Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ»




Скачать 90,68 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ»
Дата публикации09.09.2013
Размер90,68 Kb.
ТипМетодическая разработка
pochit.ru > Литература > Методическая разработка





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Линевская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока в 11 классе по теме:
«Культура разговорной речи.

Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ»


Урок подготовила и провела

Тимошенская Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

п. Линевский – 2012 год

Тема: Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста.

Подготовка к ЕГЭ.

Цели: 1) продолжить изучение особенностей разговорного стиля; 2) продолжить обучение комплексному анализу текста; 3) развивать языковые и коммуникативные компетенции при работе с текстом; 4) развивать умение вести диалог по заданной проблеме, доказывать свою точку зрения.
Оборудование: интерактивная доска, медиапрезентации с заданиями в форме ЕГЭ, карточки с текстами.
^ Методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 10-11 классы» А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, сборник заданий под редакцией И.П. Цыбулько «Русский язык. ЕГЭ. 2012»
^ ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Сегодня мы продолжаем разговор, начатый на прошлом уроке, об особенностях разговорного стиля. Мы уже знаем, что из себя представляет этот стиль, чем он отличается от стилей, изученных ранее. Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока и давайте определим, чем мы с вами будем сегодня на уроке заниматься, т.е. сформулируем цели нашего урока.

Итак, начнем с того, а что вы понимаете под выражением «культура разговорной речи»?

(ответы учащихся)

- Запишите в тетрадях число и тему урока, дома внимательно изучите мои замечания по поводу выполнения вами предыдущего домашнего задания, чтобы не допускать этих ошибок впредь. Если у вас возникли вопросы или в устранении каких-либо ошибок нуждаетесь в моей помощи, то в четверг на элективном курсе мы их обсудим.

^ 2. Орфографическая разминка.

Учитель проецирует на интерактивную доску задания в форме ЕГЭ по орфографии, учащиеся самостоятельно их выполняют. После выполнения каждого задания дают комментарий, почему они выбрали тот или иной ответ.

^ 3. Синтаксическая разминка.

Учитель проецирует на интерактивную доску задания в форме ЕГЭ по синтаксису, учащиеся самостоятельно их выполняют. После выполнения каждого задания дают комментарий, почему они выбрали тот или иной ответ.

^ 4. Работа по теме урока.

1) Опрос.

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об разговорном стиле, каковы его особенности как стиля речи.

2) Работа в парах.

- Перед вами три текста, определите, какой из них принадлежит к разговорному стилю и почему? Свой ответ обоснуйте.


Текст № 1.

Директору школы №15 г. Бийска

Селезневой Г.В.

Петровой А.И.
объяснительная.

В связи с тем, что на улице мороз ниже 35°С, я не отпустила своего сына, Петрова Игоря, ученика 5 класса вашей школы, на занятия.
23.01.2012г Петрова А.И.

Текст №2.
Светик!!!

Я ушла на работу. Когда проснешься, завтрак на плите, не забудь сходить в магазин за молоком. Будет желание, приготовь ужин. Вернусь поздно.

Мама.
Текст №3.
Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсудимых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение вашей довольно продолжительной сессии приходилось встречаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже.

(Отрывок из выступления русского юриста А.Ф. Кони)
- Итак, к разговорному стилю относится текст №2 и вы доказали почему. Соблюдена ли в этом тексте культура разговорной речи?
^ 5. Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом. Задание С.
Проверка домашнего задания. На дом было задано выполнить по тексту задания части В и написать сочинение.

- Определите стиль данного текста (публицистический). Докажите свою точку зрения.

- Присутствуют ли в данном тексте элементы разговорного стиля? Обоснуйте свой ответ.
Текст

(1)Все собрались. (2)Сначала речь держал председатель здешнего колхоза, на чьей земле был сооружён этот памятник. (3)Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, а потому слушали его всегда с оживлённым вниманием.

(4)А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии. (5)Праведников Г. А., рядовой. (6)Проскурин СМ., рядовой. (7)Пыжов А.С, лейтенант. (8)Рогачёв М.В., мл. сержант. (9)Родионов Н.И., рядовой...

(10) Как и все остальные здесь, я тоже не знал никого из этого списка, но имена неотвратимо притягивали к себе.

— (11)Итоги подводить нам ещё рано, — продолжал выступающий, — но то, что мы сделали, это уже весомо. (12)Это дело чести...

(13)Романов Ф.С., мл. сержант, — про себя читал я. (14)Салямов М., рядовой, Санько А.Д., рядовой...

(15)Вчитываясь в эти фамилии, я как-то и не заметил, когда председателя сменила бойкая девчонка. (16)Слушал эту чистенькую расторопную девчонку, а передо мной встали в памяти картины, виденные там, на войне...

(17)...Зимой мы сменили пехотную часть на плацдарме. (18)Поредевшую, измотанную шквальным огнём, её незаметно отвели обратно за реку. (19)Однажды я, командовавший тогда ротой, увидел в бинокль перед занятыми позициями одиноко лежащего молодого убитого бойца. (20)Кто же был этот солдат? (21)У него ведь тоже были фамилия, имя, отчество... (22)И я подумал: как по-разному может сложиться судьба солдата. (23)Даже если он пал смертью храбрых. (24)Это благо, если его подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный, составляя списки потерь, второпях не перепутал, не пропустил его фамилии. (25)Это благо, если донесение попало в вышестоящий штаб и если тот штаб не окружили потом, не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами. (26)Если... (27)Да мало ли этих "если" на пути солдатского имени к такой вот табличке на братском обелиске!

(28)В это время бойкая девчонка произнесла последнюю фразу особенно звонко и, довольная, что нигде ни разу не запнулась, пылая счастливым лицом, на носочках перебежала от обелиска к стоявшим в строю ребятишкам.

(29)А потом, когда пригласили желающих выступить, вышла женщина, в зимней суконной шали, с заветренными руками. (30)Сразу побледнела, как только оказалась у памятниками, лишь потом выкрикнула:

— (31)Я вам так скажу: моих полегло двое. (32)На самом деле...все они мои... все, кто погиб...

(По Е. Носову*)

Евгений Иванович Носов (1925-2002) — русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной войны.

^ 7-1. После какого предложения в тексте должен следовать фрагмент, приведённый ниже?

Многие остались по госпиталям и лазаретам. Но многие вот так в чистом поле. А наш полк шёл на запад, а за ним от села к селу, от города к городу цепочкой тянулись могилы путь к нашей победе. И пока ещё мы живы, наш долг передать священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.

1) после 10 2) после 16 3) после 27 4) после 31

^ 7-2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 24-25 подтверждают суждение, высказанное в 22 предложении текста.

2) В предложениях 28-30 текста перечислены происходящие друг за другом события.

3) Предложения 22-24 содержат описательный фрагмент.

4) В предложениях 1-2 представлено повествование.

^ 7-3. В каком из предложений автор употребляет фразеологизм?

1) Как и все остальные здесь, я тоже не знал никого из этого списка, но имена неотвратимо притягивали к себе, (предложение 10)

2) Да мало ли этих "если" на пути солдатского имени к такой вот табличке на братском обелиске! (предложение 27)

3) Это дело чести... (предложение 12)

4) А я всё смотрел на цементный конус, ещё раз перечитывая фамилии, (предложение 4)
Ответы к заданиям запишите словами.
7-4. Из предложений 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

7-5. Из предложения 16 выпишите все предлоги.

7-6. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАЮЩИХ ВЫСТУПИТЬ (предложение 29).
Ответы к заданиям запишите цифрами.

7-7. Среди предложений 2-10 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
7-8. Среди предложений 15-25 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
7-9. Среди предложений 22-30 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное времени. Напишите номера этих сложных предложений.
7-10. Среди предложений 11-16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Запишите последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

7-11 «Описывая прошедшую войну, Евгений Носов использует такой приём, как _________ (например, «Это благо, если...» в предложении 24, «Это благо, если...» в предложении 25). Такие тропы, как__________ («имена неотвратимо притягивали к себе» в предложении 10), _________ («с оживлённым вниманием» в предложении 3), и такое синтаксическое средство, как ______________(предложения 5—9), помогают передать чувства героя-рассказчика».

Список терминов:

  1. анафора

  2. метафора

  3. сравнительный оборот

  4. назывные предложения

  5. литота

  6. эпитет

  7. диалектизм

  8. риторический вопрос

  9. риторическое обращение

7-12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

^ Ответы к заданиям по тексту.

№ задания

7-1

7-2

7-3

Ответ

3

3

3




№ задания

Ответы № задания

Ответы

7-4

по-разному

7-8

15, 24

7-5

передо, в, на


7-9

29, 30

7-6

примыкание

7-10

16

7-7

3

7-11

1, 2, 6, 4




^ Основные проблемы

Авторская позиция

1. Проблема исторической памяти. (Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?)


1. Обелиски с именами погибших -сохранение памяти о военных событиях живущими ныне людьми; но главное — сохранить в душе чувство благодарности к тем, кто трагически погиб, выполняя свой гражданский и человеческий долг в годы войны.

2. Проблема солдатской судьбы. (В чём трагизм и величие солдатской судьбы?)


2. В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, солдат может остаться неизвестным. Пусть неизвестны имена, героев, их подвиг не может стереть время.


6. Подведение итогов. Выставление оценок.

7. Задание на дом. Подготовиться к словарному диктанту. Упр. 489.

Похожие:

Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconМетодическая разработка урока на тему: «Комплексный анализ текста»
Хамрина Марина Александровна, учитель русского языка литературы, Владимирская область Судогодский район село Мошок, e- mail
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconМетодическая разработка урока в 8 классе По теме «Группы крови, резус-фактор. Донорство»
...
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconМетодическая разработка: конспект урока по теме «our house»
Полный текст работы содержит помими теоретических положений (1 глава), практические разработки – описание отдельных игр, в т. Ч....
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconКонспект урока по теме: 1 слайд: «Комплексный анализ текста»/ по М. А. Шолохову. 5 класс
Цель: развитие навыков анализа текста, умения создавать собственный текст, проверка знаний о языке как системе, воспитать любовь...
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconМетодическая разработка урока №28 по теме «Защита Отечества»
Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю...
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconКонспект урока русского языка в 11 классе
Подготовка к сочинению-рассуждению на основе предложенного текста задания С1 контрольно-измерительных материалов на экзамене в форме...
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи»
Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия...
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconУрока. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения, задание с (в форме егэ)
Чтение текста, беседа, работа с текстом (анализ), сообщения учащихся, использование компьютерных технологий (презентация)
Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Культура разговорной речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к егэ» iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница