«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе»




Скачать 112,88 Kb.
Название«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе»
Дата публикации25.08.2013
Размер112,88 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Литература > Урок
МОУ «Тихманьгская средняя общеобразовательная школа»


Из опыта работы по теме:

«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе».


Учитель русского языка и литературы

Шелуткова Надежда Алексеевна

I кв. категория

2007г.



  1. Актуальность проблемы


Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся, на мой взгляд, одна из важнейших в современной школе.

Сегодня не для кого не секрет, что школа, уделяя больше внимание подготовке учащихся к экзаменам в форме тестирования, неоправданно мало внимания отводит на развитие устной и письменной речи учащихся. Даже такая традиционная форма экзамена, как сочинение по русскому языку и литературе, в настоящее время имеет вариативные формы: ЕГЭ по каждому из предметов.

Если проанализировать программы по русскому языку и литературе, то можно видеть, что на развитие речи с 5 по 11 класс отводится не так уж много уроков:

литература

5 – 6 классы – 4

7 – классы – 5 26 часов (сочинения)

10 – 11 классы – 8

Письменные проверочные работы по истории, географии, физике и т. д. ориентированы на проверку знаний и проводятся чаще всего в форме тестов.

Из своего опыта и коллег знаю, что большинство учащихся испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения, выводы, аргументированно излагать свою точку зрения.

Почему так происходит? Анализ посещенных уроков учителей показывает, что примерно 60 – 70% учебного времени занимает речь учителя. Этот факт «убивает» речь ученика. Преобладание фронтальной работы на уроке провоцирует односложные, неполные ответы, что тоже не способствует развитию коммуникативных навыков.

Семьи стали небольшими, в них воспитываются по 1, 2 ребенка, что способствует формированию индивидуализма, ведет к потере общения между людьми. И хотя подростки часто объединяются в группы, зачастую их общение сводится к собственному слушанию музыки, так называемому «бескоммуникативному» общению. Дискуссии, обсуждение проблем, дебаты в таких группах не приживаются. Все это приводит к потере общения, или его бедности, примитивности и, в конечном счете, разобщенности. Таким образом, именно школа, учитель, тщательно организуя коммуникативное общение учащихся на уроке, должны решить вопрос снижения дефицита общения учащихся в социальной сфере.

Пути решения проблемы вижу в осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении, в основе которого лежит социально-коммуникативный компонент.

Тренировка в ходе учебного понятия дает ученику возможность повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы, т.е. реализоваться.


  1. Основные направления моей работы


Шестиклассники, с которыми я начинаю обычно работать, не испытывают страха в общении. Напротив, они активны, готовы общаться, однако испытывают при этом ряд трудностей. Поэтому сразу ставлю перед собой задачу отработки следующих коммуникативных умений:

1 этап:

- умение слушать товарищей, учителя;

- отвечать на вопросы полными предложениями, давая при этом исчерпывающий ответ;

- задавать вопросы, следя за ответами одноклассников, за работой над темой;

- комментировать ответы;

- делать сообщения;

- рассказывать логично и последовательно.

2 этап:

- простота и четкость речевого высказывания;

- умение говорить образно, ярко, кратко;

- умение использовать примеры, доказательства, подтверждение высказывания;

- умение использовать риторические вопросы;

- умение вступать в контакт с собеседником;

- умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания;

3 этап. Отрабатывается умение коммуникативного сотрудничества учащихся:

- умение вести беседу в паре;

- умение поддерживать беседу;

- умение вести диалог, дебаты;

- умение построить дискуссию, вести её;

- умение участвовать в конференциях, играх и т.д.
Основные направления моей работы:

  1. Проблемное обучение.

  2. Модульная технология.

  3. Тренинги общения.


Проблемное обучение

В своей педагогической работе я стараюсь использовать и творчески применять опыт учителей–новаторов: Е.И. Ильина и О.И. Любимова, ведь, несмотря на некоторые отличия в технологиях преподавания литературы, оба педагога используют проблемные методы.

В технологии проблемного обучения можно выделить 4 структурных компонента:

1. Конструирование проблемных ситуаций через постановку проблемного вопроса.

2. Система проблемных заданий при изучении отдельной темы.

3. Проблемный урок.

4. Проблемное изучение темы.
Пути и способы создания проблемных ситуаций на уроке:

  1. При столкновении учащихся с противоречивыми фактами биографии писателя (например, урок по биографии М. Шолохова)

  2. При выделении в теме, эпиграфе ключевого слова. Так на уроке по теме «Путешествие из Петербурга в Москву» обращаю внимание на эпиграф «Бунтовщик хуже Пугачева». Проблемный вопрос: Что дало основание императрице назвать писателя бунтовщиком? Ответом будет исследование произведения.

  3. При столкновении противоречивых мнений критиков, великих людей, писателей. Например, урок по творчеству В. Маяковского «А вы могли бы?» начинаю со слов: «Ю. Карабчиевский называет раннего Маяковского поэтом «обиды и жалобы», другие критики видят в нем страдающего поэта, наполненного гуманистическим пафосом. А как воспринимаете его вы?» Такое начало создает проблемную ситуацию.

  4. При сравнении текстов художественных произведений, документов, высказываний, разных видов искусства.

Изучая роман М. Шолохова «Поднятая целина», сообщаю учащимся о первоначальном названии книги «С потом и кровью». Почему автор изменил название, какое на ваш взгляд точнее?

Рассматривая 2 произведения М. Горького «Несвоевременные мысли» и очерк «В.И. Ленин» ставлю учащихся перед проблемой: «Очерк «В.И. Ленин» - движение к правде или от нее?»

  1. При выдвижении гипотез, выводов, противоречивых мнений самих школьников. Например, когда одна из учениц на уроке по «Поднятой целине» сказала, что Давыдов «жалостливый, добрый» и привела в пример сцену раздачи одежды гремяченской бедноте, возник спор. Возникла проблемная ситуация: «А жестокость может быть доброй, если они во имя благих целей?»

  2. При столкновении жизненных представлений, эмоциональных откликов на прочитанное. Урок по теме «Лука и Сатин» (пьеса М. Горького «На дне») начнем с вопроса: «Что лучше: истина или сострадание? А что нужнее?»


Композиция проблемного урока

Проблемный урок или урок-диалог целесообразно, по мнению Н. Перетягиной, строить по законом драматургического действа.

  1. Начало урока. Завязка и композиция. Музыкальный и (или) литературный эпиграф. Строки из произведения и др.

  2. Формулирование проблемы, как правило, вопрос нравственно-этического плана.

  3. Разработка проблемы. Индивидуально-опережающие задания, диалог за партой, групповая работа.

  4. Кульминация.

  5. Разлука. Выводы учащихся по разрешению проблемы. Материал из критики и литературоведения.


Организация проблемного изучения целой темы.

С этой целью придумываются системы проблемных ситуаций, общих и частных, основных и вспомогательных, причем каждая последняя вытекает из предыдущей; поиск ответа на частные вопросы приводит к разрешению проблемного вопроса.
Результаты проблемного обучения.

  1. Количество вопросов, задаваемых школьникам, свидетельствует о росте мыслительной активности, познавательных интересов.

  2. Развиваются аналитические–исследовательские навыки.

  3. Развиваются творческие способности.

  4. Меняется позиция учащихся на уроке: от пассивно-созерцательной до активно-созидательной.

Таким образом, осуществляется личностный рост подростка, открытие им самого себя.
Модульная технология
В последнее время в работе применяю проектный метод, который является личностно-ориентированной технологией. В условии проектной деятельности меняется режиссура урока. Учащиеся не просто слушают монологическую речь учителя, а постоянно сотрудничают с ним.

Сотрудничество – сотворчество - совместный поиск является девизом таких уроков.

Проектным методом пишем с ребятами сочинения, например, юмористический рассказ, рождественскую сказку, любовный роман в стихах по произведениям Фета, фрагмент киносценария по роману Пушкина «Евгений Онегин». Такой творческий проект не имеет детально разработанной структуры, но требует творческого оформления результата.

Изучая поэму Гоголя «Мертвые души», на одном из уроков создаем с ребятами исследовательский проект на тему «В гостях у помещиков»

Класс делится на группы. Каждый выбирает себе роль по желанию, соответственно уровню развития и степени одаренности (литературовед, языковед, художник, историк, актер, архитектор) и получает индивидуальное задание. С помощью ролевой игры учащиеся проходят к тому, что им хочется понять произведение, разобраться в его названии. Появляется желание собеседовать, понимать, создавать и защищать свой проект. В ходе выступлений учащиеся на уроке заполняют таблицу.


Фамилия помещика

Портрет

Речь

Поместье

Поместье

Герб усадьбы

Черты характера


Проектный метод лежит в основе создания школьной газеты «Взгляд», которую выпускаем с ребятами третий год. Начинаем работать с планерки редакции. Цель: создать проект газеты №1

Задания: 1. Сделать шапку газеты (дизайн)

2. Подобрать рубрики (редактор)

3.Обозначить актуальные проблемы, определить жанры будущих материалов (корреспонденты)

4. Составить колонку новостей (репортер)

В результате коллективной работы создается макет новой газеты. Далее члены редакции готовят рабочие материалы, редактируют их, готовят к печати. Отработкой написанных статей занимаемся главный редактор и я. Версткой газеты завершается работа над проектом.

Последовательность работы можно представить так:

  1. Макет газеты

  2. Сбор материалов

  3. Написание рабочих материалов

  4. Редактирование

  5. Обработка материалов

  6. Подбор фотографий

  7. Печать

На занятиях элективного курса в 9 классе «Газетное дело», тематическое планирование которого я составила сама, применяю тоже проектный метод. Например, на занятии по теме «Структура газетного номера» ребята сначала познакомились с построением газеты, а затем из газетных вырезок с увлечением создавали макет своей газеты (в группах).

Большое внимание уделяю включению учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Работа с научной литературой развивает умения:

- структурировать учебный материал в его логической последовательности.

- планировать учебную деятельность,

- работать с научно-справочной литературой,

- представлять и презентовать изучаемые материалы.

Учу писать ребят рефераты, с которыми они выступают на научно-практических конференциях (школьных и районных).

Модульная технология мне интересна тем, что она создает условия для познавательной активности учеников, включает их в активный, самостоятельный поиск, прежде всего через общение.
Тренинги общения
Формы проведения уроков у меня разнообразные: как нестандартные, так и традиционные. Особую роль отвожу учебно-ролевым играм. В моей педагогической копилке их много. Совершенствованию речи учащихся и развитию умения общаться способствуют различные тренинги, которые я провожу на уроках и на занятиях элективного курса. Вот некоторые из них.


  1. ^ Тренинг знакомства

Цели:

- Развивать свободное говорение

- Учить преодолевать страхи в общении

- Учить учащихся определять свой эмоциональный настрой.

Учащимся предлагается вытянуть сколько-нибудь полосок бумаги и в соответствии с их количеством произнести столько же предложений о себе, о своем настроении.

Этот тренинг я использовала на первом занятии элективного курса при знакомстве с ребятами, а также на уроках для выявления настроения ребят.


  1. ^ Книжная ярмарка

Цели:

- Развивать у учащихся интерес к чтению

- Стимулировать свободное говорение

- Воспитывать уверенность в себе.

Учащимся предлагается список литературы для прочтения. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится, так называется книжная ярмарка, в ходе которой учащиеся представляют прочитанные книги (5 минут). Учащимся предлагается задавать вопросы, но нельзя ярмарку превратить в дискуссию. В конце занятия можно провести «лобовую атаку» с целью выявления отношения учащихся к проведенному упражнению.

Такой урок удобно проводить в начале года (проверка летнего чтения) или раз в четверть как урок внеклассного чтения.


  1. Цепочка.

Цели:

-Развивать творческие способности учащихся, фантазию, воображение, быстроту реакции

-Воспитывать умение слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность, свободное говорение.

Изучив определенную тему (например, биографию писателя), учитель предлагает учащимся подумать и назвать одно ключевое слово, которое может отразить содержание всей темы (или 2-3). Слова записываются на доску. Используя каждое ключевое слово, необходимо составить учебный рассказ так, чтобы в каждом предложении было по одному из записанных слов. Рассказ учащиеся составляют по цепочке. Один начинает, другой продолжает. Свое предложение ученик записывает на карточку. После того, как текст составлен, учащиеся снова повторяют его, уже читая со своих карточек (или один из учеников, собрав карточки, восстанавливает весь текст).

Это упражнение можно применять при проверке домашнего задания, или на этапе закрепления.


  1. ^ Испорченный телефон.

Цели:

-Способствовать развитию понимания и внимания учащихся, памяти

-Стимулировать активное слушание, которое способствует пониманию материала.

Данное упражнение – аналог всем известной детской игры. В данном случае детская игра используется для активизации мыслительной деятельности на уроке. Ученики тренируются в слушании, поскольку в игре исходная информация и информация на выходе не всегда совпадает. Это должно побудить учеников внимательно слушать в дальнейшем, чтобы улучшить понимание. Ученики садятся или становятся в ряд. Учитель заранее готовит карточки с короткой информацией по теме урока (одна карточка – одно предложение). Учитель дает первому ученику карточку, тот читает и шепчет на ухо следующему. Когда информация с первой карточки доходит до пятого ученика, учитель дает следующую информацию. Последний ученик записывает то, что услышал на листок и т. д.

В конце игры исходная информация и информация на выходе зачитываются и сравниваются. Затем общими усилиями делаются выводы из этой игры. С большим интересом в ней участвуют и старшеклассники.
5.Ток-шоу.

Цели:

-Способствовать развитию интереса к активному участию в открытой беседе на определенную тему

-воспитывать коммуникативную культуру, потребность в общении.

По аналогии с телевизионным ток-шоу ученики должны вести открытую оживленную беседу на определенную тему. Ученики распределяют роли. К примеру, на занятии по теме «Виды средств массовой информации» учащиеся распределяют следующие роли: ученик, директор, родитель, звезда эстрады, депутат Госдумы. Затем начинается ток-шоу, которое длится 15 минут Участники рассаживаются в форме подковы. У каждого табличка с именем. Остальные ученики- зрители. Учитель приветствует гостей, затем ученики представляют себя согласно своим ролям и сообщают о своем мнении, опыте, переживаниях и т. д. по возможности остроумно, весело, но по существу. Они задают друг другу вопросы, беседуют друг с другом. После окончания происходит оценивание. Тема обсуждения выбирается интересная, о которой можно плодотворно поговорить ( например, «Нужна ли цензура отечественным СМИ?»).

Эти и другие виды тренингов общения я применяю на уроках и на занятиях элективного курса. Чаще всего это работа в группах и в парах. Групповую форму работы считаю самой приоритетной, поскольку в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которая является основой для формирования коммуникативной компетенции ученика.
Результаты работы:

- Старшеклассники свободно высказывают свою точку зрения в устной и письменной форме;

- Речь становится богаче, выразительнее, грамотнее;

- Ученики могут участвовать в беседе, дискуссии;

- Овладевают навыками культуры общения;

- Участвуют в конференциях, сдают экзамены в форме реферата;

- Занимают призовые места на олимпиадах;

- Поступают в ссузы и вузы.

Похожие:

«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconОтчёт о работе мо гуманитарного цикла за 2011-12 учебный год Методическая...
Методическая тема мо – «Развитие лингвистической, речевой, коммуникативной компетентности учащихся»
«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconПедагогический стаж – 26 лет
Из опыта работы: Развитие экологической культуры школьников на уроках биологии и во внеклассной работе по предмету
«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconФормирование коммуникативной компетентности на уроках литературы...
Формирование коммуникативной компетентности на уроках литературы и во внеклассной деятельности как условие духовно-нравственного...
«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconРазвитие коммуникативной компетентности учащихся
Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта...
«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconЗадача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке
Результаты: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм
«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconМатериалы для внеклассной работы по математике. В настоящее время...
Основные цели внеклассной работы – развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов...
«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconТворческий отчет Формирование коммуникативной компетенции у младших...
Целью творческого отчета является рассмотреть на практике развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка...
«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconТема: «Активизация познавательной деятельности учащихся по физике во внеклассной работе»

«Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе» iconЗадача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке
Быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся. 
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница