной компетентности студентов.

Задачи курса:

  • сообщить студентам основные понятия и категории стилистики как науки;

  • дать характеристику стилистических ресурсов фонетики, лексики, фразеологии и словообразования, морфологии и синтаксиса русского языка:

  • дать понятие о стилистической норме;

  • ознакомить с системой функциональных стилей современного русского языка;

  • научить приемам стилистического анализа и литературного редактирования текста;

  • совершенствовать навыки студентов в составлении текстов разных стилей и жанров;

  • развивать коммуникативные способности студентов;

  • способствовать формированию гармоничной личности, свободно владеющей нормами речевой культуры.

Умения и навыки, определяющие лингвокультурную профессиональную компетентность специалиста по связям с общественностью, репрезентируются посредством лингвистической, языковой и коммуникативной (речевой) компетенций.

^ Лингвистическая компетенция включает определение лингвистических понятий, межъязыковые сопоставления различных языков, знания о концепциях языковедов и лингвистических направлений (школах).

^ Языковая компетенция – это знания о каком-либо языке, особенностях его системы, нормативности и узу-

5
се, о специфике составляющих его аспектов (о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и др.). Это характеристика его категорий и форм, сведения о семантике его аспектных единиц и средствах ее выражения, это знания о классификации тех или иных явлений языка, этимологических и исторических справках о них.

^ Коммуникативная компетенция в отношении знаний о языке включает усвоенные сведения об употреблении в речевом общении аспектных единиц языка (звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений и т.д.), о различении их с целью правильного употребления в речи. Это те знания, которые даются в форме правил, приемов различения и употребления единиц языка, различных инструкций и рекомендаций по функционированию языка в речевом общении.

В результате изучения курса студенты должны:

  • обладать развитой лингвистической культурой, эстетическим восприятием слова, языковой интуицией (чувством языка);

  • вникать в замысел и содержание чужой письменной и устной речи, различать внешнюю форму слов и словосочетаний и их смысл, значение, глубинные цели;

  • эффективно участвовать в прениях по проблеме, в которой говорящий достаточно компетентен, ясно и лаконично, в хорошей литературной форме излагать свои суждения в виде строго аргументированного выступления.

Учебно-методический комплекс соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.) по курсу «Стилистика и литературное редактирование».

6
^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (типовой)




^ Наименование темы

Количество часов по учебному плану

Количество

аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная работа

лекции

семинары

практические

занятия

1

2

3

4

5

6

7

8




Раздел I



















1

Практическая стилистика как прикладная лингвистическая дисциплина

4

2

2






2

2

Лексическая стилистика. Работа редактора над лексикой рукописи

14

10

4

6




4

3

Стилистическое использование языковых средств

10

8

4

4




2

4

Грамматическая стилистика. Редакторская оценка использования форм частей речи

12

8

4

4




4

5

Грамматическая стилистика. Работа редактора над синтаксическими конструкциями

12

8

4

4




4




Составление картотеки

16










16




Раздел II



















6

Редактирование в процессе коммуникации

6

4

2

2




2

7

Текст как объект работы редактора

6

4

2

2




2

8

Работа редактора с логической основой текста

10

6

2

4




4

9

Работа редактора с фактической основой текста

6

2

2






4

10

Работа редактора над композицией рукописи

12

8

4

4




4

11

Методика редакторского анализа и правки текста

14

6

2

4




8

7
^ Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

8

12

Работа редактора над аппаратом книги

4

2

2






2




Анализ текста или печатного издания

(контрольная работа)

10










10




Раздел III



















13

Классификация способов изложения и видов текстов

3

1

1






2

14

Редактирование повествования и сообщения

11

7

3

4




4

15

Редактирование описания и информационного описания

6

4

2

2




2

16

Редактирование рассуждения

10

6

2

4




4

17

Редактирование определения и объяснения

5

3

1

2




2

18

Редактирование рекламного текста и пресс-релиза

6

4

2

2




2

19

Редактирование телевизионных и радиотекстов

5

3

1

2




2

20

Работа редактора над изданиями различных видов и типов

8

6

4

2




2




Редактирование текстов различных жанров (контрольная работа)

16










16




Раздел IV



















21

Общие вопросы редактирования текстов массовой коммуникации

10

4

4






6

22

Стилистика рекламных текстов

14

8

4

4




6

23

Основы редактирования рекламных текстов

14

8

4

4




6

24

Коррекция текстов, функционирующих в сфере связей с общественностью

18

10

6

4




8

25

Язык СМИ: правовые проблемы. Основы лингвоюридической экспертизы текстов СМИ

16

10

6

4




6




Всего

288

144

76

68




144

8
Требования ГОС1 к обязательному минимуму

содержания учебной дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» по специальности

030602.65 Связи с общественностью
Объект и предмет стилистики. Система функциональных стилей русского литературного языка; разговорный и книжный; состав книжных стилей: официально-деловой, научный, публицистический; их подстили и жанры, отбор языковых средств в каждом из них. Литературно-художественный стиль в системе функциональных стилей. Взаимодействие стилей. Особенности устной публичной речи; язык и стиль средств массовой коммуникации. Правила оформления документов.

Стилистические ресурсы лексики и фразеологии; стилистические возможности морфологии, простого и сложных предложений, сверхфразовых единств. Стилистика текста; структура абзаца; период. Функции порядка слов. Тропы и стилистические фигуры, их роль в построении текстов разных типов и назначений.

Текст как объект литературного редактирования; способы изложения и виды текстов, их классификация. Научная и методическая базы редактирования; значение традиционных филологических приемов анализа текста для формирования практических навыков редактирования. Психологические предпосылки редактирования, его коммуникативные и логические аспекты. Работа над композицией авторского материала, его правка и сокращение; работа редактора с фактическим материалом текста, приемы проверки и обработки (точность номинации, исторических и бытовых фактов, ситуаций современной действительности; правильность цифр, ссылок и цитат). Работа над языком и стилем авторского материала; редакторский анализ и правка текста; виды редакторской правки, ее техника.
9
^ ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I
Тема 1. Практическая стилистика

как прикладная лингвистическая дисциплина
Практическая стилистика современного русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем, содержание курса. Практическая стилистика и другие лингвистические дисциплины: современный русский язык, функциональная стилистика, стилистика текста, культура речи, литературное редактирование Объект и предмет стилистики. Основные тенденции развития современного русского литературного языка.

Понятие о функциональном стиле как разновидности русского литературного языка. Система функциональных стилей русского литературного языка; разговорный и книжный; состав книжных стилей: официально-деловой, научный, публицистический; их подстили и жанры, отбор языковых средств в каждом из них. Принципы классификации функциональных стилей. Литературно-художественный стиль в системе функциональных стилей. Взаимодействие стилей.

Понятие литературной нормы. Вариативность нормы. Норма языковая, функционально-стилевая и эстетическая. Проблема синонимии (вариативности) языковых средств. Критерии выбора оптимального варианта. Редакторский комментарий к теории языковой нормы. Борьба языковых вариантов. Кодификация языковой нормы.

Классификация стилистических ошибок. Нарушение нормы как стилистическая ошибка («авторская глухота») и сознательное отклонение от нормы как стилистический прием («авторская вольность»).

Роль практической стилистики в повышении языковой культуры журналистов и общества, в укреплении языковых и речевых норм.
^ Тема 2. Лексическая стилистика.

Работа редактора над лексикой рукописи
Стилистические ресурсы лексики. Слово в лексико-семантической системе русского языка. Лексические замены в процессе авторедактирования.

10
Проблема лексической сочетаемости. Выбор слова. Эвфемистичность речи. Мелиоративные и пейоративные слова и словосочетания. Механизмы возникновения лексико-семантических ошибок: ложная синонимия и ложная этимология. Употребление слова без учета семантики. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм и тавтология. Анахронизмы. Логические ошибки как результат неправильного словоупотребления.

Использование однозначности и многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии как стилистических средств. Ошибки при употреблении многозначных слов и омонимов, синонимов, антонимов. Понятие парономазии. Ошибки, вызванные парономазией.

Стилистическое использование диалектизмов, просторечия, терминов, профессионализмов, жаргонизмов и другой лексики ограниченного словоупотребления. Употребление терминов в научно-популярных текстах. Псевдонаучность изложения. Оценка канцеляризмов и речевых штампов. Речевые стандарты.

Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка. Стилистическая характеристика заимствований. Речевые ошибки, возникающие при употреблении иностранных слов. Состав неологизмов в современном русском языке. Стилистическая оценка новых слов.

^ Стилистические ресурсы фразеологии. Речевые ошибки при употреблении фразеологизмов: употребление фразеологизма без учета семантики, контаминация фразеологизмов, нарушение лексической и стилевой сочетаемости фразеологизма с другими словами в предложении, искажение языковой формы фразеологизма, неоправданное расширение или усечение состава фразеологизма. Творческое преобразование семантики и структуры фразеологических сочетаний. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов».

^ Тропы и стилистические фигуры, их роль в построении текстов разных типов и назначений. Разновидности тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола. Речевые

11
штампы и проблемы выразительности текста в литературно-художественном и публицистическом стиле.
^ Тема 3. Стилистическое использование языковых средств
Основные способы словообразования в современном русском языке. Типы, модели и средства словообразования. Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка. Словообразовательные архаизмы. Окказиональное словообразование. Устранение недочетов и ошибок в словообразовании при стилистической правке текста.

Критерии редакторской оценки фоники текста. Значение звуковой организации речи. Требование благозвучия. Стремление к благозвучию речи при стилистической правке текста. Усиление звуковой выразительности речи в прозаическом тексте. Устранение недостатков фоники при правке текста: случайные звуковые повторы, дисфония, переразложение и др. Устранение лексических повторов при правке текста. Требование простоты изложения.

Фонетико-графические средства стилистики. Звуки как стилистическое средство: акростих, звукоописание и звукоподражение, аллитерация, рифма, замена звуков, искажение звукового облика слова, редуцирование звуков. Ударение как стилистическое средство: нормативное ударение, ненормативное ударение, логическое ударение. Интонация как стилистическое средство: интонационный комментарий, риторический вопрос, пауза и продолжительность звучания. Использование графики в стилистических целях.

Тропы как семантические преобразования. Сравнение. Метафора. Метаморфоза. Соотношение метафоры и метонимии. Олицетворение в ряду тропов. Эпитет. Оксюморон. Гипербола и литота. Ирония. Взаимодействие тропов, их обратимость. Интертекстуальные отношения и тропы. Тропы в разных функциональных стилях.

Стилистические фигуры (фигуры речи). Фигуры добавления. Фигуры, образуемые на основе созвучия. Фигуры убавления (сокращения). Фигуры речи в пределах слова. Виды языковой игры, связанные с трансформа-

12
циями слова. Сферы употребления стилистических фигур. Функции риторических фигур.
^ Тема 4. Грамматическая стилистика.

Редакторская оценка использования форм частей речи
Стилистические возможности морфологии.

Употребление форм существительных. Семантико-стилистические различия имен существительных, имеющих вариантные формы рода. Род несклоняемых существительных. Склонение имен и фамилий. Семантико-стилистическая характеристика вариантов падежных форм у имен существительных. Употребление единственного числа в значении множественного. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных существительных в форме множественного числа. Стилистические варианты суффиксов существительных. Типичные морфологические ошибки при употреблении имен существительных и их устранение.

^ Употребление форм прилагательных. Семантико-стилистическая характеристика полных и кратких форм, форм степеней сравнения имен прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимия форм косвенных падежей прилагательных и существительных. Типичные морфологические ошибки при употреблении имен прилагательных и их устранение.

^ Употребление числительных. Варианты сочетаний числительных с существительными. Собирательные и количественные числительные как синонимы. Числительные в составе сложных слов. Критерии редакторской оценки использования вариантных форм имени числительного. Типичные морфологические ошибки при употреблении числительных и их устранение.

^ Употребление местоимений. Стилистическое использование личных местоимений. Употребление возвратных и притяжательных местоимений. Синонимия определительных местоимений. Синонимия неопределенных местоимений. Типичные морфологические ошибки при употреблении местоимений и их устранение.

^ Употребление форм глагола. Особенности образования и функционирования некоторых личных форм гла-

13
гола. Семантико-стилистические оттенки в высказывании при использовании форм одного глагольного лица и числа для выражения другого. Синонимия глагольных времен и наклонений. Варианты глагольных форм разных видов. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Типичные морфологические ошибки при употреблении глаголов и их устранение. Варианты форм причастий и деепричастий. Устранение ошибок, возникших при употреблении причастий и деепричастий.
Тема 5. Грамматическая стилистика.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconПрограмма Тематический план Планы семинарских занятий Практические задания Вопросы для
Одобрено кафедрой связей с общественностью. Протокол заседания кафедры от 20 апреля 2009 г. № Для студентов гуманитарного факультета...
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconТематический план практических занятий
Тематический план практических занятий для студентов 3 курса стоматологического факультета кгму
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconМ. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов
Государственным образовательным стандартом. В методических указаниях представлены: тематический план курса, программа, планы практических...
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconПлан семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства...
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconПлан семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства...
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconПлан семинарских, практических занятий и контрольных работ по курсу...
План семинарских, практических занятий и контрольных работ составлен в соответствии с учебной программой и тематическим планом учебной...
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconПланы семинарских занятий по дисциплине «гражданское право»
Планы семинарских занятий по дисциплине «гражданское право» (особенная часть) для студентов 4 курса дневного отделения на 2012-2013...
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconПланы семинарских занятий по дисциплине «гражданское право»
Планы семинарских занятий по дисциплине «гражданское право» (особенная часть) для студентов 4 курса дневного отделения на 2012-2013...
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconПлан семинарских, практических занятий и контрольных работ по учебной...
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Программа Тематический план Планы семинарских и практических занятий Вопросы для iconМетодические указания по проведению семинарский и практических занятий...
Планы семинарских (практических) занятий помогут студентам овладеть необходимыми знаниями в пределах изучаемого курса, усвоить сущность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница