Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…»




Скачать 128,6 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…»
Дата публикации20.10.2013
Размер128,6 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ТЮЛЬГАНСКАЯ ШКОЛА №1

Конспект урока

по литературному чтению в 4 классе

на тему «Сирота несчастная…»

(по рассказу А. П. Чехова «Ванька»

УМК «Гармония»

Автор: Афанасьева Т.А.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

п.Тюльган

Оренбургская область

Тема урока «Сирота несчастная…» по рассказу А. П. Чехова «Ванька».

^ Место урока в теме: изучение нового материала, 2 урок по теме.
Приёмы ТРКМЧП – кластер, таблица «ЗХУ» (знаю – хочу узнать – узнал), диаманта;

Цель урока:

обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания образа литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька».

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

  • совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

  • воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.



Урок имеет 3 фазы:

- вызов

- осмысление

- рефлексия
На этапе ВЫЗОВА проведена работа по усвоению учащимися регулятивных УУД, созданы ситуации, в которых дети совместно с учителем формулируют тему и цель урока, составляют план- алгоритм для характеристики литературного героя.

Используются приёмы КЛАСТЕР и ТАБЛИЦА «ЗХУ», которые помогают ученикам структурировать учебный материал.
На этапе ОСМЫСЛЕНИЯ осуществляется формирование читательской компетенции через освоение познавательных УУД.
На этапе РЕФЛЕКСИЯ использован приём СИНКВЕЙН.

Рефлексия включила три аспекта: рефлексию – содержания, процесса, результата, что обеспечило осознанное понимание результативности учебного труда на уроке.
Оборудование: памятки-инструкции, учебник «Литературное чтение», таблицы «ЗХУ» для индивидуальной работы.
^ ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


Учитель: - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. ВЫЗОВ.

Учитель: - Сегодня у нас урок-знакомство
(СЛАЙД-открывает на доске блок кластера ЗНАКОМСТВО)
- Что такое знакомство?

Учащиеся: Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…

Учитель: - Давайте посмотрим друг на друга так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

Учащиеся: На внешность, одежду, жесты, мимику …
(СЛАЙД-после ответов учитель открывает блоки ^ ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)
Учитель: - Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

Учащиеся: Нет.

Учитель: - Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Учащиеся: На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род

занятий, обязанности.
(СЛАЙД-после ответов учитель открывает блоки ^ ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)


Учитель: - Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это?

Учащиеся: - Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…

Учитель: - У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Учащиеся: - Необходима тема.

Учитель: - На прошлом уроке мы знакомились с писателем А. П. Чеховым и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, поговорили о трудном детстве детей того времени. А сегодня на уроке мы знакомимся с кем? Как вы думаете?

Учащиеся: - С героем рассказа – Ванькой.

Сначала я хотела бы проверить ваше домашнее задание.

Викторина- тесты. Листочки на партах.
1.К кому в учение был отдан Ванька?

а) к сапожнику Алёхину;

б) Осипу Абрамовичу;

в) кривому Егорке;

г) сапожнику Аляхину;
2. Куда писал письмо Ванька Жуков?

а) в Лапландию;

б) в Кремль;

в) на деревню;

г) в город;
3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков?

а) бабушке;

б) дедушке;

в) папе;

г) Чехову;
4. Кто научил Ваньку грамоте?

а) мать Пелагея;

б) барышня Ольга Игнатьевна;

в) сапожник Аляхин;

г) подпасок Федька.

^ Слайды Викторина- тесты (озвучить)
Учитель: - А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? (ДА)

(СЛАЙД-учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на ВАНЬКА)
Учитель: - Давайте попробуем сформулировать тему урока. Помогут нам в этом кадры мультвидео по произведению Чехова «Ванька»
(СЛАЙДЫ – видео. Учитель читает)
Учитель: - А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста «Сирота несчастная…»
Как вы понимаете эти слова? (Варианты ответов) Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя. Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.

Учитель: Давайте уточним лексическое значение этих слов по толковому словарю.

^ Учащиеся зачитиывают значение слов.

Учитель: - Как вы думаете, какова главная задача нашего урока?

Учащиеся: - Научиться анализировать образ героя.

Работа с таблицей «ЗХУ»

Учитель: - Перед вами таблица «ЗХУ». Запишите все, что вы знаете о Ваньке в 1 столбик, а во 2 столбик запишем то, что вы хотели бы узнать о Ваньке. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно.

(Коллективно заполняются 1 и 2 столбики таблицы»ЗХУ»)


З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.










Учитель: - Зачитайте, что у вас получилось.

^ Примерное содержание таблицы – что могут назвать дети.


З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;



- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;








^ Физкультминутка «Письмо» (отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Почта»

Учитель: - Сядьте свободно, расслабьтесь, можете закрыть глаза и представить такую картину: Ванька выбегает на улицу, к почтовому ящику, чтобы отправить письмо деду. Он мечтает, чтобы оно побыстрее дошло

.А теперь откройте глаза и покажите с помощью движений путь письма. А помогут вам строки из стихотворения С.Я. Маршака «Почта»
Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.
Не трудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный

Пассажир.

3. ОСМЫСЛЕНИЕ.

Учитель: - Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. (Учитель заменяет блоки). Что такое портрет? (Работа с термином «литературный портрет» по словарю)

Учащиеся: - Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Учитель: - Портрет, Обязанности, Интерьер, Поведение, Поступки - все эти пункты помогут познакомиться с героем, раскрыть его образ. Всё это средства создания литературного героя. (Остается на доске только 5 блоков)


Учитель: А теперь работу проведём в малых группах.. Распределитесь на 5 групп и подготовьте небольшой рассказ о Ваньке согласно своему параметру.

Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции.

Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.

(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы, запись на листах, заполнение 3столбика таблицы «ЗХУ» подготовка докладчика к выступлению)
Учитель:


  • Что вы узнали о Ваньке? Какой он?

  • Когда выступает докладчик от каждой группы, внимательно слушаем и делаем записи в 3 столбике, дополняем, задаём вопросы.

^ Основные черты Ваньки называют учащиеся от каждой группы, остальные учащиеся проверяют и дополняют свои записи в 3 столбике таблицы «ЗХУ»

(Примерные ответы:
Ванька Жуков -смышленый мальчик. На вид ему лет десять-двенадцать. У него светлые русые волосы, спрятанные под большой картуз. Он великоват мальчику и явно принадлежал кому-то из старших. Оттопыренные уши, курносый нос, пухлые губы – все это такое по-детски невинное и трогательное. Одет Ванька Жуков в простую рубаху-косоворотку и пиджак, тоже с чужого плеча: настолько он ему большой. В его внешности нет неопрятности. Все чистое и аккуратное. Лишь волосы непослушно торчат из-под картуза в разные стороны.

Ясные глаза мальчика смотрят открыто и доверчиво. Можно увидеть в его взгляде какую-то недетскую грусть. Слегка опущенные веки говорят о его задумчивости. Наверное, он думает о том, как трудно живется ему в чужом доме, сколько страданий ему приходится испытать, чтобы получить профессию, способную дать возможность зарабатывать на жизнь.

Или, быть может, он только что поговорил со взрослыми, которые рассказали о том, как можно отправить письмо. И теперь он обдумывает, как напишет о своих страданиях дедушке, как тот приедет и заберет его обратно в деревню. Или его тревожит мысль о том, сможет ли он написать письмо тайком, чтобы хозяин или хозяйка не застали его за этим занятием. Иначе не избежать очередной трепки.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: - Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (Высказывания учащихся: В рассказе А.П. Чехова изображен не забитый горем и страданиями мальчик. Он умен и сообразителен. В нем чувствуется сила и решительность. Его облик заставляет зрителя с надеждой смотреть на будущее маленького человека. Он переживет все невзгоды и сможет найти свое место в жизни).
Учитель: Из предложенных пословиц подберите те, которые подходят к теме нашего урока.

(учащиеся выбирают пословицы)
^ В сиротстве жить - только слезы лить.

Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.

Сердце матери лучше солнца согреет.
Учитель: - Вернитесь к УЗ (учебной задаче). Достигли вы её или нет?

Учитель: - Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость, сострадание…)

Учитель: - Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки)

Учитель: - Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)

Учитель: - Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)

Автор заканчивает рассказ сном героя. Для Ваньки всё хорошо пока он спит. И мы с ним тоже как будто надеемся на лучшее.
Стихотворение. «Сирота»

Жизнь сироты – удел жестокий.

Затрещины, побои, чёрствый хлеб, вода.

Насмешки челяди, труд рабский

Весь день и ночь, до самого утра.

Ещё ребёнок, но в душе старичок,

Он вспоминает жизнь свою былую,

Забившись в угол, как сверчок,

Молясь на образа, тоскуя.

И маленькое прошлое его, как чудо

Там мама есть, там видел он добро,

Учился грамоте и танцы знал не худо,

И получал подарки в Рождество.

Теперь полу ребёнок- полу старичок

Лишь на бумаге изливает душу.

Какие б муки не терпел – всегда молчок,

Сиротских слёз работой тяжкой не иссушишь.

Терпеть, надеяться, молчать и ждать

То чудо, что когда – нибудь произойдёт.

Быть может, возвратиться он домой.

Конец его страданиям придёт.

И замирая сердцем, чудь дыша,

Поспешно, как – то воровато,

Письмо он пишет помощи прося,

Оглядываясь на иконы виновато,

Уже письмо в его руке,

Конверт подписан: «На деревню. Деду»

Ямщик подвыпивший в своём возке

Покатит с ним по белу свету.

А мальчику на побегушках ждать и ждать.

Терпеть пинки, издёвки, тумаки и голод.

Надежда будет душу согревать,

Как пламя очага в суровый холод.

Учитель: - В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Учащиеся: - Синквейн– это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.
Учитель: - Молодцы! Этот вид стиха составляется по следующей схеме

(Учитель открывает на доске с запись схемы)

^ Как это делать:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательные)
Действия (глаголы)
Чувство (фраза)
Повторение сути
Чтение учащимися ДИАМАНТОВ
ВАНЬКА

Грязный, голодный, несчастный

Страдает, мучается, надеется

Письмо обязательно дойдет!

Счастье!


^ 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать мини — сочинение «Ответ деда».

Именно в светлый праздник Рождества Христова загорается звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются. Давайте и мы представим такой поворот событий. Завершите рассказ так, чтобы у него было позитивное окончание.
Учитель: - Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, близкие по тематике произведения вы можете взять в библиотеке и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 - 19 веках.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка – инструкция № 1

(для групповой работы)

Портрет Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Ваньку?

* Сколько ему лет?

* Какова его внешность?

* Как одет Ванька?

* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?

* Какова речь Ваньки?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2

(для групповой работы)

Обязанности Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Из чего состоит «ученье» Ваньки?

* Чем занимается Ванька в городе?

* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?

* Как Ванька выполнял свои обязанности?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 3

(для групповой работы)

Интерьер (обстановка, где жил Ванька).

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Где жил Ванька?

* Что из мебели было в комнате?

* Где спит Ванька?

* Какие условия его жизни?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 4

(для групповой работы)

Чувства Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?

* В чём причины его страданий?

* Что чувствовал герой?

* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 5

(для групповой работы)

Поступки Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Какие поступки совершает Ванька в городе?

* Как Ванька относится к другим героям? Почему?

* Какие поступки совершал Ванька в деревне?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Похожие:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconПлан-конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский "
План-конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconКонспект урока по литературному чтению, проведенного во 2”А” классе
Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconКонспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе
Развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconКонспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе умк...
Тема: «Э. Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»)
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconКонспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Устное...
Литературное чтение. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Концепция и программыдля начальных классов «Школа России»,...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconКонспект урока по литературному чтению Творчество И. А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»
Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconУрок по литературному чтению в 3 классе
Цель урока: на примере текста Л. Петрушевской дать возможность учащимся «поработать» переводчиками
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconКонспект урока по окружающему миру литературному чтению во 2 классе...
Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconОткрытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова) Тема урока
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, аудиокассета, предметы и иллюстрации к рассказам Н. Носова
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему «Сирота несчастная…» iconТематическое планирование уроков по литературному чтению во 2 классе
Календарно – тематическое планирование уроков по литературному чтению во 2 классе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница