Урок русского языка в 11 классе




НазваниеУрок русского языка в 11 классе
Дата публикации20.09.2013
Размер69 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 11 классе.

(Разработала учитель русского языка 2 квалификационной категории Султеева Гульнара Ильдусовна)

Тема: Научный и художественный стили.
Цели: - Систематизация и упорядочение знаний о функциональных стилях.

- Формирование навыка сравнительного анализа, умения строить доказательства, самим составлять тексты в разных стилях.

- Развитие памяти, логического и творческого мышления.

- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования. Формирование положительных мотивов учения.
Оборудование: компьютеры (тест, таблица, тексты для анализа), тетради, доска , карточки (синие и желтые), плакат с алгоритмом урока.

^ Ход урока.
1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Я вижу, что сегодня все присутствуют на уроке. Садитесь.

- Проверьте свои рабочие места: вы будете работать на компьютере, вам понадобится тетрадь. Пожалуйста, внимание!

Учитель читает текст (у учащихся на мониторе).

- Замечали ли вы, какое странное ощущение испытываешь в тот момент, когда начинаешь опускаться в лифте? Ненормальная легкость, вроде той, какую испытывает человек, летящий в пропасть… Между тем это – не что иное, как ощущение невесомости: в первый момент движения, когда пол под вашими ногами уже опускается, а вы сами не успели еще приобрести той же скорости, ваше тело почти не давит на пол и, следовательно, весьма мало весит.
- Какую единицу речи вы сейчас прослушали?

У – Текст.

- Какова форма данного текста?

У – Монолог.

- Какой тип текста по смыслу?

У – Описание.

- В каком стиле написан текст?

У – Научный (художественный).

- Докажите свою мысль.

- Значит о чем нам нужно поговорить сегодня подробнее?

У – О различии научного и художественного стилей.

- А нужно ли нам вообще различать стили?

^ У - Да. Нельзя в речи смешивать стили.

- Для выяснения различий художественного и научного стилей мы проведем небольшое исследование. И в итоге попробуем сами составить тексты в научном и художественном стиле.

2. Активизация.

- Для начала мы повторим, что уже знаем. Ответьте на вопросы теста. За 4 минуты вам нужно отметить 1 правильный вариант ответа. Если в результате вы получите более 70%, прикрепите к монитору желтую карточку, менее 70% – зеленую.

Тест.

1. Функциональные стили – это …

а. разновидности языка, которые обслуживают какую-либо сторону общественной жизни.

б. разделы науки о языке, изучающие слово.

в. классы слов, объединенные общим значением.

г. произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности.

2. Функция художественного стиля –

а. сообщение.

б. общение.

в. воздействие.

3. Функция научного стиля –

а. сообщение.

б. общение.

в. воздействие.

4. Функция разговорного стиля –

а. сообщение.

б. общение.

в. воздействие.

5. Укажите формы речи.

а. монолог и диалог

б. устная и письменная

6. Лексическое наполнение – это …

а. слова.

б. предложения.

в. формы слова.

г. правописание слов.

7. Какими признаками характеризуется стиль?

а. цель общения.

б. набор языковых средств.

в. формы (жанры)

г. всё вышеперечисленное.

8. Определите стиль приведенного ниже текста.

Нетрудно убедиться, что наибольшее сходство с русским языком имеют языки украинский и белорусский. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. Поэтому русский, украинский и белорусский языки находятся в близком родстве. Эти три языка называются восточнославянскими.

а. научный.

б. художественный.

в. официально-деловой.

г. разговорный.

9. Какое многозначное слово из текста 7 задания употреблено в терминологическом значении?

а. предки

б. язык.

в. родство.

г. три.

10. Как называется выразительное средство языка, определяющее слово и подчеркивающее в нем какое-либо характерное свойство?

а. эпитет.

б. параллелизм.

в. метафора.

г. ирония.

11. Какая ошибка допущена в предложении ^ Объявить благодарность кондукторше.

а. стилистическая.

б. синтаксическая.

в. пунктуационная.

г. орфографическая.
По результатам теста учащимся крепят на мониторе карточки синего (более 70%) и желтого цвета (менее 70%), чтобы учитель видел учащихся, работающих самостоятельно и вместе с ним.

Т.о. класс делится на две группы.
^ 3. Изучение нового материала.

- Начнем исследование.

- Учащиеся, получившие желтые карточки, откройте на рабочем столе документ «Тексты». Ваша задача – проанализировать различия данных текстов и результаты работы записать в тетрадь в форме таблицы, которую вы видите на доске. Приступайте.

^ Тексты для анализа.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки, желтый дрок, выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

^ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Степь – это зональный тип ландшафта умеренного климатического пояса и субтропического климатического пояса. Атмосферные осадки здесь выпадают нерегулярно и недостаточны для поста деревьев. Для степей характерно жаркое засушливое лето, холодная зима с тонким слоем снежным покровом. Внутренние воды в степи развиты плохо, речной сток небольшой, реки нередко пересыхают. Растительность в степях является травянистой, засухо- и морозоустойчивой. Животный мир степей богат и разнообразен. Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки. Из птиц встречаются дрофа, стрепет, жаворонок и другие.

^ Справочник школьника.

- Те, кто получил зеленые карточки, откройте на рабочем столе документ «Стили». Прочтите данный материал.

- Сейчас, опираясь на эти сведения, проанализируем данные тексты.

Тексты для анализа.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И. Тургенев)
- Начнем с характера повествования.

У1 В первом тексте коротко перечисляются характеристики русского языка, которые дают основание назвать его богатым. Во втором же тексте чувствуется личное мнение автора, восхищение языком.

- Различия лексики.

У2 – В первом тексте используются термины (лексический запас, выразительные средства, сфера…). Во втором есть эпитеты (прекрасный), слова с эмоционально-экспрессивной окраской (клад, достояние, блистает…), метафора (могущественное орудие)

- Синтаксис.

У3 – В первом тексте –простое предложение. Во втором – 2 восклицательных предложения, с бессоюзным перечислением признаков русского языка, что придает выражению характер незавершенности . экспрессии.

- Что вы можете сказать о цели данных текстов?

У4 – Цель первого текста – сообщение, во втором же – воздействие на чувства читателя, призыв беречь язык.
Физ. минутка.

- Немного отдохнем. Закройте глаза. Поднимите вверх, опустите вниз, посмотрите вправо, влево.
^ 4. Проверка полученных знаний.

- Учащиеся, работавшие самостоятельно, могут сравнить свои результаты с таблицей, которую вы найдете в документе «Стили». Возникли ли у вас какие-либо вопросы?

Учащиеся выясняют непонятные моменты, отвечают учащиеся, работавшие с учителем.

- Оцените себя.
5. Закрепление.

- В каком случае вы используете научный стиль в речи?

У – В докладах, рефератах, статьях.

- А художественный?

- При написании сочинений, творческих работ.

- Всегда ли уместно употребление научного стиля, если мы хотим объяснить какое-нибудь явление?

^ У – Нет. Иногда нужно объяснить материал интересно и доступно.

А. Реконструкция текстов.

-Теперь объединитесь в группы по два человека и, опираясь на полученные знания, попробуйте сами переделать текст о здоровье, который вы найдете в ваших документах, из научного в художественный стиль. Жанры можете использовать любые.
Здоровье. В уставе Всемирной Организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, и духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Проверка. 2-3 учащихся читают свои тексты, остальные анализируют, корректируют.
Б. Конструирование текстов.

- А теперь составьте тексты в художественном или научном стиле (на ваше усмотрение) о толерантности и терпимом отношении друг к другу..

Проверка. 2-3 учащихся читают свои тексты, остальные анализируют, корректируют. Оставшиеся – сдают тетради.
6. Итоги.

А. - Вернемся к нашему тексту. Опираясь на результаты проведенного исследования, что вы можете сказать о стиле данного текста?

У - Текст написан в научном стиле.

- Докажите вашу мысль.

У - В тексте в форме статьи коротко сообщается о невесомости, нет авторского отношения к этому явлению. Используются термины. Предложение – сложное, с выводом.
Б. Оценки.
7. Домашнее задание.

Составить связный текст (или 5 предложений) со стилистическими ошибками.

Похожие:

Урок русского языка в 11 классе iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологизмы-самородки русского языка"
Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка по теме: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок русского языка в 11 классе iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия...
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 10 классе
Задачи: воспитывать любовь к родному языку; дать общее представление о нормах русского литературного языка; повторить сведения о...
Урок русского языка в 11 классе icon4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
Урок русского языка в 11 классе iconУрок! Тема : Союз как часть речи
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!»
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 3 классе по теме «Соединительные гласныеОиЕв сложных словах»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
Урок русского языка в 11 классе iconУчитель русского языка и литературы моу сош №13 Ануфриева Светлана...
Тема: Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница