Скачать 48,72 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» п. Чернянка Урок русского языка. 7 класс Употребление частиц. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2» п. Чернянка Белгородской области Апостолова Т.М. Чернянка, 2009 Цели. 1. Повторить знания учащихся о частицах, их разрядах. 2. Обеспечить закрепление умений писать частицы. 3. Обеспечить закрепление умений применять методы компрессии текста, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 4. Развивать умения анализировать; развивать речь обучающихся. 5. Содействовать воспитанию любви к родному слову. Тип урока: повторение. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с текстом и заданиями, листочки с предложениями. Ход урока I. Оргмомент. II. Сообщение темы урока, постановка целей урока перед учащимися. - Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока. - На предыдущих уроках мы с вами изучали разряды частиц, их значения и правописание. Сегодня мы повторим изученное. Кроме того, вспомним методы компрессии текста и завершим нашу работу написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. III. Мотивация. Актуализация знаний. - Давайте прочтем эпиграф нашего урока: «Оду русскому языку» Александра Плотникова. СЛАЙД 2 Слагаю оду слову русскому, Ему, не стёртому, не тусклому, А самобытному, народному, Что для души – как хлеб голодному. Слагаю оду слову русскому, Великолепному, искусному, Трагическому и забавному, Лирическому и державному. Слагаю оду слову русскому, Что не уступит и французскому, Не сдаст немецкому, испанскому, Английскому и итальянскому. Веками в прах не перемолото, Не потускнело слово-золото. Оно с судьбою русской сплавлено И как спасенье миру явлено. И в горький час, И в час торжественный Пускай звучит Глагол божественный. - Какова идея этого стихотворения? - Найдите частицы, выпишите их. Кто сможет выполнить это задание? … иди к доске. - Определите, какова роль частиц в этом стихотворении? - Как вы думаете, что изменится, если убрать частицы из оды? СЛАЙД 3 (изменится смысл текста) - Как? - Нужны ли частицы в нашей речи? СЛАЙД 4 - Для чего служат частицы? - Какие дополнительные оттенки вносят частицы? IV. Синтаксический разбор предложений. Повторение методов компрессии текста. - Ребята, у каждого из вас на карточках написаны предложения. Выберете одно из них для синтаксического разбора. Первое предложение простое, осложненное, выполнить его разбор проще. Второе сложное. Кто выполнит разбор своего предложения на доске? Знаки препинания не поставлены. 1) Не обижайте людей злыми, грубыми, резкими словами. 2) Всего приятнее для нас слова, которые дают нам какое-нибудь знание. - Проверим разбор первого предложения. - Ребята, давайте вспомним методы компрессии текста. (языковые, содержательные) СЛАЙД 5 - Назовите языковые методы. ( замена, исключение, слияние) - Как мы можем сжать это предложение? (плохими словами) СЛАЙД 6 - Проверим разбор второго предложения. - Какой метод компрессии мы можем применить для сжатия этого предложения? ( замена, дающие…) СЛАЙД 7 V. Комплексный анализ текста.
Есть гордые слова,-- мужественные и сильные сами по себе, они, брошенные вовремя, вызывают отвагу и дерзость. Это слова-семена, из них вырастают человеческие подвиги. Но есть же и другие слова. В них не чувствуется ни красоты, ни гордости, ни силы. Они незаметны, серы, будничны. Их не бросают с трибун, они произносятся без пафоса. Тот, кто употребляет их, обращается с этими словами без особого почтения, бросает их на ходу виноватым ли, сухим ли, брюзжащим, вежливым или вовсе бесцветным голосом. Но слова-то такие по-своему не менее могущественны. Страстные желания, кипучую напористость, волевое упрямство -- все способно потушить подобное слово. (По В. Тендрякову.)
5. – На какие разряды делятся частицы? (формообразующие, модальные, отрицательные) –Сейчас вы объединитесь в группы. У каждой группы свой разряд частиц. Выпишите частицы разряда, который указан у вас на карточках. Назовите частицы по разрядам и объясните их правописание. СЛАЙД 8 8. Следующие задания выполните по выбору. Выберете для себя то, с которым лучше справитесь: кто-то найдет слова с известными орфограммами, выпишет их; чья-то группа объяснит лексическое значение слов с помощью толкового словаря СЛАЙД 9; кто-то расставит пропущенные знаки препинания и объяснит их. Задания даны в порядке возрастания сложности. - Какие же орфограммы вы нашли в словах этого текста? - Давайте послушаем, как ребята объяснили лексическое значение слов. - Кто расставлял знаки препинания? Проверьте себя с помощью СЛАЙДА 10. - Кто допустил ошибку? В чем? Почему надо поставить …? VI. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. - Сегодня на уроке мы вспомнили разряды частиц, что они выражают, вспомнили их правописание. Итогом урока будет написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему СЛАЙД 11 «Что я знаю о частицах». Выписанные частицы вам помогут. - Прочтите ваши рассуждения. VII. Итог урока. Выставление оценок. - А теперь закончите начатые мной предложения.
- Наш урок прошел … вы получаете такие оценки …. VIII. Домашнее задание. СЛАЙД 10 Задание вы можете выбрать: 1) Кто-то выполнит упражнение 2) Другой выпишет из произведений в учебнике «Литература» предложения с частицами и укажет их разряд. 3) Или можно самим составить осложненные предложения с частицами и также указать разряд частиц. Рейтинг последнего задания будет самым высоким. |
![]() | Урок русского языка по теме: Связь слов в словосочетании управление Моу «Песчанская средняя общеобразовательная школа Ивнянского района Белгородской области» | ![]() | Папка достижений учителя русского языка и литературы Ефимовой Екатерины Васильевны Должность: учитель русского языка и литературы моу «Эльгетская средняя общеобразовательная школа» им. А. Р. Слепцова |
![]() | Урок природоведение и русского языка в 4 «В» классе. Тема: «Зимние картины природы» Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов | ![]() | Отчёт о работе мо учителей русского языка и литературы моу «Андреевская... В истекшем учебном году мо работало над темой «Формирование высоконравственной и духовно богатой личности учащегося средствами русского... |
![]() | Цель проверки: выявление уровня преподавания русского языка и литературы;... О состоянии преподавания русского языка и литературы в моу «Средняя общеобразовательная школа №15» за 2011-2012 уч год | ![]() | М. О. У. «Зубово Полянская средняя общеобразовательная школа №1»... Задачи урока: выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма |
![]() | Программа интегрированного курса «Литература-музыка» Шалагинова Татьяна Антоновна, учитель русского языка и литературы высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным... | ![]() | Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова... Методы работы: наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций через “погружение” в текст |
![]() | Отчет тема записки/отчета: Использование алгоритмов на уроках русского... Малахова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, моу красненская средняя общеобразовательная школа... | ![]() | Конспект урока химии в 11 классе по теме: «:» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Чернянка Белгородской области |