Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота?




НазваниеУчащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота?
Дата публикации26.08.2013
Размер124 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Литература > Документы


Красота спасёт мир

(сценарий литературного клуба)
Автор: Кудрявцева О.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4

Цель: развитие аналитических, коммуникативных навыков старшеклассников, формирование потребности в творческом самовыражении.
Оформление: выставка творческих работ обучающихся (живопись, поэзия).

На доске:

"...красота - не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра".

О. Мандельштам

что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Н.Заболоцкий

1 Вступительное слово учителя:

Мы часто слышим : красивая природа, красивая девушка, красивая песня, красивый поступок….Что такое красота, только ли совершенство форм и внешней оболочки? И почему она так привлекает человека? Что позволило ФМ. Достоевскому утверждать: «Красота спасёт мир». Какую красоту имел в виду писатель? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.

2 Мы провели социологический опрос, учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы:

^ Что такое красота?

Что может быть красивым?

Что помогает выразить своё отношение к красивому?
3 Анализ проведённого исследования (готовят и озвучивают учащиеся).
4 Обсуждение:

^ С какими определениями вы согласны и почему?

Как вы понимаете слова О. Мандельштама "...красота - не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра".

^ Может ли зло быть красивым?

Каких людей и какие поступки мы считаем красивыми?

Как человек воспринимает красивое? Что есть красота в жизни человека?

5 Обобщение учителя:

Зло тоже может быть красивым (Снежная королева), оно тоже может привлечь человека, но удержать – вряд ли, потому что важнее не внешняя красота, а внутреннее содержание человека, его душа. Красота без доброты, милосердия, правды становится уродливой.

^ Пример : теория Оскара Уайльда (красота ради красоты)

В жизни Уайльда был эпизод, который как нельзя более красноречиво отражает попытку оторвать красоту от добра и правды. В Лондоне около дома, где жил Уайльд, стоял нищий. Его лохмотья раздражали Уайльда. Он вызвал лучшего в Лондоне портного и заказал ему для нищего костюм из тонкой, дорогой ткани. Когда костюм был готов, Уайльд сам наметил места, где должны быть прорехи. С тех пор под окнами Уайльда стоял старик в живописном и дорогом рубище. Нищий перестал оскорблять вкус Уайльда. «Даже бедность должна быть красивой».

^ Интересно, что об этом эстетском и претендующем на украшение жизни поступке хочется сказать: «Какая мерзость!»

Сам Уайльд расшибся о свой эстетизм и гедонизм и коренным образом изменил в тюрьме свое мировоззрение. Он был приговорен к нескольким годам заключения за «нарушение нравственности».

Да и роман «Портрет Дориана Грея», написанный до тюрьмы, опровергает в нем же провозглашаемое эстетство. Фантастический сюжет дает возможность увидеть, как безнравственность разрушает именно красоту. Портрет делается все безобразней с каждым новым злодейством, а в ответ на попытку улучшить его добрым поступком на нем появляется отвратительная лицемерная ухмылка. Это довольно редкий в литературе случай наглядного изображения того, как убого и уродливо добро напоказ или для самоуслаждения.

Если мы дадим себе труд задуматься над употреблением слова «красиво», мы увидим, что слово это употребляется для описания поступков, когда человек что-то отрывает от себя, чем-то жертвует, когда ему другие важнее, чем он сам. «Красиво» очень часто оказывается противоположностью «благоразумно» и «полезно».

Красива верность, ибо она стоит на том, что тот, кого ты любишь, важнее тебе, чем ты сам, (Юнона и Авось), красива любовь, когда она включает в себя милосердие, красиво великодушие, это странное и редкое человеческое свойство, когда милосердия хватает даже на врага. И когда Ричард Львиное Сердце говорит коварному Фиц-Урсу: «Лев не питается падалью. Дарю тебе жизнь, но с тем условием, что ты покинешь Англию», – это красиво.

6 Послушаем стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт- философ – хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее .
Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта.


Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
1955

^ Как вы понимаете это стихотворение?

Как ответите на вопросы поэта?
Обобщение учителя: красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости – вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел в этой младенческой душе своим поэтическим взором Заболоцкий.
Стихотворение заканчивается вопросами, которые усиливают эмоциональное воздействие и способствуют раскрытию идеи стихотворения. Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над тем, «что есть красота?», но он сделал главное: не оставил нас равнодушными и заставил думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу он несет в себе. И не случаен образ «огня, мерцающего в сосуде», который является символом добра и человечности.


7 Слово учителя:

Что помогает понять, постичь прекрасное? (чувства)

Следовательно, красота воздействует на чувства, эмоции, душу, сердце человека.

^ Что может быть красивым? Как человек выражает своё отношение к красивому?

Давайте посмотрим сказку, которая поможет ответить на эти вопросы.

8 Инсценировка сказки Чарской Лидии Алексеевны.
Сказка о красоте

Автор: Нa высокой горе, среди снежных облаков, среди синего неба построен

заповедный чертог. Амброй и розами благоухает он еще издалека. В золотых

курильницах тихо мерцает голубое пламя, распространяя нежный аромат. А кругом: на полу, на стенах, на потолке- все розы, розы, розы... Целый лес роз, целое море роз.

^ В розовом чертоге живет Красота, прекраснее роз, прекраснее

заповедного чертога, прекраснее целого мира. Пять сестриц, златокудрых

невольниц охраняют каждый шаг своей царицы. Глядят ей, не отрываясь, в очи,

глядят и поют...

^ Красота слушает целыми днями пение невольниц, любуется, как завивают

они венки из душистых роз, гуляет по мраморным плитам своего чертога и

скучает.

Красота: -Скучно мне в четырёх стенах, хочется узнать, что происходит внизу, в долине, как выглядят звери, птицы, люди. Хоть одним глазком бы взглянуть и себя всем показать, ведь бедные люди только и мечтают увидеть красоту!

Подруги (заохали, застонали):

- Что ты, что ты, царица, опомнись!

-Разве можно показываться людям!

-Да ведь они и воспевают и славят тебя оттого только, что не видят тебя и лишь

догадываются о твоем существовании.

-Несмотря на все достоинства, которыми ты пленяешь мир, люди считают тебя в своем воображении красивее и могущественнее, нежели ты есть на самом деле.

-А раз ты покажешься им,, они перестанут боготворить тебя, начнут искать

в тебе разные недостатки, не будут уже признавать такой прелестной,

очаровательной, перестанут восторгаться тобою.

-Таковы уже люди! Они любят все далекое, неизведанное, а раз это далекое, неизведанное приближается к ним, они, неблагодарные, и знать его не хотят!
Красота (засмеявшись): Как можно не восторгаться мною, красавицей вселенной? Как можно не любоваться мною?

Пойду-ка я к людям и скажу им:

- Смотрите на меня. Я краше всего мира. Я - Красота. Любуйтесь мною и

поклоняйтесь мне. И сознайтесь, что вблизи я еще лучше, нежели издали. Я -

^ Красота и недаром ношу это имя.

Автор: Сказала и сделала: вечером Красота достала чудодейственный перстень, который подарила ей при рождении волшебница Истина, приложила его к губам и сказала заветное желание.

^ В тот же миг раздвинулась тяжелая стена заповедного чертога, образуя

узкий проход, ведущий прямо в лес. Идет по лесу Красота и видит: висит

какой-то странный фонарь между двух сосен, а чем прикреплен - не видно.

Льется на дорогу молочный свет и дрожит и мерцает. Свет есть, а толку от

него мало. Почти ничего не видно на пути.

Красота (рассердилась и даже ножкой топнула от гнева): - Вот гадкий фонарь! - Плохо же ты светишь Красоте!

Фонарь: - Ха, ха, ха! Я не фонарь, а месяц. Плоха же ты, Красота, если не можешь светить сама себе. Видно, лучи твои померкли и ты потемнела. Ведь Красота должна бы светить не хуже меня и моего старшего братца - солнца.

^ Красота (обидевшись): Невежа!

Автор: Идет дальше Красота.

Идет и видит - огромный бурый медведь сидит на пороге берлоги и ревет

во все горло.

^ Так как Красота не имела понятия о животных в своем заповедном

чертоге, то и приняла медведя за человека.

Красота (положив на голову медведю свою прелестную ручку): - О чем ты горюешь, бедный человек?

Медведь ( покосился на ручку Красоты и заревел снова, но уже значительно

тише) :

- Я не человек, а зверь и голоден, как никто из зверей не голоден в

эту ночь. Наконец-то ты пришла. С твоим появлением я ведь могу рассчитывать

на отличный ужин.

Красота (как бы извиняясь, робко) - Ах, я не умею, к сожалению, готовить и вряд ли сумею тебе состряпать ужин.

Медведь (расхохотавшись): - Го-го-го-го! Да мне и не надо

готовить, я ведь не человек, а медведь. Ужин теперь у меня с твоим

появлением готов: я просто съем тебя на ужин и буду сыт, по крайней мере,

целую неделю.

Красота: - Послушай, ты, вероятно, не знаешь, кто я. Я - Красота.

Медведь (угрюмо): Никакой я Красоты не признаю. Мне все равно, кто ты, лишь бы я мог утолить мой голод.

Автор: И медведь уже готовился броситься на Красоту. Дико вскрикнула Красота

и шарахнулась в сторону.

^ К счастью, она обладала быстрыми ногами и могла убежать от медведя.

Красота (вся помертвевшая от ужаса, кричит):

- К людям! К людям! К людям! Они оценят и поймут меня. Что дикому

зверю и глупому месяцу в моей красоте? Пойду к людям и буду у них царицей.

Автор: ^ И еще быстрее, еще стремительнее побежала вперед. Лес поредел. Ночь

миновала. Вскоре засияло солнце, так ярко, что у бедной царицы зарябило в глазах. Она прибавила ходу, чтобы укрыться под навесом хижины, построенной среди поля.

^ В хижине жил человек, его жена и двое детей.

Человек (удивлённо): Кто ты?

Красота (гордо): Я - Красота! Я пришла к вам в долину, чтобы дать вам возможность

любоваться собою!

Человек:^ Эге, это, верно, новая работница, которую нам прислал кум Петр из соседней деревни. (Весело) Очень кстати пришла ты, у нас теперь мног

работы, и нам нужна усердная, сильная и здоровая работница. Оставайся у нас

и сейчас же принимайся за работу: пойди-ка в лес да накоси травы для нашей

^ Буренки. А то жене некогда заниматься этим. Она идет в поле жать рожь.

Красота (вспыхнула от гнева и затопала ногами): Прочь от меня! Или вы не знаете, что не для работы и грязного труда создана Красота, а для того, чтобы вы, глупые,

жалкие люди, любовались мною?!

Автор: И она пошла прочь от хижины человека, который смотрел ей вслед широко

раскрытыми, изумленными глазами. Она спустилась теперь еще ниже с горы, в шумную долину, посреди которой высились громадой городские постройки.

Это был роскошный город, по-видимому, столица.

Красота: ^ Там живут богатые люди. А богатые люди сумеют лучше оценить меня, нежели бедняки, которые слишком удручены заботами и нуждою. Им не до Красоты.

Пойду к богатым.

Автор: И она вошла в ворота.

А в городе был праздник. Все знатнейшие семьи города собрались сюда, но гости скучали и поэтому страшно обрадовались, заметив появление Красоты. Ей не надо было называть себя. Все ее сразу узнали. Все слышали о ней и восторгались ею с давних пор, с самого начала существования мира. С шумными криками восторга проводили ее на лучшее место, окружили ее и стали ей кланяться, как царице.

Красота (торжествующе, в сторону):

Давно бы так! И как мне раньше не пришло в голову

вырваться к этим милым, благодарным людям из моего заповедного чертога!

Автор: Но вот прошел час, другой, третий. Все прискучивает на свете.

^ Прискучила и Красота. Людям надоело созерцать ее, неподвижную,

однообразную, словно застывшую в своей великолепной позе, как мраморное

изваяние на троне. И вот, сначала робко, потом все настойчивее и смелее

зазвучали голоса:

Реплики: - Спой нам что-нибудь, Красота! Ты так прекрасна сама, что все, что ни

сделаешь, должно быть тоже прекрасно.

- Или сыграй лучше! Твои пальцы, тонкие и длинные, точно созданы для

струн.

- Или расскажи нам сказку, чудесную и волшебную. Под твоими золотыми

кудрями должен таиться мозг поэта! Ты должна уметь сочинять сказки и стихи.

- Нет, нет! Изобрази лучше всех нас и себя на полотне в виде дивной

картины. Ведь ты, наверное, владеешь кистью.

- Нет, лучше сойди с твоего трона и станцуй нам. Ты, без сомнения,

умеешь очаровательно танцевать.

Автор: ^ Но Красота не двигалась с места. Она не умела ни петь, ни играть, ни

сочинять сказки и стихи, ни писать картины, ни даже плясать. Она ничего не

умела...

Ей стало горько и стыдно, потому что она была очень горда. И чем

настойчивее звучали просьбы окружающих, тем бледнее и бледнее становилось

ее прекрасное лицо.

Реплики: - Что же это за Красота, которая ни в чем проявить себя не умеет!

- Не надо, не надо нам такой Красоты.

Автор:^ Вся бледная как смерть, Красота сошла с трона и покинула зал.

На пороге дворца она сняла с пальца драгоценный перстень и, приложив

его к устам, громко пожелала очутиться снова в своем заповедном чертоге.

Ее встретили златокудрые рабыни и сама волшебница Истина на пороге ее

жилища.

Красота (упав на колени перед Истиной, рыдая):

- Возьми, возьми мою красоту, великая волшебница Истина, и надели меня другим даром – привлекать людей к себе. Сделай меня нужной и полезной, надели меня умением работать, трудиться, привлекать людей знаниями и способностями. Сделай меня нужной и полезной всему миру. Я убедилась, что одной красоты мало, чтобы заслужить

на долгое время привязанность людей. Вместо всяких других достоинств надели

меня талантами.

Истина (улыбнувшись и взмахнув волшебным жезлом): Наделяю каждую из вас особым даром: к музыке…. поэзии….танцам…. живописи… пению…

(раздаёт атрибуты: перо, кисть, арфу, ноты, гирлянду цветов)

Автор: И полились дивные звуки вокруг Красоты. Это пели, играли и плясали ее рабыни. Встали перед нею дивные образы, одни написанные в книге пером, другие нарисованные на полотне в виде картины. Каждая из рабынь обладала теперь каким-нибудь искусством,

Красота (в отчаянии): А мне? А мне? Что оставила ты мне, Истина? Ты раздала все таланты моим рабыням.

Истина:^ Тебе я оставляю самое большое: власть распоряжаться твоими рабынями,

вдохновлять их. Это все, чем я могу наделить тебя, - отвечала фея. - Ты -

Красота. Ты могучая, властная сила и только ты одна должна вдохновить твоих

покорных рабынь искусства. Без тебя они ничто... Твоя рука должна водить

ими. Ты будешь давать им мысли и изящество. А я раздвину стены твоего

чертога: пусть люди входят сюда усталые, измученные жизнью и борьбой, а ты

со своими искусствами будешь давать им сладкие минуты радости и забвения.

Автор: И, сказав это, Истина исчезла без следа. А Красота и ее златокудрые

рабыни остались в заповедном чертоге, чудно преобразившемся в один миг от

звуков пения и музыки. И люди шли теперь в этот чертог толпами, счастливые,

радостные, умиленные, благословляя Красоту, умевшую давать такое счастье...

И они не требовали больше от нее, чтобы она сама пела, играла, сочиняла

стихи, танцевала. Они знали, что Красота - царица и что по ее повелениям,

по ее вдохновению, по ее указаниям играют, танцуют ее рабыни. А сама она,

незримая, управляет каждым шагом своих рабынь.

И Красота торжествовала...


9 Обобщение учителя: искусство – восприятие красоты мира.

Многие из нас испытали волшебную силу искусства. Человек с момента своего существования начал рисовать, извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, петь, танцевать… Сегодня мы не мыслим своего существования без музыки, поэзии, картин, книг, танцев.

^ Существует такое понятие как эстетика – это философское понятие о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни (сл. Ожегова).

Эстетическое восприятие мира воспроизводит искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Чудодейственная сила искусства заключается в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму. Красоту мира невозможно воспринимать одним лишь умом, рационально – необходимо сердцем, чувствами, душой.
10 ^ Каждый из нас в душе поэт, художник или музыкант:

(презентация собственных произведений: рисунки, стихи, музыка)
Подведём итог:

Какая же красота спасёт мир?


Слова Федора Михайловича Достоевского о красоте точнее других определяют, что для людей спасительно. Спасительно то, в чем есть отсветы величайшей и ни с чем не сопоставимой красоты духовной, от Бога.

Учитесь видеть красивое вокруг себя, видеть душой, сердцем, учитесь понимать прекрасное, для того чтобы научить этому и своих детей, и тогда мир не погибнет –

потому что красота спасёт мир!



Похожие:

Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? iconУрок для учащихся 10-11 классов «Развитие парламентаризма в России»
Цель урока: помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского...
Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? icon«Сколько языков на земном шаре? Какие бывают языки? Что такое живые...

Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? icon«Л. Н. Толстой считал, что «добро не имеет ничего общего с красотой»,...
Первоисточники: красота в работах Ф. М. Достоевского
Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? iconКлассный час «Что такое алкоголь?» Подготовила учитель начальных...
Дать представление о том, какие напитки и по какому признаку принято относить к алкогольным
Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? iconВопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии
Что такое философия? (на основе проработки текста: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? // К. Ясперс Введение в философию // Ж....
Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? iconЛекция№2 03. 01) Тема: “Классификация Предпринимательских Рисков”
Впервые были разработаны процессы непрерывной разливки стали, но в 80-х гг такое направление были признано неперспективным, наметилось...
Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? iconПрограмма курса по выбору для учащихся 9 класса «Остановись, мгновение …»
«Красота спасет мир». Вдумаемся в эти слова великого русского писателя. Что это – очевидная истина или парадокс? Красота, созданная...
Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? iconНаёмный труд и товарное производство
А. В. Чижикова. Ответ состоял в том, что теория социализма изложена в программных документах иг пркр-нк, в котором ставится главная...
Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? iconВ. Н. Сагатовский Вопросы о том, что такое, бытие, существование,...
...
Учащимся 8-10-х классов были заданы вопросы: Что такое красота? iconЧто такое назывное предложение?
Что такое часть речи и что такое член предложения? Каково соотношение этих понятий?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница