Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания»




Скачать 117,23 Kb.
НазваниеКонтрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания»
Дата публикации13.04.2013
Размер117,23 Kb.
ТипКонтрольная работа
pochit.ru > Литература > Контрольная работа
Контрольная работа №1

Блок «Общие вопросы языкознания»

1. Предмет и объект языкознания.

А) Охарактеризуйте следующие положения с точки зрения развиваемого подхода к языку (синхронный / диахронный):

В-1. В названии лиственного дерева со светлым (белым) стволом в современных славянских и германских языках можно выявить некоторое сходство в последовательности звуков в составе корневой морфемы: русск. берёза, укр. береза, блр. бяроза, нем. (die) Birke, анг. birch, швед. Björk(en), норв. bjørk, датск. birk (en), литовск. béržas, латышск. berzs (ср.: турецк. аkağaç). Ученые-энтомологи возводят эти звуковые сходства и подобия к индоевропейскому слову + bher – «белый, светлый».

В-2. В лексическом составе языка можно выделить отдельные группы лексики, относительно которых с уверенностью можно утверждать, что эти группы лексики в анализируемых языках являются исходными (= не представляют собой результат заимствования из других языков). Относительно таких групп гипотезы о родстве того или иного языка приобретают доказательную силу. К одной из таких групп относятся числительные (исторически счетные слова). Так, например, английское two, русское два, немецкое zwei, обнаруживают формальное и содержательное сходство, что позволяет признать, что эти формы восходят к одному корню и что сравниваемые языки в прошлом восходили к одному языку-основе.

В-3. Слово «сальный» («непристойный, грубый») заимствовано русским языком из французского (salle – «грязный»).

В-4. Чередование заднеязычных (г, к, х) с шипящими (ж, ш, ч) выполняет функцию приспособления основ к суффиксам (влаг + н = влажный). В настоящее время такое чередование на стыке основы и суффикса обязательно и не знает исключений.

В-5. В лингвистической науке синтаксис и семантика долгое время, до середины 20 века, изучались раздельно, существовало совершенно четкое разграничение: лексикология занималась семантической стороной языка, а грамматика (морфология и синтаксис) – формально-грамматическим аспектом. В современном языкознании произошло соединение семантики и синтаксиса: с одной стороны, в лексической семантике, в первую очередь в работах представителей московской семантической школы (Ю.Д. Апресян, И.А. Мельчук и др.), проявился интерес к синтаксису; с другой стороны – синтаксические единицы активно изучаются в семантическом аспекте (Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева, О.Н. Селиверстова и др.).

В-6. В истории русского литературного языка происходили разнообразные процессы стилистического взаимодействия параллельных форм русских и югославянских, приводившие то к слиянию их в семантических системах однородных лексем, то к превращению в самостоятельные слова.

В-7. По своему грамматическому устройству английский язык относится к разряду аналитических языков: грамматические значения в нем выражаются при помощи служебных слов и отдельно от лексических. Так, чтобы сказать «Я писал», нужно употребить специализированный глагол to be, в форме прошедшего времени, а основной смысловой глагол writе поставить в форму причастия настоящего времени I was writing.

В-8. Глаголы в форме прошедшего времени обладают категорией рода, поскольку в старославянском и древнерусском языках современные формы глаголов прошедшего времени были причастиями, а причастия, как известно, обладали и обладают категориями рода, числа и падежа.

В-9. Полные формы прилагательных в современном русском языке появились в результате развития категории определенности / неопределенности. Они образовывались от кратких прилагательных путем присоединения к последним указательного местоимения и, йа, йе. Например, И.п. ед.ч прилагательных ж.р. красива+йа=красивая и т.п. В результате развития языка категория определенности / неопределенности была утрачена вместе с тем утратилось и содержательное противопоставление названных форм прилагательных.

В-10. По назначению в языке морфемы делятся на два основных типа: корневые (корни) и аффиксальные (служебные, аффиксы). Они проти­вопоставляются друг другу прежде всего по характеру выражаемого значения, по месту и функции в составе слова.

^ Б) Сделайте вывод, о какой стороне речевой деятельности (языке или речи) говорится в следующих высказываниях. Свой ответ аргументируйте.

В-1. «В системах форм слова, в их грамматических функциях, в их семантической природе особенно наглядно и резко отражаются различия между основными типами и классами слов».

В-2. «Большое место во фразеологическом составе русского литературного языка конца XVII- нач. XVIII в. занимают фразеологизмы с единым слитным значением, в образовании которых основную роль играет лексическое значение существительного».

В-3. «Немецкие глаголы, в зависимости от того, как образуются временные формы претерит и партицип II, делятся на слабые и сильные. Сильные глаголы при спряжении меняют корневой гласный».

В-4. «Построение предложения – один из самых важных, самых существенных элементов грамматического строя языка. Грамматические формы предложения и его членов специфичны для отдельного языка или группы родственных языков».

В-5. «По своему грамматическому устройству английский язык относится к разряду аналитических языков: грамматические значения в нем выражаются при помощи служебных слов и отдельно от лексических».

В-6. «В речи англичан мы можем обнаружить долгие и краткие гласные, причем, это соотношение (по долготе/краткости) оказывается значимым для различения смыслов. Иначе в русской речи: здесь способ произношения гласного (долгий или краткий) не имеет никакого значения».

В-7. «Язык его был странным и ломанным, более того, он не выговаривал несколько звуков».

В-8. «Маленькие дети часто говорят: копатка «лопатка», муфталин «нафталин», колоток «молоток», мазелин «вазелин», улиционер «милиционер», больмашина «бормашина» и т.п.».

В-9. «Словарный запас человека располагается в двух уровнях: активном и пассивном. Активное владение языком – это умение свободно использовать словарный запас, пассивное – это способность понимать значение слов».

В-10. «Родной язык – его словарный состав и грамматический строй – мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые слышим и которые мы сами воспроизводим в живом общении с окружающими нас людьми».

В) В какие парадигматические и синтагматические отношения вступают следующие русские слова?

В-1. дом, быстрый;

В-2. дождь, первый;

В-3. машина, красивый;

В-4. тетрадь, высокий;

В-5. огонь, здоровый;

В-6. тьма, грустный;

В-7. дорога, дешевый;

В-8. мир, глупый;

В-9. друг, страшный;

В-10. радость, искренний.

^ 2. Функции языка. Язык и мышление.

Выполните следующие задания:

В-1. Перечислите названия пальцев на руке. Все ли названия одинаково быстро приходят вам в голову? С чем это связано? А теперь перечислите названия пальцев на ноге. Какой отсюда следует вывод? Как это согласуется с номинативной функцией языка?

В-2. Я заметил, что человека втрое больше мучает вид предмета, если он не знает его названия. Давать имя окружающим вещам – быть может, это одно и отличает человека от другого существа. Но у меня нет такого запаса слов, чтобы назвать миллионы существ, понятий, вещей, окружающих меня. Это мучит. Но еще большее мучение, вероятно, испытывает вещь, лишенная имени: ее существование неполноценно. Сонмы неназванных предметов терзаются вокруг меня и в свою очередь терзают меня самого страшным сознанием того, что я не бог (Валентин Катаев «Трава забвения»).

Существуют ли предметы, не имеющие специального (отдельного) наименования? Каким образом человек обозначает их в случае необходимости? Приведите соответствующие примеры.

В-3. Физика учит: основных цветов солнечного спектра семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А между тем самые простые наборы красок или карандашей включают в себя шесть цветов, и это другие составляющие: черный, коричневый, красный, желтый, зеленый, синий. (При «расширении» набора появляются голубой, оранжевый, фиолетовый, лимонный и даже белый…).

Какая из картин мира в большей степени отражена в языке – «физическая» или «бытовая»? Какими языковыми фактами это можно подтвердить?

В-4. Почему у человека, кроме имени собственного, бывают еще разнообразные «вторые имена»: прозвища, клички, псевдонимы? Почему человек, уходя в монахи, должен отказываться от своего мирского имени и принимать новое – духовное? Какие функции языка реализуются во всех этих случаях?

В-5. Попытайтесь объяснить, почему существительных в словаре больше, чем прилагательных или глаголов.

В-6. Как соотносятся логическая (вербальная, словесная) и образная формы мышления в деятельности современного человека? Приведите примеры ситуаций, в которых мысль (а также эмоции, практические навыки и т.п.) трудно воплотить в словесную форму. В каких материальных средствах она тогда воплощается?

В-7. Маленький мальчик спрашивает отца:

- Папа, черный – это цвет?

- Цвет.

- А белый – это цвет?

- Цвет.

- А почему же наш черно-белый телевизор – не цветной?

На чем – с точки зрения лингвистики – основан этот разговор? Дайте ответ на вопрос: «Черный и белый – это цвета или нет»? Свой ответ мотивируйте.

В-8. В книге «Дикорастущие полезные растения СССР» (М., 1976) можно найти немало примеров того, как классификация научная (ботаническая) не совпадает с классификацией бытовой («наивной»). Так, каштан и дуб относятся к семейству буковых. Черника и абрикос входят в одно семейство – розоцветных. Орех (лещина) относится к семейству березовых. Плоды груши, рябины, боярышника относятся к одному классу и называются яблоком. Как объяснить эти расхождения?

В-9. … Всякий может весьма легко предохранить себя от обмана слов. Тот, кому известно, что он обладает лишь частными идеями, не станет напрасно трудиться отыскивать и мыслить абстрактную идею, связанную с каким-либо именем. А тот, кто знает, что имя не всегда соответствует идее, избавит себя от труда искать идеи там, где их не может быть. Поэтому было бы желательно, чтобы каждый постарался, насколько возможно, приобрести ясный взгляд на идеи, которые он намерен рассматривать, отделяя от них всю ту одежду и завесу слов, что так способствует ослеплению суждения и рассеиванию внимания. Мы тщетно будем возносить свой взор к небесам или проникать им в недра земли, тщетно станем совещаться с писаниями ученых мужей, вдумываться в темные следы древности; нам нужно только отдернуть завесу слов, чтобы ясно увидеть великолепнейшее древо познания, плоды которого прекрасны и доступны нашей руке (Джон Беркли «Трактат о принципах человеческого знания»).

Можно ли в процессе мышления обойтись «частными идеями»? Можно ли оперировать идеями в чистом виде, без словесной оболочки? Каким образом возникает и какую роль в мыслительном процессе играет абстрактная лексика.

В-10. Существует такое неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не знаешь сам – объясни товарищу». Как можно объяснить действие этого правила применительно к основным функциям языка?

3. Семиотика

А) Проведите небольшое исследование на тему:

В-1. Язык животных как биологическая знаковая система. В чем особенность коммуникативной деятельности животных? Какова знаковая функция языка животных?

В-2. Дорожные знаки как знаковая система. Почему дорожные знаки – это система? Какие типы знаков используются? Каковы особенности функционирования дорожных знаков?

В-3. ^ Является ли подарок знаком? Что принято и что не принято дарить среди Ваших друзей, родственников, знакомых? Какова знаковая функция подарка в том или ином контексте? Как влияет ситуация и среда на выбор подарка? Приведите примеры.

В-4. ^ Искусство как знаковая система. Почему искусство считают сложной семиотической системой? Какой из типов знаков является основным в искусстве? Приведите примеры. Продемонстрируйте на примерах особенности функционирования знаков в том или ином виде искусства.

В-5. ^ Азбука для глухонемых как знаковая система. В чем заключается особенность знаков, составляющих азбуку? Опишите основные принципы устройства и функционирования азбуки для глухонемых.

В-6. ^ Одежда как знаковая система. Что принято и что не принято носить в группе Ваших друзей, родственников, знакомых? Какова знаковая функция одежды в том или ином контексте? Как влияет ситуация и среда на вид и форму одежды? Приведите примеры.

В-7. ^ Жестовая речь как знаковая система. В чем заключается особенность жестовой речи? Какой из типов знаков является основным? Чем отличается язык телодвижений человека, сопровождающий речь, от жестового языка глухонемых?

В-8. ^ Украшения, которые носят мои друзья. Что принято носить, в каком контексте, каков хронотоп украшения (время + место)? Какова знаковая функция украшений, как они воспринимаются самими носящими и их окружением?

В-9. ^ Метаязык науки как знаковая система. Почему метаязык науки – это система? К какому типу систем относится метаязык науки? В чем заключаются особенности его устройства и функционирования?

В-10. ^ Вторичные знаковые системы. Приведите примеры вторичных (искусственных) знаковых систем. В чем заключаются особенности их устройства и функционирования?

^ Б) Определите, к какому типу знаков относятся:

В-1. Выходящий из комнаты человек с размаху хлопает дверью, чтобы это услышали люди, оставшиеся в помещении; в фильме про шпионов на окне стоит горшок с цветком.

В-2. Музыкальная «заставка» перед телепередачей; пять звездочек на вывеске отеля

В-3. Плач ребенка; желтая карточка на футбольном матче.

В-4. Частые телефонные гудки; белый флаг, высунутый из окопа.

В-5. Программка, лежащая на кресле в антракте театрального представления; марка на почтовом конверте.

В-6 Зеленый свет в светофоре; покашливание человека, сидящего в приемной.

В-7. Школьный звонок; ярко-оранжевый цвет жилета на человеке, что-то делающем на проезжей части.

В-8. Поднятая на уроке рука ученика; гудок поезда перед отправлением.

В-9. След на песке; гудок автомобиля..

В-10. Музыкальная заставка телепередачи; изображение бегущих детей на дорожном знаке.

^ 4. Язык как системно-структурное образование.

А) Дайте определение следующим терминам:

В-1. Система

В-2. Парадигматика

В-3. Языковой уровень

В-4. Искусственная система

В-5. Структура

В-6. Синтагматика

В-7. Вторичная система

В-8. Идеальная система

В-9. Единица языка

В-10. Принцип системности языка

Б) Определите, единицы каких языковых уровней реализуются в представленных примерах. Свой ответ аргументируйте.

В-1. Он требовал, чтобы все держали язык за зубами.

В-2. Только вьюга долгим смехом заливается в снегах (Блок).

В-3. Лучше смолоду быть умным, чем под старость мудрецом.

В-4. Природа понемногу приходит в себя после долгой зимы.

В-5. Небо покрыто легкими облаками, подернутыми багряным румянцем.

В-6. Он держал всю семью в ежовых рукавицах.

В-7. 3аря запылала пожаром и охватила полнеба.

В-8. Все победы начинаются с побед над самим собой.

В-9. Окна длинной комнаты выходили на глухой двор (Эренбург).

В-10. Я просыпаюсь, подхожу к окну и вижу синее небо над головой.

^ 5. Классификации языков.

А) Определите, к каким семьям и группам относятся следующие языки.

В-1. Татарский, албанский, венгерский, бенгали, казахский, санскрит, эстонский, финикийский, грузинский, арабский, яванский, азербайджанский, суахили, эрзя, тохарский.

В-2. Армянский, сванский, кетский, алеутский, арабский, фиджийский, урду, валлийский, пенджаби, малайский, алюторский, таитянский, баскский, мордовский, курдский.

В-3. Провансальский, французский, ирландский, белорусский, болгарский, готский, сардинский, суахили, лужицкий, полабский, русский, словенский, старославянский, румынский, шотландский.

В-4. Украинский, норвежский, шведский, латышский, финский, мордовский, казахский, карельский, татарский, молдавский, узбекский, эстонский, киргизский, корейский, афганский,

В-5. Мегрельский, мансийский, индонезийский, латышский, немецкий, чироки, корякский, норвежский, зулусский, голландский, грузинский, марийский, турецкий, финский, ненецкий.

В-6. Мансийский, татарский, английский, кашубский, старославянский, грузинский, цыганский, арабский, молдавский, курдский, идиш, греческий, эстонский, башкирский, яванский.

В-7. Албанский, эстонский, украинский, казахский, македонский, румынский, тибетский, монгольский, фарерский, дунганский, фризский, бретонский, эвенкийский, венгерский, чешский.

В-8. Сербскохорватский, румынский, вьетнамский, японский, болгарский, грузинский, польский, испанский, македонский, венгерский, литовский, таджикский, персидский, французский, голландский,

В-9. Чешский, немецкий, турецкий, азербайджанский, арабский, осетинский, словацкий, итальянский, английский, китайский, туркменский, армянский, греческий, албанский, португальский,

В-10. Готский, полабский, суахили, македонский, шотландский, мансийский, персидский, сербский, норвежский, осетинский, таджикский, итальянский, ирландский, венгерский итальянский, ирландский, венгерский, хинди.
Б) Найдите «лишний» язык в следующих группах языков.

В-1. Арабский, амхарский, мальтийский, коптский, иврит.

В-2. Чукотский, корякский, эскимосский, ительменский, алюторский.

В-3. Тувинский, хакасский, алтайский, бурятский, якутский.

В-4. Абхазский, абазинский, чеченский, убыхский, адыгейский.

В-5. Польский, чешский, словенский, верхнелужицкий, кашубский.

В-6. Тайский, лаосский, шанский, чжуанский, бирманский.

В-7. Тонганский, самоанский, токелау, маршальский, маори.

В-8. Английский, французский, испанский, итальянский, галисийский.

В-9. Финский, эстонский, карельский, мордовский, ижорский.

В-10. Коми, марийский, саамский, эстонский, нанайский.
В) Определите, к какому из четырех морфологических типов относятся следующие языки.

В-1. Бирманский, казахский, чукотский, французский.

В-2. Вьетнамский, литовский, эвенкийский, финно-угорский.

В-3. Польский, маньчжурский, йоруба, монгольский.

В-4. Тувинский, латинский, киргизский, вьетнамский

В-5. Монгольский, чукотский, китайский, немецкий.

В-6. Португальский, турецкий, осетинский, русский.

В-7. Португальский, туркменский, японский, киргизский.

В-8. Норвежский, корейский, мордовский, эскимосский.

В-9. Уэльский, башкирский, майори, тайский.

В-10. Осетинский, маратхи, чукотский, алтайский.

Похожие:

Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconЗадачи языкознания Отрасли языкознания Кардинальные вопросы общего языкознания 0
В цикле лингвистических дисциплин, изучаемых в вузе, оя – это итоговая, обобщающая дисциплина. Ее восприятие и усвоение предполагает...
Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconКонтрольная работа по педагогике (самоаттестация) по разделу «Общие основы педагогики»
Контрольная работа по педагогике (самоаттестация) по разделу «Общие основы педагогики» для студентов 21, 22 групп
Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconКонтрольная работа №2 Блок «Уровни языка»
А дайте артикуляционную характеристику всем встречающимся в данном тексте гласным по схеме
Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconКонтрольная работа по дисциплине «Философия»
Философские вопросы – это вопросы не об объектах, будто природных или созданных людьми, а вопросы об отношении к ним человека. Философские...
Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconКонтрольная работа по курсу «Экспериментальная психология»
Представить классификацию психологических методов исследования в виде наиболее полного структурного дерева (блок-схемы) с выделением...
Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconИтоговая контрольная работа
Выберите из нижеперечисленных элементы материнской платы: Процессор, Оперативная память, Системный блок, Микросхема пзу, Принтер,...
Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconБиология, 9 класс Контрольная работа к § 51 Общие законы действия факторов среды на организмы

Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconКонтрольная работа + экзамен; Право собственности в период экономических...
Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности и пророгационные соглашения
Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconЯзыкознание как наука. Место языкознания в системе наук основные разделы языкознания

Контрольная работа №1 Блок «Общие вопросы языкознания» iconКонтрольная работа по дисциплине «Экология» на тему: Экологическая...
Домашняя контрольная работа должна быть написана по следующей схеме (приблизительно)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница